|
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙСтр 1 из 10Следующая ⇒ Ф.И. БИНШТОК ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Москва РИОР 2004 ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» Предметом данной дисциплины являются экономические воззрения, свойственные той или иной эпохе, на протяжении всей истории человечества. Экономические воззрения обнаруживаются в самых ранних письменных свидетельствах истории. Источниками изучения истории экономической мысли служат не только трактаты (работы) ученых экономистов. Об экономических представлениях, царивших в ту или иную эпоху, о свойственных этой эпохе хозяйственных отношениях позволяют судить законы, регулировавшие экономические процессы и отношения. Так, на основе законов Хаммурапи, написанных в XVIII в. до н.э., можно судить об экономических воззрениях и отношениях, господствовавших в Древнем Вавилоне (около 4 тысяч лет назад). С тех пор, как люди начали изучать общество, появились первые философские и экономические работы, которые положили начало формированию экономической науки. Экономическая наука прошла длительный путь формирования и развития. Все ученые-экономисты, оставившие след в истории развития экономической науки, внесли свой вклад в формирование современных представлений о сущности экономических процессов и отношений. Каждый экономист должен быть знаком с основными концепциями корифеев экономической мысли. Эти концепции следует оценивать с позиций современного состояния науки и с учетом особенностей той эпохи, в которой они выдвигались. Всемирно известный экономист Дж. М. Кейнс, чей вклад в экономическую науку был оценен как «кеинсианская революция», писал, что люди, «которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого». При этом следует обратить внимание на то, что те, кто не обладают достаточными знаниями в области экономической науки и истории ее формирования, часто становятся либо последователями таких воззрений, которые давно преодолены наукой, либо жертвами ошибочных представлений, находящихся вне науки. Изучение истории экономической науки требует объективной оценки каждой рассматриваемой экономической концепции, сопоставления ее со взглядами других экономистов, а также с фактами и явлениями реальной жизни. Для более глубокого изучения данной дисциплины желательно обращаться к первоисточникам — трудам тех экономистов, концепции которых становятся объектом рассмотрения. Изучая историю экономической науки, необходимо принять во внимание замечание об этом предмете одной из представительниц американских экономистов — Дж. Робинсон: «Смысл, изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться не поддаваться на удочку экономистам».
ТЕМА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ НАТУРАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ВАВИЛОНИЯ) О зарождении и развитии экономической мысли в Древней Вавилонии, а также о действовавших в ней экономических порядках дают представление дошедшие до нас законы царя Эшнунны (XX в. до н.э.), законы Липит-Иштара (XX-XIX вв. до н.э.) и законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Законы Эшнунны предусматривали установление государством цен (на ячмень, масло, шерсть, соль, медь и др.). Установленные твердые цены позволяли определять уровень арендной платы, размеры штрафов, норму процента, хранение и т.д. Законы регламентировали норму процента (20% годовых в серебре; 33% — в зерне). В связи с тем, что в Вавилонии были достаточно высоко развиты товарно-денежные отношения, ставка процента оказалась более низкой, чем в Древнем Египте. Этими же законами предусматривалось регламентирование продажи недвижимости. Законы Эшнунны свидетельствуют о первом в истории человечества опыте государственного регулирования ценообразования. Другим памятником истории экономической мысли являются законы Липит-Иштара (1934-1924 гг. до н.э.). Они дошли до нас только в виде фрагментов. Однако известно, что на втором г оду правления «он установил справедливость в Шумере и Аккаде» (предположительно объявил недействительными сделки купли-продажи земли и долговые обязательства). Эти законы, по-видимому, оказали влияние на законы Хаммурапи. Наиболее ценным источником знаний об экономических порядках и экономических идеях Древнего Вавилона являются законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Они дошли до нас в виде текстов, высеченных на базальтовой стеле. Законы царя Хаммурапи являются памятником древневосточного рабовладельческого права и дают представление об экономических основах организации общества, состоянии экономической мысли того времени. Этот исторический документ отражает реальные случаи хозяйственной практики. Законы сгруппированы тематически: собственность, царская служба, брак и семья, свободный общинник, неполноправный общинник, находящийся на царской службе. Деление общества на рабовладельцев и рабов признавалось естественным; рабы приравнивались к материальным ценностям. В законах Хаммурапи нашла отражение забота об укреплении и охране частной собственности вавилонских граждан, об аренде, о ростовщичестве и найме. Покушение на частную собственность каралось смертной казнью, сдачей в рабство. Законы Хаммурапи запрещали продажу наделов вавилонских граждан, государственных служащих, воинов. Большая группа законов была направлена на регулирование ростовщичества; законы запрещали ростовщикам самим (без разрешения должника) забирать его урожай в счет уплаты долга. Предусматривалось наказание за плохое обращение с заложниками. Долговое рабство было ограничено тремя годами. Законы предусматривали деление населения на три категории: 1) полноправные свободные граждане — общинники; 2) неполноправные свободные граждане, находящиеся на царской службе; 3) рабы. Некоторыми правами (правом на развод и возвращение приданого) пользовались свободные женщины. Для граждан каждой из указанных категорий за одни и те же проступки предусматривались различные меры наказания. ТЕМАЗ КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ В МАНУФАКТУРНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА» Ф. КЕНЭ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ Ф. Кенэ был основоположником учения физиократов. Он исходил из того, что «чистый продукт» создается только в сельском хозяйстве. На основе этого все общество он делил на три класса: 1) производительный класс (фермеры, сельскохозяйственные наемные работники); 2) собственники (землевладельцы, король); 3) «бесплодный» класс (промышленники, купцы, ремесленники и наемные рабочие в промышленности). Обращение годового продукта Кенэ представил в виде актов передачи частей годового продукта от одного из указанных выше классов другому. До начала обращения класс фермеров уплачивает классу землевладельцев за пользование землей ренту 2 млрд ливров. Обращение включает пять актов: Класс землевладельцев покупает у класса фермеров средства питания на 1 млрд ливров. Класс землевладельцев покупает у «бесплодного» класса промышленные изделия на сумму 1 млрд ливров для личного потребления. Класс «бесплодных» на полученные за свои товары деньги (1 млрд ливров) покупает у класса фермеров продовольственные товары. Класс фермеров покупает у класса «бесплодных» на 1 млрд ливров промышленные изделия, идущие на возмещение израсходованных материалов и износ орудий производства. Класс «бесплодных» покупает у класса фермеров сырье на сумму 1 млрд ливров. Обращение годового продукта закончено, все классы удовлетворили свои потребности, произошло возмещение использованных фондов сельского хозяйства и промышленности; можно начинать следующий цикл производства и распределения общественного продукта. Перечисленные процедуры могут быть представлены в виде схемы (см. рис. 1).
Характеризуя «Экономическую таблицу» Кенэ, необходимо подчеркнуть, что она представляет собой первую в истории экономической науки попытку провести анализ воспроизводства общественного продукта.
Средства лроиз
Деньги Сельскохозяйственное сырье *•
Рис. 1. Схема Кенэ. И ВОСПРОИЗВОДСТВЕ Адам Смит различал производительный и непроизводительный труд. Рабочий мануфактуры занят производительным трудом и возмещает им не только свою заработную плату, но и прибыль, поступающую в руки хозяина мануфактуры. Из этой прибыли оплачивается труд слуги, которого нанимает хозяин мануфактуры. Но труд слуги не является производительным, и поэтому хозяин мануфактуры становится богаче, когда он нанимает больше рабочих мануфактуры, и оказывается беднее, когда нанимает большее число слуг. К непроизводительным работникам А. Смит относил государственных чиновников, офицеров, армию и флот. «К тому же классу, — писал А. Смит, — должны быть отнесены как некоторые из самых серьезных и важных, так и некоторые из самых легкомысленных профессий — священники, юристы, врачи, писатели, всякого рода актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.» Однако А. Смит в данном вопросе не был до конца последовательным, и согласно другому его определению, производительным трудом является труд, производящий товары, а непроизводительным— труд, производящей услуги. Смит рассматривал капитал как запасы, используемые в процессе производства. (Та часть запасов человека, «от которых он ожидает получить доход, называется его капиталом», писал А. Смит.) В учении А. Смита важная роль отведена делению капитала на основной и оборотный. Под основным капиталом А. Смит понимал капитал, который не вступает в обращение, а остается в руках его владельца Оборотный же капитал — это капитал, который постоянно уходит от своего владельца в одной форме и затем возвращается в другой. Так, часть капитала, затрачиваемая фермером на сельскохозяйственные орудия, представляет собой его основной капитал. Затраты же фермера на заработную плату и содержание рабочих относятся к оборотному капиталу. Поэтому рабочий скот является основным капиталом, а скот, предназначенный для реализации, является оборотным капиталом Такое различие между основным и оборотным капиталом проводили и физиократы, но они относили его только к сельскому хозяйству, А. Смит распространил деление капитала на основной и оборотный и на промышленное производство, т.е. любой производственный капитал. При рассмотрении воспроизводства А. Смит стоимость общественного продукта сводил к сумме доходов: заработной плате, прибыли и ренте. Постоянный капитал в его схеме ЗАКОН РЫНКОВ» Ж.-Б. СЭЯ К широко известным теоретическим положениям Ж.-Б. Сэя относится его теория реализации, занимающая центральное место в его учении и основанная на концепции, получившей название «закон рынков Сэя». Согласно этому закону, поскольку любая продажа товара является одновременно покупкой другим участником, то процесс реализации должен протекать безболезненно. По словам Ж.-Б. Сэя, «каждый продукт, с того самого момента, как он произведен, открывает собой сбыт для других продуктов на полную сумму своей ценности». Это положение получило название «закон Сэя». Правда, Ж.-Б. Сэй допускал, что одних товаров может быть произведено больше, чем необходимо, а других меньше, но никаких всеобщих кризисов перепроизводства, полагал Ж.-Б. Сэй, быть не может и процесс реализации характеризуется гармонией. Известный историк экономической мысли Б. Селигмен писал по этому поводу, что такая теория могла бы претендовать на некоторое согласие с фактами лишь «благодаря присущему ей духу надежды и гармонии, который каждому внушал «смутную уверенность» в том, что, в конце концов, все будет хорошо». Однако, как отмечал Б. Селигмен, «доход, порождаемый экономической системой, не всегда движется таким образом, чтобы поглотить весь продукт... Это та самая слабость, которую увидели в законе и Маркс, и Кейнс». Ж.-Б. Сэй, рассматривая проблему реализации, отождествлял капиталистическое товарное обращение с натуральным обменом, т.е. игнорировал денежные отношения. Это обстоятельство отмечалось Б. Селигменом, который писал, что у Сэя каждое предложение создает спрос и делает таким образом общее перепроизводство логически невозможным. При этом предполагается, что общий объем национального дохода всегда находится на уровне, соответствующем полной занятости. Сэй допускал лишь перепроизводство отдельных товаров, но общее перенасыщение товарами, общую депрессию он исключал. Но это противоречит реальному положению дел. «Закон Сэя, — писал Селигмен, — подразумевает наличие такой гибкости, которой в реальной жизни не существует». Отметим, что «закон Сэя» опирался на известную «догму Смита», согласно которой стоимость общественного продукта распадается на доходы (заработную плату и прибыль) и, таким образом, не учитывается перенесенная стоимость. В теории реализации Сэя по существу рассматриваются лишь предметы потребления и игнорируется проблема обращения средств производства. ТЕМА 6. МАРЖИНАЛИЗМ КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМ Т. ВЕБЛЕНА Торстен Веблен (1857-1929) — основатель особого направления в политэкономии, получившего название «институционализм». Т. Веблен — сын норвежского крестьянина-эмигранта, защитил диссертацию об этике Канта, но в дальнейшем занялся изучением экономических проблем. Он подверг резкой критике экономистов за то, что они занимались только теорией цен и рынка. Предметом науки должна стать, по мнению Т. Веблена, человеческая деятельность. Он критиковал принцип гедонизма, широко использовавшегося в работах многих авторов, в частности представителей маржинализма. По мнению Т. Веблена, человек в современном обществе руководствуется не стремлением к наслаждению, он не рассматривает наслаждение, как это предусматривает гедонистическая теория. Т. Веблен был убежден, что на человека огромное влияние оказывает общественная психология — склонность к соперничеству, показное, демонстративное, «престижное» потребление (что особенно характерно для богатых— «праздного класса»). Чем более расточительным является данное лицо, тем выше становится его престиж в обществе. Такое «престижное» потребление ведет к бесполезной трате ресурсов, которые с гораздо большей пользой могли бы быть использованы для удовлетворения насущных потребностей широкого круга бедных людей. Эта особенность капитализма резко осуждалась Т. Вебленом. Он подверг жесткой критике капиталистические порядки. Всю предпринимательскую деятельность он характеризовал как «гигантское надувательство». Известный историк экономической мысли Б. Селигмен писал о книге Т. Веблена «Абсентеистская собственность», что она «проникнута духом раздражения и нетерпимости, что делает ее одним из самых резких выступлений против капитализма». Какой же выход видел Т. Веблен из сложившейся ситуации и на что были направлены предлагаемые им реформы? Он правильно отмечал, что владельцы собственности все больше и больше отходят от руководства реальным процессом производства и их место занимают менеджеры. Он рассматривал этот процесс как прогрессивный, который может принципиально реформировать современное ему общество. Содержанием такой реформы должна стать передача руководства хозяйством (и всем обществом!) менеджерам, производственно-технической интеллигенции. Всю хозяйственную жизнь общества он предлагал подчинить «Совету техников» — генеральному штабу, состоящему из инженеров и техников. В этом случае, по мнению Т. Веблена, производство освободится от власти бизнеса и будет переориентировано на удовлетворение потребностей всех членов общества. Т. Веблен был противником экономического Морализма; он обосновал необходимость контроля общества над хозяйственной деятельностью предпринимателей. Такая организация общества позволит эффективно использовать природные ресурсы, организовать производство, справедливо распределять материальные ценности. Переход к такому обществу, - он предполагал, может быть осуществлен по требованию технических специалистов, которые для подкрепления своих трепаний объявят всеобщую забастовку. Через 12 лет после смерти Т. Веблена вышла книга Дж. Бэрнхема «Революция управляющих». В ней утверждалось, что власть в современном обществе уже перешла от собственное капитала к менеджерам. С тех пор многие политологи, экономисты говорят о свершившемся переходе власти к менеджерам и утрате собственностью своего значения. Однако, как известно, в обществе не произошло каких-либо принципиальных изменений, позволивших приблизить его к достижению тех целей, на которые были направлены предлагаемые Т. Вебленом реформы.
Э. ЧЕМБЕРЛИНА Эдвард Хейстингс Чемберлин (1899-1967) — американский экономист родился в семье протестантского священника. В 1927 г. в Гарвардском университете защитил диссертацию по проблемам монополистической конкуренции и всю последующую жизнь посвятил изучению этой проблематики. В 1939 г. был избран главой отделения экономической теории Гарвардского университета и занимал этот пост в течение пяти лет (членами отделения были такие экономисты, как Йозеф Шумпетер, Василий Леонтьев и др.). Главный труд Э. Чемберлина, в котором была изложена его концепция, — «Теория монополистической конкуренции: реориентация теории стоимости» — вышел в 1933 г. Экономическая наука при рассмотрении конкуренции обычно оперирует двумя категориями: чистая (или совершенная) конкуренция, характеризуемая тем, что на рынке определенного вида товаров действует такое количество конкурентов, что ни один из них не может влиять на уровень цен на данный вид товара. Чистая монополия — такое состояние рынка, при котором однородный товар продается одним производителем, что позволяет ему диктовать покупателю цену на этот товар. Сутью монополии является контроль над предложением, а следовательно — и над ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. «дифференциацией продукции». На самом деле, согласно Чемберлину, для реального рынка характерной является не «чистая (совершенная) конкуренция» и не «чистая монополия», а «монополистическая конкуренция». Иными словами, большинство экономических ситуаций включает и конкуренцию, и монополию: существует большое число продавцов — независимых друг от друга фирм, и в то же самое время покупатели отдают явное предпочтение ряду товаров, за которые они согласны платить повышенную цену. В силу этого каждый предприниматель, для того чтобы захватить контроль над предложением, стремится создать товар, который хоть чем-то отличается от товара, уже выпускаемого другими фирмами, т.е. осуществляет дифференциацию товаров. Отличие такого «нового» товара может быть как существенным, так и несущественным, как реальным, так и воображаемым. Добившись некоторой дифференциации товара, каждая фирма становится монополистом на рынке его сбыта — сбыта своего дифференцированного товара и получает возможность извлекать выгоду из своего монопольного положения. Для обеспечения и расширения сбыта своего товара у фирмы нет необходимости вступать в ценовую конкуренцию с другими фирмами, прибегать к снижению цен на свой товар. Фирмы, являющиеся монополистическими, реализуют свои товары по ценам, превышающим предельные издержки, и получают определенные преимущества перед другими фирмами, выпускающими аналогичный товар. Конечно, такая монополия не является абсолютной, и данный дифференцированный товар могут замещать другие товары того же назначения (они получили название «субститутов»), но пока покупатели предпочитают приобретать данный дифференцированный товар, фирма-производитель такого товара пожинает плоды своего монопольного положения на рынке данного дифференцированного товара. Таким образом, на практике имеет место сочетание монополии и конкуренции. Однако предприниматели, осуществляющие выпуск дифференцированного товара, имеют возможность устанавливать более высокую цену на свой товар и сдерживать рост его выпуска. Переход общества от чистой конкуренции к монополистической ведет к тому, что покупатели платят за товар больше, чем при чистой конкуренции, а выпуск товаров оказывается меньше потенциально возможного. Последнее влечет за собой недогрузку производственных мощностей и снижение занятости трудоспособного населения (рост безработицы). Э. Чемберлин на основе своей теории монополистической конкуренции предложил новое объяснение депрессивной экономики 1930-х гг.
ОГЛАВЛЕНИЕ ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»………………………1 1.Предмет и методы дисциплины «история экономических учений»……………………………………………………………………………………..1 ТЕМА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ НАТУРАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………….3
2. Экономическая мысль древнего востока (Вавилония)………………………………..3
3. Экономическая мысль древней Греции. Аристотель……………….......................4
4. Средневековая экономическая мысль арабского востока. Ибн-Хальдун…………..7
5. Экономическая мысль средневековья. Августин…………………………………........8
6.Экономическая мысль позднего средневековья. Ф.Аквинский………………...........9
7. Ранний меркантилизм и его особенности……………………………………………….11
8. Поздний меркантилизм и его особенности………………………………………….12
9. Историческое значение меркантилизма. Кольбер………………………………………..13
ТЕМАЗ КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ В МАНУФАКТУРНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ……………………….16
10. Общая характеристика классической политической экономии……………………....16
11. Теоретические положения у. Петти о богатстве, деньгах и торговом капитале…..19
12. Теоретические положения у. Петти о стоимости и доходах рабочих и собственников денежного капитала и земли…………………………………………20
13. Экономические воззрения П. Буагильбера……………………………………………..23
14.Экономическое учение физиократов. Ф. Кенэ о «чистом продукте»………………….24
15. Теоретические положения ф. Кенэ о производительном труде и капитале…………..26 16.«Экономическая таблица» Ф. Кенэ и ее значение……………………………………………………….28 17. Экономические воззрения А. Тюрго……………………………………………………………………………30 18.Предмет и метод в работах А. Смита………………………………………………………………………….32 19.Теоретические положения А. Смита о разделении труда, классах, стоимости и доходах…………………………………………………………………………….…………………………….34 20.Теоретические положения А. Смита о производительном труд, капитале и воспроизводстве......................................................................................................................36 21.«Догма Смита». К. Маркс о «догме Смита»………………………………………………………………..…38 ТЕМА 4. КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ 22.Теоретические положения Д. Рикардо о стоимости, заработной плате и прибыли………………………………………………………………………………………………………………………………39 23.Теоретические положения Д. Рикардо о ренте, деньгах и воспроизводстве……………...41 24.Теоретические положение Ж.-Б. Сэя о трех факторах производства,стоимости и доходах…………………………………………………………………………………………………………………………..…..43 25.«Закон рынков» Ж.-Б. Сэя……………………………………………………………………………………………..44 26.Теория народонаселения Т. Мальтуса ………………………………………………………………………….45 27.Теоретические положения Т. Мальтуса о стоимости, «третьих лицах» и воспроизводстве………………………………………………………………………………………………………………….47 28.«Железный закон заработной платы» Т. Мальтуса…………………………………......................48 29.Четвертый этап эволюции «классической школы» 30.Доктрины Дж. Ст. Милля о сферах «бессилия рынка» и социальных реформах……….52 31.Предмет и метод политической экономии К. Маркса……………………………………………….54 32.К. Маркс о стоимости, цене производства и прибавочной стоимости……………………..55 33.К. Маркс о деньгах, заработной плате, прибыли и ренте.... ……………………………………59 34.К. Маркс о производительном труде, капитале и воспроизводстве………………………62 Ф.И. БИНШТОК ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Москва РИОР 2004 ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» Предметом данной дисциплины являются экономические воззрения, свойственные той или иной эпохе, на протяжении всей истории человечества. Экономические воззрения обнаруживаются в самых ранних письменных свидетельствах истории. Источниками изучения истории экономической мысли служат не только трактаты (работы) ученых экономистов. Об экономических представлениях, царивших в ту или иную эпоху, о свойственных этой эпохе хозяйственных отношениях позволяют судить законы, регулировавшие экономические процессы и отношения. Так, на основе законов Хаммурапи, написанных в XVIII в. до н.э., можно судить об экономических воззрениях и отношениях, господствовавших в Древнем Вавилоне (около 4 тысяч лет назад). С тех пор, как люди начали изучать общество, появились первые философские и экономические работы, которые положили начало формированию экономической науки. Экономическая наука прошла длительный путь формирования и развития. Все ученые-экономисты, оставившие след в истории развития экономической науки, внесли свой вклад в формирование современных представлений о сущности экономических процессов и отношений. Каждый экономист должен быть знаком с основными концепциями корифеев экономической мысли. Эти концепции следует оценивать с позиций современного состояния науки и с учетом особенностей той эпохи, в которой они выдвигались. Всемирно известный экономист Дж. М. Кейнс, чей вклад в экономическую науку был оценен как «кеинсианская революция», писал, что люди, «которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого». При этом следует обратить внимание на то, что те, кто не обладают достаточными знаниями в области экономической науки и истории ее формирования, часто становятся либо последователями таких воззрений, которые давно преодолены наукой, либо жертвами ошибочных представлений, находящихся вне науки. Изучение истории экономической науки требует объективной оценки каждой рассматриваемой экономической концепции, сопоставления ее со взглядами других экономистов, а также с фактами и явлениями реальной жизни. Для более глубокого изучения данной дисциплины желательно обращаться к первоисточникам — трудам тех экономистов, концепции которых становятся объектом рассмотрения. Изучая историю экономической науки, необходимо принять во внимание замечание об этом предмете одной из представительниц американских экономистов — Дж. Робинсон: «Смысл, изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться не поддаваться на удочку экономистам».
ТЕМА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ НАТУРАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|