Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Порог рентабельности (точка безубыточности).





 

Существует определенное взаимовлияние и взаимозависимость затрат, объема производства и прибыли. Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста выручки. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции снижается и появляется «эффект дополнительной прибыли».

Анализ безубыточности (анализ соотношения «затраты – объем производства – прибыль», СУР-анализ) в настоящее время широко используется для определения:

♦ критического объема производства для безубыточной работы;

♦ зависимости финансового результата от изменений одного из элементов соотношения;

♦ запаса финансовой прочности предприятия;

♦ оценки производственного риска;

♦ целесообразности собственного производства или закупки;

♦ минимальной договорной цены на определенный период;

♦ планирования прибыли от продаж и т. д.

Анализ безубыточности основан на ряде допущений.

Во-первых, затраты можно разделить на постоянные и переменные. Ряд затрат предприятия может содержать как переменную, так и постоянную части – так называемые смешанные затраты (к ним чаще всего относятся расходы на электроэнергию, транспорт, содержание и эксплуатацию оборудования). Смешанные затраты подлежат дифференциации на постоянную и переменную части. Следует также учитывать, что сохранение постоянных издержек на одном уровне возможно только в ограниченном диапазоне объемов производства.

Во-вторых, зависимость между объемом продаж и переменными издержками линейная. В реальной жизни переменные издержки могут изменяться в другой пропорции.

В-третьих, остается неизменным ассортимент изделий.

В-четвертых, объем производства и реализации в прогнозируемом периоде равны.

Данные допущения соответствуют условиям массового производства с достаточно непродолжительным производственным циклом, что дает возможность широкого применения анализа безубыточности на таких предприятиях.

Основной составной частью анализа безубыточности является определение «точки безубыточности» («порога рентабельности», «мертвой точки»).

Точка безубыточности (ОПmin) — это такой объем продаж, при котором выручка покрывает все затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Тем самым безубыточность — это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков.

 


При расчете точки безубыточности надо учитывать, что в модели линейной зависимости точка безубыточности может быть одна, в то время как на практике функция затрат носит нелинейный характер и может пересекать линию объемов производства в нескольких местах.

Рис.3.2. -Расчет точки безубыточности.

Поэтому анализ должен точно очерчивать границы роста объемов производства, когда допущения линейного характера зависимости оправданы производственными условиями.

 
 
Qmin = F/(P – a) или в денежном выражении: Вmin = F/ (1– в), где Q – количество единиц продукции; Р – цена единицы продукции; F – расходы постоянные; V – расходы переменные; а – величина переменных затрат в цене единицы продукции; в – доля переменных затрат в базовой выручке.

 


Величина прибыли при запланированных объемах производства и продаж будет равна:

 
 
П = (Р×Q – F) – (a× Q).

 


Запас финансовой прочности (кромка безопасности) показывает, насколько можно сокращать объем производства, не неся при этом убытки.

 
 
В абсолютном выражении он определяется: Зф = Qпл – Qmin, где Q пл – плановый объем производства продукции в натуральном выражении; Q min – минимальный объем продукции, соответствующий точке безубыточности. В относительном выражении: Зф = (Qпл – Qmin) /Qпл. В стоимостном выражении: Зф = (Qпл × Р) – (Qmin × Р), где Р – цена изделия.

 

 


 

Основными элементами себестоимости являются постоянные и переменные затраты, причем соотношение их может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной в организации. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли.

 
 
Операционный рычаг – потенциальная возможность влиять на прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска и реализации продукции.


Сила воздействия производственного рычага определяется отношением маржинальной прибыли (дохода) к прибыли и показывает, насколько изменится прибыль при изменении выручки на 1 %.

Операционный рычаг = ∆ Прибыль (в %) / ∆ Выручка (в %)

В свою очередь темпы изменения операционной прибыли и объема продаж определяются следующими выражениями:

∆ Прибыль = (Прибыль1 - Прибыль0) / Прибыль0;

∆ Выручка = (Выручка1 - Выручка0) / Выручка0.

Сила воздействия операционного рычага (С) показывает, что любое изменение выручки от реализации повлечет за собой изменение прибыли в пропорции 1: С.

Операционный рычаг показывает степень чувствительности прибыли предприятия к изменению объема продаж. Чем выше постоянные затраты, являющиеся характерной особенностью предприятий с относительно более высоким уровнем технической оснащенности, тем выше уровень операционного рычага и, следовательно, степень операционного риска. Если предприятие имеет высокий операционный рычаг, то его прибыль крайне чувствительна к изменению объема продаж.

Положительное воздействие производственного рычага начинает проявляться только после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей операционной деятельности. Наибольшее положительное воздействие операционного рычага достигается в поле, максимально приближенном к точке безубыточности. По мере дальнейшего наращивания объема реализации и удаления от точки безубыточности эффект производственного рычага начинает снижаться, каждый последующий процент прироста объема реализации продукции будет приводить к все меньшему темпу прироста прибыли. Механизм операционного рычага имеет и обратную направленность – при любом снижении объема реализации продукции в еще большей степени будет уменьшаться размер валовой операционной прибыли.

Понимание механизма проявления операционного рычага позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности операционной деятельности.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятию «себестоимость продукции».

2. Какие модели калькулирования себестоимости Вам известны?

3. Какие факторы влияют на себестоимость продукции?

4. Дайте определение и структуру доходов предприятия.

5. Чем отличается формирование выручки от реализации продукции для бухгалтерского и для налогового учета?

6. Каковы основные направления распределения выручки от реализации продукции?

7. Какие методы планирования выручки Вы знаете?

8. Дайте определение прибыли предприятия и перечислите ее функции и виды.

9. Охарактеризуйте механизм формирования и использования чистой прибыли.

10. Какова система показателей рентабельности? Объясните суть модели Дюпона.

11. Какое воздействие оказывает учетная политика на финансовые результаты?

12. Какие методы планирования прибыли Вы знаете?

13. Раскройте содержание и укажите область применения анализа безубыточности.

14. Что такое операционный рычаг?








Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.