|
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРАОрганизация — это сложный организм, основой жизненного потен- циала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; ка- кие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все эти составляющие не только отличают одну организацию от другой, но и в значительной сте- пени предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Организационная культура — это набор наиболее важных предпо- ложений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их по- ведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символьные» средства духовного и материального внутриоргани- зационного окружения2. Рассмотрим основные составляющие понятия «организационная культура». Предположения, которых придерживаются члены организации в сво- ем поведении и действиях, связаны с видением человеком окружающей среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих ее пере- менных (природа, пространство, время, работа, отношения и т. д.). Пред- положения во многом определяют мотивацию сотрудников, например, вера в правильность действий руководства организации. 2 Приведем одно простое, но очень хорошо раскрывающее суть понятия «организационная культура», определение. Организационная культура – это то, что управляет людьми, когда рядом отсутствует руководство. 2 7 Ценности (или ценностные ориентации), которых придерживается ин- дивид, ориентируют его в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Так, в некоторых организациях считается, что клиент всегда прав, поэтому в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в рабо- те членов организации. В других может быть все наоборот. Однако и в том, и в другом случае принятая ценность помогает индивиду понять то, как он дол- жен действовать в конкретной ситуации. И наконец, третьим общим атрибутом понятия организационной культу- ры считается символика, посредством которой ценностные ориентации пере- даются членам организации. Многие фирмы имеют специальные, предназначенные для всех доку- менты, в которых детально описаны ценностные ориентации. Выделяют субъективную и объективную составляющие организацион- ной культуры. Субъективная составляющая определяется разделяемыми работниками образцами предположений, веры и ожиданий, а также групповым восприяти- ем организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, суще- ствующими вне личности. Сюда включают ряд элементов символики, осо- бенно ее духовной части: герои организации, мифы, истории об организации и ее лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, восприятие языка общения и лозунгов. Субъективная организационная культура служит основой формирования управленческой культуры, т.е. стилей руководства и решения руководителя- ми проблем, их поведения в целом. Это создает различие между сходными организационными культурами. Объективную организационную культуру обычно связывают с физиче- ским окружением, создаваемым в организации: само здание и его дизайн, ме- сто расположения, оборудование и мебель, цветовая гамма и объем про- 2 8 странства, кафетерий, комнаты приема, стоянки для автомобилей и сами ав- томобили. Все это в той или иной степени отражает ценности организации. Существует много подходов к выделению различных атрибутов, харак- теризующих и идентифицирующих ту или иную культуру как на макро-, так и на микроуровне. Так, Ф. Харрис и Р. Моран предложили рассматривать конкретную организационную культуру на основе десяти характеристик: осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие — поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявля- ется через сотрудничество, а в других — через индивидуализм); коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуникации часто существенно отличаются в различных организациях; жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отрасле- вой, функциональной и территориальной принадлежности организаций); внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, макияж, прическа и т.п. подтверждают наличие множества микрокультур); что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организа- ция питания работников; дотация питания; периодичность и продолжитель- ность питания и т.п.); осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у работников; соблюдение временного распорядка; рабочий график); взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и вла- сти, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т.п.; сте- пень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов); ценности (что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения): 2 9 что люди ценят в своей жизни в организации (свое положение, титулы или саму работу и т.п.) и как эти ценности сохраняются; вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в ру- ководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и т.п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, к злу и насилию, агрессии и т.п.; влияние религии и морали); процесс развития работника и обучение (бездумное или осознанное выполнение работы; полагаются на интеллект или силу; процедуры инфор- мирования работников; подходы к объяснению причин неудач и достижений; методы и подходы к обучению); трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответствен- ность за работу; распределение работы и замещение сотрудника; чистота ра- бочего места; качество работы; рабочие привычки; оценка работы и возна- граждение; индивидуальная или групповая работа; продвижение по служеб- ной лестнице и т.п.). Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, в свою очередь, сказывается на ее культуре. Однако через совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы. Первая — это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией и как это должно быть сделано. Вторая — это внутренняя интеграция: как работники организации решают свои ежедневные, связанные с их работой и жизнью в организации, проблемы (табл. 2.1). Таблица 2.1. Проблемы внешней и внутренней интеграции Проблемы внешней адаптации И выживания Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|