Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особого личного расположения Шекспира к блестящему вельможе. Но если бы





Шекспир был действительно близок к Эссексу, то он знал бы, что назначение

Эссекса командующим ирландской экспедицией было фактически ссылкой, так как

Его отправляли подальше от Лондона в надежде, что он погибнет в борьбе с

Ирландскими бунтовщиками.

Уже с прошлого века некоторые шекспироведы выдвинули концепцию,

согласно которой "Гамлет" - это трагедия Эссекса. Шекспир будто бы отомстил

Королеве Елизавете за казнь Эссекса созданием трагедии, прославляющей

Казненного мятежника. Было выдвинуто также предположение о сочувствии

Шекспира восстанию Эссекса. При этом опирались на тот факт, что сторонники

Эссекса накануне восстания заказали шекспировской труппе публичное

представление пьесы "Ричард II", в которой изображается победоносное

Восстание феодала, свергавшего монарха.

Факт этот действительно имел место. Однако ни Шекспир, ни другие актеры

Ничего не знали о готовящемся восстании и не предполагали, что спектакль

Хотят использовать для возбуждения мятежных настроений. После поражения

Эссекса постановка "Ричарда II" не ускользнула от внимания властей. Более

Того, во время следствия по делу о восстании один из представителей труппы

Был вызван для объяснений, которые вполне удовлетворили судебные власти, и

актеров оставили в покое. Постановка "Ричарда II" не была вменена им в вину,

Ибо в те времена знатные лица часто заказывали представление той или иной

Пьесы. Самое драматичное во всем этом эпизоде было то, что некоторое время

Спустя, накануне казни Эссекса, труппа Шекспира была приглашена ко двору и

Дала спектакль в присутствии королевы Елизаветы. Таким образом, во всех этих

Событиях роль актеров была чисто служебной. И Эссекс и Елизавета

Пользовались ими для политической демонстрации. Никакого другого отношения к

Заговору и казни Эссекса Шекспир не имел.

Для суждения по этому вопросу небесполезно вспомнить и предшествующие

Произведения Шекспира. Политическая мораль всех его исторических драм

Неизменно заключалась в осуждении той анархии, которая возникает в

Государстве на почве междоусобной борьбы. Если мы верим Шекспиру и считаем,

что политические взгляды в его хрониках и "Юлии Цезаре" выражают ту точку

Зрения, которой он действительно придерживался, то Шекспир не мог

Сочувствовать идее восстания Эссекса. Более того, как тонко заметил один из

новейших биографов Шекспира X. Пирсон, если рассматривать трагедию "Юлий

Цезарь" с точки зрения ее злободневности, то смысл ее может быть истолкован

Только как предупреждение о бесплодности восстания, даже если власть

Является несправедливой и тиранической.

Наконец, указывают на то, что в личной истории Эссекса были факты,

близкие к сюжетным мотивам "Гамлета". Отец Эссекса умер при таинственных

Обстоятельствах. Вскоре после его смерти графиня Эссекс вышла замуж за графа

Лейстера, бывшего фаворита королевы Елизаветы. О Лейстере было известно, что

Он убил свою первую жену Эми Робсарт, брак с которой вызвал неудовольствие

Елизаветы, что грозило карьере Лейстера. Полагали, что Лейстер убил и отца

Эссекса. После смерти Лейстера графиня вышла замуж за К. Блаунта. Молва

Гласила, что Блаунт устранил Лейстера точно так же, как тот в свое время

Покончил с первым мужем роковой графини Эссекс.

Вполне вероятно, что Шекспир был более или менее осведомлен о зловещей

Семейной хронике Эссексов. Надо, однако, к этому добавить, что она отнюдь не

Была исключением для аристократических и даже для совсем незнатных семейств

В ту эпоху. Относительно расправ с неугодными мужьями в буржуазных семьях

Придерживались таких же обычаев, о чем свидетельствует хотя бы популярная

трагедия того времени "Арден из Февершама", авторство которой - впрочем,

Безосновательно - одно время приписывали Шекспиру. Вывод, который мы можем

сделать из фактов такого рода, состоит лишь в том, что сюжет "Гамлета",

Который в наш более цивилизованный век кажется таким исключительным и почти

Невероятным, для современников Шекспира обладал достоинствами драмы,

Изображающей типичные характеры в типичных обстоятельствах. Для той эпохи

Вся ситуация трагедии была вполне жизненно достоверной.

Однако Шекспир не был драматургом-бытописателем. Характеры и ситуации

Он поднимал на высоту больших социально-философских обобщений. Его великая

Трагедия связана корнями с жизнью того времени. В ней есть ряд деталей

Злободневного характера, даже носящих отпечаток профессии Шекспира, -

Например, разговор Гамлета с Розенкранцем и Гильденстерном о соперничестве

Между труппами взросло актеров и актеров-мальчиков (II, 2). Однако, если бы

"Гамлет" был связан только с теми интересами, которые волновали

Современников Шекспира, это произведение не заняло бы того места, какое ему

Теперь принадлежит.

Конкретная социально-политическая ситуация, породившая ту атмосферу, в

Какой возникло великое творение Шекспира, имела одну особенность, которую

Необходимо подчеркнуть. Частный момент в истории одного из европейских

Государств оказался одновременно пунктом средоточия грандиозных

Всемирно-исторических противоречий. То была критическая пора в социальной

Истории Европы. Сущность ее состояла в том, что происходила ломка

Общественно-экономической формации, просуществовавшей многие столетия.

Одновременно уже явственно обозначились многие черты нового социального

строя, который шел ему на смену. "Гамлет", как и другие великие трагедии

Шекспира, являет художественным отражением эпохи грандиозного перелома,

Когда совершался переход от феодального к буржуазному строю. Содержание

Трагедии отражает этот процесс не в прямой форме. Но в психологии, в мыслях,

Чувствах и поведении героев, в жизненных ситуациях и возникающих из них

Нравственных проблемах все полно глубокой значительности, ибо здесь в

Художественной форме отражено то, как переживали люди эту великую ломку.

Величие Шекспира как художника проявилось в том, что он, не пренебрегая

Частными признаками этого процесса, носившими печать времени, сумел

Посмотреть на своих героев с высоты коренных вопросов человеческой жизни

Вообще. В такие переломные эпохи люди самой действительностью ставятся в

положение, когда вопросы их личной судьбы невольно связываются ими с

Закономерностями жизни в целом.

Они хотят понять причины того, почему те или иные начала одерживают

Победу или, наоборот, погибают.

Главное изменение, которое Шекспир произвел в сюжете древнего предания,

Многократно обрабатывавшегося до него, состояло в том, что над всем

Сплетением событий он поставил личность героя, который стремится понять,

Зачем живет человек и в чем смысл его существования.

Таким образом, "Гамлет" - произведение огромного диапазона. Его

содержание охватывает проблемы истории, государственной жизни, нравственного

Существования и психологии. Религия, философия, политика, этика, эстетика -

обо всем этом в "Гамлете" сказано очень много. Но сказано языком искусства и







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.