Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тексту кварто 1603 г., который дополнялся ими местами из дошекспировского





"Гамлета". Как бы то ни было, ученые сходятся в том, что кварто 1603 г. не

вариант трагедии Шекспира, а ее искаженный текст, составленный кем-то, кто

использовал при этом отдельные пассажи из дошекспировского "Гамлета".

С подлинным шекспировским текстом мы сталкиваемся впервые лишь в

Издании 1604 г. По-видимому, появление искаженного текста кварто 1603 г.

побудило Шекспира и его труппу противопоставить "пиратской" переделке

Подлинный текст трагедии. При этом на титульном листе было подчеркнуто

Отличие данного текста от предшествующего издания. В подзаголовке трагедии

указывалось, что в данном издании она "дополнена вдвое против прежнего в

соответствии с подлинной и точной рукописью". Это наиболее полный текст

Трагедии. Правда, в нем нет 83 строк, которые мы найдем в фолио 1623 г.

Пропуски в тексте кварто 1604 г. таковы: 1) опущена часть беседы Гамлета с

Розенкранцем и Гильденстерном - II, 2, строки 244-276 и 352-379 (в нашем

издании текст "Гамлета" печатается по переводу М. Лозинского, который

Является эквилинеарным, т. е. равен по количеству строк подлиннику, что

позволяет легко произвести отсчет), начиная от слов Гамлета "Позвольте вас

расспросить обстоятельнее..." до слов "...сказать вам, как честный

человек, - служат они мне отвратительно". И затем опять от слов "Почему же?

Или они начали ржаветь?" до "Да, принц, забрали; Геркулеса вместе с его

ношей" - вся часть диалога, касающаяся конкуренции между театрами; 2) второй

Пропуск относится к сцене, когда Лаэрт видит обезумевшую Офелию, IV, 5,

Строки 161-163; 3) в сцене с могильщиками отсутствуют строки, необходимые

Для понимания остроты второго могильщика, - V, 1, строки 39-42; 4) опущен

Конец разговора Гамлета с Горацио - V, 2, строки 68-80. Любопытно отметить,

Что при всей дефектности кварто 1603 года как раз это место там сохранено

Полностью.

Все эти сокращения не столь значительны, чтобы обесценить текст второго

Кварто. У него, правда, есть другие дефекты. По мнению Дж. Довера Уилсона,

Главный недостаток второго кварто - большое количество всяких опечаток,

Превращающих местами текст в загадку. Впрочем, значительную часть этих

Загадок текстологи сумели решить.

Наконец, мы обладаем также текстом фолио 1623 г., который в основном

Соответствует тексту кварто 1604 г. Главное различие между этими двумя

Доброкачественными текстами состоит в том, что в фолио имеются те строки,

Которые пропущены в хорошем кварто, но зато в фолио отсутствует 230 строк,

Которые есть в кварто 1604 г. Строк пять, по-видимому, было просто пропущено

По недосмотру наборщика, тогда как остальные сокращения, то есть 225 строк,

По мнению Довера Уилсона, свидетельствуют о том, что текст пьесы сокращался

Для представления на сцене. Главные из этих сокращений следующие: 1)

Несколько строк, предшествующих появлению призрака, в I, 1 и в I, 4.; 2) 27

Строк сокращено в сцене в спальне королевы - III, 4; 3) сильно сокращена вся

Сцена прохождения войск Фортинбраса полностью отсутствует монолог Гамлета,

начинающийся словами: "Как все кругом меня изобличает..."; 4) 25 строк

Отсутствуют в сцене сговора Клавдия и Лаэрта против Гамлета - IV, 7; 5)

Значительно сокращено начало последней сцены трагедии - V, 2, в частности

Сильно срезана беседа с Оэриком и совсем опущен вельможа, являющийся с

Повторным приглашением к Гамлету выступить на поединке с Лаэртом. По мнению

Довера Уилсона, эти сокращения были сделаны самим Шекспиром. Во всяком

случае, как он пишет, "сам Шекспир едва ли обошелся бы с собственными

стихами более осторожно". Как бы то ни было, даже это сокращение двухсот с

Лишним строк из общего Количества текста, достигающего почти четырех тысяч

Строк, является незначительным. Сюжету оно не наносит никакого ущерба, и

Лишь в одном случае от этого сокращения страдает идейная сторона пьесы, ибо

Выпущенным оказался монолог, в котором Гамлет говорит о назначении человека

Утверждая необходимость пользоваться разумом не только для размышлений о

Жизни, но и для того, чтобы принимать решения и действовать.

По мнению современных исследователей, тексты второго фолио близки к

Рукописи Шекспира. Даже сокращения в фолио не позволяют считать, что перед

нами сценический вариант. Пропуски в тексте лишь незначительно сокращают

Пьесу, и в таком виде она, как и в кварто 1604 г., была слишком велика для

Спектакля. Как известно, представление в шекспировском театре длилось 2-2

Часа. Если быстро читать вслух только один текст второго кварто или

Фолио в подлиннике, то это займет больше времени. Поэтому предполагают, что

на сцене шекспировского театра "Гамлет" едва ли шел полностью в том виде, в

Каком он дан во втором кварто или в фолио.

Обратимся теперь к тому тексту, который печатается в современных

Изданиях трагедии Шекспира. Он представляет собой сводный текст, который

Воспроизводит все то, что дано в кварто 1604 и в фолио 1623 г. Иначе говоря,

Читатель нашего времени имеет перед собой гораздо более полный текст, чем

тот, по которому знакомились с "Гамлетом" современники Шекспира. Они читали

В лучшем случае одно из двух изданий - либо второе кварто, либо фолио.

Современный читатель находится в гораздо более выгодном положении. Ему

Доступен текст, содержащий все написанное Шекспиром об истории датского

Принца. Единственное, чего наука не может сказать читателю, - это в каком

Точно виде пьеса шла на сцене шекспировского театра. Достоверно можно

Утверждать лишь то, что в том полном объеме, в каком мы ее читаем теперь,

Она в театре Шекспира не ставилась.

Существуют различные мнения о творческой истории трагедии, и было

Высказано много предположений относительно различных изменений в деталях,

Которые Шекспир, возможно, сделал в тексте пьесы в процессе ее сценической

Жизни. Немалый интерес представляет также вопрос о ремарках. В этом

Отношении полезны все три первопечатных издания. Несмотря на дефектность

Текста первого кварто, ремарки, содержащиеся в нем, также помогают

Представить себе некоторые детали сценического воплощения трагедии на театре

Того времени. Ремарки кварто 1604 г. несколько скупы, зато в фолио есть

Много дополнительных ремарок, явно отражающих различные детали постановки

Трагедии в шекспировском театре. Современные издания учитывают все ремарки

Первопечатных текстов и, сверх того, дополняют их различными указаниями,

Вытекающими из текста речей персонажей.

Что касается деления на акты и сцены, то оно не принадлежит Шекспиру.

Первое кварто вообще не содержит никаких делений. Это было связано с

Практикой английского театра конца XVI-начала XVII века, когда спектакль шел

Непрерывно. Кварто 1604 г. также не разделено на акты и сцены. Впервые

Попытка деления действия на части произведена в фолио 1623 года. В это время

Уже возник обычай если не в практике театра, то при печатании пьес делить их

На пять актов, согласно драматургической теории классицизма. Это усиленно

Насаждал современник Шекспира Бен Джонсон. Издатели фолио 1623 года в этом

Отношении непоследовательны. В некоторых пьесах они произвели полное

Разделение на акты и сцены, в других частичное разделение, а в третьих







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.