Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Потери от несовершенной конкуренции





' ' ' Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества, мини­мизацию затрат на производство продукции. Рынок несовершенной кон­куренции, по сути, предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией (сте­пень ее может быть большей или меньшей) хозяйственной жизни.

В конечном счете, проблема монополии сводится к вопросу о сте­пени власти над ценой, этим рыночным феноменом, не зависящим от воли и сознания отдельного экономического агента в условиях совер­шенной конкуренции (вспомним горизонтальность линии спроса на продукцию «ценополучателя»).

Власть над ценой (а она всегда относительна и никогда не бывает абсолютной) - очень тонкий инструмент в руках монополии, или несо­вершенного конкурента. Если эта власть одновременно сопровожда­ется уменьшением издержек производства продукции вследствие эко­номии на масштабе производства, развитием научно-технического прогресса, насыщением рынка массовым выпуском стандартизиро­ванной продукции по доступным ценам, то, очевидно, несовершенная конкуренция несет обществу определенный выигрыш.


Глава 7


Можно сравнить власть над ценой со стремлением человека ус­тановить свою власть над природой. Например, если мы не удовлет­ворены бедной почвой, засушливым климатом, то, проведя мелиора­тивные мероприятия, сопровождаемые внесением искусственных удобрений, мы обратим себе во благо нашу власть над природой. Но если перейти известную грань мелиорации, то, скорее всего, наша власть над природой обернется разрушением окружающей среды.

Так и монополизация: если преступить некую степень контроля над ценой, это оборачивается разрушением и уничтожением богатства об­щества, ведет к стагнации, застою и т. п. Тайные соглашения о ценах, создание искусственных дефицитов - все это опасные проявления мо­нополизации. Помня, что всякие аналогии условны, можно сравнить известное изречение лорда Эктона: «Всякая власть развращает. Аб­солютная власть развращает абсолютно» - и следующий тезис: «Аб­солютная власть над ценой развращает абсолютно». Таким образом, антимонопольное (антитрестовское) законодательство и регулирова­ние, широко применяемое в странах рыночной экономики, и пытается нащупать ту границу власти над ценой, преступать которую законода­тельным образом запрещается.

Потери от несовершенной конкуренции можно проиллюстрировать и графически (рис. 7.8).

Если бы цена устанавливалась на уровне точки £1 (точки пересе­чения кривой МС и кривой спроса D), т. е. цена Р1 соответствовала бы условиям совершенной конкуренции МС = Р, то потребительский изли­шек был бы равен площади треугольника Р,Р0ЕУ

В условиях несовершенной конкуренции цена устанавливается на уровне точки Е2 (эта точка лежит на одной вертикали с точкой Е - пе-

р

р°

Р2

Рис. 7.8. Потери от несовершенной конкуренции


Механизм рынка несовершенной конкуренции

ресечением МС и MR). При такой же цене - на уровне Р2 - объем предложения фирмы равен Q2, следовательно, он меньше того объе­ма, который был бы при совершенной конкуренции: Q2 < Qr Потреби­тельский излишек теперь уменьшился до площади треугольника р Е2Р0- Но самое важное - отчетливо видны графически чистые по­тери, или «мертвый убыток», для общества: это треугольник ЕЕ,Е2. Таким образом, монополия как бы «рвет на части» излишек потребите­ля и излишек производителя: часть достается (затененный прямоу­гольник) самой монополии, а другая часть этого излишка потребителя в виде площади СЕ^Е2 вообще теряется обществом, не достается никому. Так же не достается никому часть излишка производителя (треугольник ЕСЕ,), это недополученное, а точнее, разрушенное бо­гатство общества. По некоторым подсчетам, «мертвый убыток», воз­никающий в силу монополистического распределения ресурсов, со­ставляет 0,5-2% валового национального продукта США.

Естественная монополия

В некоторых отраслях экономики наиболее эффективна организация производства на базе единственной фирмы, а не несколь­ких фирм-конкурентов, т. е. производство любого объема продукции в рамках одной фирмы обходится дешевле, чем в нескольких.

Эта эффективность обусловлена особой значимостью для таких от­раслей роста масштаба производства, когда долгосрочные средние издержки производителя (long run average cost, LAC) достигают сво­его минимума и продолжают сохраняться на низком уровне в тече­ние длительного времени вместе с ростом объема выпускаемой продукции. Чем выше объем выпуска продукции, тем ниже средние издержки, при этом предельные издержки ниже средних при всех уровнях объемах производства. В графическом изображении средние издержки такой фирмы имеют не параболическую (/-/-образную), а L-образную кривую (рис. 7.9).

Отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эф­фективна в силу наличия существенной экономии от масштаба, сопро­вождающей рост производства, называется естественной монопо­лией.

В такой отрасли наиболее эффективный масштаб производства то­вара близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Одна фирма целиком может обеспечивать весь спрос, предъявляе­мый на ее товар (услугу).


Глава 7



 


Ценообразование в условиях естественной монополии

Рис. 7.9.

Ситуация естественной монополии порождается технологией, ис­пользующей значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на мас­штабах выпуска. Разделение выпуска между 2-3 или большим коли­чеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более чем одного продавца при­ведет к росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек перед своими соперниками, а мелкие фирмы, в этих усло­виях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции и будут вы­теснены с рынка.

К таким отраслям принято относить большинство предприятий так называемого общественного пользования, осуществляющих комму­нальное обслуживание (электро-, газо-, водоснабжение, канализация), предприятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта, кабельное телевидение и т. п.

Эти производства выделяют в отдельную группу в силу значимос­ти фактора экономии от масштаба при распределении услуг. Такие компании легко могут расширить число своих потребителей в обслу­живаемом регионе. Создание же новой дополнительной компании, вы­полняющей аналогичные функции, в случае появления дополнитель­ного спроса, будет обходиться слишком дорого.

В некоторых отраслях, как, например, в электроэнергетике, эконо­мия от масштаба может быть существенной при всех объемах выпус­ка. Например, системы водоснабжения или электроснабжения требу­ют высоких объемов постоянных издержек ввиду высокой стоимости основного оборудования - трансформаторных подстанций, генерато-


 

Механизм рынка несовершенной конкуренции

ров, линий электропередач, насосного и водопроводного оборудова­ния, очистных сооружений и т. д. В случае сокращения объемов пре­доставления данных благ на тех же производственных мощностях по­стоянные издержки не уменьшатся, так как основные капиталовложе­ния уже осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будут действовать несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки не достиг­нут своего минимального уровня. Здравый смысл подсказывает, что дешевле пользоваться одной линией электропередач, чем тянуть две параллельных, перекрывающих друг друга. То же самое можно ска­зать о трубопроводах для транспортировки нефти или газа.

Предоставление какой-либо компании исключительных монополь­ных прав на поставки потребителям электро-, водо-, газоресурсов или на транспортное обслуживание на данной территории или в масшта­бах всего государства вызывает необходимость установления государ­ственного контроля над деятельностью таких монополий. Это делает­ся в целях устранения возможных злоупотреблений властью над рын­ком и негативных последствий для потребителей от монопольного по­ложения основных поставщиков. В большинстве стран эти отрасли либо находятся в государственной собственности, либо регулируются государством. В обоих случаях цены устанавливаются государством, а не естественной монополией.

На рис. 7.9 показаны параметры издержек естественной монопо­лии. Приведены кривые спроса и издержек производства для типич­ной естественной монополии. Из-за больших постоянных издержек кривая спроса (D) пересекает кривую долгосрочных средних издержек (LAC) в точке Е2, когда средние издержки все еще понижаются.

Если отрасль - естественная монополия, то выпуск продукции и цена установятся на уровне Q, и Р, соответственно точке (£), где пе­ресекаются долгосрочные предельные издержки (long run marginal cost, LMC) и предельный доход (MR), т. е. в условиях максимизации прибыли монополистом.

Так как в этом положении цена (Р,) превышает величину средних издержек, естественный монополист получает значительную прибыль в размере прямоугольника Р^Е^МРМ, а цена значительно превышает предельные издержки.

Оптимальная, с точки зрения общества, деятельность отрасли со­ответствует уровню точки Еу в которой долгосрочные предельные из­держки (LMC) совпадают с ценностью дополнительной единицы про­дукции для потребителей, т. е. с кривой спроса D. Объемы выпуска продукции ниже Q3 неэффективны в силу того, что потребители были

 


Глава 7

бы готовы заплатить больше величины долгосрочных предельных из­держек за больший объем производства продукции (кривая LMC рас­положена ниже кривой спроса D). Если выпуск превышает Q3, то до­полнительное производство продукции превышает уровень имеюще­гося на данную продукцию спроса (кривая LMC расположена выше кривой спроса D). Таким образом, выпуск продукции в объеме Q3 яв­ляется оптимальным с точки зрения общества в целом. Однако точка £3 не может быть точкой долгосрочного равновесия, так как соответ­ствующая ей цена ниже величины LAC, а фирма не может длительно существовать при отсутствии нормальной прибыли.

Минимизация LAC на длительном интервале производства являет­ся фактором сохранения высокого барьера вхождения в отрасль и от­сутствия конкурентов даже при увеличении спроса на товар с D до Dr

Экономия на масштабе производства защищает естественные мо­нополии от опасности появления конкурентов до тех пор, пока новая технология не позволит ввести эффективное производство в меньших размерах.

Поскольку отрасль естественной монополии требует только одного эффективного производителя, этот производитель приобретает огром­ную рыночную власть, назначая цены, намного превышающие его из­держки, что создает проблему неэффективности распределения ресур­сов с точки зрения общества, т. е. цена оказывается выше, а объем выпуска ниже оптимального для отрасли. Кроме того, высокая цена на продукцию естественного монополиста ведет к повышению цен в от­раслях, использующих продукт такой фирмы в качестве ресурса, т. е. неэффективность естественного монополиста распространяется по всей технологической цепочке взаимосвязанных отраслей.

Рассмотрим, каким образом решается эта проблема.1 Основной за­дачей регулирования деятельности естественных монополий является создание барьеров для повышения цен на производимые блага или для искусственного ограничения объемов выпуска, что также может вести к повышению цен.

Правительство, как правило, сохраняет за собой право определять
региональные границы деятельности естественного монополиста, ре­
гулировать качество его услуг и контро­
лировать цены, которые он может назна-_____________________________

чать. Например, тарифы коммунальных, 0бщие принципы антим0-

служб, телефонных компаний, железно- нопольного регулирования бу-дорожные тарифы, расценки на постав- дут рассмотрены в § 9, но мы ку многих энергоресурсов определяют- специально выделяем пробле-

ся гоотнйтгтвуюшими госл/ляпгтнрнны- му Ре|лиР°вания деятельнос-ся соответствующими государственны- ти естественной монополии

ми или муниципальными органами. ВВИДу ее особой значимости

В рыночной экономике фактором для общества.


Механизм рынка несовершенной конкуренции


снижения цен и увеличения объема предложения товара является кон­куренция. Однако в рассматриваемой ситуации препятствием для включения механизма конкуренции является экономия от масштаба. Естественная монополия в этих условиях является структурой, мини­мизирующей издержки производства. Ведь при наличии множества фирм отрасль теряет имеющиеся преимущества. Средние издержки 2-х и более фирм были бы выше, так как объем производства каждой из них был бы меньше, чем у единственной фирмы. Масштаб произ­водства, таким образом, является фактором, создающим барьеры для вхождения конкурента в отрасль. Если бы цена и выпуск продукции устанавливались конкурентным путем, то в этом случае объем произ­водства каждой фирмы был бы на более низком уровне, а следова­тельно, и с более высокими средними издержками. Следовательно, антимонопольное регулирование, препятствующее образованию есте­ственной монополии, увеличило бы общие издержки общества.

Но, с другой стороны, нерегулируемая монополия ограничивает выпуск продукции на уровне Q, и тем самым формирует чистые поте­ри общества в размере заштрихованной площади Е1ЕЕ3 на рис. 7.10. Следовательно, интересы эффективности требуют замены рыночных сил: монопольного производителя необходимо заставить производить больше Q, и назначить цену ниже Р, или посредством регулирования его деятельности, или национализацией соответствующей отрасли.

Как и в условиях конкуренции, издержки должны минимизировать­ся, а цены определяться на основе предельных издержек. Кроме того, органы регулирования должны соблюдать баланс между интересами потребителей, для которых желательны низкие цены, и экономической жизнеспособностью производителя-естественного монополиста. Если пойти навстречу интересам потребителей и установить цены ниже из-

р >

,: i

»';.
i«:

\ '«V

<*:■■■. pi

и.. Ъ

О Q. Qi Q3 \ Рис. 7.10.Чистые потери общества от естественной монополии

Г Рз



Глава 7

держек производства, это приведет к разорению и банкротству пред­приятий или потребует увеличения налогов для возмещения убытков производства за счет государственных субсидий. Таким образом, ос­новные правила регулирования деятельности естественных монополий заключаются в следующем.

Цены должны устанавливаться на уровне, максимально близ­ком к предельным издержкам.

Большие отклонения цен от долгосрочных предельных издержек обусловливают рост чистых потерь общества. Если величина LMC ниже цены, то продукция производится в недостаточном объеме; если их величина превышает цену, то объем производимой продукции слишком большой. Но в естественных монополиях, как мы неодно­кратно отмечали, издержки падают с ростом выпуска в силу экономии от масштаба. А это означает, что LMC всегда ниже LAC. Установление цены на уровне пересечения LMC и кривой спроса D (точка £3) озна­чает производство продукции в объеме Q3 и соответствующий уровень цены Р3, которая в этом случае оказывается ниже величины LAC. Дан­ная отрасль, таким образом, не получает нормальной прибыли на вло­женный капитал. Следовательно, государство должно стремиться к ус­тановлению цен, максимально приближенных к предельным издерж­кам для минимизации «мертвого убытка» общества, но, вместе с тем, обеспечивать получение дохода, достаточного для возмещения из­держек фирмы-монополиста.

В некоторых отраслях одним из способов, с помощью которого можно было бы добиться такого баланса, является использование двухкомпонентного (гибкого) тарифа.

Двухкомпонентный тариф представляет собой систему ценообразо­вания, при которой пользователи платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание (или за получение минимальных норм социальных услуг), а затем с них взимается плата за потребление каж­дой дополнительной единицы продукции.

Такой тариф может быть установлен при предоставлении услуг те­лефонной связи или снабжения электроэнергией. Например, может быть установлена фиксированная плата за подключение к государ­ственной электрической сети, а затем - отдельно измеряемая по счет­чику плата за каждый потребленный киловатт-час электроэнергии. До­ход от фиксированной составляющей платы за услугу дает компании возможность возместить свои издержки даже в том случае, если пе­ременная составляющая равна предельным издержкам. Телефонные компании могут предусматривать возможность пользования услугами, скажем, городской сети по фиксированному тарифу, а междугородной связью за дополнительную плату.

Фиксированный тариф может быть установлен за пользование оп-


/Механизм рынка несовершенной конкуренции

ределенным объемом услуг (время телефонного разговора, количе­ство квт/час электроэнергии, куб. м газа и т. п.), сверх которого вво­дится дополнительная плата за единицу услуги.

Прибыль естественной монополии не должна превышать нор­
мальной прибыли на вложенный капитал.

Для того, чтобы предприятие было безубыточным, все издержки должны быть возмещены, следовательно, его прибыль должна обес­печивать как минимум нормальный доход на капитал, включающий, как известно, явные издержки производства плюс альтернативную сто­имость инвестированного капитала.

Следовательно, ценовое регулирование отрасли-естественного мо­нополиста предполагает, что государство устанавливает такой предел цены, при которой производитель не только возместит свои издержки, но и получит нормальную прибыль на вложенный капитал. Поэтому ре­гулируемая цена устанавливается на уровне пересечения LAC и кри­вой спроса D. При этом потери общественного благосостояния мини­мизированы по сравнению с монопольным установлением цены на уровне Ру

Существуют две проблемы, связанные с ценообразованием на ос­нове долгосрочных средних издержек.

1. При объеме выпуска Q2 продукции производится меньше, так как цена превышает долгосрочные предельные издержки. Величина потерь общества при этом соответствует затененной области Е2СЕ3 на рис. 7.10.

2. Долгосрочные предельные издержки многих предприятий есте­ственных монополий, в частности, сферы коммунального обслужива­ния, имеют тенденцию к изменению в течение суток (день-ночь) или в зависимости от сезона (зима-лето). Цены должны отражать эти изме­нения величины LMC во времени. Цены, базирующиеся на LAC, тако­го изменения затрат обычно не отражают.

Если цена установлена выше LAC, то тем самым увеличивается прибыль фирмы сверх нормальной, а чистые убытки общества возра­стают. Следовательно, государственные регулирующие органы не вы­полняют свою задачу по защите потребителя услуг отрасли и сокра­щению потерь общества.

Государственное регулирование должно обеспечивать эффек­
тивность производства.

Если в результате государственного контроля цены установлены на уровне, когда отрасль возмещает издержки и получает нормальную прибыль, то она не имеет существенных стимулов для минимизации своих издержек.

Следовательно, возникает еще одна задача регулирования - про­верка обоснованности расходов фирмы, включаемых в производствен-


Глава 7

ные издержки предприятия. Один из стимулов для снижения средних издержек - установление и сохранение неизменных цен в течение длительного периода. В таких случаях снижение издержек приводит к увеличению прибыли отрасли до момента пересмотра тарифов за пре­доставляемую услугу.

Поскольку условия спроса также подвержены постоянным измене­ниям, регулируемая цена требует корректировок и с учетом этого фак­тора. Чем более неопределенными, а следовательно, более изменчи­выми являются условия внешней экономической среды, тем чаще должны проводится подобные корректировки. С другой стороны, чем чаще происходит пересмотр регулируемой цены, тем меньше у фир­мы стимулов вводить технические усовершенствования, способные понизить издержки производства. Другими словами, регулирующие органы сталкиваются с дилеммой: следовать за изменениями спроса и издержек (тогда цена теряет свое стимулирующее воздействие на производителя) или стремиться к сохранению существующей цены в течение длительного периода.

Если государство регулирует цены естественного монополиста, то такое регулирование может привести к уменьшению издержек произ­водства товара за счет ухудшения качества. У регулируемой фирмы снижаются стимулы к улучшению качества товара или услуги, если она не предполагает соответствующего повышения цены, а в услови­ях отсутствия конкуренции ухудшение качества товара не отражается на положении фирмы на рынке.

Для контроля уровня качества услуг, поставляемых естественным монополистом, возможны два варианта: включение показателей каче­ства в регулируемую цену или компенсация потребителям за счет фирмы в случае падения качества товара (услуги) ниже допустимого уровня.

И, наконец, способом устранения или снижения рыночной власти естественного монополиста является «внедрение» рыночной конкурен­ции. Роль государства заключается в том, чтобы облегчить по возмож­ности появление новых фирм на рынке при повышении спроса на про­дукцию отрасли. Иногда увеличение степени конкурентности рынка желательно даже в том случае, если при этом приходится жертвовать частью экономии на масштабе производства. Уменьшение барьеров для вхождения в отрасль помогает снизить степень влияния есте­ственного монополиста уже самой угрозой появления потенциальных конкурентов, хотя реальный выход может быть и не осуществлен.

В тех отраслях, где реорганизация отрасли путем разделения мо­нопольного производства на несколько фирм или дерегулирование не­возможны или нежелательны, альтернативным способом усиления кон­курентных элементов является конкуренция не внутри отрасли, а кон-


Механизм рынка несовершенной конкуренции

куренция за право доступа в отрасль, за право быть единствен­ным поставщиком данного товара (получение франчайза). По­добный способ встречается в таких отраслях естественной монополии, как добыча нефти, грузовые перевозки, телевидение и радиовещание.

В некоторых отраслях конкурентный механизм может быть встро­ен на отдельных участках в рамки естественной монополии. Напри­мер, прогресс в области внедрения новых технологий сделал возмож­ным конкуренцию небольших электростанций с централизованными ги­гантами в сфере доставки электроэнергии потребителям на чужую тер­риторию.

Прекращение же деятельности естественной монополии может
произойти (пусть это и звучит тавтологично) естественным путем в ре­
зультате изменения технологии производства.. -

Олигополия

Рассмотрев чистую монополию как крайний случай структуры рынка несовершенной конкуренции, перейдем к другим ее видам с более слабым проявлением монополистической власти над ценой. Одним из них является олигополия.

Олигополия - это тип рынка несовершенной конкуренции, харак­теризующийся присутствием на рынке товара нескольких производи­телей. Таким образом, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигопо-лист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ог­раничена количеством производителей, поделивших рынок между со­бой.

Каким может быть число участников олигополистического рынка? Если рынок разделен между двумя производителями, то такой тип рынка называется дуополией. Дуополия - частный случай олигопо­лии, который чаще встречается в теоретических моделях, чем в ре­альной жизни. Собственно же олигополия же насчитывает от трех уча­стников и более. В экономике стран с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип производства, что особенно характер­но для обрабатывающей промышленности. Причем в условиях олиго­полии производятся как однородные, так и дифференцированные то­вары. Например, в США, по данным министерства торговли страны, между четырьмя крупными производителями разделен весь рынок первичного свинца; примерно 90% производства пива, сигарет, холо-


Глава 7

дильников и стиральных машин; 64% производства первичного алю­миния и продукции самолетостроения. В Великобритании и Германии 94% рынка сигарет находятся в руках трех производителей. Во Фран­ции все 100% сигарет и холодильников производится тремя крупными фирмами.1 В обувной промышленности концентрация значительно ниже: три крупнейших производителя в Великобритании контролируют 17% рынка, в Германии - 20%, а во Франции - всего 13% рынка обу­ви. Таким образом, в условиях олигополии либо весь рынок поделен между несколькими производителями, либо часть рынка делят круп­ные фирмы, а остальное рыночное пространство занимает множество мелких производителей (монополистических конкурентов). Как мы ви­дим, концентрация производства в различных отраслях не одинакова. Чем меньше производителей делят рынок между собой, тем выше степень монополистической власти в отрасли.

Для прогнозирования монополистического поведения фирм в от­расли рассчитывается индекс Герфиндаля (Herfindall index). Дан­ный индекс показывает степень концентрации рынка и вычисляется по­средством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли:

Н = S,2 + S/ +... + Sn2 (8)

где Н - индекс Герфиндаля; S^, S2............... Sn - доли фирм на рынке,

которые суммируются в порядке убывания (на первом месте - самая крупная доля) и определяются в процентах как отношение объема по­ставок фирмы к объему всего рынка. Например, если предложение ка­кого-либо товара обеспечивают четыре фирмы с рыночными долями, скажем 60%, 20%, 10% и 10%, то Н = 3600 + 400 + 2 х 100 = 4200.

В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фир­
мы (п = 1), индекс Герфиндаля будет равен 10000, т. е. S, = 100%, а
Н = 1002 = 10000. Если в отрасли две фирмы-дуополии, и рыночные
доли их равны (50% у каждой), то Н = 502 + 502 = 5000. В случае, при­
ближающемся к совершенной конкуренции, когда в отрасли, напри­
мер, 100 фирм, и доля каждой равна 1%, индекс # = 12+ 12+...+ 1200 = Ю0.
Индекс Герфиндаля реагирует как на рыночную долю каждой фирмы,
так и на количество фирм в отрасли. Так, если не использовать индекс
Н и ориентироваться только на количество фирм в отрасли, то можно
подумать, что отрасль, где функционируют 5 фирм, более концентри­
рована, чем та, в которой действуют 6
фирм. Однако здесь не учитывается по­
казатель S. Например, в отрасли 6

фирм, у одной из них S = 50%, а у дру-. Begg D__ FjSher s., Dornbush

гих пяти - доли по 10%. Тогда индекс r. Economics. London. 1991. Н = 502 + (102 х 5) = 3000. Когда же в Р. 160.


 

Механизм рынка несовершенной конкуренции

отрасли 5 фирм, и у каждой равные рыночные доли, т. е. S = 20%, то индекс Н = 202 х 5 = 2000. Таким образом, отрасль с шестью фирма­ми обладает большей степенью концентрации, чем отрасль, состоящая из пяти фирм, но не имеющая доминирующей фирмы. Концентрация рынка с индексом Герфиндаля, не превышающим 1000, считается низ­кой. Индекс, равный 1800 и выше, - признак высокой концентрации.

Если бы мы подсчитали индекс концентрации для 50 наиболее крупных фирм отрасли, то мы бы воспользовались индексом Герфин-даля-Хиршмана (Н-Н index). По данным Министерства торговли США, этот индекс для рынка мужской обуви составляет всего 380, а женской - 492. Очень высока концентрация рынков алюминия, меди и искусственного волокна, определяемая индексами 2564, 2673 и 2970 соответственно.

Важно подчеркнуть, что в случае олигополии конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Вкратце можно сказать, что неценовая конкуренция основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цены, а за счет других факторов: улучшения ка­чества товаров, рекламы, послепродажного технического обслужива­ния и т. п.

От чего же зависит количество олигополистов на рынке? Почему рынок автомобилей всей страны заполняется продукцией не более чем четырех-пяти крупных производителей, в то время как оптимальное ко­личество бензозаправочных станций для небольшого городка может быть не меньше пятнадцати?

Прежде всего, от технологии, которая определяет минимальный масштаб производства, начинающего давать прибыль. Если техноло­гия производства в отрасли такова, что положительный эффект масш­таба (т. е. постепенное снижение долгосрочных средних издержек по мере наращивания выпуска - см. подробнее гл. 10) сохраняется при гораздо большем объеме выпуска, чем в условиях конкурентного про­изводства, но все же меньшем, чем в условиях монополии, то эта от­расль олигополистическая. Спрос на продукцию данной отрасли смо­гут удовлетворить несколько крупных производителей лишь совмест­но. При такой технологии продукция большого числа мелких фирм была бы слишком дорогой и убыточной. Размер мелкой фирмы не по­зволит использовать эффект масштаба и понизить средние издержки До уровня, приносящего прибыль. В то же время может оказаться не­эффективным и слишком малое количество крупных фирм в отрасли. Для удовлетворения общего спроса они должны будут расширить объем производства за пределы оптимального. В результате крупные фирмы столкнутся с отрицательным эффектом масштаба (когда расши­рение выпуска повысит средние издержки), что также приведет к убыт­кам. Мы видим, что именно технология производства определяет раз-

 


Глава 7

мер фирмы, а значит, и количество олигополистов в отрасли. Таким об­разом, технология производства, связанная с эффектом масштаба, служит причиной возникновения олигополии и одновременно является естественным барьером для вступления в отрасль.

К другим барьерам, ограничивающим доступ на олигополистичес-кий рынок, следует отнести патентование и лицензирование, контроль над ресурсами, а также крупные финансовые расходы на рекламу. Су­ществуют и поведенческие барьеры. Олигополисты, разделившие рынок и получающие устойчивую прибыль, могут агрессивно отреаги­ровать на появление новых фирм: вступить в сговор, обрушить цены и т. д. Их мотивация понятна: ведь новые фирмы нарушают сложив­шийся в отрасли объем производства, приносящий прибыль.

Важной чертой олигополии, отличающей ее от других типов несо­вершенной конкуренции, является взаимозависимость фирм в от­расли. Олигополисты - не только конкуренты, но и одновременно не­гласные партнеры. При небольшом количестве производителей в от­расли фирме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участников рынка. Ведь размер ее при­были зависит от объемов выпуска и цен, установленных другими оли-гополистами. Например, если фирма-олигополист произведет слишком мало продукции, то цены на нее будут выше, чем у других участни­ков олигополистического рынка. Если, наоборот, фирма увеличит вы­пуск настолько, что ее цены будут ниже уровня цен в отрасли, то это может вызвать агрессивную реакцию других олигополистов. В обоих случаях фирма сталкивается с угрозой падения прибыли. Таким обра­зом, ценовое поведение олигополистов сковано взаимозависи­мостью.

Олигополисты как бы находятся в «одной лодке», они слишком крупны и несогласованные телодвижения опасны. Однако у них нет возможности договориться между собой, так как сговор воспрещает­ся антимонопольным законодательством. Вступление же в тайное со­глашение довольно рискованно, поскольку нет уверенности в прочно­сти союза с конкурентом. Поэтому для олигополиста очень важно уметь предвидеть, или предугадывать, поведение своих конкурентов.

Аналогичные ситуации исследуются в теории игр. Поведение уча­стников команды, которые должны принять наилучшее для всех ре­шение, но не имеют возможности договориться, называется некоопе­ративным. Наиболее простая и распространенная матричная модель (платежная матрица), с помощью которой исследуется некооператив­ное поведение, называется «дилеммой заключенного». Рассмотрим ее классический сценарий.

Два заключенных, например, мистер Икс и мистер Игрек, обвиня­ются в совместном преступлении, которое карается десятью годами


Механизм рынка несовершенной конкуренции

лишения свободы. Однако, если один из них признается в содеянном
и свалит инициативу преступления на другого, то ему «скостят» срок
заключения до трех лет, а другой получит сполна (10 лет). Если в пре­
ступлении сознаются оба, то им дадут по пять лет. Возможно, что оба
заключенных будут отрицать свою причастность к преступлению, и
тогда их отпустят на свободу за недоказанностью вины. Однако для
этого им нужно сговориться. Но заключенные содержатся в разных ка­
мерах и не могут согласовать свое поведение на допросе. Какое ре­
шение примет каждый из них? Все возможные варианты выбора зане­
сены в следующую матрицу: *


;■*•■


Таблица 7.4 Дилемма заключенного

Заключенный Икс


Сознался Не сознался


Заключенный Сознался Игрек

Не сознался


 

5; 5 3; 10
10; 3 0; 0

Конечно же, каждый хочет, чтобы его отпустили на свободу, но для этого оба заключенных не должны сознаваться. В то же время несоз-навшийся рискует остаться в тюрьме на десять лет, если сознается его напарник. Признаться или не признаться - вот в чем вопрос! Оче­видно, что в условиях некооперативного поведения каждый выберет наименее рискованный для себя вариант. Рациональным в данном случае будет предположение о худшем (подельник сознается). При такой стратегии оба преступника сознаются и получат по пять лет.

В данной ситуации существует два равновесных решения. Одно (когда оба заключенных не сознаются и их отпускают) - Парето-эф-фективное решение,1 максимизирующее полезность обеих сторон. В результате другого решения (обоюдное признание) - достигается равновесие по Нэшу, при котором ни один из игроков (заключенных) не может увеличить свой выигрыш, в одностороннем порядке меняя свое решение. Равновесие по Нэшу - это ситуация, когда стратегия каждого из игроков является наилучшей реакцией на действия друго­го игрока.

Подобная ситуация характерна и <







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.