Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отнюдь не в изобретении сюжета. Сюжет был готов уже до того, как Шекспир





Взялся за его обработку. При всей скудости сведений о дошекспировском

Гамлете можно все же с полным основанием утверждать, что ранняя трагедия

Была лишена той философской глубины, какую мы обнаруживаем и великом

Творении Шекспира. В центре дошекспировской трагедии была нравственная

Проблема, воплощенная в теме мести. Собственно, можно даже сказать, что едва

Ли вопрос о мести был проблемой философско-этического характера, скорее он

Стоял перед героем просто как нелегкая практическая задача.

Шекспир в своей трактовке сюжета намного расширил его рамки. Хотя

Вопрос о мести играет важную роль и в его трагедии, тем не менее здесь он не

Является тем сюжетным мотивом, который подавляет остальные. Наоборот, как мы

увидим далее, вопросы более широкого философского характера в трагедии

Шекспира до известной степени даже приглушили тему мести, выдвинув другие

Мотивы.

Датировки трагедии и ее первопечатные тексты

Читатель, следивший за комментариями к предшествующим произведениям

Шекспира, не мог не заметить, что одной из важнейших основ установления

Хронологии пьес великого драматурга был список его произведений,

опубликованный Ф. Мересом в 1598 году. В этом списке "Гамлет" не

Упоминается. Отсюда можно сделать вывод, что трагедия была создана Шекспиром

После 1598 года. Следующее документальное свидетельство, помогающее

Установить хронологию, содержится в реестре Палаты книготорговцев, где

Регистрировались все предполагавшиеся к изданию книги. 26 июля 1602 года

издатель Робертс, связанный с труппой Шекспира, зарегистрировал "Книгу,

Называющуюся Месть Гамлета, принца Датского, в том виде, в каком она недавно

исполнялась слугами лорда-камергера". Этот документ показывает, что трагедия

Была написана Шекспиром и поставлена на сцене до середины 1602 года.

Наконец, среди бумаг современника Шекспира Гэбриела Харви был обнаружен

Листок с надписью, сделанной между 1589-1601 годами, где Харви упоминает

трагедию Шекспира в следующем контексте: "Молодежь увлекается Венерой и

Адонисом Шекспира, а люди более зрелого ума предпочитают его Лукрецию и

трагедию Гамлет, принц Датский"

По мнению Э.-К.Чемберса, "Гамлет" был создан и впервые поставлен на

Сцене в 1600-1601 годах. Эта датировка пьесы является наиболее общепринятой.

При жизни Шекспира трагедия была напечатана трижды: 1603, 1604, 1611

годах. После смерти Шекспира "Гамлет" был в первом собрании его сочинений, в

фолио 1623 года. С точки зрения текстологической значение имеют три издания:

И 1623 годов, тогда как издание 1611 г. является просто

Перепечаткой текста кварто 1604 г. Что же касается перечисленных трех

Изданий, то между ними существуют расхождения в тексте.

Для современных читателей "Гамлет" представляет собой произведение

Вполне определенного содержания; следует, однако, сказать, что со строго

научной точки зрения существует не один, а четыре текста "Гамлета". Первые

Три - это названные первопечатные тексты, а четвертый - это тот сводный

Текст, который печатается в современных изданиях сочинений Шекспира.

Главная задача текстологии заключалась в установлении, того какой из

Трех первопечатных текстов является наиболее аутентичным, то есть

Соответствующим рукописи Шекспира. Наибольшую проблему в связи с этим

Составляло соотношение между самым первым и двумя последующими изданиями.

Второе кварто, 1604 г., и фолио 1623 г. в основном совпадают. Расхождения

Между ними сравнительно невелики. Иначе обстоит дело с кварто 1603 г. Оно

Вдвое короче по сравнению с кварто 1604 г. Чем можно объяснить такое

Различие между первым и вторым изданиями трагедии?

Вплоть до начала ХХ века шекспироведы считали, что кварто 1623 г.

является первым вариантом трагедии. Шекспир, как полагали, затем доработал и

Дописал свое произведение, вдвое увеличив его объем. На этом основании

Строились предположения о творческой истории трагедии. Некоторые

исследователи, сопоставляя оба текста, делали умозаключение о том, какие

Идейные и художественные соображения побудили Шекспира произвести изменения

В первоначальном тексте.

В данное время мнение о том, что кварто 1603 года представляет собой

первый вариант трагедии, шекспироведением отвергается. А.-У. Поллардом было

Убедительно доказано, что в эпоху Шекспира книгоиздатели нередко добывали

Незаконным путем тексты популярных пьес и печатали их без разрешения автора

И труппы, которой принадлежала пьеса. Так как театры очень оберегали

Рукописи пьес, то недобросовестные издатели прибегали к двум приемам, Один

Состоял в том, что текст стенографировался во время спектакля и после

Расшифровки печатался. Второй способ состоял в том, что издатели

Подговаривали кого-нибудь из второстепенных актеров, состоявших на

Жалованье, воспроизвести текст пьесы по памяти. Само собой разумеется, что в

Таких случаях актер точнее всего мог воспроизвести ту роль, которую он сам

Исполнял в данной пьесе.

Именно второй способ и был применен двумя издателями, которые

опубликовали первое кварто "Гамлета" в 1603 году. Правда, что еще до этого

другой издатель, Робертс, зарегистрировал "Гамлета" в Палате книготорговцев.

Это было сделано, по-видимому, для того, чтобы воспрепятствовать

незаконному, "пиратскому" изданию пьесы. Однако "пиратов", раздобывших текст

"Гамлета", это не остановило. Они издали книгу без предварительной

Регистрации. Что же представлял собой текст, напечатанный ими? Анализ,

Произведеный при помощи сопоставления с кварто 1604 г., показал, что в обоих

Изданиях до деталей совпадает текст третьестепенного персонажа - Марцелла.

Некоторые другие маленькие роли тоже очень точно воспроизведены в издании

Г., если сравнить их с соответствующими местами текста 1604 года. Так

Как известно, что в театре Шекспира на долю одного актера иногда приходилось

Исполнение двух-трех ролей в одной и той же пьесе, то очевидно, что текст

первого издания "Гамлета" был создан актером, игравшим роль Марцелла и

Другие второстепенные роли в трагедии. Там, где он присутствовал на сцене,

Он лучше запоминал и речи других персонажей.

Есть мнение, что это не текст, предназначавшийся для печати, а

сокращенный сценический вариант для провинниальных гастролей какой-то труппы

И что всю пьесу для этой цели воспроизвел актер, игравший Марцелла и,

По-видимому, Луциана (убийцу в пьесе, разыгрываемой по заказу Гамлета в

Присутствии короля). Создатель этой версии Дати считает, что в тех случаях,

Когда память изменяла актеру, он восполнял пробелы при помощи

дошекспировской пьесы о "Гамлете". По мнению этого исследователя,

"Наказанное братоубийство" представляло собой также воспроизведение пьесы,

Предназначенное для представления во время гастролей на континенте. По его

Мнению, актеры, составившие текст этой пьесы, видимо, играли раньше по







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.