Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Оставили все, без какого бы то ни было членения на отдельные части. В





"Гамлете", как он напечатан в фолио, деление было проведено только до начала

Второго акта. Дальнейший текст идет без указаний актов и сцен. Впервые

членение текста "Гамлета" на акты было произведено через 60 лет после смерти

Шекспира в так называемом "актерском кварто" "Гамлета" 1676 года. Принятое в

Современных изданиях деление трагедий на пять актов с последующим членением

Актов на отдельные сцены было установлено редактором сочинений Шекспира

Н.Роу в его издании 1709 года. Таким образом, хотя мы и сохраняем ставшее

традиционным членение текста "Гамлета" на акты и сцены, читатель должен

Помнить, что оно не принадлежит Шекспиру и не применялось в постановке

Трагедии, как она шла при жизни автора на сцене его театра. Оно не является

Поэтому обязательным при постановке трагедии на современной сцене. С начала

XX века все больше и больше утверждается практика разделения трагедии на три

Части, причем окончательное решение этого принадлежит режиссеру.

Генезис трагедии

И ее место в творчестве Шекспира

Жанр кровавой драмы, и в частности трагедии мести, с самого начала

Золотого века английского театра приобрел большую популярность. Произведения

Такого рода удерживались на сцене вплоть до последних лет английского

Ренессансного театра. На протяжении полстолетия, с 1587 года, когда

появились "Испанская трагедия" Т. Кида и "Тамерлан" К. Марло, вплоть до

Закрытия пуританами театров в 1642 году, на английской сцене появилось много

Произведений такого рода.

Кровавая драма и трагедия мести были типичными жанрами народного

площадного театра. В связи с этим уместно вспомнить замечание Пушкина:

"Драма родилась на площади и составляла увеселение народное. Народ, как

Дети, требует занимательности, действия, драма представляет ему

Необыкновенное, истинное происшествие. Народ требует сильных ощущений - для

Него и казни - зрелище. Трагедия преимущественно выводила перед ним тяжкие

Злодеяния, страдания сверхъестественные, даже физические (например,

Филоктет, Эдип, Лир)". Пушкин определил здесь корни популярности кровавой

Драмы в шекспировские времена. Все творчество Шекспира свидетельствует о том

Что он принимал в соображение вкусы публики своего времени. Во многих его

Драмах дано изображение всякого рода злодейств.

Жанр кровавой драмы, однако, не ограничивался простым изображением

Ужасов и убийств. В большей или меньшей степени страшные события такого рода

Были отражением подлинной действительности. Нравы эпохи Возрождения отнюдь

Не отличались мягкостью. Недаром в ту эпоху каждый мужчина постоянно носил

Какой-нибудь вид оружия, шпагу или кинжал. Даже женщины нередко запасались

Кинжалами, чтобы иметь возможность защититься от посягательств на честь.

Хроника ангглийской жизни эпохи Возрождения изобилует кровавыми

Происшествиями. Убийством прокладывали себе путь к власти и богатству.

Малейшая обида служила поводом для дуэлей и драк. Даже такой ученый и

Творчески одаренный человек, как Бен Джонсон, убил на дуэли одного актера, а

Драматург Марло погиб от удара кинжалом.

Вообще англичане эпохи Возрождения ничуть не походили на флегматичных

джентльменов, какими их изображала литература XIX века. Страстность,

Порывистость, авантюризм, характерные вообще для нравов эпохи Возрождения,

Были присущи и современникам Шекспира. Правда, передовые мыслители эпохи

Возрождения, гуманисты, боролись против всякой дикости и варварских нравов.

Их мораль утверждала принципы человеколюбия и справедливости. Уже в ранней

трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" мы видим проявление гуманистического

Отношения к проблеме кровавой мести. Шекспир показал в этой трагедии

Бесчеловечность и бессмысленность вражды дворянских семей Монтекки и

Капулетти, послужившей причиной гибели двух юных прекрасных существ.

Внимание Шекспира было обращено не столько на то, чтобы красочно изобразить

Кровавую вражду Монтекки и Капулетти, сколько на то, чтобы раскрыть мир

Больших чувств, волновавших души юных героев пьесы. В этом отношении ранняя

Трагедия Шекспира отразила глубокое изменение, происшедшее в пределах жанра

Кровавой драмы. Если первые произведения такого типа характеризовались

стремлением "переиродить самого Ирода" обилием ужасов и жестокостей, то

Следующей ступенью в развитии этого вида пьес было перенесение центра

Тяжести в сферу психологии и проблем этики. Здесь опять хочется вспомнить

Пушкина, который, продолжая рассуждение о площадном характере народной

Драмы, писал: привычка притупляет ощущения - воображение привыкает к

Убийствам и казням, смотрит на них уже равнодушно, изображение же страстей и

Излияний души человеческой для него всегда ново, всегда занимательно, велико

и поучительно. Драма стала заведовать страстями и душою человеческою".

Именно так протекал процесс развития трагедии и в английском театре эпохи

Возрождения. Нагляднее всего это проявилось в творчестве величайшего мастера

Английской драмы той эпохи - Шекспира.

Когда Шекспир принялся за переработку пьесы своего предшественника, он

сохранил старую сюжетную канву, но наполнил ее совершенно новым содержанием.

Тема мести, как уже было сказано, осталась а трагедии. Но внимание зрителей

Было перенесено с перипетий внешней борьбы на духовную драму героя. Это

Придало трагедии совершенно новый характер. Мстители ранних трагедий мести

Были людьми энергичными, одержимыми одним стремлением - осуществить стоявшую

Перед ними задачу. Их отличала порывистость, непреклонность воли, и они

Как-то очень задорно, оживленно выполняли кровавое дело, которое считали

Своим долгом.

Не приходится доказывать, что Гамлет Шекспира - герой совсем иного

Душевного склада. С первого появления Гамлета мы видим, что душа его

поражена меланхолией. Меланхолия была своеобразной "модой" в конце XVI века.

В первое десятилетие драматургической деятельности Шекспиру было

Свойственно оптимистическое мировосприятие. Он верил в возможность близкого

Осуществления гуманистических идеалов. Хотя ему и случалось изображать

События мрачные и печальные, однако меланхолия была ему чужда на протяжении

Всего последнего десятилетия XVI века. Более того, Шекспир осмеивал

Меланхолию, и наиболее красноречивым свидетельством этого является образ

Жака в комедии "Как вам это понравится". Напрасно некоторые критики пытались

представить, будто Жак прямой предшественник Гамлета. Если в комедии "Как им

это понравится" есть персонаж, чье мироощущение отражает позиции автора, то

Это не Жак, а прелестная героиня пьесы юная Розалинда, с ее жизнелюбием,

Остроумием, неиссякающей бодростью духа. Недаром в этой комедии разбросано

Много иронических замечаний по поводу аффектированной меланхолии, которая

Была модной у некоторой части молодежи из среды дворянства и интеллигенции.

Настроение, пронизывающее "Гамлета", является совершенно иным. Нетрудно







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.