Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Способы обработки экономической информации





Способ сравнения. Наиболее часто применяется в анализе. Основные его виды:

– сравнение фактических отчетных данных с плановыми. Результатом сравнения является определение процента выполнения плана;

– сравнение показателей в динамике с целью выявления тенденций, закономерностей в развитии экономического явления;

– сравнение показателей анализируемого предприятия со средними значениями по отрасли;

– сравнение показателей деятельности изучаемого предпри­ятия с соответствующими показателями конкурентов;

– сопоставление параллельных динамических рядов для изу­чения взаимосвязи исследуемых показателей.;

– сопоставление результатов различных управленческих решений с целью выбора оптимального решения;

– сравнение результатов деятельности до и после принятия управленческих решений с целью оценки их эффективности.

В экономическом анализе различают также горизонтальный, вертикальный, трендовый, одномерный и многомерный виды сравнительного анализа.

Горизонтальный сравнительный анализ применяется для оп­ределения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого, среднего и т.д.);

вертикальный анализ для изучения струк­туры экономических явлений и процессов – путем расчета удель­ного веса частей в целом, соотношения удельных весов, этот вид широко применяется в финансовом анализе;

трендовый анализ – при изучении относительных темпов роста и прироста пока­зателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследова­нии рядов динамики.

При одномерном сравнительном анализе сопоставляются один или несколько показателей одного объекта или несколько объ­ектов по одному показателю.



При многомерном сравнительном анализе проводится сопоставление результатов деятельности не­скольких предприятий по нескольким показателям. Многомер­ный сравнительный анализ используется для определения рей­тинга каждого предприятия в совокупности предприятий.

Обязательным условием сравнительного анализа является со­поставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

– единство объемных, стоимостных, качественных, струк­турных показателей;

– единство периодов времени, за которые производится сравнение;

– сопоставимость условий производства;

– сопоставимость методики исчисления показателей.

Приведение данных к сопоставимому виду для выявления влияния объемных показателей, структурных сдвигов, ценового фактора, качественных изменении осуществляется в процессе факторного детерминированного анализа.

Группировка. Предполагает определенную классификацию яв­лений и процессов, а также причин и факторов, их обусловивших.

Требование к группировке: влияние наиболее существенных признаков группировки определяется на основе предваритель­ного анализа сущности группируемых экономических явлений. Группировочный признак должен быть основным. Результатом группировки является построение группировочных таблиц, которые строятся как по одному признаку (простые группировки), так и по нескольким (комбинированные).

Балансовый способ. Балансовый способ служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественны. Может применяться в качестве, как ос­новного, так и вспомогательного приема анализа хозяйственной деятельности.

Аналитические таблицы.Аналитическими называются таблицы, имеющие структуру, специально разработанную для потребностей конкретного исследования рассматриваемой задачи экономического анализа.

Использование данного способа обработки экономической информации предполагает разработку структуры таблицы, заполнение ее, формулирование выводов.

Аналитические таблицы используются как при проведении исследования, так и для представления его результатов.

Графический способ. Графики являются масштабным изобра­жением показателей и их зависимости с помощью геометриче­ских фигур. Графический способ не имеет в анализе самостоя­тельного значения, а используется для иллюстрации изменений в динамике, структурных сдвигов или других видов сравнения.

2. Основные свойства и модели детерминированного факторного анализа. Приемы построения детерминированных факторных моделей.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с ре­зультативным показателем носит функциональный характер, то есть результативный показатель может быть представлен в виде про­изведения, частного от деления или алгебраической суммы по­казателей, являющихся факторами детерминированной модели.

Основные свойства детерминированного подхода к анализу:

– определение детерминированной модели путем логического анализа;

– наличие полной (жесткой) связи между показателями;

– невозможность разделить результаты влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели;

– изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.

Детерминированный факторный анализ включает следующие этапы :

1) построение экономически обоснованной (с позиций факторного анализа) детерминированной факторной модели;

2) выбор приема анализа и подготовка условий для его вы­полнения;

3) реализация счетных процедур;

4) формулирование выводов.

Методы детерминиро­ванного факторного анализа требуют построения факторных моделей, которые можно свести к четырем типам: аддитив­ные, мультипликативные, кратные, смешанные.

Аддитивныемодели представляют собой алгебраическую сум­му показателей и имеют следующую математическую интерпре­тацию:


Мультипликативные модели представляют собой произведение факторов. В обобщенном виде они могут быть представлены формулой:

Кратныемодели представляют собой отношение факторов и имеют вид:


где Z – совокупный показатель.


Смешанныемодели представляют собой комбинацию пере­численных моделей и могут быть описаны с помощью следую­щих выражений:

 

Приемы построения детерминированных факторных моделей. В отдельных случаях для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества причин, повлиявших на результативный показатель, следует построить детерминированную факторную модель. Рассмотрим некоторые методы такого построения.

1. Метод удлинения факторной системы.

Исходная факторная модель . Если при этом , тогда модель примет вид:

2. Метод расширения факторной системы. При использовании этого метода числитель и знаменатель умножаются на одно и то же число:

3. Метод сокращения факторной системы. При использовании этого метода числитель и знаменатель делятся на одно и то же число:

, , , .

Детализация, или глубина, факторного анализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественно оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели (МММ). В основе построения и решения этих моделей лежат следующие принципы:

– место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя;

– модель следует строить из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило, качественных, на составляющие;

– при написании формулы многофакторной модели факторы рекомендуется располагать в порядке их замены слева направо. Это правило необходимо соблюдать при использовании метода цепной подстановки и его модификаций.

Построение факторной модели – первый этап детерминированного анализа. Далее следует выбрать способ ее решения.

3. Планирование аналитической работы. Информационное обеспечение анализа. Документальное оформление результатов анализа.

Планирование аналитической работы

На каждом предприятии вся работа по проведению анализа должна планироваться. На практике могут составляться следующие планы:

– комплексный план аналитической работы предприятия;

– тематические планы.

Комплексный план обычно составляется на один год. Разрабатывает его специалист, которому на предприятии поручено руководство аналитической работой в целом. Этот план по содержанию представляет собой календарное расписание отдельных аналитических исследований. В нем, кроме целей и задач анализа, перечисляются вопросы, которые должны быть исследованы на протяжении года, определяется время для изучения каждого вопроса, указываются субъекты анализа, дается схема аналитического документооборота, срок и адрес поступления каждого документа, его содержание.

По результатам анализа разрабатываются предложения, направленные на улучшение результатов хозяйственной деятельности. Поэтому комплексный план должен предусматривать и организацию проведения контроля за выполнением этих мероприятий.

Кроме комплексного плана, могут составляться и тематические. Это планы проведения анализа по комплексным вопросам, которые требуют углубленного изучения. В них рассматриваются объекты, субъекты, этапы, сроки проведения анализа, его исполнители и др.

Контроль за выполнением планов анализа ведет заместитель руководителя предприятия по экономическим вопросам или лицо, на которое возложены обязанности по управлению анализом в целом.

Информационное обеспечение анализа

Все источники данных для АХД делятся на плановые, учетные и внеучвтные.

К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, хозрасчетные задания, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.

Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты.

К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее. В их число входят следующие документы:

1. Официальные документы, которыми обязан пользоваться субъект хозяйствования в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства и местных органов власти, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия.

2. Хозяйственно–правовые документы: договора, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.

3. Материалы изучения передового опыта, полученные из разных источников информации (Интернет, радио, телевидение, газеты и т.д.).

4. Техническая и технологическая документация.

5. Материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометраж, фотография и т.п.).

По отношению к объекту исследования информация бывает внутренней и внешней. Система внутренней информации – это данные статистического бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные, разработанные на предприятии и т.д. Система внешней информации – это данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно–правовые документы и т.д.

По отношению к предмету исследования информация делится на основную и вспомогательную, необходимую для более полной характеристики изучаемой предметной области.

По периодичности поступления аналитическая информация подразделяется на регулярную и эпизодическую. К источникам регулярной информации относятся плановые и учетные данные. Эпизодическая информация формируется по мере необходимости, например сведения о новом конкуренте.

Регулярная информация в свою очередь классифицируется на постоянную, сохраняющую свое значение длительное время (коды, шифры, план счетов бухгалтерского учета и др.), условно–постоянную, сохраняющую свое значение в течение определенного периода времени (показатели плана, нормативы) и переменную, характеризующую частую сменяемость событий (отчетные данные о состоянии анализируемого объекта на определенную дату).

По отношению к процессу обработки информацию можно отнести к первичной (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичной, прошедшей определенную стадию обработки и преобразований (отчетность, конъюнктурные обзоры и т.д.).

К организации информационного обеспечения анализа предъявляется ряд требований: аналитичность информации, ее объективность, единство, оперативность, рациональность и др.

Таким образом, информационная система АХД должна формироваться и совершенствоваться с учетом перечисленных выше требований, что является необходимым условием повышения действенности и эффективности АХД.









Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.