Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Деперсонифицированный механизм цен





Категории спроса, предложения и цены являются, как было отмечено в предыдущих параграфах, взаимосвязанными. На рынке происходят постоянные колебания рыночных цен под воздей­ствием изменений в спросе и предложении.

Экономическая теория исследует колебания рыночных цен вокруг некоего состояния равновесия. Равновесная цена, устанавливающая­ся при равенстве спроса и предложения на всех рынках, отражает некую «нормальную цену», при которой предельная общественная по­лезность и предельные общественные издержки уравновешивают друг друга (вспомним теорию цены А. Маршалла). Эта «нормальная цена» - состояние наиболее эффективного при данном неизменном уровне технологии использования всех основных факторов производства: и труда, и капитала, и земли.

Колебания рыночных цен и определяют важнейшие функции рынка:

1 Авторы учебника - не сто­ронники бездумного использо­вания англицизмов. Но в дан­ном случае речь идет о перево­де таких слов, как allocation и distribution. На русский язык они часто переводятся одинаково как «распределение». Между тем есть оттенки в их значении на английском языке. Первое из указанных слов правильнее было бы перевести как «разме­щение» (речь идет о размещении, или распределении факторов производства), а второе - соб­ственно как «распределение», т. е. распределение доходов.

1. Распределение основных факторов производства (алло-кативная функция рынка).1 В тех отраслях, где наблюдается повы­шение цен, происходит оживление производства, сюда переливаются капиталы, труд и иные ресурсы. Если в результате такого перелива произойдет превышение предложения товаров над спросом на них, начнется обратный процесс: начнут снижаться рыночные цены и про­изойдет отток ресурсов из данной отрасли.

2. Стимулирование технического прогресса. Если какой-то фирме удается уменьшить затраты факторов производства на едини­цу продукции до уровня более низкого, чем сложившийся уровень рыночной цены, то эта фирма получит прибыль. Для этого необходимо совершенство­вать технологию, человеческие знания, использовать достижения научно-техни­ческого прогресса, экономить ресурсы. Следовательно, без всяких лозунгов и призывов рыночная система заставляет экономических субъектов участвовать в процессе совершенствования и разви­тия техники, технологии, науки и т. п.

3. Дифференциация доходов субъ­
ектов рынка (дистрибутивная функ­
ция рынка).
Эта функция с неизбежно­
стью вытекает из двух предыдущих: те


Общая характеристика рыночной экономики

хозяйствующие субъекты, чьи издержки производства оказались ниже, чьи оценки рыночной конъюнктуры оказались более точными, становятся богаче в результате нарастающего итога получаемых при­былей. Рыночный механизм при распределении благ учитывает лишь «денежные голоса», а не потребности субъектов как таковые. Другие же экономические агенты, оказавшиеся в проигрыше, терпят убытки, разоряются и вообще уходят с рынка. Дифференциация доходов в рыночном хозяйстве - объективный результат действия механизма цен. Можно по-разному относиться к факту разорения фирм, но прила­гать моральные, нравственные оценки к механизму рыночных цен -бессмысленное занятие. Жаловаться на несправедливость рынка, как отмечал Хайек, это то же самое, что жаловаться на несправедливость Солнечной системы.

Выдающиеся экономисты прошлого и современные теоретики ры­ночного хозяйства подчеркивают деперсонифицированный (безлично­стный) характер рыночного механизма, т. е. механизма колебаний цен. Наиболее известным является положение А. Смита о «невидимой руке», которая координирует действия разрозненных производителей и потребителей продукции. Каждый действует, преследуя свой личный интерес. Ориентиром для него является лишь повышение или пони­жение цены. Однако в результате самостоятельных действий, основан­ных на подчинении ценовому механизму, рождается определенный порядок, и структура общественного продукта в большей или меньшей степени соответствует структуре общественных потребностей. «Неви­димая рука» - это и есть безличностный ценовой механизм, коорди­нирующий процесс выбора множеством производителей и потребите­лей. Та же идея лежит в основе исследования Ф. Хайеком спонтанно­го, т. е. самопроизвольного порядка. В своеобразной форме эта же идея разрабатывалась К. Марксом в его концепции товарного фети­шизма, когда над товаропроизводителем господствует фетиш-товар с его постоянно изменяющейся ценой. Все эти исследования с точки зрения позитивного экономического анализа сходятся на том, что в рыночной системе отсутствует личная зависимость одного субъекта хозяйства от другого. Обмен деперсонифицирован. Это следует пони­мать не в смысле отсутствия личных контактов между продавцами и покупателями, или в рамках этих групп. Главное в другом - над каж­дым агентом рыночного хозяйства господствует не личность - в виде вождя племени, феодала, председателя правящей партии и т. п., - а безличностная сила рыночных цен. Только эта сила и «приказывает», ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

Однако с точки зрения нормативного анализа теоретики социализ­ма, в отличие от А. Смита, Ф. Хайека и других экономистов класси­ческого и неоклассического направления, дают резко негативную


Глава 5


оценку «невидимой руке» рынка. Рыночный механизм предлагается заменить сознательным централизованным планированием, где не бу­дет ни прибылей, ни убытков, ни богачей, ни бедняков, где цены бу­дут назначаться Центром и им же поставщики будут прикреплены к покупателям. К чему может привести такая система хозяйства, описа­но как в работах экономистов, так и в художественных произведени­ях, наиболее знаменитыми из которых являются «негативные утопии» Е. Замятина («Мы»), Дж. Оруэлла («1984») и О. Хаксли («О дивный новый мир»). Воплощенные же на практике идеи о возможности созна­тельного регулирования из Центра всего и вся означали построение общества, именуемого в крайних его вариантах тоталитаризмом или ко­мандно-административной системой (бывшие социалистические страны). Разумеется, рынок - не идеальное устройство общества; о пре­имуществах и недостатках рыночного механизма будет специально сказано в гл. 15.1 Однако, перефразируя известное изречение У. Чер­чилля о демократии, можно отметить, что рынок - наихудший способ организации хозяйства, за исключением всех остальных.

Выводы:

1 «Современный взгляд на эту проблему, - отмечают ав­торы одного из известных сло­варей, комментируя положение о «невидимой руке», - сводится к тому, что хотя рука, без сомне­ния, действует, она, скорее все­го, страдает артритом». См. «Словарь современной эконо­мической теории Макмиллана». М., 1997. С. 259.

1. Рынок - это способ взаимодействия производителей и потреби­телей, основанный на децентрализованном механизме ценовых сигна­лов.

2. Основные субъекты рынка: домашние хозяйства, бизнес, пра­вительство и заграница.

3. Неэкономическое благо имеется в неограниченном количестве, экономическое благо является редким, или ограниченным.

4. Полезность - категория, используемая для определения удов­летворенности, получаемой людьми от потребления благ.

5. Предельная полезность - дополнительная полезность, получае­мая субъектом от потребления дополни­тельной единицы блага.

6. Ликвидный товар (или любое дру­гое благо) - это легкореализуемый то­вар. В процессе развития торговли то­вар, имеющий наибольшую способность к сбыту, становится деньгами. Деньги -это абсолютно ликвидное и общеприз­нанное средство обмена.

7. В денежной экономике цена пред­стает как пропорция обмена товаров на деньги.


Общая характеристика рыночной экономики

8. Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах, оп­ределяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предло­жение - это количество товаров, которое имеется в продаже при дан­ной цене.

9. Конкуренция является необходимым элементом рыночного ме­ханизма. В ситуации конкуренции все участники рынка стремятся к своим целям, соперничая друг с другом: продавцы стремятся продать товар дороже, потребители - купить дешевле. Конкуренция между продавцами приводит к снижению цены, конкуренция между покупа­телями - к ее повышению.

10. Основными типами рыночных структур являются:

• свободная, или совершенная, конкуренция;

• чистая монополия;

• олигополия;

• монополистическая конкуренция.

 

11. Кривая спроса иллюстрирует закон спроса: если цена какого-либо товара повышается, то при прочих равных условиях спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара.

12. Конфигурация кривой спроса объясняется двумя эффектами: эффектом дохода и эффектом замещения.

13. У нормальных товаров (т.е. товаров, спрос на которые увели­чивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении; у низших, или низ­кокачественных, товаров при изменении цен эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях.

14. Кривая предложения отражает следующую закономерность: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер пред­ложения на рынке данного товара.

15. При равновесной цене количество товаров, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответство­вать тому количеству товаров, которое производители намерены про­должать поставлять на рынок.

16. Коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены ED представляет собой отношение изменения спроса к вызвавшему его изменению цены:

17. Коэффициент перекрестной эластичности спроса в зависимос­ти от цены представляет собой отношение изменения спроса на товар / к вызвавшему его изменению цены на товар у.


Глава 5

18. Влияние дохода на спрос определяют коэффициентом эластич­
ности
спроса в зависимости от дохода:

19. На основе анализа взаимосвязи между изменением дохода и
спросом на разные товары строится график «доход-расходы» для от­
дельного блага (при предположении, что цена блага остается неизмен­
ной). Такие графики для разных товаров называют кривыми Энгеля.

р

20. Коэффициент эластичности предложения Е представляет со­бой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

21. Закон убывающей предельной полезности означает, что по ме­ре увеличения количества потребляемого товара его предельная по­лезность имеет тенденцию к сокращению (первый закон Госсена). Вто­рой закон Госсена означает, что при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величиной.

22. Условие равновесия потребителя может быть выражено следу­ющим образом:

где MU - предельная полезность отдельных товаров, а Р - их цена.

23. Сторонники теории предельной полезности разделились на два направления: кардиналистов и ординалистов. Первые были заняты поиском измерителя абсолютных величин предельной полезности. Ординалисты вместо абсолютных измерений предельной полезности перешли к относительному анализу, т.е. определению предпочтения одних комбинаций товаров покупателями (потребителями) другим ком­бинациям, или наборам, товаров.

24. Кривая безразличия представляет графическое изображение


Общая характеристика рыночной экономики

всех комбинаций товаров, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения для потребителя.

25. Предельная норма замещения - количество товара, которое потребитель готов отдать за единицу другого товара.

26. Бюджетная линия - графическое изображение всех комбина­ций товаров, которые можно приобрести при данном доходе потреби­теля.

27. Излишек потребителя - это разница между суммой денег, ко­торую потребитель готов уплатить, и той суммой, которую он платит в действительности.

28. Важнейшими функциями рынка являются распределение ос­новных факторов производства (аллокативная функция), стимулирова­ние технического прогресса и дистрибутивная функция.


Основные понятия:

Рынок

Домашнее хозяйство

Бизнес

Правительство

Сравнительное преимущество

Экономическое благо

Неэкономическое (свободное) благо

Товар

Ценность

Потребительная ценность

Меновая ценность

Полезность

Бартер

Ликвидность

Деньги

Цена

Спрос

Предложение

Конкуренция


market

household

business

government

comparative advantage

economic good

free good

commodity

value

use value

exchange value

utility

barter

liquidity

money

price

demand

supply

competition


 


9 Курс экономической теории


Кривая спроса Эффект дохода Эффект замещения Нормальные товары Низкокачественные товары Товар Гиффена Эффект Веблена Эффект сноба Кривая предложения Цена равновесия Частичное равновесие Общее равновесие Эластичность спроса Перекрестная эластичность спроса Эластичность предложения Мгновенное равновесие Краткосрочное равновесие Длительное равновесие Кривая Энгеля Общая полезность Предельная полезность Равновесие потребителя Кривая безразличия Карта безразличия Предельная норма замещения

Бюджетная линия Излишек потребителя «Невидимая рука»


Глава 5

demand curve

income effect

substitution effect

normal goods

inferior goods

Giffen good

Veblen effect

snob effect

supply curve

equilibrium price

partial equilibrium

general equilibrium

elasticity of demand

cross elasticity of demand

elasticity of supply

immediate equilibrium

short-run equilibrium

long-run equilibrium

Engel curve

total utility

marginal utility

consumer equilibrium

indifference curve

indifference map

marginal rate of substitution, MRS

budget line

consumer's surplus

invisible hand



Механизм рынка совершенной конкуренции

Глава 6. МЕХАНИЗМ РЫНКА

СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

«Экономическая конкурен­ция ведет к тому, чтобы про­изводство осуществлялось самым рациональным спосо­бом».

Людвиг фон Мизес

Рыночная структура совершенной конкуренции, как нам известно из § 6 главы 5, отличается множеством покупателей и про­давцов. Каждый из субъектов рынка не в состоянии воздействовать на рыночную цену из-за малой доли в продажах или покупках. Для вы­яснения того, как устанавливается равновесная цена на рынке совер­шенной конкуренции, необходимо не только изучение потребительско­го поведения, но и знание различных форм издержек производства.

Если покупателя при приобретении товара на рынке интересует, прежде всего, его полезность, то для продавца (производителя) цен­тральное место занимают издержки производства. Поскольку в усло­виях совершенной конкуренции производитель практически не может воздействовать на уровень рыночной цены, постольку именно уровень издержек производства оказывает определяющее воздействие и на размер прибыли, и на возможности расширения производства, и на то, останется ли фирма вообще на данном рынке или будет вынуждена покинуть его.

Таким образом, отраслевое предложение как сумма рыночного предложения отдельных фирм зависит в конечном итоге от уровня из­держек производства, а вид кривой предложения непосредственно связан с динамикой издержек.

Но прежде чем рассмотреть подробнее основные принципы взаи­мосвязи издержек производства и объема предложения, необходимо выяснить, что мы понимаем под издержками и как их измерять. Затем будут определены условия равновесия фирмы при рыночной структу­ре совершенной конкуренции.

§ 1. Издержки производства:

Виды и динамика

В основе принципов принятия экономических реше­ний лежит тот факт, что хозяйствующий субъект сталкивается с ог­раниченностью ресурсов и должен сделать выбор между альтер-


Глава 6

нативными способами использования этих ресурсов. Другими сло­вами, производитель должен иметь в виду, что те или иные ресур­сы могут быть использованы альтернативным образом, и, следова­тельно, необходимо сопоставить ожидаемые выгоды от этих альтер­натив. Принимая решение об использовании ресурсов в данном производстве, предприниматель отказывается от производства дру­гих товаров и услуг, то есть жертвует ценностью альтернативных возможностей.

С этой точки зрения можно утверждать, что издержки, которые следует учитывать при принятии экономических решений, это всегда альтернативные издержки, - т. е. альтернативная стоимость (цен­ность) ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их приме­нения. Этот вывод легче понять, если еще раз обратиться к гл. 3, где альтернативная стоимость уже исследовалась при анализе кривой трансформации.

Как правило, основная часть затрат фирмы представляет собой яв­ные издержки - денежные выплаты поставщикам факторов произ­водства. Другими словами, явные издержки фирмы - это ее фактичес­кие расходы на оборудование, сырье, энергию, полуфабрикаты, зара­ботную плату, аренду помещения и т. д.

Вместе с тем часто фирма использует ресурсы, которые принад­лежат ей самой (собственный капитал в денежной форме, собствен­ные производственные помещения, профессиональные навыки вла­дельца фирмы и т. п.). Фирма не несет непосредственных денежных расходов на оплату этих ресурсов, они для нее являются как бы «бес­платными». Однако в мире ограниченных ресурсов действительно бес­платного ничего не бывает, каждый ресурс имеет свою альтернатив­ную стоимость. Поэтому использование фирмой такого «бесплатного» (с точки зрения бухгалтера) ресурса фактически связано с отказом от получения дохода при его альтернативном применении, то есть с оп­ределенными издержками. Такие альтернативные издержки исполь­зования ресурсов, принадлежащих самой фирме, называются неяв­ными издержками.

Хотя неявные издержки не отражаются в бухгалтерской отчетности (не включаются в бухгалтерские издержки), их необходимо брать в расчет при принятии экономических решений, что позволяет эффектив­но использовать все вовлеченные в процесс производства ресурсы. Исходя из этого, в понятие экономические издержки должна вклю­чаться альтернативная стоимость всех используемых ресурсов, в том числе и нормальная прибыль как минимальный доход предприни­мателя, необходимый для привлечения и удержания этого ресурса в


Механизм рынка совершенной конкуренции

данном производственном процессе.1 Так, в нормальную прибыль вой­дут: процент на собственный капитал, арендная плата, которую можно было бы получить, сдавая внаем собственное здание, доход от про­дажи собственных услуг труда и т. п.

В связи со сказанным выше, имеются существенные различия между понятиями бухгалтерская и экономическая прибыль. Бухгал­терская прибыль - это разница между общей выручкой фирмы и явными (денежными) издержками. Экономическая прибыль - это разница между общей выручкой фирмы и всеми издержками (явными и неявными, включая нормальную прибыль предпринимателя). Таким образом, экономическая прибыль представляет собой доход, получен­ный сверх нормальной прибыли.

Определим теперь основные виды издержек фирмы в краткосроч­ном периоде. Издержки подразделяются на две большие категории: постоянные и переменные. Постоянные издержки - это расходы, ко­торые остаются неизменными, каково бы ни было количество произво­димой продукции. К ним относятся плата за аренду помещения, затра­ты на оборудование, оплата управленческого и административного пер­сонала и т. п. Если на оси абсцисс будем откладывать объем продук­ции О, а на оси ординат - издержки С, то постоянные издержки FC бу­дут выглядеть как прямая линия, параллельная оси абсцисс (рис. 6.1).

Переменные издержки меняются в прямой зависимости от объ­ема производства. Они связаны с затратами на покупку сырья и ра­бочей силы. Динамика переменных издержек (VC) неравномерна: на­чиная с нуля, по мере роста производства они первоначально растут очень быстро; затем, по мере дальнейшего увеличения объемов производства, начинает сказываться фактор экономии на массовом производстве, и рост переменных издержек становится уже более








ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.