Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







И регулирование экономики: основные принципы





При всех неоспоримых достоинствах совершенной кон­куренции у нее есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи «предоставленной самой себе», превращается в конкуренцию несо­вершенную. А это означает, что под удар ставится экономическая де­мократия, которая, в свою очередь, является основой политической демократии. Поэтому еще в конце XIX в. в промышленно развитых странах Запада и, прежде всего, в США была осознана необходи­мость поставить определенный заслон деструктивным силам монопо­лизации.

Монополия, как отмечалось в предыдущих параграфах гл. 7, оз­начает определенную степень власти над ценой. А эта власть может


Механизм рынка несовершенной конкуренции

базироваться на различных предпосылках: концентрация рынка, тай­ные и явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Антитрестовское, или антимонополь­ное законодательство призвано не допустить развертывания разруши­тельной для эффективности экономики ограничительной деловой прак­тики. Под последней понимаются действия, направленные на ограни­чение конкуренции на рынке.

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное зако­нодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трех китах», т. е. трех основных законодательных актах:

1. Закон Шермана(1890 г.). Этим законом запрещается тайная монополизация торговли, единоличный контроль в той или иной отрас­ли, сговор о ценах.

2. Закон Клейтона(1914 г.) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случа­ях, а тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др.



3. Закон Робинсона-Пэтмэна(1936 г.) - запрет на ограничитель­ную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др.

В 1950 г. к закону Клейтона была принята поправка Селлера-Ке-фовера:уточнялось понятие незаконного слияния. Так, запрещались слияния путем скупки активов. Если актом (законом) Клейтона был по­ставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера-Кефовера ограничивала вертикальные слияния (например, производство - сбыт продукции).

Сложнейшая задача, стоящая перед государственными органами, непосредственно проводящими в жизнь антитрестовское законода­тельство, заключается в следующем: каковы те экономические крите­рии, на основании которых устанавливается факт монополизации? Поясним эту проблему постановкой вопросов, которые предстоит каж­дый раз решать государственным антимонопольным службам: что считать низким (или наоборот, завышенным) уровнем цен? Какой про­цент (доля) всего отраслевого производства свидетельствует о моно­полистическом захвате? Какой уровень ограничения выпуска продук­ции считается искусственным дефицитом?

Все это непростые вопросы, на которые нельзя во всех случаях Дать однозначного ответа. А что, если крупная корпорация добилась низкого продажного уровня цен путем снижения издержек, с помо­щью более высокого уровня технологии и вообще хозяйственной эффективности? Как отличить «демпинговые» цены от низких цен, сложившихся в силу высокой эффективности? И вообще, вводя


Глава 7

запрет на продажу «по чрезвычайно низким ценам», кого защища­ет антитрестовское законодательство - конкуренцию или какие-то группы конкурентов?

Все это не просто академические, чисто теоретические вопросы. Например, закон Робинсона-Пэтмэна, запрещавший ценовую дискри­минацию, был направлен, по сути, против крупных розничных магази­нов и супермаркетов, которые могли себе позволить снижать цены для определенных групп покупателей. Но этого не могли позволить себе мелкие торговые фирмы. Так против кого же был направлен этот за­кон, и чьи интересы он защищал? П. Самуэльсон оценивает его так: «Это (т. е. запрещение ценовой дискриминации. - прим. авт.) и другие предложения закона способствовали ограничению конкуренции. Вме­сто того, чтобы снизить Р (т. е. цену) в пользу потребителя, он был на­правлен на сохранение многих предприятий, несмотря на то, что не­которые из них были малоэффективны».1 Так что же выиграло обще­ство от того, что антитрестовским законодательством в данном случае были защищены мелкие торговые фирмы, которые продавали свои товары по более высоким ценам, чем крупные торговые предприятия? Ведь потребители уплачивали более высокую цену, поскольку супер­маркетам было запрещено осуществлять политику ценовой дискрими­нации.

Сомнениями по поводу якобы неизменной высокой эффективности антитрестовской политики государства полны страницы многих запад­ных учебников и монографий. Например, американский экономист П. Хейне настойчиво проводит мысль о том, что антитрестовское регу­лирование (независимо от его благих намерений) защищает не сво­бодную конкуренцию, а определенные группы конкурентов. «Важно помнить, - подчеркивает Хейне, - что наиболее эффективное давле­ние на государственную политику оказывают не потребители, а произ­водители. И слишком часто эта политика будет формироваться под влиянием стремления производителей защищать себя от суровых за­конов конкурентной жизни».2

Государственные службы, призванные осуществлять реализацию
антимонопольного законодательства, могут руководствоваться двумя
принципами: во-первых, жестко следуя букве закона и, во-вторых,
«принципом разумности».Дело в том, что во многих отношениях
юридический язык антитрестовских актов (например, закона Шермана)
настолько декларативен, что федераль­
ный суд США мог бы подвести под сфе­
ру его действия любых двух партнеров, , с ьсон п экономика.
решивших вести совместное дело. По- м 1964 с 541
этому «принцип разумности» означает, ' ^Хейне П. Экономический об-
что только неразумное ограничение тор- раз мышления, м., 1991. с. 296.


Механизм рынка несовершенной конкуренции

говли (соглашения, слияния, разрушение ценностей, т. е. искусствен­ный дефицит) подпадают под действия акта Шермана.

Но что считать неразумным ограничением?

Все эти проблемы показывают, насколько сложным является прак­тическое воплощение в жизнь антитрестовского законодательства. Го­сударство должно балансировать, проходя по узкой тропинке между опасностью разрушительного монополизма и опасностью ограничения конкуренции (а любое вмешательство государства, даже с целью под­держания конкуренции, сопровождается тем или иным ограничением конкурентных возможностей). Как известно, благими намерениями вы­мощена дорога в ад. Антимонопольная практика должна действитель­но поддерживать конкуренцию, а не ограничивать ее, предоставляя наиболее льготный режим одним группам производителей (потребите­лей) за счет других.

Для того, чтобы установить факт монополизации, антимонопольное регулирование предполагает широкое использование математическо­го инструментария и теоретического аппарата концепций несовершен­ной конкуренции, разработанных Э. Чемберлином, Дж. Робинсон, В. Парето и другими экономистами. Исполнительные органы власти ве­дут не только «карательную», но и профилактическую работу по пре­дотвращению монополистических ограничений. Например, министер­ством юстиции США издаются справочные материалы, содержащие параметры сделок по слиянию и поглощению компаний, которые под­падают под действие антитрестовского законодательства. Так, интере­сен критерий, на основе которого делается заключение о факте уста­новления на рынке монополистического превосходства одного или не­скольких предприятий: 33% - для одного предприятия, 50% - для трех, 66,6% - для пяти.

Важно отметить, что антитрестовское законодательство направле­но не против крупных корпораций, «большого бизнеса» как такового, так как размер компании еще не дает возможности трактовать ее как монополию. Антимонопольное регулирование направлено против огра­ничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкурен­цию. И если использовать принцип сравнения дополнительных издер­жек и дополнительных выгод, то можно утверждать: неизбежные из­держки, которыми сопровождается антимонопольное регулирование, все-таки оказываются ниже тех преимуществ, которые приносит сдер­живание монополистических тенденций в рыночной экономике.

в- ■ ■■■ ■ ■ ■• > •


Глава 7

Выводы:

1. Несовершенная конкуренция на рынке определяется такими па­раметрами, как количество участников рынка, барьеры для входа в от­расль, характер продукции, степень власти над рыночной ценой. Типы рыночных структур несовершенной конкуренции представлены моно­полией, дуополией, олигополией, монополистической конкуренцией с дифференциацией продукта.

2. В случае фирмы-несовершенного конкурента кривая спроса на ее продукцию имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше ко­личество товаров, которое намерена продать фирма, тем ниже долж­на быть цена, которую она установит.

3. Максимизацию прибыли фирмой-монополистом можно опреде­лить двумя способами:

 

- сравнением валового дохода (TR) и валовых издержек (ТС);

- сравнением предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС).

Максимум общей прибыли будет при таком объеме выпуска, когда разница между TR и ТС максимальна. При этом (МС = MR) < АС < Р.

4. Для измерения степени монопольной власти используется ин­
декс Лернера:

L = - МС)1Р

5. Ценовая дискриминация означает продажу одного и того же то­вара разным потребителям или группам потребителей по разным це­нам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издерж­ках производства. Различают ценовую дискриминацию первой, второй и третьей степени.

6. Потери от несовершенной конкуренции означают «мертвый убы­ток» для общественного благосостояния.

7. Отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эф­фективна в силу наличия существенной экономии от масштаба, назы­вается естественной монополией.

8. Государство регулирует деятельность естественных монополий различными методами, в том числе введением двухкомпонентного тарифа и установлением пределов роста цен. Регулирование деятель­ности естественных монополий может осуществляться и «внедрени­ем» рыночной конкуренции, например созданием условий, позволяю­щих снизить высоту барьеров для вхождения в отрасль.

9. Индекс Герфиндаля-Хиршмана показывает степень концентра­ции рынка и вычисляется посредством суммирования квадратов ры­ночных долей (в процентах) каждой фирмы в отрасли.

10. Важной чертой олигополии, отличающей ее от других типов не-


Механизм рынка несовершенной конкуренции


совершенной конкуренции, является взаимозависимость фирм в от­расли. Для анализа взаимодействия фирм на олигополистическом рын­ке используется модель «дилемма заключенного». В этой модели показывается, каким образом фирмы-олигополисты выиграли бы при кооперативном поведении и почему они предпочитают некооператив­ное поведение.

11. Основные модели поведения олигополистов:

• ломаная кривая спроса;

• тайный сговор;

• лидерство в ценах;

• принцип ценообразования «издержки плюс».

 

12. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта - рынок со свободным входом в отрасль и наличием дифференциро­ванных товаров, являющихся близкими заменителями друг друга. В условиях монополистической конкуренции фирмы соперничают как в форме ценовой, так и неценовой конкуренции.

13. Монопсония - рынок с одним покупателем товаров. Власть над ценой устанавливается со стороны потребителя, а не производителя товаров. Если монополист устанавливает свою цену выше уровня ус­ловий совершенной конкуренции, то монопсонист - ниже того уровня, который был бы при совершенной конкуренции.

14. Антитрестовское, или антимонопольное, законодательство при­звано не допустить развертывания ограничительной деловой практики субъектов рынка, т.е. действий, направленных на ограничение конку­ренции.

Основные понятия:

imperfect competition monopoly duopoly oligopoly monopolistic competition pure monopoly barriers to entry profit maximization for the monopoly firm price discrimination Lerner index

Несовершенная конкуренция

Монополия

Дуополия

Олигополия

Монополистическая конкуренция

Чистая монополия

Входные барьеры

Максимизации прибыли в условиях монополии

Ценовая дискриминация

Индекс Лернера


Глава 8

Естественная монополия natural monopoly

Двухкомпонентный тариф two-part tariffs

Индекс Герфиндаля Herfindal index

Индекс Герфиндаля-Хиршмана Herfindal-Hirschman index

«Ломаная кривая» спроса kinked demand curve

«Дилемма заключенного» prisoner's dilemma

Равновесие по Нэшу Nash equilibrium

Картель cartel

Неценовая конкуренция nonprice competition

Лидерство в ценах price leadership

Монопсония monopsony

«Мертвый убыток» deadweight loss

Антитрестовский закон antitrust law

«Принцип разумности» rule of reason ч









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.