|
Пример: женщина, умершая в родах
Однако выяснилось, что многие умершие настроены по отношению к живущим враждебно, как будто ждут от них чего-то, как будто что-то должно произойти. В это же время они пытаются утянуть живых к себе в смерть. Это мне бросилось в глаза во время расстановки в Италии.
Один врач, больной раком, рассказал мне, что его мать и сестра умерли от рака и что у него была еще одна сестра. Мать матери умерла во время родов его матери. Тогда я попробовал, руководствуясь своими прежними знаниями (как я описывал это в книге «Порядки любви»), ввести в расстановку мать матери, чтобы она с любовью посмотрела на свою дочь и благословила ее на жизнь. Но заместительница матери захотела, чтобы ее дочь пришла к ней. Она действительно хотела утянуть ее к себе.
Тогда я отвел дочь в сторону, так что перед бабушкой стояли ее внуки. И их она хотела утянуть за собой в смерть. Никакие разговоры о том, что она умерла, а другие живы, что она пытается увести живущих за собой в смерть, не подвигли ее к тому, чтобы согласиться с тем, чтобы ее внуки остались жить. Так стало очевидным, что от умерших иногда исходит враждебное жизни движение, направленное на живущих. Это могло бы объяснить страх живых перед умершими, страх того, что умершие могут быть не только благосклонны к живущим, но и враждебны. Это не чувство враждебности, но дух враждебности, потребность увести за собой в смерть живущих, как будто мертвые и сами живы. ■б- 243
Решение в этом случае было таким: я отвернул бабушку, так чтобы она смотрела на умерших, в противоположном направлении от живых, так она поняла, что она мертва. В этот момент ее дочь смогла повернуться к своим детям. Затем я поставил рядом с ней ее мужа. Дети образовали круг вокруг них, обнялись и тогда почувствовали: теперь они могут жить.
Итак, подобные движения тоже надо иметь в виду. Я понимаю, что многим это может показаться странным, что они могли бы возразить против таких движений или наблюдений, объясняя их причинами других взаимосвязей. Но тот, кто это делает, не сможет помочь. Пример: индианка и ее сестра, Погибшая в результате несчастного случая — Я наблюдая, как ты во время расстановок иногда поворачиваешь головы заместителей умерших в сторону других умерших из прежних поколений. Я также наблюдал, что ты иногда закрываешь умершим глаза или просишь их об этом, я наблюдал, как ты передаешь умерших в руки или под покровительство их родителей.
— Чтобы пояснить, скажу: речь идет о заместителях умерших людей, которые почти всегда лежат на полу. У нас был один случай: индианка сказала, что ее сестра погибла в результате несчастного случая и что ее дочь хочет попасть «на небо к своей тете». Дочь, так сказать, тянет к тете. Странным образом еще двое членов той же семьи, а также один чужой человек, погибли в результате несчастных случаев на том же самом месте, что и сестра клиентки. Это говорит о том, что иногда существует привязка к определенному месту, которое притягивает несчастье, если не сделать что-то такое, что послужит освобождению от враждебности жизни.
Во время расстановки четверо умерших лежали на полу на спине. При этом заместительница сестры клиентки лежала с открытыми глазами и смотрела на живущих. Опыт показывает, что существует такое решение: нужно повернуть головы умерших от живых, прежде всего повернуть их головы от живущих в сторону умерших так, чтобы они смотрели на других умерших. В нашем случае было так: как только погибшая сестра клиентки повернула голову в другую сторону, она закрыла гла-
за. И это показало, что она примирилась со своей смертью. Тогда ее племянница смогла отвернуться от тёти, оставить ее среди мертвых и повернуться лицом к жизни. Причем вначале это нужно было бы сделать с ее матерью, т. е. сестрой погибшей, потому что именно она хотела последовать за ней, а дочь только хотела это сделать вместо нее.
Иногда, если хочешь закрыть умершим глаза, например, родители хотят закрыть глаза своего умершего ребенка, умершие противятся этому, снова открывая глаза. Из этого видно, что что-то между ними осталось нерешенным. И это нерешенное необходимо найти. Если внимательно следить за таким движением, возможно, решение будет найдено.
Очевидно, что речь здесь идет о вторжении в царство мертвых. Терапевт может и смеет это делать, только если он после (и это крайне важно!) немедленно вернется назад. Нельзя оставаться в этом пространстве. Это плохо для любого. Предки — Это значит, что ты не доверяешься умершим? — Я доверяюсь умершим из моей семьи. Я чувствую их силу за своей спиной. Если в расстановке поставить за спиной участника его предков со стороны отца и со стороны матери и попросить его дышать глубоко, можно увидеть, сколько силы и, как ни странно, тепла идет от предков. Многим становится при этом очень тепло. Это — хорошее движение, движение от умерших к живым. Для многих решение становится возможным, если они смотрят не только на свою семью, а получают силу для решения из благословения своих предков. Смерть — Когда ты доверяешься смерти, что это значит? — Смерти нужно довериться так или иначе. Тот, кто боится смерти, не сможет делать эту работу. Тот, кто не сможет идти с клиентом, куда необходимо, не сможет посмотреть в лицо смерти и признать, когда необходимо, что и его время прошло, не сможет делать эту работу. Терапевт должен быть хорошо зна- ком со смертью, в смысле чувства глубокого уважения и защищенности. Смерть — это посланник чего-то высшего, что живо. — В этой связи ты говорил: смерть никогда не приходит слишком рано. — Да, смерть приходит всегда вовремя. Это так и есть. Много путаницы возникает в процессе расстановок и терапии вообще, когда вина за смерть одного человека приписывается другому, например убийце. Тогда мы злы на убийцу. Но многие расстановки показали, что умершие или убитые видят это иначе. Они узнали, что смерть находится в руках чего-то высшего, смогли принять ее, им не кажется, что с ними обошлись несправедливо, что они умерли слишком рано. Пример: страх смерти — Когда ты вводишь в расстановку смерть, иногда что-то меняется. Ты говоришь тогда, что истинная смерть всегда смотрит на своего хозяина и не движется. — Не совсем так. Если я ставлю смерть, часто выясняется, что участник видит в качестве смерти другого человека. Во время одного курса в Италии мы работали с женщиной, которая панически боялась, что ее дети могут умереть и что она сама может умереть. Мы расставили ее, ее детей и смерть. Заместитель смерти сразу сел на пол. Он внезапно стал ребенком. Я спросил женщину, что произошло в ее родительской семье. Она сказала, что ее мать абортировала девятерых детей и хвасталась этим. Тогда мы посадили на пол девять детей, среди которых был и заместитель смерти, а мать поставили за ними. Мать показала большое волнение и села к своим абортированным детям. Там она успокоилась.
Было совершенно ясно, что страх смерти был страхом перед матерью, которая сделала так много абортов. Когда расставляешь смерть, часто выявляется нечто скрытое. Такая «смерть» ненастоящая.
В таких случаях я иногда ввожу в расстановку настоящую смерть. Настоящая смерть, как правило, неподвижна. Иногда она смотрит вдаль, на своего хозяина, как ты это хорошо сказал. Конечно, возможны варианты. Нельзя это определить четко. Когда ставишь смерть, необходимо внимательно следить за движением, следить за тем, не происходит ли что-нибудь помимо нее, что необходимо сначала разрешить. Будущее — Я наблюдая, что ты все чаще в конце работы поворачиваешь клиентов. Они смотрят, так сказать, в будущее.
— Именно когда работаешь с умершими, важно, чтобы живущие в конце склонились перед ними. Но, если умершие упокоились с миром, нельзя оставаться рядом с ними. Нужно отойти от них, отойти немного назад, повернуться и посмотреть в будущее. Это важное движение. Это основное движение для решения. После того как нечто разрешено, необходимо оставить это позади и свободно смотреть вперед, в свое будущее.
— В последнее время я видел, что после того, как дети вновь обрели и приняли своих родителей, ты уводишь детей от родителей немного вперед. — При хороших решениях родители всегда стоят за спиной детей, а дети уходят от родителей в собственное будущее. Тогда родители чувствуют себя хорошо. Это не означает, что отношения с родителями прерваны, совсем нет. Именно когда движение идет вперед, родители чувствуют себя исполнившими свой долг, потому что они видят, что сделали свою работу, завершили ее, дети прочно стоят на ногах. И все же дети остаются связанными со своими родителями. Это движение означает, что я должен вывести из поля зрения свое прошлое. Я должен забыть его и больше не вспоминать.
Такое движение вперед требует внутренней дисциплины. Оно идет рука об руку с забвением. Забвением в смысле: я решил и оставляю это позади. ПОМОЩЬ И РЕШЕНИЕ Введение Помогать — это высокое искусство. Эта глава расскажет, как можно помогать в гармонии с действительностью, где нужно отступить, чтобы, помогая, не перейти границы своих возможностей. Решение без проблемы Б. X.: Многие относятся к проблеме так, будто она является основой для решения. Но для решения мне не нужна проблема. Если я погружаюсь в чью-то проблему, то и я, и клиент теряем энергию, нам не хватает сил для действия. Поэтому лучше забыть о проблеме и посмотреть на решение. Клиентке: Я расскажу тебе секрет решения. КЛИЕНТКА: Очень хорошо. Б. X.: Для того чтобы найти решение, проблема не нужна. А ты привязываешь решение к знанию о проблеме. КЛИЕНТКА: Ты не мог бы повторить это. Б. X.: Ты привязываешь решение к знанию о проблеме. Сама проблема — всегда препятствие к решению. Это очевидно. Если я начну сейчас исследовать проблему, я создам препятствие для решения. Интуиция и решение
В этой связи я хотел бы открыть еще одну тайну. Интуиция действенна, только если я смотрю на решение. Кто смотрит на проблему — у того взгляд сужен. Он рассматривает детали, и от
него ускользает целое. Кто смотрит на решение, всегда имеет в поле зрения целое и увидит выход на более высоком уровне. Этот выход блеснет внезапно из ниоткуда, и нужно быстро следовать ему. Решение следует за любовью
Проблема возникает там, где есть любовь. Поэтому я могу понять клиента и его проблему, только если увижу, где покажется любовь клиента.
Решение должно питаться той же силой, что и сама проблема. Оно питается той же силой, что создала проблему. Только надо придать той силе другое направление — более счастливое, целительное для всех участников. Это значит, я должен показать клиенту, как он может любить «еще лучше» и что при нахождении решения любовь' проявится во всем ее сиянии, не то что при удержании проблемы.
В этом и есть весь секрет психотерапии. Но как любовь, так и решение нужно увидеть, их нельзя придумывать. Они должны быть истинными. Им должно предшествовать восприятие. На этом пути не исключены ошибки. Но это не страшно, если в поле нашего зрения есть цель и любовь. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|