|
И регулирование экономики: основные принципыПри всех неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у нее есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи «предоставленной самой себе», превращается в конкуренцию несовершенную. А это означает, что под удар ставится экономическая демократия, которая, в свою очередь, является основой политической демократии. Поэтому еще в конце XIX в. в промышленно развитых странах Запада и, прежде всего, в США была осознана необходимость поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации. Монополия, как отмечалось в предыдущих параграфах гл. 7, означает определенную степень власти над ценой. А эта власть может Механизм рынка несовершенной конкуренции базироваться на различных предпосылках: концентрация рынка, тайные и явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Антитрестовское, или антимонопольное законодательство призвано не допустить развертывания разрушительной для эффективности экономики ограничительной деловой практики. Под последней понимаются действия, направленные на ограничение конкуренции на рынке. Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трех китах», т. е. трех основных законодательных актах: 1. Закон Шермана (1890 г.). Этим законом запрещается тайная монополизация торговли, единоличный контроль в той или иной отрасли, сговор о ценах. 2. Закон Клейтона (1914 г.) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др. 3. Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) - запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др. В 1950 г. к закону Клейтона была принята поправка Селлера-Ке-фовера: уточнялось понятие незаконного слияния. Так, запрещались слияния путем скупки активов. Если актом (законом) Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера-Кефовера ограничивала вертикальные слияния (например, производство - сбыт продукции). Сложнейшая задача, стоящая перед государственными органами, непосредственно проводящими в жизнь антитрестовское законодательство, заключается в следующем: каковы те экономические критерии, на основании которых устанавливается факт монополизации? Поясним эту проблему постановкой вопросов, которые предстоит каждый раз решать государственным антимонопольным службам: что считать низким (или наоборот, завышенным) уровнем цен? Какой процент (доля) всего отраслевого производства свидетельствует о монополистическом захвате? Какой уровень ограничения выпуска продукции считается искусственным дефицитом? Все это непростые вопросы, на которые нельзя во всех случаях Дать однозначного ответа. А что, если крупная корпорация добилась низкого продажного уровня цен путем снижения издержек, с помощью более высокого уровня технологии и вообще хозяйственной эффективности? Как отличить «демпинговые» цены от низких цен, сложившихся в силу высокой эффективности? И вообще, вводя Глава 7 запрет на продажу «по чрезвычайно низким ценам», кого защищает антитрестовское законодательство - конкуренцию или какие-то группы конкурентов? Все это не просто академические, чисто теоретические вопросы. Например, закон Робинсона-Пэтмэна, запрещавший ценовую дискриминацию, был направлен, по сути, против крупных розничных магазинов и супермаркетов, которые могли себе позволить снижать цены для определенных групп покупателей. Но этого не могли позволить себе мелкие торговые фирмы. Так против кого же был направлен этот закон, и чьи интересы он защищал? П. Самуэльсон оценивает его так: «Это (т. е. запрещение ценовой дискриминации. - прим. авт.) и другие предложения закона способствовали ограничению конкуренции. Вместо того, чтобы снизить Р (т. е. цену) в пользу потребителя, он был направлен на сохранение многих предприятий, несмотря на то, что некоторые из них были малоэффективны».1 Так что же выиграло общество от того, что антитрестовским законодательством в данном случае были защищены мелкие торговые фирмы, которые продавали свои товары по более высоким ценам, чем крупные торговые предприятия? Ведь потребители уплачивали более высокую цену, поскольку супермаркетам было запрещено осуществлять политику ценовой дискриминации. Сомнениями по поводу якобы неизменной высокой эффективности антитрестовской политики государства полны страницы многих западных учебников и монографий. Например, американский экономист П. Хейне настойчиво проводит мысль о том, что антитрестовское регулирование (независимо от его благих намерений) защищает не свободную конкуренцию, а определенные группы конкурентов. «Важно помнить, - подчеркивает Хейне, - что наиболее эффективное давление на государственную политику оказывают не потребители, а производители. И слишком часто эта политика будет формироваться под влиянием стремления производителей защищать себя от суровых законов конкурентной жизни».2 Государственные службы, призванные осуществлять реализацию Механизм рынка несовершенной конкуренции говли (соглашения, слияния, разрушение ценностей, т. е. искусственный дефицит) подпадают под действия акта Шермана. Но что считать неразумным ограничением? Все эти проблемы показывают, насколько сложным является практическое воплощение в жизнь антитрестовского законодательства. Государство должно балансировать, проходя по узкой тропинке между опасностью разрушительного монополизма и опасностью ограничения конкуренции (а любое вмешательство государства, даже с целью поддержания конкуренции, сопровождается тем или иным ограничением конкурентных возможностей). Как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. Антимонопольная практика должна действительно поддерживать конкуренцию, а не ограничивать ее, предоставляя наиболее льготный режим одним группам производителей (потребителей) за счет других. Для того, чтобы установить факт монополизации, антимонопольное регулирование предполагает широкое использование математического инструментария и теоретического аппарата концепций несовершенной конкуренции, разработанных Э. Чемберлином, Дж. Робинсон, В. Парето и другими экономистами. Исполнительные органы власти ведут не только «карательную», но и профилактическую работу по предотвращению монополистических ограничений. Например, министерством юстиции США издаются справочные материалы, содержащие параметры сделок по слиянию и поглощению компаний, которые подпадают под действие антитрестовского законодательства. Так, интересен критерий, на основе которого делается заключение о факте установления на рынке монополистического превосходства одного или нескольких предприятий: 33% - для одного предприятия, 50% - для трех, 66,6% - для пяти. Важно отметить, что антитрестовское законодательство направлено не против крупных корпораций, «большого бизнеса» как такового, так как размер компании еще не дает возможности трактовать ее как монополию. Антимонопольное регулирование направлено против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. И если использовать принцип сравнения дополнительных издержек и дополнительных выгод, то можно утверждать: неизбежные издержки, которыми сопровождается антимонопольное регулирование, все-таки оказываются ниже тех преимуществ, которые приносит сдерживание монополистических тенденций в рыночной экономике. в- ■ ■■■ ■ ■ ■• > • Глава 7 Выводы: 1. Несовершенная конкуренция на рынке определяется такими параметрами, как количество участников рынка, барьеры для входа в отрасль, характер продукции, степень власти над рыночной ценой. Типы рыночных структур несовершенной конкуренции представлены монополией, дуополией, олигополией, монополистической конкуренцией с дифференциацией продукта. 2. В случае фирмы-несовершенного конкурента кривая спроса на ее продукцию имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше количество товаров, которое намерена продать фирма, тем ниже должна быть цена, которую она установит. 3. Максимизацию прибыли фирмой-монополистом можно определить двумя способами:
- сравнением валового дохода (TR) и валовых издержек (ТС); - сравнением предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС). Максимум общей прибыли будет при таком объеме выпуска, когда разница между TR и ТС максимальна. При этом (МС = MR) < АС < Р. 4. Для измерения степени монопольной власти используется ин L = (Р - МС)1Р 5. Ценовая дискриминация означает продажу одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства. Различают ценовую дискриминацию первой, второй и третьей степени. 6. Потери от несовершенной конкуренции означают «мертвый убыток» для общественного благосостояния. 7. Отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эффективна в силу наличия существенной экономии от масштаба, называется естественной монополией. 8. Государство регулирует деятельность естественных монополий различными методами, в том числе введением двухкомпонентного тарифа и установлением пределов роста цен. Регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться и «внедрением» рыночной конкуренции, например созданием условий, позволяющих снизить высоту барьеров для вхождения в отрасль. 9. Индекс Герфиндаля-Хиршмана показывает степень концентрации рынка и вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей (в процентах) каждой фирмы в отрасли. 10. Важной чертой олигополии, отличающей ее от других типов не- Механизм рынка несовершенной конкуренции совершенной конкуренции, является взаимозависимость фирм в отрасли. Для анализа взаимодействия фирм на олигополистическом рынке используется модель «дилемма заключенного». В этой модели показывается, каким образом фирмы-олигополисты выиграли бы при кооперативном поведении и почему они предпочитают некооперативное поведение. 11. Основные модели поведения олигополистов: • ломаная кривая спроса; • тайный сговор; • лидерство в ценах; • принцип ценообразования «издержки плюс».
12. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта - рынок со свободным входом в отрасль и наличием дифференцированных товаров, являющихся близкими заменителями друг друга. В условиях монополистической конкуренции фирмы соперничают как в форме ценовой, так и неценовой конкуренции. 13. Монопсония - рынок с одним покупателем товаров. Власть над ценой устанавливается со стороны потребителя, а не производителя товаров. Если монополист устанавливает свою цену выше уровня условий совершенной конкуренции, то монопсонист - ниже того уровня, который был бы при совершенной конкуренции. 14. Антитрестовское, или антимонопольное, законодательство призвано не допустить развертывания ограничительной деловой практики субъектов рынка, т.е. действий, направленных на ограничение конкуренции. Основные понятия:
Несовершенная конкуренция Монополия Дуополия Олигополия Монополистическая конкуренция Чистая монополия Входные барьеры Максимизации прибыли в условиях монополии Ценовая дискриминация Индекс Лернера Глава 8 Естественная монополия natural monopoly Двухкомпонентный тариф two-part tariffs Индекс Герфиндаля Herfindal index Индекс Герфиндаля-Хиршмана Herfindal-Hirschman index «Ломаная кривая» спроса kinked demand curve «Дилемма заключенного» prisoner's dilemma Равновесие по Нэшу Nash equilibrium Картель cartel Неценовая конкуренция nonprice competition Лидерство в ценах price leadership Монопсония monopsony «Мертвый убыток» deadweight loss Антитрестовский закон antitrust law «Принцип разумности» rule of reason ч Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|