Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мотивационный уровень саморегуляции





Мотивационный компонент психической регуляции может быть определен в качестве фактора, направляющего поведение человека по укреплению психического здоровья. Мотивация в структуре любой деятельности имеет первостепенное значение, поскольку ориентирует психические ресурсы на достижение поставленной цели. Желание изменить себя, помогать своему оздоровлению, пробовать различные методики и приемы самопомощи возникает в том случае, если человек осознает важность саморегуляции и верит в ее действенность. Общую настроенность на работу с собой можно сформировать, но нельзя заменить психотерапевтическими воздействиями, направленными на пассивную психику человека, или исключительно медицинскими мероприятиями.

Потребность в укреплении психического здоровья во многом создается особой настройкой человеческой психики, называемой установкой на здоровье. Теория установки впервые была разработана в нашей стране Д. Н. Узнадзе, в научной школе которого преобладало представление о бессознательном характере установки, а также известными психофизиологами А.А. Ухтомским и П. К.Анохиным, которые обосновали ее физиологическую основу. В дальнейшем отечественная психология интегрировала это понятие в общую теорию деятельности.

Установка определяется в качестве механизма неосознаваемой регуляции поведения, в результате которой возникает предрасположенность субъекта к выполнению определенной деятельности.

Психическая установка проявляется в изменении психофизиологической готовности организма и приводит к мобилизации соответствующих задаче психических функций. Кроме того, она спо собствует предвосхищению появления каких-либо характеристик объекта, настраивает на ожидание определенного результата. Важной особенностью установки является ее связь с поведением, в котором раскрываются потребности, а также с целенаправленной деятельностью человека. Таким образом, установка формируется на неосознаваемом уровне, обеспечивает готовность организма и носит деятельностный характер.



В случае соматического здоровья установка может играть как позитивную, так и негативную роль, улучшая или снижая способности организма к здоровому функционированию. Неосознаваемая настроенность на получение какой-либо выгоды в ситуации болезни может спровоцировать задержку выздоровления. Роль позитивной и негативной установок в психосоматических заболеваниях достаточно хорошо изучена. В частности, М.Л.Покрасс предлагает следующее определение саногенных (позитивных) установок: саногенная (позитивная) установка это установка на выздоровление, эмоциональный механизм, благодаря которому вес воздействия, грозящие здоровью, вызывают ослабленные условно-рефлекторные реакции или вовсе теряют свое условно-рефлекторное влияние, и всякая активность, препятствующая выздоровлению, затрудняется, а все, что способствует здоровью, получает положительное эмоциональное подкрепление.

В данном случае признается возможность создания установки, т.е. из неосознаваемого механизма она превращается в вырабатываемый условный рефлекс. Если человек ориентирован исключительно на получение внешнего подкрепления и одобрения, его поведение будет зависимо от социальных оценок. Даже если они подкрепляют «правильное» отношение, вряд ли возможно здесь говорить о саморегуляции и развитии мотивации здоровья. Само регуляция предполагает формирование собственных идеалов хорошего самочувствия и действует через механизмы самоодобрения и самоподкрепления.

Подобные взаимосвязи характерны и для нервно-психических заболеваний, когда склонность индивида к истерическим припадкам усиливается вследствие того, что симптомы и их эффект на окружение оказываются условно-желательными и приятными. И напротив, характерными для психического здоровья выступаем мотивация, направленная на положительные переживания здорового самочувствия — чувство радости и полноты жизни, новые открытия себя и поиск путей самоуправления.

Мотивационная саморегуляция не ограничивается психофизиологическими механизмами установки, она предполагает также опосредованную регуляцию психики, когда особое значение для индивида приобретает формирование смысла психического здоровья. Позитивный смысл, найденный человеком, объясняет, зачем следует поддерживать хорошую психическую форму. В терминах достаточности укреплять психическое здоровье необходимо дли того, чтобы выполнять работу и справляться с повседневной деятельностью, чтобы не оказаться в ситуации беспомощности, не стать обузой близким и обществу. В терминах развития смысл психического здоровья заключается в том, чтобы использовать максимально возможный уровень психического потенциала, найти ресурсы и резервы в индивидуальной психике, познать собственные границы нормального психического реагирования, приобрести навыки самоуправления. Это далеко не полный перечень личностных обоснований психического здоровья, поскольку каждый индивид постепенно приходит к необходимости поиска своих собственных смыслов психической саморегуляции.

Если акцент саногенной установки делается скорее на излечении уже существующих нарушений, то для валеоустановок Характерна профилактическая направленность.

Валеоустановки — особые внутри-личностные структуры, отвечающие за поддержание здоровья индивида.

Согласно одному из современных определений, валеоустановки Понимаются как интегральные образования, объединяющие когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты психики, которые определяют индивидуальную феноменологию здоровья и здорового образа жизни. Таким образом, валеоустановки объединяют реформированные представления о здоровье и болезни, позитивный эмоциональный настрой по отношению к своему потенциалу здоровья, к себе и к другим, модель к жизни вообще, а также стратегии активного поведения по укреплению своего здоровья и Преодолению болезней.

Хотя различные валеоустановки имеют самостоятельное значение, следует подчеркнуть, что в целях мотивационной саморегуляции особую важность представляют когнитивные валеоустановки, связанные с «плавающими» в повседневной культуре знаниями и представлениями о здоровье. Социокультурные представления, превращаясь в валеоустановки, образуют ту среду, в которой рождаются всевозможные «исцеляющие вымыслы», терапевтические мифы и оздоровительные практики, различные в разных эпохах, культурах, обществах, сообществах, социальных Группах. Ценность здорового образа жизни, осознание индивидуальной ответственности за психическое здоровье также дифференцируется в зависимости от социальных мифов о пассивном лечении или активном преодолении. Поэтому можно сказать, что мотивация психически здорового состояния является социально обусловленной.

По мнению О. С. Васильевой, Ф. Р. Филатова, социальные представления о здоровье — это и репрезентации взглядов социальных Групп, и формы социально-психологической регуляции здоровья отдельной личности. Социальные и культурные эталоны влияют на индивидуальное понимание психического здоровья, проявляясь в личностных смыслах. В современном обществе, в котором доминируют, с одной стороны, эталон адаптивности, адекватного приспособления к окружающей действительности, а с другой — эталон раскрытия потенциалов и самореализации, формируются соответствующие индивидуальные эталоны.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.