|
Качество (quality)- степень, в какой совокупность собственных (присущих) характеристик соответствует требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).Стр 1 из 6Следующая ⇒ КВАЛИМЕТРИЯ
Основные понятия и термины. Объекты квалиметрии. Классификация задач и методов квалиметрии по этапам жизненного цикла продукции
Квалиметрия – это научная дисциплина, изучающая методологию и проблематику комплексного количественного оценивания качества любых объектов: одушевленных или неодушевленных; предметов или процессов; продуктов труда или продуктов природы; имеющих материальный или духовный характер; имеющих искусственное или естественное происхождение и т.д. Термин «квалиметрия» состоит из латинского корня «квали», образующего слова qualitas – качество, свойство, характер и quatis – какой, какого качества и древнегреческого слова «метрео» metreo – мерить, измерять. Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано. Под объектами квалиметрии понимаются:1. Производственный процесс, технологический процесс, технологическая система или ее элементы (технологическое оборудование, технологический комплекс и др.). 2. Продукция: 2.1 изделие 2.2 материал 2.3 продукт (химический, биологический и др.) 3. Услуга (организации, населению, отдельному лицу), работа 4. Интеллектуальный продукт: 4.1 технологический метод 4.2 программный продукт 4.3 научный продукт (методика, концепция и т.п.) 4.4. прочие нематериальные продукты (организационная система, схема, карта и т.п.) Единая терминология и рекомендации по решению различных задач квалиметрии содержится в нормативной документации (ГОСТах, руководящих документах и др.) Наиболее важными из них являются следующие: ГОСТ 15467-79 (СТ СЭВ 3519-81) Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения (с Изменением N 1) ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
Термины и определения Качество (quality)- степень, в какой совокупность собственных (присущих) характеристик соответствует требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000-2001). Определение качества относится как к товарам и услугам, так и к процессам производства товаров и оказания услуг. Процесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы. Продукция – результат процесса, конечный результат деятельности организации, интересующий субъектов ее внешней среды и прежде всего потребителей. Существует нормативная документация по классификации продукции – классификаторы. На территории РФ действует Общероссийский классификатор продукции ОКП, предназначенный для автоматизированной обработки информации и продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и др. Изделие – единица промышленной продукции, количество которой может исчисляться в штуках (экземплярах). Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. В классификаторе ОКДП (Общероссийский классификатор видов деятельности, продукции и услуг) приведена классификация: 1) видов экономической деятельности 2) продукции 3) услуг Услуга является результатом по меньшей мере одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя, она, как правило, нематериальна. Виды услуг: - исследования и разработки; - кредитование; - посредничество; - обучение; - ремонт; - техническое обслуживание; - лечение; - торговля; - информационное обслуживание и др.
Классификация услуг: 1) производственная (исследования и разработки, снабжение комплектующими, материалами, и др.) 2) материальная (ремонт автомобиля, строительство дома, шитье костюма и др.) 3) нематериальная (лечение, обучение, хранение, организация отдыха и т.д.)
Коэффициент весомости показателя качества продукции – количественная характеристика значимости данного показателя качества продукции среди других показателей ее качества. Оценка уровня качества продукции – совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми. Уровень качества продукции – относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Управление качеством продукции – действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Удовлетворенность потребителей – восприятие потребителями степени выполнения их требований. Требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией. Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Единичный показатель качества продукции -показатель, качества продукции характеризующий одно из ее свойств. Комплексный показатель качества продукции – показатель качества продукции, характеризующий несколько ее свойств.
Классификация задач и методов квалиметрии по этапам жизненного цикла продукции
В теории управления качеством существует понятие жизненный цикл продукции (ЖЦП). Жизненный цикл продукции – интервал времени, в течение которого данная продукция проходит все этапы своего создания, изготовления, эксплуатации и утилизации. Этапы ЖЦП представлены в таблице 1.
Таблица 1
Более сжато ЖЦП описывается четырьмя этапами: 1) исследование и обоснование разработки; 2) разработка; 3) производство; 4) эксплуатация. Состав задач квалиметрии различен на различных этапах ЖЦП. На первом этапе результатом работ являются исходные данные для создания и разработки изделий и материалов, разработка технического задания (ТЗ) на выполнение конструкторских работ. ТЗ устанавливает основное назначение, экономические характеристики и показатели качества изделия или материала. ТЗ является первым документом, в котором появляются показатели качества (ПК).Численные величины ПК определяются с учетом двух факторов: 1) требования потенциальных потребителей продукции как в отношении состава свойств качества, так и их количественных характеристик; 2) возможности разработчика и изготовителя, как при разработке, так и при изготовлении продукции. Возможности разработчика продукции могут быть ограничены из-за: -недостаточного информационного обеспечения (о наличии обладающих нужными свойствами материалов и комплектующих, программных продуктов, высоких технологий ит.п.); -недостаточного материального обеспечения (измерительным и испытательным оборудованием и т.п.); -несоответствующих условий работы (производственной среды) Возможности производителя могут быть ограничены по аналогичным причинам, однако наиболее весомыми могут быть материальные причины. Поэтому численные значения ПК являются результатом компромисса между желаемым и возможным. И в то же время, этот компромисс должен быть таким, чтобы обеспечивалась конкурентоспособность продукции на предполагаемом рынке сбыта. Из этого следует, что на первом этапе ЖЦП задачами квалиметрии являются: первая -определение номенклатуры ПК разрабатываемой продукции, включаемых в документацию; вторая- определение численных значений ПК, включаемых в документацию на основе расчетных методов и методов оптимизации. Результатом работ на втором этапе является воплощение требований ТЗ в опытных образцах или партиях, разработка конструкторской и технологической документации (технических условий, технического описания, технологической инструкции). Этап завершается принятием решения о постановке продукции на производство по результатам приемочных испытаний. Приемочные испытания должны определить, выполнены те требования к качеству продукции, которые в виде показателей качества сформулированы в ТЗ. Для этого необходимо сравнить эти показатели с теми их значениями, которые имеет разработанная продукция. Реальные значения показателей качества определяются с помощью методов метрологии. Таким образом, на второй стадии результаты, полученные методами квалиметрии, т.е. выбранные ПК и их численные значения сравниваются (сопоставляются) с реальными значениями этих показателей качества. Это сопоставление отражает характер соотношения между этими отраслями знаний: ни квалиметрия не является частью метрологии, ни метрология не является частью квалиметрии. Эти области знаний используются совместно для решения вопросов стандартизации и обеспечения качества. На третьем этапе ЖЦП осуществляется изготовление продукции и ее контроль требованиям, содержащимся в документации, по которой эта продукция изготавливается. По существу это такая же задача контроля, как и на втором этапе. Она состоит в определении реальных значений ПК и их сопоставлении с требуемыми. В случае массового выпуска продукции или невозможности осуществления неразрушающего контроля (например, консервы, продукты в упаковке),осуществляется выборочный контроль качества продукции. Применение выборочного контроля ставит задачу квалиметрии - применение методов теории вероятностей и математической статистики для его осуществления. На четвертом этапе ЖЦП в процессе эксплуатации продукции осуществляется реализация свойств продукции. Применительно к этой стадии методами квалиметрии решаются задачи рационального обслуживания продукции по данным о значениях ПК для того, чтобы эти свойства были использованы в полной мере. Таким образом, основными задачами квалиметрии являются следующие задачи: · определении номенклатуры показателей качества для включения их в ТЗ и нормативную документацию с целью их последующего контроля, сопоставительной оценки с продукцией аналогичного функционального назначения и др. целей · определение численных показателей качества для включения их в ТЗ на разработку продукции · формулировка требований к ПК для включения их в нормативную документацию (стандарты, технические условия и др.) · оценка качества на основе испытаний и измерений, в том числе выборочных · разработка стратегий обслуживания технических устройств на основе данных о показателях надежности
Контрольные вопросы 1. Поясните классификацию продукции по четырем общим категориям: услуги, программные средства, технические средства, перерабатываемые материалы. 2. Перечислите особенности показателей качества услуг. 3. Опишите этапы жизненного цикла продукции 4. Какие нормативные документы устанавливают термины, определения и рекомендации по решению различных задач квалиметрии? 5. Перечислите основные задачи квалиметрии на различных этапах ЖЦП
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|