Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Возможности социальной профилактики





Общегосударственные и местные программы социальной профилактики, направленные на предотвращение возникновения Психических нарушений, могут оказать огромное влияние на общественное психическое здоровье. Широкие группы населения — сообщества по месту жительства, организованные группы по местy работы или учебы, пользователи социальных и медицинских услуг, аудитории средств массовой информации — могут быть вовлечены в социально-профилактическое воздействие. Несмотря на то, что эффект социально-профилактических программ оценивается не сразу, а в долгосрочной перспективе, психическое здоровье населения непосредственно зависит от усилий на дан ном этапе.

В первую очередь важна общая ориентация системы социальных институтов на мероприятия, информирующие о вреде определенного стиля жизни и предлагающие позитивные модели для личностной самореализации. Зачастую недостаток информации о причинах психических нарушений и рецептах поддержания здоровья формах социальной, психологической и медицинской помощи, а также об организациях, осуществляющих профилактику в области психического здоровья, приводит к тому, что проблема, связанная с психическим здоровьем, не распознается вовремя, и психическое состояние человека ухудшается, что приводит к необходимости клинического вмешательства.

Поэтому информирование населения по различным вопросам психического здоровья является одним из ведущих методов социальной профилактики. Очевидно, что здесь велика роль средств массовой информации, которые используют свои каналы для быстрого и массового оповещения о службах помощи, таких, как телефоны доверия, специализированные центры для реадаптации военнослужащих и другие организации. Масс-медиа могут осуществлять наиболее эффективно рекламу профилактических центров, размещать различную справочную информацию об услугах специалистов психического здоровья.

Другим влиятельным методом социальной профилактики может служить прямое государственное регулирование, т.е. политика запрета или ограничения, как в случае с распространением алкогольных напитков и наркотических веществ. Так, существующий в Швеции запрет (бан) на свободную продажу алкоголя, подобно «сухому закону», ограничивает широкое потребление алкогольной продукции. В данном случае государством были приняты определенные законодательные меры для того, чтобы снизить вероятность возникновения алкогольной зависимости. Во-первых, введен контроль за качеством винно-водочной продукции. Во-вторых, установлен запрет на розничную продажу алкоголя в обычных магазинах, где стало невозможным приобретение напитков с содержанием спирта более 3,5 градуса. В-третьих, учреждены специализированные магазины, имеющие право на продажу винно-водочной продукции, часы работы которых были также ограничены. В частности, магазины не работали в воскресенье, перед началом новой рабочей недели. В-четвертых, повышены цены на алкоголь, так как эта продукция была подвержена дополнительному налогообложению. Кстати, эти меры были популярны среди населения, поскольку их инициаторами выступили профсоюзы, обеспокоенные влиянием последствий алкоголизма на психическое здоровье и трудоспособность граждан. Значительную роль в профилактике психических нарушений грает просвещение, т. е. целенаправленное сообщение знаний об определенных проблемах, связанных с нарушениями психики, и способах их предотвращения. Проводниками новых знаний могут быть как средства массовой информации, так и другие агенты социальной информации, профессионалы здоровья и социальной работы, например валеологи и те социальные работники, которые призваны распространять знания о здоровом образе жизни. Просвещение может принимать различные формы: от цикла телевизионных программ о психическом здоровье до серии уроков в школе по безопасности жизнедеятельности, от выступлений по радио до открытых лекций, от заметок в прессе до памяток о том, «то делать в случае возникновения болезненных симптомов.

Просветительская функция масс-медиа может быть проиллюстрирована примером, в котором пресса предоставляет трибуну медицинским профессионалам для разъяснения феномена наркотической зависимости.

«Если говорить о медицинском аспекте наркотиков и наркомании, можно сказать кратко: наркотиками просто «баловаться» нельзя, их потребление неконтролируемо самим потребителем, а распространение пока еще неконтролируемо ни одним государством мира. Наркомания — одно из самых тяжелых заболеваний всего организма, поражающее прежде всего психику и иммунную систему.

Как известно, в нашем организме есть вещества — эндорфины, которые в зависимости от событий, происходящих в нашей жизни, вырабатываются в большем или меньшем количестве и воздействуют на определенные центры головного мозга, вызывая у нас положительные эмоции — от легкого удовольствия до счастья. Это очень простое и схематичное описание одной из самых тонких и нужных систем нашего организма. Ведь без эмоций, так же как без пищи, человек жить не может. Введение первых порций наркотика вызывает чувство необычайного комфорта и радости, причем независимо от общего состояния человека. Почти сразу появляется так называемая психическая зависимость, человеку хочется испытать это еще раз. Но дело в том, что с каждым уколом собственная система регуляции эмоций, о которой я уже говорил, начинает давать сбой, а затем деградирует и останавливается совсем. Знаете, это все равно что здоровому человеку колоть ежедневно инсулин — через месяц он станет искусственным диабетиком, а свой инсулин у него вырабатываться просто перестанет.

Кроме того, наркотики, особенно опиаты, разрушают иммунную систему, защитные силы организма ослабевают на столько, что любой банальный прыщик или царапина заживают месяцами, не говорю уже об абсцессах, флебитах, пневмониях и прочем...

Современные наркотики действуют быстро и максимально разрушительно. Всегда при лечении наркомании врач, особенно на втором-третьем этапе лечения, обращается за помощью к самой личности, а личности зачастую просто не остается. Даже однократное введение наркотика не проходит бесследно. Это не просто воздействие на организм. Наркотик — внедрение в сугубо интимную структуру мозга, которое всегда наносит ущерб, ничем не компенсируемый. Давно замечено, что наркотические вещества действуют только на патологию: если мучает боль, снимают боль — и все. Человек, практически здоровый, принимая наркотики, выводит себя за рамки здоровья.. При систематическом употреблении доза растет, а страшные мучения, которые испытывает наркоман, делают его нечеловеком.

Люди всегда живут проблемами, заботами. То бывают счастливы, то несчастны. Порой человек возвращается вечером домой — ему грустно. Это нормально. Маяковский сказал: "Для веселья планета наша мало оборудована". Ненормально, когда начинаешь балдеть без причины каждый день — это деградация. Необходима затрата энергии — психической, физической, чтобы получить отдачу».

(Из интервью с главным врачом Саратовской областной психиатрической больницы А. Ф. Паращенко).

Наиболее систематично социальная профилактика в области психического здоровья может осуществляться с помощью превентивных образовательных программ. Они разрабатываются, как правило, для целевой аудитории и в отношении отдельной проблемы психического здоровья, будь то наркомания или любое другое нервно-психическое нарушение. Как предположительные группы риска, так и лица, взаимодействующие с ними, нуждаются в знаниях о причинах и следствиях различных психических заболеваний.

Прежде всего, образовательные программы могут быть направлены на группы детей и молодежи, поскольку освоение нового материала является основной деятельностью в эти возрастные периоды. Сегодня в российских школах активно проводятся всевозможные занятия, дискуссии, тренинги по вопросам здорового образа жизни и укрепления психического здоровья. Так, в середине—конце 1990-х гг., когда серьезно обострились проблемы, связанные с наркоманией среди подростков, превентивные антинаркотические программы получили распространение в различных регионах. Большинство подобных программ продолжают проводиться в рамках образовательных учреждений, они носят комплексный характер и затрагивают проблемы развития личности ребенка, а не только предлагают информацию о вреде наркотиков.

В одном из вариантов антинаркотических программ «Как сказать "Нет"» предлагается цикл тренингов с подростками, который направлен на развитие социальной компетентности молодежи и обучение психогигиеническим навыкам. Считается, что современная когнитивно-поведенческая профилактика девиантного поведения и употребления психоактивных веществ должна формировать у детей такую смысловую ориентацию личности, при которой употребление наркотиков и алкоголя не является значимой ценностью. При этом активизируется система психологических защит, развивается социальная и психологическая компетентность. Личностная компетентность подростка формируется через социально-психологические тренинги уверенности в себе и самопознания, телесной саморегуляции правовых знаний.

Необходимым звеном комплексной программы выступает когнитивный тренинг, предлагающий информацию о негативных последствиях наркомании и закрепляющий позитивные способы самовыражения и выхода из ситуаций, в которых возникает риск употребления алкоголя и наркотиков. Среди упражнений этого блока используются рассказы об основах психической деятельности человека, ее разрушения под воздействием психоактивных веществ, проявлениях и последствиях наркотической зависимости. Возможны демонстрация и обсуждение фильмов по теме, применение рисовальных техник для выражения позитивного образа себя в будущем, обсуждение проблем здорового образа жизни. Особое значение имеет ролевое моделирование, где дети реализуют свои модели выживания в подростковой среде, а также осваивают новые способы отстаивания своей позиции.

Образовательное направление также связано с повышением квалификации в области психического здоровья социальных работников и тех специалистов, кто в повседневной работе встречается с людьми, подверженными социальным и психологическим проблемам, а иногда имеющими и психические нарушения. Обученный специалист может распознать кризисное состояние клиента как потенциально опасное для психического функционирования и вовремя начать превентивные мероприятия. Поэтому клинические специалисты способны оказать большую поддержку в дополнительном обучении представителей других вспомогательных профессий — педагогов, социальных работников, инспекторов служб социальной защиты.

Профилактические образовательные мероприятия важны и для родственников психически больных людей. Если невозможно предотвратить развитие болезни, то нарушения социального функционирования предотвратить можно. Родственники заболевших людей находятся часто в очень тяжелом положении и нуждаются в знаниях относительно предотвращения кризисных состояний или проблем, связанных с больным человеком в семье. Так, пожилая женщина, страдающая в силу старческой деменции слабой памятью, может не помнить о том, что она полноценно питается и искренне обвинять родственников перед соседями в том, что за ней не ухаживают и забыли приготовить обед или ужин. Поэтому людям находящимся в ближайшем окружении, необходимо объяснить особенности психики больного человека и обучить их способам обращения с ним в повседневной жизни. Таким образом, превентивные социальные программы могут быть полезными для широкой аудитории в снижении влияния последствий болезни на микросоциальную ситуацию.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.