|
Деперсонифицированный механизм ценКатегории спроса, предложения и цены являются, как было отмечено в предыдущих параграфах, взаимосвязанными. На рынке происходят постоянные колебания рыночных цен под воздействием изменений в спросе и предложении. Экономическая теория исследует колебания рыночных цен вокруг некоего состояния равновесия. Равновесная цена, устанавливающаяся при равенстве спроса и предложения на всех рынках, отражает некую «нормальную цену», при которой предельная общественная полезность и предельные общественные издержки уравновешивают друг друга (вспомним теорию цены А. Маршалла). Эта «нормальная цена» - состояние наиболее эффективного при данном неизменном уровне технологии использования всех основных факторов производства: и труда, и капитала, и земли. Колебания рыночных цен и определяют важнейшие функции рынка:
1. Распределение основных факторов производства (алло-кативная функция рынка).1 В тех отраслях, где наблюдается повышение цен, происходит оживление производства, сюда переливаются капиталы, труд и иные ресурсы. Если в результате такого перелива произойдет превышение предложения товаров над спросом на них, начнется обратный процесс: начнут снижаться рыночные цены и произойдет отток ресурсов из данной отрасли. 2. Стимулирование технического прогресса. Если какой-то фирме удается уменьшить затраты факторов производства на единицу продукции до уровня более низкого, чем сложившийся уровень рыночной цены, то эта фирма получит прибыль. Для этого необходимо совершенствовать технологию, человеческие знания, использовать достижения научно-технического прогресса, экономить ресурсы. Следовательно, без всяких лозунгов и призывов рыночная система заставляет экономических субъектов участвовать в процессе совершенствования и развития техники, технологии, науки и т. п. 3. Дифференциация доходов субъ Общая характеристика рыночной экономики хозяйствующие субъекты, чьи издержки производства оказались ниже, чьи оценки рыночной конъюнктуры оказались более точными, становятся богаче в результате нарастающего итога получаемых прибылей. Рыночный механизм при распределении благ учитывает лишь «денежные голоса», а не потребности субъектов как таковые. Другие же экономические агенты, оказавшиеся в проигрыше, терпят убытки, разоряются и вообще уходят с рынка. Дифференциация доходов в рыночном хозяйстве - объективный результат действия механизма цен. Можно по-разному относиться к факту разорения фирм, но прилагать моральные, нравственные оценки к механизму рыночных цен -бессмысленное занятие. Жаловаться на несправедливость рынка, как отмечал Хайек, это то же самое, что жаловаться на несправедливость Солнечной системы. Выдающиеся экономисты прошлого и современные теоретики рыночного хозяйства подчеркивают деперсонифицированный (безличностный) характер рыночного механизма, т. е. механизма колебаний цен. Наиболее известным является положение А. Смита о «невидимой руке», которая координирует действия разрозненных производителей и потребителей продукции. Каждый действует, преследуя свой личный интерес. Ориентиром для него является лишь повышение или понижение цены. Однако в результате самостоятельных действий, основанных на подчинении ценовому механизму, рождается определенный порядок, и структура общественного продукта в большей или меньшей степени соответствует структуре общественных потребностей. «Невидимая рука» - это и есть безличностный ценовой механизм, координирующий процесс выбора множеством производителей и потребителей. Та же идея лежит в основе исследования Ф. Хайеком спонтанного, т. е. самопроизвольного порядка. В своеобразной форме эта же идея разрабатывалась К. Марксом в его концепции товарного фетишизма, когда над товаропроизводителем господствует фетиш-товар с его постоянно изменяющейся ценой. Все эти исследования с точки зрения позитивного экономического анализа сходятся на том, что в рыночной системе отсутствует личная зависимость одного субъекта хозяйства от другого. Обмен деперсонифицирован. Это следует понимать не в смысле отсутствия личных контактов между продавцами и покупателями, или в рамках этих групп. Главное в другом - над каждым агентом рыночного хозяйства господствует не личность - в виде вождя племени, феодала, председателя правящей партии и т. п., - а безличностная сила рыночных цен. Только эта сила и «приказывает», ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить. Однако с точки зрения нормативного анализа теоретики социализма, в отличие от А. Смита, Ф. Хайека и других экономистов классического и неоклассического направления, дают резко негативную Глава 5 оценку «невидимой руке» рынка. Рыночный механизм предлагается заменить сознательным централизованным планированием, где не будет ни прибылей, ни убытков, ни богачей, ни бедняков, где цены будут назначаться Центром и им же поставщики будут прикреплены к покупателям. К чему может привести такая система хозяйства, описано как в работах экономистов, так и в художественных произведениях, наиболее знаменитыми из которых являются «негативные утопии» Е. Замятина («Мы»), Дж. Оруэлла («1984») и О. Хаксли («О дивный новый мир»). Воплощенные же на практике идеи о возможности сознательного регулирования из Центра всего и вся означали построение общества, именуемого в крайних его вариантах тоталитаризмом или командно-административной системой (бывшие социалистические страны). Разумеется, рынок - не идеальное устройство общества; о преимуществах и недостатках рыночного механизма будет специально сказано в гл. 15.1 Однако, перефразируя известное изречение У. Черчилля о демократии, можно отметить, что рынок - наихудший способ организации хозяйства, за исключением всех остальных. Выводы:
1. Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном механизме ценовых сигналов. 2. Основные субъекты рынка: домашние хозяйства, бизнес, правительство и заграница. 3. Неэкономическое благо имеется в неограниченном количестве, экономическое благо является редким, или ограниченным. 4. Полезность - категория, используемая для определения удовлетворенности, получаемой людьми от потребления благ. 5. Предельная полезность - дополнительная полезность, получаемая субъектом от потребления дополнительной единицы блага. 6. Ликвидный товар (или любое другое благо) - это легкореализуемый товар. В процессе развития торговли товар, имеющий наибольшую способность к сбыту, становится деньгами. Деньги -это абсолютно ликвидное и общепризнанное средство обмена. 7. В денежной экономике цена предстает как пропорция обмена товаров на деньги. Общая характеристика рыночной экономики 8. Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. 9. Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. В ситуации конкуренции все участники рынка стремятся к своим целям, соперничая друг с другом: продавцы стремятся продать товар дороже, потребители - купить дешевле. Конкуренция между продавцами приводит к снижению цены, конкуренция между покупателями - к ее повышению. 10. Основными типами рыночных структур являются: • свободная, или совершенная, конкуренция; • чистая монополия; • олигополия; • монополистическая конкуренция.
11. Кривая спроса иллюстрирует закон спроса: если цена какого-либо товара повышается, то при прочих равных условиях спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. 12. Конфигурация кривой спроса объясняется двумя эффектами: эффектом дохода и эффектом замещения. 13. У нормальных товаров (т.е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении; у низших, или низкокачественных, товаров при изменении цен эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. 14. Кривая предложения отражает следующую закономерность: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара. 15. При равновесной цене количество товаров, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству товаров, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. 16. Коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены ED представляет собой отношение изменения спроса к вызвавшему его изменению цены: 17. Коэффициент перекрестной эластичности спроса в зависимости от цены представляет собой отношение изменения спроса на товар / к вызвавшему его изменению цены на товар у. Глава 5 18. Влияние дохода на спрос определяют коэффициентом эластич 19. На основе анализа взаимосвязи между изменением дохода и р 20. Коэффициент эластичности предложения Е представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены: 21. Закон убывающей предельной полезности означает, что по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению (первый закон Госсена). Второй закон Госсена означает, что при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величиной. 22. Условие равновесия потребителя может быть выражено следующим образом: где MU - предельная полезность отдельных товаров, а Р - их цена. 23. Сторонники теории предельной полезности разделились на два направления: кардиналистов и ординалистов. Первые были заняты поиском измерителя абсолютных величин предельной полезности. Ординалисты вместо абсолютных измерений предельной полезности перешли к относительному анализу, т.е. определению предпочтения одних комбинаций товаров покупателями (потребителями) другим комбинациям, или наборам, товаров. 24. Кривая безразличия представляет графическое изображение Общая характеристика рыночной экономики всех комбинаций товаров, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения для потребителя. 25. Предельная норма замещения - количество товара, которое потребитель готов отдать за единицу другого товара. 26. Бюджетная линия - графическое изображение всех комбинаций товаров, которые можно приобрести при данном доходе потребителя. 27. Излишек потребителя - это разница между суммой денег, которую потребитель готов уплатить, и той суммой, которую он платит в действительности. 28. Важнейшими функциями рынка являются распределение основных факторов производства (аллокативная функция), стимулирование технического прогресса и дистрибутивная функция. Основные понятия: Рынок Домашнее хозяйство Бизнес Правительство Сравнительное преимущество Экономическое благо Неэкономическое (свободное) благо Товар Ценность Потребительная ценность Меновая ценность Полезность Бартер Ликвидность Деньги Цена Спрос Предложение Конкуренция market household business government comparative advantage economic good free good commodity value use value exchange value utility barter liquidity money price demand supply competition
9 Курс экономической теории Кривая спроса Эффект дохода Эффект замещения Нормальные товары Низкокачественные товары Товар Гиффена Эффект Веблена Эффект сноба Кривая предложения Цена равновесия Частичное равновесие Общее равновесие Эластичность спроса Перекрестная эластичность спроса Эластичность предложения Мгновенное равновесие Краткосрочное равновесие Длительное равновесие Кривая Энгеля Общая полезность Предельная полезность Равновесие потребителя Кривая безразличия Карта безразличия Предельная норма замещения Бюджетная линия Излишек потребителя «Невидимая рука» Глава 5 demand curve income effect substitution effect normal goods inferior goods Giffen good Veblen effect snob effect supply curve equilibrium price partial equilibrium general equilibrium elasticity of demand cross elasticity of demand elasticity of supply immediate equilibrium short-run equilibrium long-run equilibrium Engel curve total utility marginal utility consumer equilibrium indifference curve indifference map marginal rate of substitution, MRS budget line consumer's surplus invisible hand Механизм рынка совершенной конкуренции Глава 6. МЕХАНИЗМ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ «Экономическая конкуренция ведет к тому, чтобы производство осуществлялось самым рациональным способом». Людвиг фон Мизес Рыночная структура совершенной конкуренции, как нам известно из § 6 главы 5, отличается множеством покупателей и продавцов. Каждый из субъектов рынка не в состоянии воздействовать на рыночную цену из-за малой доли в продажах или покупках. Для выяснения того, как устанавливается равновесная цена на рынке совершенной конкуренции, необходимо не только изучение потребительского поведения, но и знание различных форм издержек производства. Если покупателя при приобретении товара на рынке интересует, прежде всего, его полезность, то для продавца (производителя) центральное место занимают издержки производства. Поскольку в условиях совершенной конкуренции производитель практически не может воздействовать на уровень рыночной цены, постольку именно уровень издержек производства оказывает определяющее воздействие и на размер прибыли, и на возможности расширения производства, и на то, останется ли фирма вообще на данном рынке или будет вынуждена покинуть его. Таким образом, отраслевое предложение как сумма рыночного предложения отдельных фирм зависит в конечном итоге от уровня издержек производства, а вид кривой предложения непосредственно связан с динамикой издержек. Но прежде чем рассмотреть подробнее основные принципы взаимосвязи издержек производства и объема предложения, необходимо выяснить, что мы понимаем под издержками и как их измерять. Затем будут определены условия равновесия фирмы при рыночной структуре совершенной конкуренции. § 1. Издержки производства: Виды и динамика В основе принципов принятия экономических решений лежит тот факт, что хозяйствующий субъект сталкивается с ограниченностью ресурсов и должен сделать выбор между альтер- Глава 6 нативными способами использования этих ресурсов. Другими словами, производитель должен иметь в виду, что те или иные ресурсы могут быть использованы альтернативным образом, и, следовательно, необходимо сопоставить ожидаемые выгоды от этих альтернатив. Принимая решение об использовании ресурсов в данном производстве, предприниматель отказывается от производства других товаров и услуг, то есть жертвует ценностью альтернативных возможностей. С этой точки зрения можно утверждать, что издержки, которые следует учитывать при принятии экономических решений, это всегда альтернативные издержки, - т. е. альтернативная стоимость (ценность) ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их применения. Этот вывод легче понять, если еще раз обратиться к гл. 3, где альтернативная стоимость уже исследовалась при анализе кривой трансформации. Как правило, основная часть затрат фирмы представляет собой явные издержки - денежные выплаты поставщикам факторов производства. Другими словами, явные издержки фирмы - это ее фактические расходы на оборудование, сырье, энергию, полуфабрикаты, заработную плату, аренду помещения и т. д. Вместе с тем часто фирма использует ресурсы, которые принадлежат ей самой (собственный капитал в денежной форме, собственные производственные помещения, профессиональные навыки владельца фирмы и т. п.). Фирма не несет непосредственных денежных расходов на оплату этих ресурсов, они для нее являются как бы «бесплатными». Однако в мире ограниченных ресурсов действительно бесплатного ничего не бывает, каждый ресурс имеет свою альтернативную стоимость. Поэтому использование фирмой такого «бесплатного» (с точки зрения бухгалтера) ресурса фактически связано с отказом от получения дохода при его альтернативном применении, то есть с определенными издержками. Такие альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, называются неявными издержками. Хотя неявные издержки не отражаются в бухгалтерской отчетности (не включаются в бухгалтерские издержки), их необходимо брать в расчет при принятии экономических решений, что позволяет эффективно использовать все вовлеченные в процесс производства ресурсы. Исходя из этого, в понятие экономические издержки должна включаться альтернативная стоимость всех используемых ресурсов, в том числе и нормальная прибыль как минимальный доход предпринимателя, необходимый для привлечения и удержания этого ресурса в Механизм рынка совершенной конкуренции данном производственном процессе.1 Так, в нормальную прибыль войдут: процент на собственный капитал, арендная плата, которую можно было бы получить, сдавая внаем собственное здание, доход от продажи собственных услуг труда и т. п. В связи со сказанным выше, имеются существенные различия между понятиями бухгалтерская и экономическая прибыль. Бухгалтерская прибыль - это разница между общей выручкой фирмы и явными (денежными) издержками. Экономическая прибыль - это разница между общей выручкой фирмы и всеми издержками (явными и неявными, включая нормальную прибыль предпринимателя). Таким образом, экономическая прибыль представляет собой доход, полученный сверх нормальной прибыли. Определим теперь основные виды издержек фирмы в краткосрочном периоде. Издержки подразделяются на две большие категории: постоянные и переменные. Постоянные издержки - это расходы, которые остаются неизменными, каково бы ни было количество производимой продукции. К ним относятся плата за аренду помещения, затраты на оборудование, оплата управленческого и административного персонала и т. п. Если на оси абсцисс будем откладывать объем продукции О, а на оси ординат - издержки С, то постоянные издержки FC будут выглядеть как прямая линия, параллельная оси абсцисс (рис. 6.1). Переменные издержки меняются в прямой зависимости от объема производства. Они связаны с затратами на покупку сырья и рабочей силы. Динамика переменных издержек (VC) неравномерна: начиная с нуля, по мере роста производства они первоначально растут очень быстро; затем, по мере дальнейшего увеличения объемов производства, начинает сказываться фактор экономии на массовом производстве, и рост переменных издержек становится уже более Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|