Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Протокол согласования учЕбной программы





Общие сведения

 

Сведения об ЭУМК

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Микроэкономика» предназначен для студентов экономических и инженерно-экономических специальностей вузов, а также может быть использован преподавателями, аспирантами и практическими работниками предприятий.

Электронный учебно-методический комплекс составлен на основе рабочей учебной программы по дисциплине «Микроэкономика», утверждённой деканом факультета непрерывного и дистанционного обучения <дата утверждения>, регистрационный № УД 11‑XX‑YY/Р и рабочего учебного плана специальности 1-26 02 03 «Маркетинг».

Составитель:

В. И. Шкода, старший преподаватель кафедры экономики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники».

Рассмотрен и рекомендован к изданию на заседании кафедры экономики, протокол № __ от __.__.2010.

Одобрен и рекомендован к изданию методической комиссией инженерно-экономического факультета, протокол № __ от __.__.2010.

 


Методические рекомендации по изучению дисциплины

 

В соответствии с учебным планом студенты дистанционной формы обучения специальности «Маркетинг» изучают курс «Микроэкономика».

Учебным планом по данной дисциплине предусмотрено изучение теоретических вопросов, выполнение 2-х контрольных работ. Изучение дисциплины заканчивается экзаменом. К экзамену студенты допускаются только при условии выполнения и защиты контрольных работ.

Рекомендуется изучать дисциплину «Микроэкономика» в соответствии с рабочей программой.

При изучении дисциплины необходимо:

- ознакомиться с содержанием и рекомендуемой литературой;

- изучить теоретический материал по приведенным темам и вопросам, строго придерживаясь логической последовательности его изложения;

- выполнить контрольные работы.

 

 

 




Рабочая учебная программа

 

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Декан факультета ЗВиДО

________________А.В.Ломако

 

«___» __________ 2009

 

Регистрационный № УД-___________/р.

МИКРОЭКОНОМИКА

Рабочая учебная программа для специально сти:

 

1-26 02 03 Маркетинг

 

 

Факультет заочного, вечернего и дистанционного обучения

Кафедра экономики

 

Курс первый

 

Семестр второй

Экзамен 2семестр

 

Контрольные работы – 2

 

Всего часов Форма получения высшего

по дисциплине 160 образования дистанционная

Cоставила В.И.Шкода, ст. преподаватель.

 

Рабочая программа составлена на основе учебной типовой программы по курсу «Микроэкономика» для экономических специальностей высших учебных заведений, утвержденной УМО вузов РБ по образованию в области информатики и радиоэлектроники, регистрационный № ТД-40-053/тип от 09.12.2009 г.

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры экономики

 

протокол № 4 от 27 ноября 2008г.

 

 

Заведующий кафедрой А.В. Сак

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методической комиссией инженерно-экономического факультета Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

 

протокол № ________ от __________ _________

 

 

Председатель В.В.Верняховская

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Целью данного курса является изучение экономических категорий и законов, определяющих рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов на уровне микроэкономики.

Задачи изучения дисциплины:

1. усвоение основных экономических понятий и проблем (предмет и функции микроэкономики, общие и специфические методы микроэкономического анализа, модели рыночной экономики, модели поведения потребителя, производственная функция, рыночное равновесие, эластичность спроса и предложения, основы поведения субъектов современной рыночной экономики, теорию внешних эффектов и общественных благ); изучение основных законов функционирования рынка, определяющих механизмы ценообразования на рынках готовой продукции и экономических ресурсов, способы эффективного размещения и использования ограниченных ресурсов;

2. выяснение альтернативных вариантов экономического выбора и их оценки.

 

В результате изучения дисциплины «Микроэкономика» студент должен

 

ЗНАТЬ:

- сущность основных экономических категорий: цена, спрос, предложение, издержки производства, прибыль, альтернативная стоимость, критические объёмы выпуска, внешние эффекты рынка, общественные и частные блага;

- механизм рыночного ценообразования на готовую продукцию и экономические ресурсы;

- структуру индивидуального и рыночного спроса;

-структуру индивидуального и рыночного предложения;

- специфические методы анализа поведения субъектов экономики.

УМЕТЬ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ:

- экономические понятия, категории, модели поведения предприятия;

- выбор субъекта экономики и альтернативную стоимость;

- механизм формирования равновесной цены;

- поведение рационального потребителя;

- виды и структуру издержек предприятия;

- виды доходов субъектов экономики;

- виды внешних эффектов рынка;

- виды общественных благ;

- поведение производителя в различных типах рыночных структур.

УМЕТЬ ОЦЕНИВАТЬ:

- факторы, влияющие на индивидуальный и рыночный спрос, индивидуальное и рыночное предложение;

- потребительские возможности и альтернативную стоимость;

- производственную функцию фирмы;

- факторы, влияющие на уровень издержек производства и цену готовой продукции;

- факторы, определяющие особенности типов рыночных структур;

- факторы, влияющие на дифференциацию доходов субъектов рыночной экономики.

ПРИОБРЕСТИ НАВЫКИ:

- принятия альтернативных решений;

- расчета альтернативной стоимости;

- расчета равновесной цены;

- расчета общей и предельной полезности;

- расчета издержек и прибыли предприятия;

- расчёта критических объёмов выпуска;

- расчёта показателей рыночной власти фирм в отрасли;

- расчёта отрицательных и положительных внешних эффектов.

 

Перечень дисциплин, усвоения которых необходимо для изучения данной дисциплины.

 

№ пп Название дисциплины Раздел, тема
  Эконом. теория Раздел 2. Темы 2.1, 2.2, 2.3

Протокол согласования учЕбной программы

по изучаемой учебной дисциплине

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

на 2008/2009 учебный год

 

 

Название дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину Кафедры, обеспечивающие преподавание этих дисциплин Предложения кафедр об изменениях в содержании рабочей программы Решение, принятое кафедрой, разработавшей раб. программу (протокол, №, дата)
       
1. Экономическая теория каф. экономики Принять в целом Пр.№2 от 08.09.08г.
2. Экономика предприятия каф. экономики Принять в целом Пр.№2 от 08.09.08г.
3. Ценообразование каф. экономики Принять в целом Пр.№2 от 08.09.08г.

 

 

Зав.кафедрой А.В.Сак


1.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Ку р с Название и содержание тем Контрольная работа (по п.2) Лабораторная работа с указанием вида   Оснащение контрольных и лабораторных работ (по п.4)   Литература (по п.2) Рекомендуемый объем для изучения (в часах) Форма контроля знаний (зачет по контрольной работе, тесты, защита лабораторной работы, защита курсового проекта, экзамен, зачет)
               
  1. Введение в микроэкономику. Возникновение и этапы развития микроэкономики. Выделение этапов развития теории стоимости. предмет микроэкономики и основные принципы экономического выбора: рациональность, оптимальность, равновесие. Модель кругооборота и главные вопросы экономического выбора. Общие и специфические методы. Нормативный и позитивный анализ.   № 1 - 4.2 3.2.3 4.1   Тесты и зачет по контрольной работе
  2. Теория поведения потребителя Потребительские предпочтения и полезность спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Кардиналистская (количественная) теория. Законы Гессена. Ординалистская (порядковая) теория полезности. Бюджетное ограничение потребителя.   № 1 - 4.2 3.2.1. 4.2   Тесты и зачет по контрольной работе
  3.Рыночное поведение конкурентной фирмы Структура рынка и типы рыночных структур, их особенности. Совершенная конкуренция: кривая спроса индивидуальной фирмы и краткосрочное предложение фирмы, их графические изображения. Максимизация прибыли и краткосрочное равновесие. Точка безубыточности и точка закрытия фирмы. Отрасль как группа конкурентных фирм. Цена и выпуск в долгосрочном периоде. Производственная и экономическая эффективность фирмы.   № 1 - 4.2 3.2.1 4.1   Тесты и зачет по контрольной работе
  4. Чистая монополия Чистая монополия. Естественная монополия. Кривая спроса на продукцию монопольной фирмы. Цена и выпуск в условиях монополии. Ценовая дискриминация. Социальная цена монополии. Рыночная власть и методы ее измерения. Экономические последствия монополий. Антимонопольная политика в рыночной экономике.   № 1 - 4.2 3.2.1 4.1   Тесты и зачет по контрольной работе
  5.Монополистическая конкуренция Монополистическая конкуренция: краткосрочное равновесие фирмы, его графический анализ. Издержки неценовой конкуренции. Механизм восстановления равновесия в долгосрочном периоде. Рекламный парадокс на рынке монополистической конкуренции. Равновесие фирмы монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Парадокс прибыли.   № 1 - 4.2 3.2.1 4.1   Тесты и зачет по контрольной работе
  6.Олигополия Олигополистические рынки, их особенности. Взаимозависимость фирм и разнообразие моделей поведения фирм в условиях олигополии. Модель, основанная на кооперативной стратегии. Модели, основанные на некооперативной стратегии: модели с последовательным принятием модели, модели с одновременным принятием решений. Олигополия и эффективность. Проблемы олигополии в Республике Беларусь № 1 - 4.2 3.2.1 4.1   Тесты и зачет по контрольной работе
  7.Рынок труда Рынок труда и его виды. Спрос на труд как производственный ресурс. Предложение услуг труда работника. Кривая индивидуального предложения услуг труда. Эффект дохода и эффект замещения. Монопсония на рынке труда. Роль профсоюзов на рынке труда. Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы. Теория человеческого капитала. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь.   № 1 - 4.2 3.2.1 4.1   Тесты и зачет по контрольной работе
  8. Рынок капитала Рынок капитала и его особенности. Ссудный и инвестиционный капиталы. Рыночный спрос на заемные средства. Ссудный процент. Номинальная и реальная ставки процента. Рыночное предложение сбережений. Временные предпочтения. Межвременное равновесие. Дисконтирование и компондирование стоимости капитала. Рынок ценных бумаг и его особенности в Республике Беларусь № 1 - 4.2 3.2.1 4.1   Тесты и зачет по контрольной работе
  9. Рынок земли Спрос на землю и его виды. Рыночное предложение земли и его неэластичность. Рента как цена права землепользования. Виды земельной ренты. Цена земли, ее дисконтирование. Арендная плата и факторы, определяющие ее величину. Дифференциальная рента 1 и дифференциальная рента 2. Формирование рынка земли в Республике Беларусь.   № 1 - 4.2 3.2.1 4.1   Тесты и зачет по контрольной работе
  10. Общее равновесие и общественное благосостояние Понятие общего равновесия. Механизм формирования равновесия в системе рынков (по диаграмме Эджоурта). Паретто-эффективность и общественное благосостояние. Критерии общественного благосостояния. Агрегирование предпочтений. Понятие, функции и структура механизма микрорегулирования. Государственное регулирование деятельности фирмы и его основные инструменты № 1 -- 4.2 3.2.1 4.1   Тесты и зачет по контрольной работе
  11. Информация, неопределённость и риск. Информация как экономический ресурс. Понятие и структура информационного рынка. Сетевая экономика: понятие и принципы функционирования. Рынки с асимметричной информацией, виды рыночных сигналов. Моральный риск и рынок страхования. Асимметричная информация как причина государственного микроэкономического регулирования № 1 - 4.2 3.2.1 4.1   Тесты и зачет по контрольной работе
  12.Теория общественных благ и модели общественного выбора Частные и общественные блага. Свойства общественных благ. Особенности спроса на общественные блага. Понятие общественного выбора. Методология анализа общественного выбора. Модель прямой демократии. Модель представительной демократии.   № 1   4.2 3.2.1 4.1   Тесты и зачет по контрольной работе
  13.Теория внешних эффектов Понятие и виды внешних эффектов. Внешние и общественные издержки. рынок продажи лицензий на право загрязнения окружающей среды. Государственное регулирование внешних эффектов. Теорема Коуза-Стиглера № 2 - 4.1 3.2.1 4.1   Тесты и зачет по контрольной работе
  Экзамен            

 

 


2. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

№ пп Тема Характеристика Рекомендуемый объем в часах
1. Контрольная работа № 1 выполняется по всем темам курса по вариантам   Целью контрольной работы является углубленное изучение микроэкономики навыков самостоятельной работы. Контрольная работа содержит два теоретических вопроса и задачу. Вопросы теории излагаются в реферативной форме, тем не менее, работа должна содержать элементы самостоятельного исследования. При изучении литературы студент должен использовать не только учебную литературу, но и статистические материалы, журнальные и газетные статьи, справочники, экономические словари и др. Вариант контрольного задания определяется по последнему номеру студенческой зачетной книжки. Вариант задания и методические указания по выполнению контрольной работы содержаться в пособии Микроэкономика. Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. (4.2) 6 часов
2. Контрольная работа № 2 выполняется по всем темам курса и представляет тесты множественного выбора   Смотреть методические указания и тесты в ЭУМК «Микроэкономика» для студентов дистанционной формы обучения (4.1) 4 часа

 

 

Литература

Основная

3. 1.1 Ивашутин А.Л. Микроэкономика. Учеб. пособие. – Мн.: Технопринт, 2006.

3.1.2 Лемешевский И.М. Микроэкономика. Социально-экономический аспект. Учебное пособие. – 3-е изд. – Мн.: ФУА Информ.2007.

3.1.3 Микроэкономика: уч.пособие / под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьёва.- Минск:БГЭУ.2007.

Дополнительная

3.2.1. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая

модель Пер. с англ. – М.: Изд-во В.А. Михайлова, 2002.

3.2.2 Вэриан Х. Микроэкономика. Промежуточный уровень

Пер. с англ. – М.: Юнити.2002.

3.2.3 Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М.: Бином-М.2008.

3.2.4 Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3-х т. М.:

Прогресс.2003.

3.2.5 Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – 5-е

междунар. изд. СПб: Питер.2007.

3.2.6 Экономическая теория: Учеб. пособие: В 3-х ч. – Ч. 2.

Микроэкономика / Под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.:2007.

3.2.7 Шаститко А.Е. Новая институциональная экономика. – М.:

Высш. Шк.,2003.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Лекции

 

Моделирование

Экономическая модель — упрощенное отражение экономической действительности с помощью уравнений и графиков, описывающих взаимосвязи различных переменных.

Экзогенные переменные — переменные, которые вводятся извне и значения которых задаются до начала построения модели.

Эндогенные переменные — переменные, которые формируются внутри модели и являются результатом ее решения.

Связь модели с объективной экономической действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным воспроизведением, с другой — служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями.

Цель экономической модели — выяснить как экзогенные переменные влияют на эндогенные. Основой для построения экономической модели являются экономические данные — факты, числовая информация об экономических переменных.

Этапы построения экономической модели:

предварительный анализ и тщательное изучение данных;

• построение и совершенствование модели;

• проверка решений.

Виды экономической модели:

• вербальные (словесно-описательные);

• математические;

• графические;

• оптимизационные;

• равновесные;

• динамические;

• статические.

 

Потребление и полезность

 

 

Рынок - это экономическая система, ориентированная на покупателя, на потребителя. Покупателя можно назвать «королем рынка», наделенным правом решать судьбу производителей, «голосуя» своими деньгами «за» или «против» произведенных ими товаров. Этим обстоятельством объясняется особый интерес экономической науки к тому, как ведет себя потребитель (покупатель), какими мотивами он руководствуется, делая выбор в мире товаров, каковы закономерности, управляющие его поведением на рынке. На все эти вопросы дает ответ теория потребительского поведения.

Современная теория потребительского поведения, объясняющая общие принципы поведения потребителя, построена на следующих основных методологических предпосылках:

свобода потребительского выбора. Никто не должен решать за самого потребителя, какие товары из предлагаемых на рынке ему приобретать, а какие - нет. Потребитель, лишенный такой свободы, не сможет подавать своим поведением, своим платежеспособным спросом «сигналы» производителю, что и в каких количествах следует производить. Результатом этого будут такие негативные последствия, как дефицит одних товаров, избыток других, очереди, спекуляция, «черные рынки» и т.д.

Конечно, в действительности разного рода ограничения свободы потребительского выбора существуют. Они могут быть вызваны чрезвычайными обстоятельствами (война, стихийное бедствие и т.п.), запретами на потребление товаров, которые содержат вредные для здоровья вещества или несут угрозу для жизни человека. Однако пользоваться такими ограничениями следует осторожно, не покушаясь на право потребителя самому решать, что «хорошо», а что «плохо». В противном случае покушение на свободу потребительского выбора может привести к всевластию административных органов, которые будут решать за потребителя, что, как и сколько им потреблять.

Потребители ведут себя на рынке рационально. В самом общем виде вести себя рационально - значит стремиться достичь максимального результата при ограниченных возможностях. Главным ограничителем для любого потребителя является размер его дохода, поэтому покупатель вынужден постоянно совершать выбор из тех товаров, которые ему предлагает рынок. Другим ограничителем выбора потребителя являются цены приобретаемых товаров, поскольку они в условиях ограниченного дохода непосредственно определяют покупательную возможность потребителя. Таким образом, потребитель, упорядочив свои индивидуальные потребности (построив индивидуальную шкалу предпочтений) и удовлетворяя их при ограниченном доходе и заданных ценах на приобретаемые товары, стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения своих потребностей. Для обозначения того удовлетворения или удовольствия, которое получают люди от потребляемых товаров, экономисты используют термин «полезность» (utility).

Полезность представляет собой свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие, удовлетворение от их потребления.

Принцип рационального рыночного поведения потребителя, главной задачей которого является приобретение полезности, сводится к тому, чтобы исходя из своей покупательной способности, приобрести различные товары в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальную полезность.

 

Бюджетная линия

Выбор потребителя в рыночной экономике зависит также от уровня дохода и цен приобретаемых товаров. Если весь свой фиксированный доход (I) потребитель тратит на покупку товаров Х и У в количестве Qx и Qy и по ценам Рх и Ру, то бюджетное ограничение потребителя может быть записано так:

 

I = Рх • Qx + Ру • Qy.

 

Бюджетное ограничение потребителя определяет бюджетная линия, т.е. геометрическое место точек, представляющих наборы товаров, покупка которых требует одинаковых затрат.

Соотношение цен товаров PX / PY определяет наклон бюджетной линии, a отношение I / PX и I / PY указывает на точки пересечения бюджетной линии осей х и у.

QY

 

Рис. 4. Бюджетная линия

 

Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, стоят ровно 24 долл. Наборы, представленные точками ниже бюджетной линии, обойдутся потребителю дешевле (набор F4 стоит 18 долл.). Товарные наборы, соответствующие точкам, расположенным выше бюджетной линии, будут недоступны для потребителя в силу ограниченности его бюджета (набор F5 стоит 30 долл.).

Расположение бюджетной линии, прежде всего, зависит от величины денежного дохода. Увеличение дохода при неизменных ценах приводит к параллельному сдвигу бюджетной линии вверх, а при снижении дохода - вниз (рис.5).

 

 

Рис. 5. Перемещения бюджетной линии

 

Изменение цен товаров также приводит к перемещению бюджетной линии. Если цены на товары изменились одновременно и в равной мере, то имеет место параллельный сдвиг бюджетной линии, как в предшествующем случае. Уменьшение цены товара Х приводит к повороту бюджетной линии против часовой стрелки вокруг точки потребления бюджетной линии с осью ординат, а увеличение цены товара У - к аналогичному повороту по часовой стрелке. Изменение цены товара У вызовет соответствующие перемещения бюджетной линии относительно точки ее пересечения с осью абсцисс.

 

 

Понятие рыночной структуры

 

Результаты хозяйственной деятельности фирмы зависят от решений, которые фирма принимает относительно цены и объема производства. Эти решения, в свою очередь, определяются рыночной структурой, в рамках которой фирма функционирует. Под структурой рынка экономисты понимают характерные черты рынка, к числу которых относятся количество и размеры фирм, характер продукции, легкость входа на рынок и выхода из него, доступность рыночной информации, возможность влиять на цены.

В зависимости от данных признаков различают четыре типа рыночных структур:

1) чистая конкуренция;

2) чистая монополия;

3) олигополия;

4) монополистическая конкуренция.

Чистая конкуренция характеризуется наличием на рынке множества мелких фирм, производящих однородную продукцию, свободой входа на рынок и выхода с рынка, равным доступом к информации. Полной противоположностью чистой конкуренции выступает монополия. Монополия представляет собой рынок, на котором единственная фирма осуществляет 100% продаж уникального, не имеющего близких заменителей продукта. Олигополия - это рынок, на котором господствует несколько фирм, производящих однородную или дифференцированную продукцию и имеющих значительный контроль над ценой. Для монополистической конкуренции характерно наличие на рынке большого числа производителей дифференцированного продукта, каждый из которых в некоторой степени может влиять на цену продукта.

Чистая конкуренция и монополия представляют собой скорее «идеальные» (абстрактные) типы рыночных структур, к которым реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени приближаться. Что же касается олигополии и монополистической конкуренции, то эти структуры широко распространены в современной экономике. К числу олигополистических структур относятся, например, добыча нефти и производство алюминия, оптовая торговля и производство сигарет, телефонная связь и телевидение. Характеристики монополистической конкуренции достаточно точно соответствуют большинству отраслей легкой промышленности, банковской сферы и сферы обслуживания.

Идеальные и реальные рыночные структуры игpают разную роль в экономическом анализе. Идеальные типы - совершенная конкуренция и чистая монополия - это модели, позволяющие четко обозначить систему ограничений, с которыми сталкивается фирма на путях максимизации прибыли и определить оптимальный вариант выбора цены и объема производства вреальной рыночной ситуации.

 

ТЕМА 4. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ

 

4.1. Несовершенная конкуренция и ее особенности.

4.2. Рыночная власть и её измерение.
4.3. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии.

 

ТЕМА 6. ОЛИГОПОЛИЯ

 

6.1. Олигополия и её основные черты.

6.2. Модели олигополии.

 

Модели олигополии

 

Для олигополии, как и для монополии, важным является ее ценовое поведение. Но ценообразование в условиях олиго­полии имеет свои особенности:

1. Если фирмы-олигополисты обладают одинаковыми до­лями рынка, несут одинаковые издержки, то с целью максими­зации прибыли они будут взимать одинаковую цену и произво­дить примерно одно и то же количество продукции.

Для данной ситуации рынка не характерно возникновение ценового конфликта между фирмами (рис. 32).

DA=DB; DA+DB = D => МRA = МRв

АТСA = АТСв => МСA = МСв => РA = Рв, где D - отраслевой спрос на продукцию, производимую фирмами-олигополистами;

DA — спрос на продукцию фирмы А;

DB — спрос на продукцию фирмы В;

МRA(B) - предельный доход фирмы А и/или В;

Р - цена;

Q - количество продукции;

PA(B) - Цена на продукцию фирмы А и/или В;

АТСA(B) - средние общие издержки фирмы А и/или В.

Рис. 17. Олигополия с равными долями рынка и равными издержками

Сделаем следующие допущения: на рынке действуют две фирмы (А и В); продукция гомогенна либо незначительно от­личается; принцип максимизации прибыли: МС = МR.

2. Когда фирмы имеют равные доли олигопольного рынка, но разные издержки, их перспективы максимизации прибыли не совпадают, и это приводит к возникновению ценового конфликта. Пока фирмы А и В продают гомогенную продукцию, у покупателей не возникает желания покупать у фирмы В продукцию по более высокой цене, и часть покупателей перейдет к фирме А. Силы конкуренции заставят две фирмы продавать продукцию по одинаковой цене.

DA=DB; DA+DB = D => МRA = МRв;

АТСA ≠ АТСв;

АТСA < АТСв => МСA ≠ МСв;

МСA < МСв, => РA ≠ Рв;

РA < Рв

 

Рис. 18. Олигополия с равными долями рынка и разными издержками

 

3. Когда доли рынка фирм неодинаковые, а предельные издержки растут в равной мере, фирма с более высокой долей рынка предпочитает более высокие цены.

Возникает конфликт ценовых предпочтений. Чем больше различаются доли рынка двух фирм, тем больше разница между ценами, максимизирующими прибыль. Фирма с большей долей рынка может вынудить фирму с меньшей долей принять цену большую. Если фирма с меньшей долей рынка сможет устоять пред давлением фирмы с большей долей, то равновесие цен может быть достигнуто при нижней из двух, максимизирующих прибыль, цен.

Олигополия как особая рыночная структура не отличается стабильностью, устойчивостью в долгосрочном периоде времени. Для нее свойственны конфликты интересов доминирующих в отрасли фирм, которые, как правило, принимают вид “ценовой войны”.

“Ценовая война” - это цикл последовательных уменьшений цены товара фирмами-конкурентами на олигополистическом рынке с целью его завоевания.

 

P

PA
PB

qB qA

 

Рис. 19. Олигополия с разными долями рынка и одинаковыми издержками

 

“Ценовая война”, т.е. снижение цены, продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня себестоимости единицы продукции (средних общих издержек). В “ценовой войне” выигрывает та фирма, уровень издержек которой ниже, или фирма обладает достаточными финансовыми ресурсами, чтобы на протяжении определенного периода времени продавать товар по цене ниже себестоимости. “Ценовые войны” выгодны потребителям (снижаются цены), но не производителям (падает прибыль), поэтому они, как правило, недолговечны и заканчиваются сговором (тайным или явным) или же сменой организационно-правового статуса одного из участников.

Достижение фирмой в условиях “ценовой войны” уровня цен, равных средним общим издержкам, означает, что на рынке возникает ситуация особого равновесия (при условии, что средние общие издержки у фирм-участниц равны), которое называется равновесием Бертрана. Равновесие Бертрана - это ситуация, когда фирмы, действуя в одиночку, не способны получить какую-либо выгоду от дальнейшего снижения цены или ее повышения. Объясняется это следующим:

1) при снижении цены одна из фирм будет нести убытки;

2) при повышении цены фирма может потерять рынок сбыта продукции.

Выходом из ситуации равновесия Бертрана является сговор между фирмами-олигополистами. Он может принимать следующие формы.

Картель (наиболее частый результат сговора) - объединение ряда предприятий одной отрасли национальной экономики, которое не ограничивает их самостоятельность, но предполагает установление единого уровня цен, раздел рынка на сегменты, определение квоты на производство и реализацию продукции.

Синдикат - объединение ряда предприятий одной отрасли с ликвидацией их коммерческой самостоятельности, предполагающее совместную реализацию продукции, закупку сырья и материалов.

Трест - объединение собственности и управления ряда предприятий одной (или нескольких) отраслей национальной экономики при полной ликвидации их самостоятельности.

Необходимость нахождения ценового компромисса в олигополии может привести к разным ценовым стратегиям:

1) совместная максимизация прибыли', когда фирмы кооперируются (явно или неявно) ради установления цены или диапазона цен, которые будут способствовать достижению максимальной коллективной прибыли. Однако совместная максимизация прибыли может принести одним фирмам больше прибыли, а другие потеряют больше, чем приобретут. Это объясняется различием в издержках или доле рынка. В этом случае попытка установления единой цены может потерпеть провал, так как фирмы, находящиеся в невыгодном положении, могут действовать по своему усмотрению;

2) независимая максимизация прибыли: одна или несколько фирм обладают достаточной рыночной силой и влиянием для установления собственной цены, максимизирующей прибыль, тогда другие участники рынка вынуждены подстраиваться под их ценовые стратегии;

3) гибридная максимизация прибыли: в данном случае достигается компромисс между максимальной совместной прибылью и независимо устанавливаемой ценой для максимизации индивидуальной прибыли. Гибридная максимизация прибыли, будучи менее организованной и целенаправленной по сравнению с вышеуказанными, может включать в себя:

•сознательный параллелизм: конкурирующие фирмы независимо друг от друга приходят к выводу, что агрессивные действия (в том числе снижение цены) влекут ответные меры и, в конце концов, не приносят выгоды фирме, поэтому фирма неявно, но согласованно, принимает общие цены и политику;

•ценообразование, при котором фирмы, действуя на основе обычая или соглашения, следуют одному эмпирическому правилу: добавление справедливой маржи к средним переменным издержкам (АVС) в целях установления общей цены (Р):

P=AVC+AVC*(-1/(1+ED/P). Выражение в скобках является процентом надбавки, который призван максимизировать прибыль. Чем ниже спрос на товар, тем ниже процент надбавки, который максимизирует прибыль. Отсюда следует, что цены на рынках с несовершенной конкуренцией будут становиться ниже по мере того, как спрос на товар отдельных фирм будет более эластичным - при условии, что фирмы на рынке используют ценообразование с надбавкой к затратам (“cost plus”).

 

ТЕМА 7. РЫНОК ТРУДА

 

7.1. Рынок труда: понятие, функции, принципы функционирования.

7.2. Рынок труда при совершенной конкуренции.

7.3. Рынок труда при несовершенной конкуренции.

7.4. Заработная плата и ее теории.

 

ТЕМА 8. РЫНОК КАПИТАЛА

 

8.1. Рынок капитала и его особенности.

8.2. Спрос и предложение на рынке ссудного капитала.

8.3. Рынок ценных бумаг.

 

Рынок ценных бумаг

 

По институциональному признаку рынок ссудных капиталов подразделяется на рынок капиталов, на котором выдаются банковские кредиты, и рынок ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг, в свою очередь, подразделяется на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.

Первичный рынок ценных бумаг представляет собой рынок, обслуживающий выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг. Именно на этом рынке компании получают необходимые финансовые ресурсы путем продажи своих ценных бумаг.

Вторичный рынок предназначен для обращения ранее выпущенных ценных бумаг. На вторичном рынке компании не получают финансовых ресурсов непосредственно, однако этот рынок является исключительно важным, поскольку дает возможность инвесторам при необходимости получить обратно денежные средства, вложенные в ценные бумаги, а также получить доход от операций с ними. Возможность перепродажи ценных бумаг основана на том, что первоначальный инвестор свободен в своем праве владеть и распоряжаться ценными бумагами и может перепродать их другому инвестору. Существование вторичного рынка само по себе стимулирует деятельность первичного рынка.

Биржевой рынок представляет собой рынок ценных бумаг, осуществляемый фондовыми биржами. Порядок участия в торгах для эмитентов, инвесторов и посреднико







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.