|
КОНЦЕПЦИЯ «ИЗМЕРЕНИЯ БЕЗ ТЕОРИИ» У. МИТЧЕЛЛАУэсли Клэр Митчелл (1874-1948)— американский экономист, был учеником и последователем Т. Веблена. Хотя его семья никогда не была бедной, ее очень часто преследовали финансовые трудности, и У. Митчеллу пришлось с раннего возраста (его отец часто болел) брать на себя заботу о себе и других членах семьи. Вследствие этого он стал искусным механиком-умельцем и сохранил привязанность к работам такого рода до конца своей жизни. Поступив в Чикагский университет, он проявил себя хорошим студентом, отдававшим все свои силы овладению знаниями. По словам Б. Селигмена, «спорт и студенческие братства Митчелла не интересовали». В Чикагском университете было собрано много блестящих ученых, преподавателей, но наибольшее влияние на него оказал Т. Веблен. У. Митчелл отмечал, что Т. Веблен был гигантом по сравнению с другими экономистами в Чикаго. Вначале У. Митчелл собирался специализироваться в области классической филологии, но вскоре открыл для себя политическую экономию и философию. Занявшись этими предметами, У.Митчелл не стал слепым последователем Т. Веблена и отмечал с сожалением что тот не использовал статистику для обоснования своих выводов. Учение Т. Веблена о противоречиях между бизнесом и производством произвело на У. Митчелла сильное впечатление, он пытался подтвердить его огромным массивом статистических данных. Это нашло свое выражение, в частности, в его анализе разрыва между движением производства и движением цен. Сбору и анализу статистических данных Митчелл посвятил всю свою жизнь. Количественный анализ присутствовал во всех его сочинениях. Много внимания уделял У. Митчелл изучению экономических циклов. Работая напряженно в этой области, он выпустил в 1913 г. объемистую (более 600 страниц) книгу «Деловые циклы». У. Митчелл прекрасно понимал связь теоретических построений со сбором и анализом статистических данных. По этому поводу он писал: «... цифры могут часто использоваться для уяснения проблем, раскрытия причинных связей, установления соотношения между различными элементами нашего знания, а также дать материал для анализа». Еще раньше он выпустил книгу, также содержавшую огромный статистический материал, — «Золото, цены и заработная плата» (1908). Интересен взгляд У. Митчелла на экономическую теорию. Он рассматривал ее как отклик на социальные проблемы (в этом, вероятно, сказалось влияние его учителя — Т. Веблена). То же можно отнести к другому высказыванию У. Митчелла: «заигрывание с филантропией» и «кокетничание с реформами» отражает желание найти «определенный способ осуществления требования социальной справедливости — требования, в столь сильной степени присущего человеческой природе». Однако в годы «Нового курса» Митчелл активно участвовал в правительственных мероприятиях по восстановлению экономики. У. Митчелл проявлял большой интерес к истории экономической мысли и начал писать книгу, посвященную этой проблеме, но не успел ее завершить. Значительную часть жизни У. Митчелл посвятил работе в Национальном бюро экономических исследований, возглавляя в нем исследовательскую деятельность. Здесь У. Митчелл трудился в гораздо больших масштабах, чем это можно было делать в одиночку и создал основу для прорыва исследований в области национального продукта и дохода, выполненных впоследствии С. Кузнецом, У. Кингом и др. Оценивая сделанное У. Митчеллом, следует отметить, что им было создано эмпирическое направление в институционализме. На основе проделанной работы в Бюро он выпустил книгу: «Что происходит во время экономических циклов». Хотя основные усилия У. Митчелла были затрачены на сбор и анализ огромного фактического материала, упрекать его в недооценке теории вряд ли справедливо. Он всегда хотел, чтобы его работы были «проверенным объяснением фактов, а не логическим упражнением». Этим объясняется его интерес к эмпирическим данным, а свои взгляды на экономическую теорию он изложил в лекциях, записанных одним из его студентов. У. Митчелл задумал книгу, в которой он собирался сформулировать экономическую теорию, опирающуюся на собранный им огромный статистический материал, но сделать этого не успел. Однако сделанного У. Митчеллом оказалось достаточно для того, чтобы занять (по словам Б. Селигмена) почетное место в истории экономической науки.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА» И НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНЦИИ В ТЕОРИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ Э. ЧЕМБЕРЛИНА Эдвард Хейстингс Чемберлин (1899-1967) — американский экономист родился в семье протестантского священника. В 1927 г. в Гарвардском университете защитил диссертацию по проблемам монополистической конкуренции и всю последующую жизнь посвятил изучению этой проблематики. В 1939 г. был избран главой отделения экономической теории Гарвардского университета и занимал этот пост в течение пяти лет (членами отделения были такие экономисты, как Йозеф Шумпетер, Василий Леонтьев и др.). Главный труд Э. Чемберлина, в котором была изложена его концепция, — «Теория монополистической конкуренции: реориентация теории стоимости» — вышел в 1933 г. Экономическая наука при рассмотрении конкуренции обычно оперирует двумя категориями: чистая (или совершенная) конкуренция, характеризуемая тем, что на рынке определенного вида товаров действует такое количество конкурентов, что ни один из них не может влиять на уровень цен на данный вид товара. Чистая монополия — такое состояние рынка, при котором однородный товар продается одним производителем, что позволяет ему диктовать покупателю цену на этот товар. Сутью монополии является контроль над предложением, а следовательно — и над ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. «дифференциацией продукции». На самом деле, согласно Чемберлину, для реального рынка характерной является не «чистая (совершенная) конкуренция» и не «чистая монополия», а «монополистическая конкуренция». Иными словами, большинство экономических ситуаций включает и конкуренцию, и монополию: существует большое число продавцов — независимых друг от друга фирм, и в то же самое время покупатели отдают явное предпочтение ряду товаров, за которые они согласны платить повышенную цену. В силу этого каждый предприниматель, для того чтобы захватить контроль над предложением, стремится создать товар, который хоть чем-то отличается от товара, уже выпускаемого другими фирмами, т.е. осуществляет дифференциацию товаров. Отличие такого «нового» товара может быть как существенным, так и несущественным, как реальным, так и воображаемым. Добившись некоторой дифференциации товара, каждая фирма становится монополистом на рынке его сбыта — сбыта своего дифференцированного товара и получает возможность извлекать выгоду из своего монопольного положения. Для обеспечения и расширения сбыта своего товара у фирмы нет необходимости вступать в ценовую конкуренцию с другими фирмами, прибегать к снижению цен на свой товар. Фирмы, являющиеся монополистическими, реализуют свои товары по ценам, превышающим предельные издержки, и получают определенные преимущества перед другими фирмами, выпускающими аналогичный товар. Конечно, такая монополия не является абсолютной, и данный дифференцированный товар могут замещать другие товары того же назначения (они получили название «субститутов»), но пока покупатели предпочитают приобретать данный дифференцированный товар, фирма-производитель такого товара пожинает плоды своего монопольного положения на рынке данного дифференцированного товара. Таким образом, на практике имеет место сочетание монополии и конкуренции. Однако предприниматели, осуществляющие выпуск дифференцированного товара, имеют возможность устанавливать более высокую цену на свой товар и сдерживать рост его выпуска. Переход общества от чистой конкуренции к монополистической ведет к тому, что покупатели платят за товар больше, чем при чистой конкуренции, а выпуск товаров оказывается меньше потенциально возможного. Последнее влечет за собой недогрузку производственных мощностей и снижение занятости трудоспособного населения (рост безработицы). Э. Чемберлин на основе своей теории монополистической конкуренции предложил новое объяснение депрессивной экономики 1930-х гг.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|