Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Совершенная ценовая дискриминация






возрастет на величину, равную излишку потребителя (затененная об­ласть).

Однако такая ценовая политика весьма редко встречается на прак­тике, так как для ее осуществления монополист должен обладать уди­вительной проницательностью и точно знать, какова максимальная цена, которую каждый покупатель готов заплатить за каждую единицу данного товара. Можно сказать, что совершенная ценовая дискрими­нация - это идеал, «голубая мечта» монополиста. Как и любая «голу­бая мечта», она достигается крайне редко. Например, известный ад­вокат, хорошо зная платежеспособность своей клиентуры, может на­значить каждому такую цену за его услуги, которая соответствует мак­симальной сумме, которую готов заплатить клиент.

Ценовая дискриминация второй степени - это ценовая поли­тика, суть которой заключается в установлении различных цен в зави­симости от количества покупаемой продукции. При покупке большего количества товаров потребителю устанавливают более низкую цену за каждый экземпляр товара. Другой пример: в Москве существуют раз­личные тарифы на проезд в метро в зависимости от количества поез­док. Можно сказать, что метрополитен осуществляет политику цено­вой дискриминации второй степени. Очень часто проведение ценовой дискриминации второй степени выступает в виде различных ценовых скидок (дисконтов).

Ценовая дискриминация третьей степени - это ситуация, ког­да монополист продает товары разным группам покупателей с различ­ной эластичностью спроса по цене. Здесь происходит не разделение цен спроса на отдельные экземпляры или объемы товаров, а сегмен­тация рынка, т. е. разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности. Монополист создает, упрощенно го­воря, «дорогой» и «дешевый» рынки.


Глава 7

На «дорогом» рынке спрос низкоэластичен, что позволяет монопо­лии увеличить выручку за счет повышения цены, а на «дешевом» -высокоэластичен, что дает возможность увеличить общую выручку за счет продажи большего количества продукции по более низким ценам (см. рис 7.7). Самая сложная проблема ценовой дискриминации тре­тьей степени - надежно отделить один рынок от другого, т. е. «доро­гой» от «дешевого». Если этого не сделать, то идея максимизации прибыли не будет реализована. Ведь потребители «дешевого» рынка купят на нем продукцию по низким ценам и перепродадут ее на «до­рогом» рынке. Приведем конкретный пример достаточно надежного разделения рынка: в музее изобразительных искусств билеты для школьников и студентов всегда дешевле, чем для взрослых покупа­телей. Администрация музея продает дешевые билеты только по предъявлении соответствующего удостоверения, и визуально убедив­шись в возрасте покупателя. Представить себе ситуацию, когда пред­приимчивые школьники будут скупать партии дешевых билетов и по­том перепродавать их у входа взрослым посетителям по ценам более низким, чем установлено музеем для взрослых людей, невозможно. Ведь если даже пожилой любитель искусства воспользуется услуга­ми юного бизнесмена, на контрольном входе ему придется предъя­вить не только дешевый билет, но и свой цветущий юный вид.


Рис. 7.7. Ценовая дискриминация третьей степени

Наглядный пример ценовой дискриминации третьей степени мож­но увидеть и обратившись к знаменитому роману И. Ильфа и Е. Пет­рова «Двенадцать стульев», когда Остап Бендер торговал билетами с видом на «Провал»: «Приобретайте билеты, граждане! Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно. Студентам пять копеек! Не членам профсоюза - тридцать копеек!» Ценовая дискриминация третьей сте­пени проводится и при установлении различных цен за гостиничные


Механизм рынка несовершенной конкуренции

услуги иностранцам и отечественным посетителям, различных цен на блюда в ресторане в дневное и вечернее время и т. п.

Поясним идею ценовой дискриминации третьей степени графичес­ки. На рис. 7.7 показаны рынки, на которых действует дискриминиру­ющий монополист: случаи а и б. Предположим, что предельные из­держки МС одинаковы при продаже продукции по разным ценам. Пе­ресечение кривых МС и MR определяет уровень цены. Поскольку це­новая эластичность на «дорогом» и «дешевом» рынках разная, по­стольку и цены на них окажутся различными в результате ценовой дискриминации. На «дорогом» рынке монополист установит цену Р, и объем продаж составит Qr На «дешевом» рынке цена будет на уров­не Рг и объем продаж Q2. Валовой доход во всех случаях показан за­тененными прямоугольниками. Сумма площадей прямоугольников в случаях а) и б) окажется выше, чем площадь, обозначающая вало­вой доход у монополиста, не проводящего ценовую дискриминацию (случай в).

Таким образом, дискриминирующий монополист должен уметь на­дежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса по цене у разных потребителей.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.