Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Новая превентивная парадигма и уровни профилактики психического здоровья





ГЛАВА 4

УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ: ПРИНЦИП ПРЕВЕНЦИИ

Индивидуальные резервы психического здоровья

Индивидуальная профилактика имеет решающее значение в большинстве случаев потенциальных проявлений психической патологии. Поскольку эпидемиологическая концепция риска подтверждает тот факт, что многие заболевания имеют психогенную природу, а многие предрасполагающие и провоцирующие факторы связаны с личностными особенностями человека, то психологические методы превенции выступают в качестве наиболее действенных мер. Тем более что к настоящему времени психологической традицией накоплен существенный багаж теоретических моделей и практических техник поддержания психического здоровья. Речь идет о психологическом консультировании, применяющемся для предотвращения многих состояний, в которых человеческая психика становится уязвимой: стресса и постстрессовых расстройств, фрустрационных реакций и тревоги, кризисных состояний, психосоматических заболеваний, невротических расстройств, а также части психических заболеваний.

Задачи интервенции на этапе индивидуальной профилактики носят валеологический характер и сводятся к тому, чтобы сделать здорового человека здоровым, т.е. укрепить психические ресурсы организма. Навыки поддержания психического здоровья являются интегральной частью здорового образа жизни и носят название психогигиенических навыков. В жизни любого человека происходят события, истощающие его нервно-психическую устойчивость, все люди сталкиваются со смертью близкого или переносят другие тяжелые испытания. Воспитание чувств и мышления, овладение навыками саморегуляции помогают подготовиться к травматическим событиям и предотвратить нервные срывы.



Овладеть навыками психогигиены можно как под руководством консультанта, так и самостоятельно. Многие люди подбирают, а иногда и придумывают сами подходящие для них способы снятия нервного напряжения, стресса, тревожности. Специалисту при этом важно не только предложить как можно большее количество вариантов или убедить человека в эффективности отдельно взятой методики, но в первую очередь удостовериться, что индивид стремится изменить свое состояние, помочь себе сам — т.е. создать мотивацию для укрепления психического здоровья. Формирование мотивации к использованию навыков психогигиены, также как и культуры здорового мышления, чувствования и поведения, требует длительной работы. На это прежде всего и должны быть направлены профилактические усилия, предпринимаемые профессионалами в области психического здоровья. При отсутствии стремления работать над своим психическим состоянием человек может обратиться к таким легким и кажущимся действенными мерам снятия психического напряжения, как алкоголь и наркотики.

В этом контексте необходимо отметить, что работа по раскрытию индивидуальных резервов должна носить постоянный характер, а не ограничиваться единичными поисками успокаивающего или другого желаемого эффекта. Индивидуальная профилактика, предполагающая применение навыков саморегуляции, связана с последовательным формированием, строительством психического здоровья. В определенном смысле она отлична от самопомощи, зачастую не менее необходимой в экстремальных случаях, представляющих субъективную или объективную трудность. Советы из цикла «помоги себе сам» полезны тогда, когда человек не осознал полноту ответственности за собственное психическое состояние и готов что-либо предпринимать лишь время от времени. Однако экстренная помощь, будь то самопомощь, помощь специалистов или групповая помощь, использующаяся в период активного кризиса, не может заменить целенаправленных профилактических усилий по построению собственного здоровья.

Позитивные индивидуальные приемы саморегуляции варьируют в зависимости от уровня образования, профессиональной деятельности, социального статуса, возраста, пола и т.д. Хотя эти методы структурированы в различной степени, самое главное, чтобы они были органичными по отношению к психологической культуре человека. Рассмотрим способы профилактики кризисного состояния, которыми пользуются разные респонденты.

«Я стремлюсь быть здоровой во всем — начиная от тела, заканчивая духом. Нужно научиться понимать себя... Я часто общаюсь со святыми. Они меня лечат, с их помощью я помогаю и другим людям обрести здоровье тела и духа. Нужно избавиться от всех дурных мыслей, нельзя плохо думать о ком бы то ни было, это все возвращается к вам с умноженной силой, поэтому люди так часто болеют. Я постоянно себя настраиваю на добро, добрые мысли, на любовь и понимание» (целительница).

«Для специалистов, которые каким-либо образом связаны по роду занятий с психологической или психиатрической деятельностью, в первую очередь необходимо проходить регулярно супервизию, т.е. собираться и проговаривать друг с другом свое состояние. Это делается для того, чтобы как бы не "сгореть" на работе. Нужно отвлекаться от чужих проблем и уметь переключаться на так называемую нормальную жизнь, всегда немного дистанцироваться от клиента и его проблем, иначе это уже не профессионально» (психолог).

«Я по возможности стараюсь облегчить нагрузку в течение дня. Заранее планирую, записываю вечером, что надо сделать завтра и что уже сделала сегодня... Утром, перед тем как встать с постели, обязательно ложусь прямо, делаю глубокий вздох, потягиваюсь и лежу минуты две-три, чтобы организм проснулся и пришел в норму» (врач).

Особая настроенность на работу с собой и осознание важности профилактики нервно-психического напряжения отличает все эти индивидуальные мнения. Внимательное отношение к себе, не только к своему телу, но и к нервной системе, помогает также быстро распознать признаки усталости, хронического перенапряжения и направить собственную энергию на положительное, оздоравливающее внутриличностное взаимодействие.

ГЛАВА 4

УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ: ПРИНЦИП ПРЕВЕНЦИИ

Новая превентивная парадигма и уровни профилактики психического здоровья

Профилактика выступает в качестве первой практической технологии, направленной на улучшение индивидуального и общественного психического здоровья. На современном этапе рассмотрение принципа превенции как второстепенного по отношению к другим постулатам комплексной деятельности по охране психического здоровья заменяется осознанием исключительной важности профилактических мероприятий. Деятельность по предотвращению психических нарушений воздействует на причины их возникновения, а не борется с последствиями. Речь идет не только об эффективности финансовых вложений в мероприятия по предотвращению инцидентов болезни, но и о «спасенных человеческих душах». Профилактика делает акцент на возможности обнаружения факторов, оказывающих патогенное влияние, и воздействия на них, а также на укрепление факторов психического здоровья.

Постепенно принцип профилактики проникает во многие традиционные науки о психическом здоровье, а в отдельных направлениях социальной медицины, психологии и социальной работы становится ведущим. Его роль тем более выражена, чем больше медицинские и социальные науки продвигаются в своих задачах от рассмотрения индивидуальных случаев к общественному здоровью, изучая в совокупности факторы микро- и макросреды. Подобная закономерность характерна для социальных наук, хотя, как мы видели, такие психологические направления, как валеология и психология здоровья, также призваны воспитывать у человека привычку к здоровью. Набирает темпы и профилактическая медицина. Профессионализм медицинских специалистов важен сегодня не только в психофармакологии, но и в применении методов психопрофилактики.

Профилактическая парадигма помогает увидеть всю палитру состояний психического здоровья. Исходя из того, что здоровье, как и болезнь, рассматривается как ступенчатый процесс, каждому его уровню соответствуют различные способы профилактического воздействия.

Французский физиолог Клод Бернар писал о необходимости познания врачом трех вещей:

- условий здоровья, чтобы их поддерживать;

- условий развития болезни, чтобы их предупреждать;

- условий выздоровления, познание которых позволит закрепить лечебный эффект.

Поэтому профилактическая работа может осуществляться на всех ступенях континуума здоровье—болезнь. В настоящее время принята трехуровневая схема профилактики, включающая первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактикапредполагает активное проведение мероприятий, предупреждающих возникновение заболевания. На этом уровне профилактика наиболее полно отвечает своему определению. В общем виде ее задачами являются предвосхищение будущих проблем и целенаправленные действия во имя желаемой цели или предотвращения нежелательных результатов. Основные усилия направлены на то, чтобы изменить ситуацию до того, как она будет оказывать негативное влияние на человека, в данном случае на его психику.

Мероприятия первичной профилактики охватывают широкий спектр работы с населением в целом, а не только с группами риска. К ним относятся просвещение, информирование, образовательные превентивные программы, социально-гигиенические мероприятия, специализированные уроки в школах, классы для родителей, психологическое консультирование. На этом уровне существуют также целевые программы для социальных групп, у которых высок риск возникновения психических нарушений, например выражен наследственный фактор, плохие условия жизни и работы, имеются вредные привычки и т.д.

Вторичная профилактика включает мероприятия, проводимые на этапе, когда наличие патологии уже может быть установлено. Здесь превентивные усилия направлены на то, чтобы предотвратить развитие болезни, ухудшение симптомов, распространение воздействия сопутствующих негативных факторов на окружение, а также воспрепятствовать хронизации заболевания. Вторичная профилактика часто связывается с лечением, определяя терапевтический компонент в качестве основного в недопущении рецидивов болезни. Так, работу по предотвращению повторных суицидальных попыток можно отнести к уровню вторичной профилактики. Профилактика на этом уровне зачастую носит индивидуальный характер, но может осуществляться и по отношению к группам, объединенным схожими проблемами психического здоровья.

Рецидив болезни — ухудшение, осложнение течения болезненного процесса.

Ремиссия — улучшение состояния здоровья в период заболевания.

Третичная профилактика соотносится с деятельностью, направленной на предупреждение дальнейшего развития клинических проявлений заболевания, приводящих к инвалидизации и неблагополучному исходу. Целью мероприятий на этом этапе является по-прежнему профилактика рецидивов, а также стабилизация состояния даже хронических больных путем внедрения медицинских и социальных программ. Поэтому задача третичной профилактики ставится более широко — восстановить не только здоровье, но и поддержать социальное функционирование. Помощь направлена на уменьшение остаточных эффектов болезни, сокращение ее продолжительности и ограничение возможностей. Для профилактики инвалидизации при психической болезни наряду с лечебными программами применяются специализированные реадаптационные мероприятия, специальное социальное обслуживание и другие меры. Поэтому третичная профилактика часто рассматривается как реабилитация.

В России известна также классификация профилактических мероприятий, разработанная А.В.Мартыненко. Предложенная им базовая модель основана на дифференциации групп, нуждающихся в медико-социальной помощи, т.е. клиентских групп. Среди них — группа повышенного риска, члены семьи клиента и его ближайшее социальное окружение, длительно и часто болеющие, больные с выраженными социальными проблемами, инвалиды. В рамках модели предполагается, что превентивные усилия особенно важны для первой и второй групп, в других группах значимость их уменьшается.

Профилактическая медико-социальная работа рассматривается наряду и в сравнении с работой патогенетической направленности, в рамках которой осуществляются лечебные мероприятия. В кратком изложении общие формы профилактической медико-социальной работы, в том числе и по отношению к проблемам психического здоровья, представляются следующим образом.

Базовая модель медико-социальной работы профилактической направленности

Первая группа группа повышенного риска

- разработка целевых программ профилактики заболевании сохранения и укрепления здоровья;

- проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и формированию установок на здоровый образ жизни с учетом специфики клиентов групп повышенного риска;

- выполнение определенных профилактических мероприятий

- участие в проведении социально-гигиенического мониторинг;

- организация профилактических осмотров;

- определение факторов риска для здоровья;

- информирование граждан о состоянии индивидуального и общественного здоровья.

Вторая группа — члены семьи клиента и его ближайшее окружение

- санитарно-гигиеническое просвещение;

- содействие организации досуга и формирование здорового образа жизни;

- профилактика вовлечения в асоциальные группы;

- семейное консультирование;

- патронаж семей социального риска;

- содействие в разрешении микросредовых проблем;

- содействие семьям в получении информации о видах социальной защиты.

Третья группа — длительно и часто болеющие

- профилактика неблагоприятного развития и ухудшения здоровья, выхода на инвалидность;

- комплексная оценка социального статуса клиента;

- содействие в преодолении правовых проблем;

- содействие в решении вопросов материального характера;

- патронаж клиента в связи с болезнью.

Четвертая группа больные с выраженными социальными проблемами

- профилактика развития болезни, выхода на инвалидность, смертности;

- выявление неблагоприятной микросреды и ее оздоровление;

- участие в предупреждении общественно опасных действий;

- социально-правовое консультирование, защита прав и интересов;

- содействие в преодолении социально-бытовых и жилищных трудностей;

- оформление опеки и попечительства;

- информирование соответствующих служб о социальном статусе и социальных проблемах больных.

Пятая группа — инвалиды

- предупреждение усугубления медицинских последствий и преждевременной смертности;

- участие в предупреждении общественно опасных действий;

- участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности и смертности;

- организация медико-социальной экспертизы;

- определение потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

- содействие инвалиду в реализации его прав, представление его интересов в органах власти;

- участие в определении дееспособности, возможной опеке и попечительстве;

- содействие в получении материальной помощи, решении жилищных проблем;

- помещение клиента в стационарные учреждения социального обслуживания.

Таким образом, целенаправленная профилактика в данной модели затрагивает в большей мере возможности внешней среды но обеспечению медико-социальной помощи, а в меньшей — внутриличностные установки по укреплению здоровья, также являющиеся существенными ресурсами. Детализация системы медико-социальной помощи демонстрирует пути улучшения микросоциальных и макросоциальных условий, в которых находятся проблемные группы — группы риска и группы заболевших. Тем не менее для целей первичной профилактики исключительное значение придается работе с широким сообществом, а не только с Группами риска. В связи с этим необходимо прояснить технологии профилактики и сосредоточиться на методах социальной превенции в области психического здоровья, а затем обратиться к возможностям самопомощи и индивидуальной профилактической работы.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.