|
Техногенные аварии и катастрофыАварийные и катастрофические ситуации в техногенной сфере на потенциально опасных объектах можно объединить по следующим типам: 1 – режимные (возникают при штатном функционировании потенциально опасных объектов, последствия от них предсказуемые, защищённость от них высокая); 2 – проектные (возникают при выходе за пределы штатных режимов с предсказуемыми и приемлемыми последствиями, защищённость от них достаточная); 3 – запроектные (возникают при необратимых повреждениях важных элементов с высоким ущербом и жертвами; степень защищённости от них недостаточная, с необходимостью проведения восстановительных работ); 4 – гипотетические (могут возникать при вариантах, не предсказанных заранее и сценариях развития с максимально возможными ущербом и жертвами; защищённость от них низкая, прямому восстановлению объекты не подлежат). При техногенных авариях и катастрофах возникают как отдельные, так и комбинированные поражающие факторы: радиационное излучение, химически опасные вещества, бактериологическое заражение, взрывные и ударные волны, тепловое излучение, механические повреждения, электромагнитные излучения. Эти поражающие факторы воздействуют на людей, объекты и окружающую среду. Большую экологическую опасность представляют техногенные катастрофы, которые сопровождаются выбросом вредных химических и радиоактивных материалов в окружающую среду. В таблице 2.1 приведены примеры наиболее крупных техногенных катастроф ХХ века, которые представляют только часть значительных промышленных аварий. Самая крупная химическая авария произошла в 1984 г. в индийском городе Бхопале. Взрыв на предприятии американской компании «Юнион карбайд» выбросил в атмосферу несколько десятков тонн метилизоционата – сильного яда многостороннего действия. В первые же часы после взрыва погибло большое число людей, тысячи людей ослепли. Всего катастрофа в Бхопале унесла более 5 тыс. человеческих жизней, пострадало не менее четверти населения 750-тысячного города. Крупнейшая радиационная катастрофа, произошедшая в 1986 на Чернобыльской атомной электростанции, еще долго будет напоминать миру о ядерной угрозе, заставляя искать альтернативные источники энергии. Таблица 2.1 Перечень наиболее крупных техногенных катастроф ХХ и начала XXI столетий
Аварии могут происходить в силу самых разнообразных причин, среди которых могут быть и ошибки персонала, и технические неисправности, и ошибки, допущенные при проектировании, и отказ тех или иных механизмов и устройств, и внешнее воздействие природных сил и многих других факторов. Все представленные в табл. 2.1 аварии имеют общий признак – они представляли собой неконтролируемые события, ставшие причиной смерти и травм большого числа людей и приведшие к большим экономическим потерям и загрязнению окружающей среды. При оценке масштабов техногенных аварий и катастроф за основу могут приниматься различные показатели: количество погибших; общее число пострадавших; экономические потери; ущерб окружающей среде; и др. Анализ произошедших аварий позволяет также оценить в ретроспективном плане риск для населения и экологический риск, что полезно для предотвращения подобных событий в будущем. Несмотря на существенное снижение объема производства в 90-е годы, число крупных промышленных аварий в России растет. В 1995 г. крупные чрезвычайные ситуации (ЧС) природного и техногенного характера возникали на территории РФ около 1500 раз, при этом серьезно пострадали – получили травмы, увечья и заболевания – 50 тыс. человек, в том числе более 4400 человек погибло. В эту статистику не входят многочисленные дорожно-транспортные происшествия, производственные травмы, несчастные случаи в быту. Наибольшее число ЧС техногенного характера приходится на пожары, взрывы и транспортные аварии. Многие из них сопровождаются выбросами загрязнителей в окружающую среду и поэтому представляют значительную экологическую угрозу. «За последнее пятилетие двадцатого века в Российской Федерации произошло более 1 млн. 400 тыс. пожаров, в результате которых погибло около 73 тысяч человек и общие потери от огня превысили 52 млрд. рублей», пишет зам. министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидациям последствий стихийных бедствий (МЧС) генерал-полковник Е.А. Серебренников в предисловии к интереснейшей книге П.С. Савельева «Пожары – катастрофы» (Савельев П.С., 2003). Автор приводит описание огромного количества пожаров во всех станах мира на протяжении многих веков, например, Москва почти полностью сгорала несколько раз. Так, 3 мая 1331 года полностью сгорает весь Кремль, 13 июля 1337 года очередной пожар уничтожает почти всю Москву, 31 мая 1343 года опять полностью сгорел весь город. Самый большой пожар в Москве начался 2 сентября 1812 года, когда в неё вступила французская армия во главе с Наполеоном и жители Москвы, из патриотических побуждений начали поджигать столицу. В этом пожаре погибли прекраснейшие дворцы, бесчисленные шедевры живописи, ценнейшие библиотеки, которым в то время не было равных в мире. В наше время большие пожары продолжают уничтожать материальные ценности во всем мире. Горят гостиницы, жилые дома, супермаркеты, предприятия, морские и речные суда, горят леса в России, Франции, Испании, Америке и других странах. Не безынтересные данные автор приводит о причинах возникновения пожаров. В табл. 2.2 приведены данные о причинах пожаров. Таблица 2.2 Причины пожаров
Как видим, приведенные данные характеризуются большим сходством. Расхождение данных объясняется отсутствием пожарной криминалистики во многих странах. На первом месте стоят курение и применение электричества. А это снова относится к области человеческого фактора. Причиной многих пожаров во всём мире в наши дни являются террористические акты. По данным Федерального аналитического центра Минприроды РФ техногенные аварии и катастрофы с экологическими последствиями составляют 15-20% от общего числа чрезвычайных ситуаций. В основном это аварии на магистральных трубопроводах и железнодорожном транспорте, химические аварии с выбросом вредных продуктов, взрывы метана на угольных шахтах. По территории РФ проложено более 200 тыс. км магистральных продуктопроводов, 359 тыс. промысловых трубопроводов, действует 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций. Значительная часть трубопроводов физически устарела. В 1991-1995 гг. на промысловых нефтепроводах регистрировалось в среднем за год 20 тыс. аварий различных категорий, что приводило к загрязнению почв, естественных водоёмов и потерям около 1 млн. тонн нефти. Из крупных аварий этого рода можно выделить порывы нефтепроводов в Башкортостане, Республике Коми, Самарской и Саратовской областях. Значительный ущерб окружающей среде наносят открытые фонтаны с выбросом нефти и газа и многочисленные факелы попутного газа. Высок уровень аварийности на железнодорожном транспорте. В 1994 г. произошло 12 крушений и аварий поездов с опасными грузами. В результате этих аварий в окружающую среду поступило около 1000 т нефтепродуктов, 200 т кислот, 100 т ядовитых химических веществ. К основным причинам роста аварийности в промышленности и на транспорте относятся: изношенность и старение основных фондов, предельная выработка ресурса оборудования, снижение технологической и производственной дисциплины, отсталость и несоответствие современным требованиям применяемых технологий отсутствие необходимой нормативной базы, несовершенство действующей системы предупреждения ЧС и управления безопасностью. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|