Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Качество (quality)- степень, в какой совокупность собственных (присущих) характеристик соответствует требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).





КВАЛИМЕТРИЯ

 

Основные понятия и термины. Объекты квалиметрии.

Классификация задач и методов квалиметрии по этапам жизненного цикла продукции

 

Квалиметрия – это научная дисциплина, изучающая методологию и проблематику комплексного количественного оценивания качества любых объектов: одушевленных или неодушевленных; предметов или процессов; продуктов труда или продуктов природы; имеющих материальный или духовный характер; имеющих искусственное или естественное происхождение и т.д.

Термин «квалиметрия» состоит из латинского корня «квали», образующего слова qualitas – качество, свойство, характер и quatis – какой, какого качества и древнегреческого слова «метрео» metreo – мерить, измерять.

Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано. Под объектами квалиметрии понимаются:

1. Производственный процесс, технологический процесс, технологическая система или ее элементы (технологическое оборудование, технологический комплекс и др.).

2. Продукция:

2.1 изделие

2.2 материал

2.3 продукт (химический, биологический и др.)

3. Услуга (организации, населению, отдельному лицу), работа

4. Интеллектуальный продукт:

4.1 технологический метод

4.2 программный продукт

4.3 научный продукт (методика, концепция и т.п.)

4.4. прочие нематериальные продукты (организационная система, схема, карта и т.п.)

Единая терминология и рекомендации по решению различных задач квалиметрии содержится в нормативной документации (ГОСТах, руководящих документах и др.) Наиболее важными из них являются следующие:

ГОСТ 15467-79 (СТ СЭВ 3519-81) Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения (с Изменением N 1)

ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

 

Термины и определения

Качество (quality)- степень, в какой совокупность собственных (присущих) характеристик соответствует требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

Определение качества относится как к товарам и услугам, так и к процессам производства товаров и оказания услуг.

Процесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Продукция – результат процесса, конечный результат деятельности организации, интересующий субъектов ее внешней среды и прежде всего потребителей.

Существует нормативная документация по классификации продукции – классификаторы. На территории РФ действует Общероссийский классификатор продукции ОКП, предназначенный для автоматизированной обработки информации и продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и др.

Изделие – единица промышленной продукции, количество которой может исчисляться в штуках (экземплярах).

Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

В классификаторе ОКДП (Общероссийский классификатор видов деятельности, продукции и услуг) приведена классификация:

1) видов экономической деятельности

2) продукции

3) услуг

Услуга является результатом по меньшей мере одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя, она, как правило, нематериальна.

Виды услуг:

- исследования и разработки;

- кредитование;

- посредничество;

- обучение;

- ремонт;

- техническое обслуживание;

- лечение;

- торговля;

- информационное обслуживание и др.

 

Классификация услуг:

1) производственная (исследования и разработки, снабжение комплектующими, материалами, и др.)

2) материальная (ремонт автомобиля, строительство дома, шитье костюма и др.)

3) нематериальная (лечение, обучение, хранение, организация отдыха и т.д.)

 

Коэффициент весомости показателя качества продукции – количественная характеристика значимости данного показателя качества продукции среди других показателей ее качества.

Оценка уровня качества продукции – совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Уровень качества продукции – относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.

Управление качеством продукции – действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Удовлетворенность потребителей – восприятие потребителями степени выполнения их требований.

Требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.

Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество.

Единичный показатель качества продукции -показатель, качества продукции характеризующий одно из ее свойств.

Комплексный показатель качества продукции – показатель качества продукции, характеризующий несколько ее свойств.

 

Классификация задач и методов квалиметрии по этапам жизненного цикла продукции

 

В теории управления качеством существует понятие жизненный цикл продукции (ЖЦП). Жизненный цикл продукции – интервал времени, в течение которого данная продукция проходит все этапы своего создания, изготовления, эксплуатации и утилизации. Этапы ЖЦП представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Номер этапа Наименование и содержание этапа Исполнители
  Маркетинг (изучение рынка, определение основных и перспективных технических и эксплуатационных требований)     Изготовитель    
  Проектирование и разработка изделий (конструкторская подготовка производства)
  Технологическая подготовка производства (разработка техпроцессов изготовления продукции, определение трудоемкости изготовления)
  Материально-техническое обеспечение (закупка материалов, комплектующих) Изготовитель и поставщик
  Производство     Изготовитель
  Контроль, проведение испытаний, обследований
  Упаковка и хранение и консервация
  Реализация и распределение продукции Изготовитель или независимый поставщик-распределитель
  Монтаж и ввод в эксплуатацию Потребитель, изготовитель
  Эксплуатация изделий Потребитель
  Техническая помощь в период эксплуатации Изготовитель
  Гарантийное послепродажное обслуживание Сервисный орган
  Утилизация после использования Потребитель

 

Более сжато ЖЦП описывается четырьмя этапами:

1) исследование и обоснование разработки;

2) разработка;

3) производство;

4) эксплуатация.

Состав задач квалиметрии различен на различных этапах ЖЦП. На первом этапе результатом работ являются исходные данные для создания и разработки изделий и материалов, разработка технического задания (ТЗ) на выполнение конструкторских работ. ТЗ устанавливает основное назначение, экономические характеристики и показатели качества изделия или материала.

ТЗ является первым документом, в котором появляются показатели качества (ПК).Численные величины ПК определяются с учетом двух факторов:

1) требования потенциальных потребителей продукции как в отношении состава свойств качества, так и их количественных характеристик;

2) возможности разработчика и изготовителя, как при разработке, так и при изготовлении продукции.

Возможности разработчика продукции могут быть ограничены из-за:

-недостаточного информационного обеспечения (о наличии обладающих нужными свойствами материалов и комплектующих, программных продуктов, высоких технологий ит.п.);

-недостаточного материального обеспечения (измерительным и испытательным оборудованием и т.п.);

-несоответствующих условий работы (производственной среды)

Возможности производителя могут быть ограничены по аналогичным причинам, однако наиболее весомыми могут быть материальные причины.

Поэтому численные значения ПК являются результатом компромисса между желаемым и возможным. И в то же время, этот компромисс должен быть таким, чтобы обеспечивалась конкурентоспособность продукции на предполагаемом рынке сбыта.

Из этого следует, что на первом этапе ЖЦП задачами квалиметрии являются:

первая -определение номенклатуры ПК разрабатываемой продукции, включаемых в документацию;

вторая- определение численных значений ПК, включаемых в документацию на основе расчетных методов и методов оптимизации.

Результатом работ на втором этапе является воплощение требований ТЗ в опытных образцах или партиях, разработка конструкторской и технологической документации (технических условий, технического описания, технологической инструкции). Этап завершается принятием решения о постановке продукции на производство по результатам приемочных испытаний.

Приемочные испытания должны определить, выполнены те требования к качеству продукции, которые в виде показателей качества сформулированы в ТЗ. Для этого необходимо сравнить эти показатели с теми их значениями, которые имеет разработанная продукция. Реальные значения показателей качества определяются с помощью методов метрологии.

Таким образом, на второй стадии результаты, полученные методами квалиметрии, т.е. выбранные ПК и их численные значения сравниваются (сопоставляются) с реальными значениями этих показателей качества. Это сопоставление отражает характер соотношения между этими отраслями знаний: ни квалиметрия не является частью метрологии, ни метрология не является частью квалиметрии. Эти области знаний используются совместно для решения вопросов стандартизации и обеспечения качества.

На третьем этапе ЖЦП осуществляется изготовление продукции и ее контроль требованиям, содержащимся в документации, по которой эта продукция изготавливается. По существу это такая же задача контроля, как и на втором этапе. Она состоит в определении реальных значений ПК и их сопоставлении с требуемыми.

В случае массового выпуска продукции или невозможности осуществления неразрушающего контроля (например, консервы, продукты в упаковке),осуществляется выборочный контроль качества продукции. Применение выборочного контроля ставит задачу квалиметрии - применение методов теории вероятностей и математической статистики для его осуществления.

На четвертом этапе ЖЦП в процессе эксплуатации продукции осуществляется реализация свойств продукции. Применительно к этой стадии методами квалиметрии решаются задачи рационального обслуживания продукции по данным о значениях ПК для того, чтобы эти свойства были использованы в полной мере.

Таким образом, основными задачами квалиметрии являются следующие задачи:

· определении номенклатуры показателей качества для включения их в ТЗ и нормативную документацию с целью их последующего контроля, сопоставительной оценки с продукцией аналогичного функционального назначения и др. целей

· определение численных показателей качества для включения их в ТЗ на разработку продукции

· формулировка требований к ПК для включения их в нормативную документацию (стандарты, технические условия и др.)

· оценка качества на основе испытаний и измерений, в том числе выборочных

· разработка стратегий обслуживания технических устройств на основе данных о показателях надежности

 

Контрольные вопросы

1. Поясните классификацию продукции по четырем общим категориям: услуги, программные средства, технические средства, перерабатываемые материалы.

2. Перечислите особенности показателей качества услуг.

3. Опишите этапы жизненного цикла продукции

4. Какие нормативные документы устанавливают термины, определения и рекомендации по решению различных задач квалиметрии?

5. Перечислите основные задачи квалиметрии на различных этапах ЖЦП

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.