Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Превенция в социальной работе с сообществом





Превенция в социальной работе находит применение в различных сферах: в предотвращении девиантного поведения и пра­вонарушений среди несовершеннолетних, в профилактике семейного дисфункционирования, а также в профилактике депривации и одиночества. В целом большинство превентивных мероприятий социальной работы связаны с задачами по улучшению здоровья и социального функционирования. Действительно, социальные работники чаще, чем другие специалисты социальной сферы, принимают участие в составлении программ превентивной деятельности, ее реализации и оценке. В то же время в работе с группами людей с физическими или психическими нарушениями здоровья социальные работники забывают о превенции, гораздо больше внимания уделяя разработке технологий непосредственного вмешательства в уже возникшую проблему, а именно терапии и реабилитации. Однако существует область, в которой превенция приобретает наиболее серьезный статус — это область общественного здоровья.

Первые документы о превенции в области психического здоровья появились в США в 1915 г. В то время профилактические рецепты сводились к требованиям создания большего количества интернатов для слабоумных, появились также рекомендации по стерилизации душевнобольных, например больных шизофренией, с тем чтобы «предотвратить» возникновение новых случаев болезни у потомства. Тем не менее профессиональная позиция, представленная в это время М.Ричмонд и другими пионерами социальной работы, позволила отстоять мнение о том, что хороший социальный работник не только помогает вытащить людей из ямы, но и пытается найти способ, как освободиться от ям вообще. К 1930 г. М.Ричмонд определила превенцию как один из конечных результатов нескольких процессов, в ряду которых она рассматривала исследование, индивидуальную терапию, общественное образование, законодательство и административные изменения. Кроме того, ее заслугой было распространение потенциала превенции от частного случая до широкого сообщества, расширение спектра превентивной интервенции от микро- до макроуровня.



Профилактическая работа на уровне сообщества совпадает по целям с первичной профилактикой. Развитие взаимодействия в рамках территориальной общности или проблемных групп представляет основу для наилучшего использования ресурсов сообщества по снижению риска возникновения социальной или индивидуальной патологии. Превенция в данном случае опирается на традиции активизации ресурсов в социальной работе. Непрофессиональные, спонтанные, а также профессиональные, организованные силы сообщества могут быть связаны с деятельностью социального работника воедино и во благо сообщества. Причем формы социальной работы могут варьировать от объединения стихийных инициатив до гарантированных государством услуг.

Профилактическая работа проводится в несколько этапов. Во-первых, формируется осознание потребностей и возможностей людей, живущих вместе или поблизости с человеком, испытывающим психологические трудности. Во-вторых, развиваются сети помощи в сообществе или соседстве, которые объединяют добровольцев и активистов, а также всех членов сообщества.

В-третьих, развиваются профессиональные сети помощи, в сообществе организуется профессиональный консультативный комитет или центр. Иллюстрацией третьего этапа — социальной работы по организации профессиональных сетей — может служить создание специализированного органа и определение принципов межведомственного взаимодействия по проблемам психического здоровья.

Например, в деле превенции суицидального поведения в местном сообществе одного из российских регионов социально-психологическая служба телефона доверия выступила инициатором проведения серии семинаров. В результате были объединены многочисленные службы разных ведомств: социальной защиты, образования, здравоохранения, милиции. Это способствовало созданию системы постоянного обмена информацией о ситуации суицидального риска, уточнению групп риска в сообществе, разработке моделей коммуникации и схемы дальнейшего взаимодействия между ведомствами. В частности, были поставлены вопросы о сотрудничестве системы здравоохранения с социальными службами и образовательными учреждениями. Кроме того, получили известность и одобрение профессионалами других ведомств такие формы антисуицидальной работы, как специализированные курсы для социальных работников, профилактические беседы в школах, консультации специалистов телефона доверия по переписке и многие другие. Очевидно, что подобные усилия имеют ощутимый превентивный эффект для сообщества. Схожим образом могут осуществляться другие варианты координации мероприятий, например организация межсекторного сотрудничества общественных организаций, поддерживающих детей с умственной отсталостью, и донорских коммерческих предприятий, корпораций.

В-четвертых, формируются связи между непрофессиональными и профессиональными сетями помощи. На этом этапе реализуется задача создания взаимосвязей между непрофессиональными и профессиональными группами, когда специалист по социальной работе выступает в качестве координатора, связывающего локальные группы или общественные объединения с профессионалами психического здоровья — психотерапевтами, психиатрами. В процессе координации перечисленные специалисты могут быть приглашены для проведения просветительских бесед по геронтологическим вопросам психического здоровья в группах пожилых людей — клиентов дневных стационаров и клубов по интересам в социальных службах.

В-пятых, непрофессиональные и профессиональные сети связываются с макросистемой. В контексте психического здоровья профессионалы могут помочь сообществу соединить вместе данные относительно состояния психического здоровья на федеральном, государственном, районном и местном уровне с программами социальных служб или макросистему с социальной системой на местном уровне. В-шестых, происходит институциализация процесса создания сетей. Активизируются проводники психического здоровья, осуществляющие постоянную координацию ресурсов, однако эти проводники не подавлены большой бюрократической системой социальных служб, а в силу связей с местным сообществом могут быть инициативными и гибкими в превентивной работе. Таким образом, процесс создания социальных сетей приводит к активизации сообщества и улучшению качества жизни, поэтому все чаще проблемы человеческой психики решаются вне стен специализированных учреждений. Напротив, благодаря первичной профилактике люди, подверженные риску, избегают ненужных страданий и стресса.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.