Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Монополистического конкурента





вкуса и цвета, или от того, кто за прилавком: интеллигентная красави­ца или самодовольный «дутыш».

С другой стороны, данная модель рынка предполагает ценовую конкуренцию.Снижение цены в краткосрочном периоде могло бы по­мочь расширить рынок за счет конкурентов и получить сверхприбыль. Однако не следует забывать, что эластичность спроса по цене у мо­нополистического конкурента невысока, и получить сверхприбыль от расширения объема продаж затруднительно.

Кроме того, возможности получения сверхприбыли могут быть свя­заны с сокращением средних издержек, а это, в свою очередь, зави­сит от усовершенствования или внедрения новых технологий. Финан­сирование научных разработок и их внедрение - дорогой, долгий и рискованный путь. Поэтому фирмы в конкурентной борьбе перемеща­ются из области ценового соперничества в область неценовой кон­куренции.Реклама и послепродажное обслуживание, маркетинговые исследования и т. п. - все это инструменты неценовой конкуренции, увеличивающие расходы по сбыту, но сокращающие путь к потреби­телю. При монополистической конкуренции реклама выполняет сле­дующие функции: формирует и расширяет спрос, а также снижает це­новую эластичность спроса, помогая фирме усилить власть над це­ной. Под влиянием рекламы покупатель может не снижать свой спрос при повышении цены, а иногда и расширить его. Вот уж поистине -«реклама - двигатель торговли!».

Еще один фактор, затрудняющий получение монополистическим конкурентом сверхприбыли, - невысокие барьеры вступления в от­расль. Укрепляясь на рынке, фирма с новой маркой продукта создает свой сегмент за счет сокращения долей других участников рынка, что




Глава 7

неизбежно отразится на их прибыли. К тому же новую марку (новую особенность) продукта создать куда проще, чем принципиально иной продукт. Поэтому появление новых фирм на рынке монополистической конкуренции - явление более частое, чем в условиях олигополии, что сокращает продолжительность получения сверхприбыли монополисти­ческими конкурентами.

На графике (рис. 7.14) показан результат разнонаправленного дви­жения кривых спроса и средних издержек в долгосрочном периоде. Кривая спроса D на продукцию фирмы сдвигается влево вследствие внедрения в отрасль привлеченных сверхприбылью новых производи­телей, а кривая средних издержек перемещается вверх в связи с до­полнительными затратами фирмы на ведение неценовой конкуренции. Сверхприбыль исчезает, монополистический конкурент получает лишь нормальную прибыль в условиях неполной загрузки его производ­ственных мощностей - в точке долгосрочного равновесия Е, средние издержки не достигли своего минимума АСтп. Цена на продукцию фирмы (Pt) установилась на более высоком уровне, чем тот, который наблюдался бы при совершенной конкуренции. Но это - плата за раз­нообразие, за возможность выбора богатого спектра товаров и услуг, за более полное удовлетворение потребностей людей.

Итак, в отличие от монополии и олигополии, монополистическая конкуренция характеризуется относительно невысокими барьерами вступления в отрасль и множественностью производителей. Эти усло­вия определяют высокую степень соперничества между монополисти­ческими конкурентами, ослабляя их власть над ценой. Поэтому цено­образование в данной модели рынка больше конкурентное, чем моно­полистическое. Цены в условиях монополистической конкуренции не­сут в себе более точную рыночную информацию: они подвижны и не завышены так, как в условиях олигополии и монополии. Из этого сле­дует, что монополистическая конкуренция с дифференциацией продук­та приводит к меньшим потерям в излишке потребителя и меньшему «мертвому убытку» (чистым потерям) общества, чем другие типы рын­ка несовершенной конкуренции.

Монопсония

Предыдущий анализ был связан с монополией как фе­номеном определенной власти над рыночной ценой со стороны про­давца. Но известный контроль над ценами может быть и со стороны покупателя. Если термин монополия означает «один продавец», то мо­нопсония - это «один покупатель».


Механизм рынка несовершенной конкуренции


Исследование проблемы монопсонии является одной из важней­ших научных заслуг Джоан Робинсон.1

Прежде чем анализировать установление цен в условиях монопсо­нии, сравним рынок совершенной и несовершенной конкуренции «гла­зами покупателя». В условиях совершенной конкуренции действует множество продавцов и точно так же действует множество покупате­лей. Как отдельный продавец в этих условиях не может повлиять на рыночную цену, так и отдельный покупатель на конкурентном рынке не может воздействовать на рыночную цену покупаемых им товаров. Линия спроса на продукцию совершенного конкурента-продавца ха­рактеризуется абсолютной эластичностью. И так же линия предложе­ния для совершенного конкурента-покупателя является абсолютно эластичной. Это означает, что если покупатель предложит за товар меньше денег, чем сложившаяся рыночная цена, он не купит ничего. А, предложив денег больше, он купит товаров сколь угодно много.

Сравним кривые спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции со стороны покупателя и со стороны продавца (произво­дителя).

На графике (рис. 7.15а), уже известном из анализа совершенной конкуренции, кривая спроса на продукцию продавца (производителя) имеет горизонтальный вид, а кривая его предложения - это восходя­щая ветвь кривой предельных издержек МС.

График (рис. 7.156) является зеркальным отражением графика на рис. 7.15а. Покупателей в условиях совершенной конкуренции много, и каждый из них не в состоянии воздействовать объемом своих заку­пок на кривую предложения S, т. е. они также являются «ценополуча-телями». Именно поэтому горизонтальность графика предложения яв­ляется признаком совершенной конкуренции среди покупателей. Что же скрывается за кривой предложения продукции (со стороны покупа­теля)?

1 Принято считать, что сло­во «монопсония» введено в на­учный оборот Дж. Робинсон. Од­нако в своей работе она ссыла­ется на Б. Л. Халварда из Кемб­риджа, подсказавшего ей этот термин. (Робинсон Дж. Эконо­мическая теория несовершен­ной конкуренмии. М., 1986. С. 295).

Неизменность цены в условиях совершенной конкуренции для по­купателя означает, что он никак не влияет на нее, и соблюдаются все условия равновесия: Р = АС = МС. Со стороны покупателя уплачиваемая им цена Р совпадает с дополнительными (предельными) издержками приобрете­ния продукции. Поясним это подробнее.

Предельные издержки приобре­тения - это дополнительные издер­жки покупателя при закупке им до­полнительной единицы продукции.Покупатель уплачивает за приобретае­мый им товар определенную цену. Цена



Глава 7


 

О
а) продавец-«ценополучатель» б) покупатель-«ценополучатель»

Рис. 7.15. Спрос и предложение на конкурентном рынке

Р - его издержки как покупателя. Если эта цена неизменна при каж­дой дополнительной покупке единицы продукции, то и предельные из­держки приобретения товара будут оставаться неизменными. Это и от­ражается на горизонтальности линии предложения.

Следовательно, если Р = АС, то линия S есть не что иное как ли­ния средних издержек (АС). \Л эта же линия совпадает с линией пре­дельных издержек приобретения (МС) покупателя. В условиях совер­шенной конкуренции, рассматриваемой со стороны покупателя, линия предложения S - это одновременно и линия средних издержек АС и линия предельных издержек приобретения продукции МС.

Условием равновесия продавца (производителя) является, как из­вестно, равенство МС и MR. Той же логики рыночного поведения дол­жен придерживаться и покупатель: он должен сравнивать свои пре­дельные издержки и предельный доход, если стремится к достижению равновесия.

Что такое предельные издержки покупателя, уже выяснено: это его дополнительные затраты на приобретение дополнительной единицы продукции. И если цена покупаемой продукции неизменна, то она со­впадает с предельными издержками покупателя. Но что такое предель­ный доход MR покупателя? Если он приобретает продукцию, то, оче­видно, руководствуется закономерностями, присущими динамике пре­дельной полезности MU. Прирост дохода, т. е. MR, со стороны по­купателя - это прирост полезности. Следовательно, кривая спроса D покупателя - это кривая предельной полезности MU, или кривая пре­дельного дохода MR.

В условиях монолсонии на рынке действует не множество, а один покупатель. Что же будет представлять собой кривая предложения в условиях монолсонии? Очевидно, она должна утратить горизонталь­ный характер и приобрести иной вид.


Механизм рынка несовершенной конкуренции

Прежде чем обрисовать конфигурацию кривой предложения в ус­ловиях монопсонии, важно подчеркнуть, что это будет кривая пред­ложения всей отрасли,а не просто кривая предложения какой-то одной фирмы. Ведь монопсонист имеет перед собой весь рынок, за его «благосклонность» конкурируют между собой разрозненные про­изводители какой-либо отрасли в целом.

На данной стадии анализа ясно, что если покупатель - один, а продавцов - много, конкуренция развернется, прежде всего, между продавцами (производителями), и цена будет понижаться. Монопсо­нист имеет возможность диктовать цены на приобретаемую продукцию и устанавливать ее на уровне более низком, чем в условиях совер­шенной конкуренции.

Как известно, монополист, имея власть над ценой, может устано­вить ее на уровне, превышающем уровень цены равновесия в усло­виях совершенной конкуренции, и объем производства у монополиста ниже, чем при совершенной конкуренции. А каков объем закупок у мо-нопсониста? Выше или ниже уровня условий совершенной конкурен­ции? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Все будет зависеть от условий предложения отрасли и соответствующего уровня цены предложения.Но прежде чем изучить условия предложения, зада­димся вопросом: а зависит ли власть монопсониста от самого харак­тера приобретаемого им продукта? Очевидно, да. Сопротивляться вла­сти монопсониста могут, скорее, производители не скоропортящейся продукции: если им не нравятся условия монопсонии, они еще могут какое-то время поискать другого покупателя. А что делать производи­телям скоропортящейся продукции сельского хозяйства? По всей ви­димости, у них больше вероятности попасть в зависимость от усло­вий, диктуемых монопсонистом. Конечно, это не единственный при­мер. А производители алмазов? Это продукт не скоропортящийся. Однако монопсонист «Де Бирс» диктует свои условия покупки алма­зов производителям этого товара в разных странах. Монопсония не­редко устанавливается и на рынке труда (см. гл. 11).

Итак, монопсонист, манипулируя объемом своих закупок, может воз­
действовать на рыночную цену приобретаемой продукции. Следова­
тельно, его можно назвать «ценоискателем». С точки зрения монопсо­
ниста, рыночная цена предложения будет отражать динамику средних
издержек всей отрасли. Совокупное предложение отрасли харак­
теризует кривая, отражающая сово­
купность средних издержек различ- __________

ных фирм данной отрасли(рис. 7.16). , „

к к VK ' 1 Симметрично этому кривая

Кривая предложения для моно-спроса на „редукцию монополи-

псониста- это кривая средних из-ста - это кривая среднего дохо-

Держек отрасли (АС).'' Любая точка, да монополиста, т. е. кривая D.


Глава 7



 


 


Рис. 7.16.


Кривая предложения для монопсониста


находящаяся на кривой АС, соответствует тому или иному уровню цены предложения монопсониста при закупке им определенного коли­чества товара Q.

Для монопсониста, как видно из графика (рис. 7.16), цена предло­жения может быть:

1. Понижающейся - нисходящая ветвь АС (это - довольно ред­кий случай);

2. Повышающейся - восходящая ветвь АС.

Итак, цена предложения в отрасли, «захваченной» монопсонистом, может быть и понижающейся, и повышающейся. Следовательно, и предельные (дополнительные) издержки приобретения продукции (МС) монопсониста перестают быть неизменными (как при совершенной конкуренции); они могут быть (поскольку МС отражает динамику кри­вой АС) также и понижающимися, и повышающимися.

Рассмотрим наиболее типичную ситуацию, когда кривая спроса D монопсониста пересекает кривую предложения отрасли АС при повы­шающейся цене предложения (рис. 7.17).

Монопсонист, имея дело с растущей ценой предложения, столкнет­ся и с растущими предельными издержками приобретения товара; кривая МС окажется выше восходящей ветви кривой предложения АС. На рис. 7.17 известные нам кривые трактуются следующим обра­зом:

АС - это кривая средних издержек в отрасли (с точки зрения мо­нопсониста - это кривая предложения продукции);

МС - это кривая предельных издержек отрасли (с точки зрения мо­нопсониста - кривая его предельных издержек приобретения товара);

D - кривая спроса (с точки зрения монопсониста - кривая предель­ной полезности, или предельного дохода Mil, или MR). Найдем точку равновесия покупателя-монопсониста на пересечении кривых его МС и MR.


Механизм рынка несовершенной конкуренции


Рис. 7.17.


О Qi Qo

Равновесие монопсонии


Точка Е - место пересечения кривой МС и кривой D (кривой пре­дельного дохода покупателя-монопсониста). Таким образом, на кривой АС находим точку Ev которая и определит уровень цены приобрете­ния монопсониста Рг Она оказывается ниже цены Р0, которая была бы в условиях совершенной конкуренции покупателей. На этом графике монопсонист приобретает продукцию в количестве Qv что меньше ко­личества Q0 в условиях совершенной конкуренции. Важно понять, что уровень объема закупок монопсонист определяет, сравнивая свои МС и MR и находя точку их пересечения.

Анализ несовершенной конкуренции со стороны покупателя-моно­псониста приводит к аналогичным выводам относительно отклонения рыночных цен от состояния равновесия в условиях совершенной кон­куренции. Разница заключается только в том, что монополистуста­навливает свою цену вышеуровня условий совершенной конкурен­ции, а монопсонист - нижетого уровня, который был бы при совер­шенной конкуренции.

После рассмотрения проблем монопсонии можно дать сравнитель­ный анализ условий равновесия фирмы-монополиста и фирмы-моно-псониста.

Но вначале еще раз напомним о графике кривой спроса на про­дукцию совершенного конкурента. Эта линия - D, параллельная оси абсцисс. Одновременно это и линия предельного дохода MR. Други­ми словами, в условиях совершенной конкуренции линии D и MR сли­ты в одну, «нерасщепленную» горизонтальную линию.

В условиях несовершенной конкуренции кривая спроса D как бы «раздваивается» - на собственно кривую D и ее своеобразную «тень» ~ кривую предельного дохода MR. А теперь перейдем к сравнению Равновесия монополии и монопсонии.

13 Курс экономической теории


Глава 7

• При монополии кривая спроса «расщепляется» на кривую D и ее «тень», кривую MR. При монопсонии «расщепляется» кривая пред­ложения на кривую АС и ее «тень», кривую МС (предельные издержки приобретения).

• При монополии кривая предельного дохода - это MR.

При монопсонии кривая предельного дохода монопсониста - это кривая спроса D, или кривая предельной полезности MU.

• При монополии все возможные точки цены продажи лежат на кривой спроса D. При монопсонии все точки цены приобретения това­ра лежат на кривой предложения АС.

• При графическом анализе монополии мы вначале ищем точку пересечения кривых МС и MR, а затем проводим вертикаль до кри­вой спросаD. Так мы определяем уровень продажной цены.При анализе монопсонии вначале также ищем точку пересечения кривых МС и MR (О), а затем проводим вертикаль до кривой предложениямонопсониста АС. Так определяем уровень цены приобретения.

• При совершенной конкуренции со стороны производителей цена равновесия установилась бы на уровне пересечения кривой спроса D и кривой предложения МС. И она была бы ниже монопольной цены.При совершенной конкуренции со стороны покупателей цена равнове­сия тоже установилась бы на пересечении кривой спроса и кривой предложения для покупателя АС. И она была бы выше цены моно­псонии.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.