|
Современная Россия: поиск путей развития. 1991 - 2005 гг. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 В исторической литературе окончательно не сложились оценки периода 1990‑х гг. в связи с незавершенностью политики преобразований, начатых ельцинским руководством. Однако недостаток исторических работ компенсируется изобилием книг и статей публицистов, политологов, обществоведов и т. д.[787] Оценки их авторов колеблются от апологетики преобразовательной деятельности правительства Б. Н. Ельцина до полного ее отрицания. Е. Т. Гайдар и А. Б. Чубайс считают, что в 1990‑е гг. была выполнена главная задача – окончательно уничтожен коммунистический режим и достигнута необратимость реформ, направивших страну на цивилизованный путь развития. Г. А. Явлинский, являясь сторонником постепенной либерализации страны, упрекает радикалов в непродуманности, поспешности, резкости проведенных преобразований. Многие критикуют руководство Б. Н. Ельцина за реализацию в России западной модели развития. Некоторые современные публицисты предлагают использовать опыт Китая, где при сохранении коммунистической системы в результате реформ Ден Сяопина в 1980–90‑е гг. был сделан невиданный модернизационный рывок. Ряд авторов считают, что для России неприемлем как западный, так и восточный вариант реформ, призывают современных политиков сделать упор на развитие собственных ценностей[788]. Среди тех, кто стоит на коммунистических, консервативных позициях, доминирует резко негативная оценка происходящих в современной России изменений; констатируется «экономический крах», резкое падение жизненного уровня населения, развал науки и культуры[789]. После августовских событий 1991 г. Россия вступила на самостоятельный путь развития. Начался мучительный и противоречивый процесс создания, по существу, нового государства. Во главе страны встало радикальное руководство во главе с Б. Н. Ельциным, которому и предстояло выбирать модель развития общества. До середины 1990 г. радикалы придерживались концепции «демократического социализма». Но после XXVIII съезда КПСС они перешли на антисоциалистические позиции. Их идеалом стала западная модель развития капитализма и, придя к власти, они приступили к ее реализации. Предполагалось создать рыночную экономику, свободное гражданское общество, сформировать правовое государство, поднять жизненный уровень населения. Главным в системе экономических взглядов радикалов было положение о благотворности свободных, не контролируемых государством рыночных отношений. Оно нашло отражение в программе экономических реформ, разработанных Е. Т. Гайдаром[790] и утвержденной на V съезде Советов в октябре 1991 г. Новая экономическая программа включала в себя три направления: освобождение цен из‑под контроля государства, введение свободы торговли и ускоренную приватизацию собственности. Краеугольным камнем заявленных реформ было «освобождение» цен. Е. Т. Гайдар считал либерализацию цен решающим шагом преобразований в сфере экономики, утверждал, что нерешительность в политике ценообразования из‑за боязни социальных потрясений погубила М. С. Горбачева. Данная мера предполагала определение рыночной стоимости товаров, ликвидацию товарного дефицита, запуск механизма конкуренции, сокращение избыточной денежной массы, наполнение прилавков товарами и в конечном итоге оживление экономики. Действительно, освобождение цен, начавшееся с 1 января 1992 г., укрепило финансовую систему, создав тем самым условия для дальнейших экономических преобразований. Но одновременно отпуск цен привел к негативным, во многом неожиданным для правительства результатам. Вместо оптимистичных прогнозов увеличения цен в 3–5 раз и пессимистичных в 8–10 раз они подскочили в 36 раз[791], а заработная плата, пенсии, стипендии увеличились в 1992 г. только на 70%[792]. Все сбережения населения моментально обесценились, большинство людей оказалось за чертой бедности. По данным социологов, в 1993 г. слой богатых составил 3%, среднеобеспеченных – 7%, бедных – 25%, за чертой бедности осталось 65% населения[793]. Либерализация цен не включила механизм конкуренции. Большинство отраслей, будучи монополистами, пошли не по пути снижения издержек, а по направлению взвинчивания до максимума цен на свою продукцию. Это обернулось резким повышением тарифов на перевозки, цен на электроэнергию, сырье и т. д. Всеобщее взвинчивание цен без учета рыночной конъюнктуры породило кризис сбыта произведенной продукции, проблему неплатежей, сделало убыточными даже самые процветающие предприятия[794], привело многие из них к краху и закрытию. В сельском хозяйстве повышение цен на горючее, технику, стройматериалы вызвало подорожание производимой продукции, падение производства, свертывание всего агропромышленного комплекса. 29 января 1992 г. Президент Б. Н. Ельцин издал указ «О свободе торговли», предоставивший равные права каждому, кто собирался заняться предпринимательством в этой сфере. Указ подтолкнул к занятию торгово-посреднической деятельностью сотни тысяч людей, что позволило заполнить магазины и рынки разнообразными товарами. Но в целом торгово-посредническая деятельность носила примитивный характер и не могла удовлетворить потребность населения в качественной и дешевой продукции. Эту нишу стали заполнять не всегда качественные иностранные продукты, привозимые из‑за рубежа частными фирмами. Правительство поначалу видело выход из кризисной ситуации в последовательном проведении монетаристской политики. Логика этой политики заключалась в том, что вмешательство государства в экономику должно быть минимальным. Руководство утверждало, что оказание государственной помощи убыточным предприятиям ведет к гиперинфляции. Экономика должна лечиться «шоковой терапией», в результате которой нерентабельные предприятия обанкротятся, а выжившие перестроятся на выпуск дешевой и качественной продукции. Но расчеты не оправдались. Уже к лету 1992 г. под угрозой банкротства оказались целые отрасли, а кризис углублялся. Тогда власти, не получив обещанной финансовой помощи со стороны Запада, пошли на предоставление значительных кредитов предприятиям. План «шоковой терапии» был похоронен, начался новый рост инфляции, темпы которой только во второй половине 1992 г. выросли с 11 до 28%. Постепенно отношение масс к преобразованиям нового ельцинского руководства меняется. Если ранее под влиянием экономических проблем, и прежде всего дефицита самых необходимых товаров и длинных очередей, а также благодаря воздействию средств массовой информации россияне были готовы к отказу от прежнего строя, то по мере катастрофического ухудшения положения масс реформы Е. Т. Гайдара стали крайне непопулярными. По требованию VII съезда народных депутатов в декабре 1992 г. правительство ушло в отставку. Новым главой правительства стал В. С. Черномырдин. При В. С. Черномырдине было реализовано третье важнейшее направление экономической реформы – приватизация государственных предприятий. Концепция приватизации была разработана Государственным комитетом по имуществу Российской Федерации во главе с А. Б. Чубайсом. Целью приватизации было превращение большей части населения в собственников и акционеров, т. е. создание среднего класса, который является опорой всех цивилизованных буржуазных государств. Выделяют ваучерный (с 1993 по 1994 г.) и денежный (с 1995 г.) этапы приватизации. Механизм первого этапа предполагал максимально короткие сроки раздачи государственной собственности с учетом того, что действительных капиталов для ее приобретения по рыночным ценам в стране не было. Сначала провели акционирование предприятий, распределив 51% акций между работниками каждого из них. Оставшиеся 49% поступили в свободную продажу. Учитывая, что либерализация цен «съела» сбережения населения и покупать ему акции не на что, каждому россиянину выдали приватизационный чек (ваучер) стоимостью 10 тыс. р., который давал право стать собственником любого предприятия. Но при этом граждане не напрямую участвовали в приватизации, а через созданные чековые инвестиционные фонды. Всего было роздано 146 млн чеков. К июлю 1994 г. было приватизировано 33% промышленных предприятий; 66,3% предприятий общественного питания; 75,4% предприятий торговли; 76,4% предприятий обслуживания населения[795]. К середине 1995 г. количество приватизированных предприятий превысило удельный вес неприватизированных. Негосударственный сектор стал давать 75% валового внутреннего продукта[796]. Но ваучерная приватизация прошла с большими издержками. Вследствие нарастающей инфляции ваучеры стали обесцениваться. В условиях падения их реальной стоимости население стремилось избавиться от чеков, продать их сомнительным коммерсантам, отдать в инвестиционные фонды. Последние, собрав у населения ваучеры, один за другим объявляли себя банкротами. Большинство из тех, кто стали акционерами, не могли быть эффективными собственниками, так как для этого требовалось владеть 10% акций, что для обыкновенного держателя было невозможно. Не оправдались надежды населения и на получение дивидендов, ибо приватизация проводилась в условиях экономического кризиса[797], не сопровождалась структурной перестройкой и с прибылью работали не более 10% приватизированных предприятий. В наиболее выгодном положении оказались скупавшие у населения приватизационные чеки теневики, а также представители бывшей партийной и хозяйственной номенклатуры и чиновники, непосредственно осуществлявшие приватизацию. Фактически бесплатно[798] они разделили государственное имущество и стали реальными собственниками предприятий всех уровней. Часть предприятий скупили иностранные компании, особенно в таких отраслях, как электроника, авиация, ракетостроение, атомная энергетика, цветная металлургия[799], добыча нефти и газа. 30 июня 1994 г. Госкомимущество заявило, что чековая приватизация закончилась, создав якобы широкий слой собственников. В 1995 г. государство перешло от ваучерного к денежному этапу приватизации. Цель его заключалась в том, чтобы «создать эффективного собственника», способного делать инвестиции в промышленность и на этой основе обеспечить подъем экономики. Руководство страны рассчитывало на успешное решение данной задачи, так как в обществе появились люди с высокими доходами. Продажа акций предприятий на этом этапе осуществлялась по рыночному курсу на аукционах. Приметой тех лет стала передача властью лучших предприятий страны богатым бизнесменам во временное управление под денежный залог. Через год бедное государство оказалось не в состоянии выкупить их назад, и собственность автоматически перешла во владение новых хозяев по низким ценам[800]. Надежды руководства страны на новых собственников во многом не оправдались[801]. Большинство из них по‑прежнему было нацелено на извлечение максимальной прибыли, а не на развитие национального производства. Практически не осуществлялись инвестиции в промышленность, в стороне оставалась забота о долгосрочном развитии предприятий, о научной базе их функционирования. Слабое внимание уделялось социальным вопросам: месяцами не выплачивалась заработная плата рабочим, закрывались заводские больницы, профилактории, дома отдыха, детские лагеря и т. д. Экономика продолжала ориентироваться на развитие топливно-сырьевой базы. За счет продажи нефти, газа, металла за границу государством оплачивались все непроизводственные расходы. Данная экономическая модель, давая серьезные преимущества экспортерам, не способствовала росту производства отечественной промышленности. Наиболее тяжелая ситуация сложилась в обрабатывающей промышленности и в машиностроении. Почти полностью была уничтожена российская легкая промышленность, так как отечественные товары не выдерживали конкуренции с импортными, приобретаемыми за счет выручки от экспорта сырья. Падение производства, массовое закрытие предприятий вели к прогрессирующему сокращению налоговой базы, к кризису бюджетно-налоговой системы, к нарастанию задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы, к снижению финансирования оборонных предприятий и т. д. Попытки решить проблемы за счет повышения налогов и иностранных инвестиций не дали результатов[802]. Тогда правительство В. С. Черномырдина, чтобы оплатить долги по бюджету и обеспечить инвестиции в развитие промышленности, пошло на выпуск государственных краткосрочных обязательств (ГКО)[803]. Эта пирамида просуществовала почти 4 года, вытягивая из страны все больше денег, и в конце концов едва не привела Россию к банкротству[804]. «Игра в пирамиду» привела к новому кризису в экономике. Правительство В. С. Черномырдина вынуждено было уйти в отставку. При очередном премьере С. В. Кириенко Центральный банк России 17 августа 1998 г. заявил об отказе в выплатах ГКО и расширении «валютного коридора» с 5,5 до 9,5 р. за 1 доллар. Это вызвало обесценивание рубля и значительное повышение цен на все товары. Обанкротились многие коммерческие банки[805], произошло крушение только-только начавшего формироваться среднего класса, часть населения вновь лишилась своих накоплений. 23 августа 1998 г. Б. Н. Ельцин отправил в отставку С. В. Кириенко, назначив вместо него главой правительства авторитетного в обществе политика – Е. М. Примакова. Новый премьер взял курс на усиление государственного регулирования экономики, повышение собираемости налогов, ужесточение контроля над ценами естественных монополий и т. д. Политическими мерами несколько удалось смягчить последствия дефолта, стабилизировать ситуацию в экономике. Осень 1998 г. одновременно заложила основу для начала экономического роста, для возрождения отечественного производства. Взлет цен на импортные товары обусловил невыгодность их закупки за границей, и эту нишу заполняет отечественная продукция. Настоящий бум переживают сельское хозяйство, переработка сырья, легкая промышленность. За ними тянутся и другие отрасли. Современное правительство стремится развить эти тенденции в экономике. Вместе с тем, несмотря на некоторые положительные сдвиги, по признанию самих властей, «в настоящее время наша страна по сравнению со многими другими странами является отсталой, слабой и бедной»[806]. Не прекратился рост цен, которые только за 1998–2000 гг. повысились в 2–3 раза[807]. Появилась серьезная проблема снабжения электроэнергией отечественных предприятий. Монополисты в целях получения доходов в твердой валюте ввели мировые цены на продажу нефти и газа, что привело к взлету цен на все виды продукции. Потребители, оказавшиеся не в состоянии покупать электроэнергию, перестают ее получать. С 2000 г. за неуплату отключаются от энергоснабжения не только отдельные предприятия, но и целые регионы. Падение жизненного уровня населения продолжается. Свыше 50% населения находится ниже уровня бедности: их доходы ниже прожиточного минимума. Соотношение доходов высокооплачиваемых и низкооплачиваемых составляет 30: 1. Такой чудовищной поляризации нет нигде в мире. Характерно превышение смертности над рождаемостью. Ежегодно население России сокращается более чем на 500 тыс. человек[808]. Таким образом, итоги десятилетия экономических реформ не однозначны. С одной стороны, в России сложились элементы рыночной экономики, сдвинулся с мертвой точки механизм формирования спроса и предложения, складывается банковско-посредническая, сбытовая инфраструктура, появился слой бизнесменов, банкиров, частных торговцев. Предпринимательский менталитет стал неотъемлемой частью массового сознания. Ушла в прошлое надежда на государство – все большее количество людей начинает понимать, что надо надеяться только на себя. Исчезли такие явления советской эпохи, как хронический дефицит продуктов и потребительских товаров, очереди в магазинах и талонная система распределения. С другой стороны, реформаторам пока не удалось создать современную по цивилизованным меркам рыночную экономику. Российская экономика функционирует сегодня при отсутствии равных для всех возможностей «делать деньги». Основу экономики составляет класс крупных собственников, выросших из номенклатуры и действующих по поручению государства. Государство, создав узкий слой экономической элиты, обеспечивает условия для ее нахождения в бизнесе и защищает ее коммерческие интересы. Нельзя не отметить факта криминализации экономики. По оценкам экспертов, свыше 30% стартового капитала в частном секторе имеет криминальное происхождение[809]. До сегодняшнего дня идет передел собственности с убийствами конкурентов, рэкетом, коррупцией чиновников. По своему образу мыслей и психологии большинство бизнесменов не ориентированы на развитие отечественной экономики, действуют непатриотично, разоряют ради личной наживы национальное богатство страны. Правительство не желает создавать условия для развития среднего класса и устранять поляризацию общества на богатых и бедных. В России почти отсутствует малая и средняя частная собственность. В то же время в европейском обществе давно поняли, что существование привилегированных групп, достигающих преимущества за счет потерь и страданий других, на фоне массового обнищания несовместимо с подлинным экономическим прогрессом. Так, бывшие социалистические государства Центральной Европы, пойдя по пути поддержки среднего класса, оказания помощи малоимущим, добились лучших результатов, чем Россия. «Ножницы» социального неравенства в Венгрии, Чехии, Словакии и других странах в два раза ниже, чем в российском обществе[810]. Между тем идеологи современных правых сил в России провозглашают «…защиту завоеваний молодого российского капитализма и недопущение социального иждивенчества»[811]. Реализация в дальнейшем подобного понимания либеральной модели экономики не позволит России решить современные проблемы, догнать Запад и войти в семью цивилизованных народов. Одной из главных проблем новой власти после августовского путча стал выбор модели государственного устройства России. Существовавшая власть представляла собой сочетание элементов двух противоположных политических систем: социалистической и буржуазной. С одной стороны, сохранялась традиционная советская вертикаль: от местных Советов до Верховного Совета РСФСР, с другой – появился институт президентской власти, заимствованный из практики капиталистических стран. Каждая из этих ветвей власти претендовала на монополию в управлении государством, но не имела для этого полных возможностей. Верховный Совет во главе с Р. И. Хасбулатовым мог законным путем нейтрализовать действия президента, но внутренняя борьба парализовала Советы и не давала им проводить сколько-нибудь последовательную и согласованную в масштабах всей страны линию поведения, взять на себя роль главной силы в государстве[812]. Президент мог установить единовластие подчиненных ему структур[813] только при условии изменения Конституции, для чего необходимо было решение съезда народных депутатов, которого при наличии противостояния и противоборства также было сложно добиться. В результате 1992–1993 гг. были отмечены острейшей борьбой вышеназванных ветвей власти. При этом следует подчеркнуть, что в основе данного противоборства лежали не только различные представления о путях развития российской государственности, но и желание просто обладать властью, обогатиться в ходе начавшейся приватизации, а также личное соперничество Р. И. Хасбулатова и Б. Н. Ельцина. Не сумев достигнуть компромисса с законодателями, Б. Н. Ельцин и его команда стали действовать силовым путем, в нарушение существующей Конституции. В марте 1993 г. президент выступил с обращением к гражданам России, где заявил о введении в стране президентского правления. 25 апреля 1993 г. по его инициативе был проведен Всероссийский референдум о доверии президенту и курсу реформ, где Б. Н. Ельцин был поддержан 58,7% голосов. 21 сентября 1993 г. президент издал указ «О проведении поэтапной конституционной реформы», которым распустил Верховный Совет и съезд народных депутатов. Эти шаги президента вызвали еще большее сплочение всех оппозиционных сил. Верховный Совет, а затем и X съезд Советов, в свою очередь, попытались сместить президента, лишили Б. Н. Ельцина президентских полномочий, передав их вице-президенту А. В. Руцкому, перешедшему на сторону оппозиции. При этом депутаты решили защищаться даже ценой оружия. В начале октября 1993 г. противостояние вылилось в кровавую схватку у стен Белого дома, где работал съезд Советов. В конечном итоге исполнительная власть одержала победу после введения в Москву моторизованных танковых частей и расстрела здания парламента. По официальным данным, в ходе вооруженных столкновений погибло около 150 человек. Белый дом был взят, лидеры оппозиции во главе с Р. И. Хасбулатовым и А. В. Руцким арестованы. После октябрьских событий 1993 г. президент мог беспрепятственно осуществлять задуманное. Своими указами он распустил Советы по всей стране, передав власть в руки назначенных им глав местной администрации. Таким образом, после 76‑летнего господства советская власть прекратила свое существование. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый законодательный орган – Федеральное собрание – и референдум по принятию российской Конституции. За проект новой Конституции проголосовало 58,4% избирателей. Вслед за этим были проведены выборы в местные законодательные собрания и Думы, созданные вместо распущенных Советов. Новая Конституция объявляла Россию демократической правовой федеративной республикой с президентской формой правления, базирующейся на принципе разделения властей. Но принцип разделения властей явно носил декларативный характер. Огромные преимущества по Конституции получила исполнительная власть. Особенно большие полномочия были предоставлены президенту. Кроме того, что он стал главой исполнительной ветви власти, президент наделялся большими законодательными правами. Он может накладывать вето на любой принятый Федеральным собранием закон. Для преодоления вето президента необходимо собрать две трети голосов депутатов обеих палат[814]. Президент также имеет право в определенных обстоятельствах досрочно распускать Федеральное собрание[815], издавать указы, имеющие силу закона, назначать правительство, ответственное перед президентом и отправляемое только им в отставку, и т. д. По подсчетам некоторых правоведов, полномочия президента в четыре раза превышают полномочия Федерального собрания, которое становится скорее законосовещательным органом власти. Эта тенденция еще более укрепилась с победой на президентских выборах в 2000 г. В. В. Путина. Усиление исполнительной власти объяснялось политической целесообразностью, обеспечением возможности проведения либеральных реформ[816]. Таким образом, младореформаторам не удалось внедрить общепринятый в цивилизованном мире демократический принцип равновесия и баланса ветвей власти. Большая часть ее концентрируется в руках президента, чего нет ни в одной стране с президентской формой правления. Несмотря на ликвидацию в 1993 г. двоевластия, достигнуть политической стабильности в обществе сразу не удалось. Поначалу, понимая, что в условиях конфронтации невозможна нормальная деятельность, депутаты и президентские структуры вынуждены были пойти на компромисс. Была объявлена амнистия всем участникам августовских (1991 г.) и октябрьских (1993 г.) событий, принят Меморандум о гражданском мире и общественном согласии, внесены коррективы в радикальную экономическую реформу, что уменьшило противостояние в обществе. Но по мере ухудшения экономической ситуации в стране политическая обстановка вновь накалилась, оппозиция президентской власти усилилась. Коммунистические и националистические силы завоевали большинство мест на выборах 1995 г. во вторую Государственную думу, которая стала более оппозиционной правительству и президенту, чем первая[817]. Начался новый виток противодействия политике исполнительной власти, что затрудняло проведение через Думу законов, в которых президент и правительство были заинтересованы. Ситуация осложнялась ухудшением здоровья Б. Н. Ельцина, в случае ухода которого с политической сцены наибольшие шансы получали коммунисты. Поэтому все усилия правительственных структур, подконтрольных им средств массовой информации и финансовых магнатов были направлены на переизбрание Б. Н. Ельцина на президентских выборах в июне – июле 1996 г. В итоге он одержал победу, получив во втором туре 54% голосов против 40% его соперника – лидера КПРФ Г. А. Зюганова. Переизбрание Б. Н. Ельцина на новый срок не привело к успокоению политических сил. После перерыва в политической деятельности, вызванного операцией на сердце, Б. Н. Ельцин с начала 1997 г., возвратив в правительство А. Б. Чубайса, активизировал проведение незавершенных реформ. В свою очередь Государственная дума в целом настроилась на их срыв, и это повлекло за собой продолжение борьбы двух ветвей власти. Постоянное противостояние тормозило принятие важнейших законодательных актов, отодвигало на задний план решение острейших социальных, экономических и национальных проблем. Реальная власть все более сосредоточивалась в руках финансово-промышленных группировок (олигархов), которые, прибрав к рукам средства массовой информации, стали в своих интересах манипулировать общественным мнением. В поисках выхода из нового кризиса Б. Н. Ельцин решается на проведение досрочных президентских выборов. Еще в августе 1999 г. он назначил премьер-министром главу ФСБ В. В. Путина, сразу объявив его своим преемником. Средства массовой информации сделали все возможное, чтобы «раскрутить» мало кому известного политика. Росту своего авторитета немало способствовал сам молодой премьер, продемонстрировав жесткий стиль руководства и заняв непримиримую позицию по отношению к чеченским боевикам. Декабрьские 1999 г. выборы в третью Государственную думу показали высокую популярность В. В. Путина в обществе. Созданная им партия власти «Единство» получила 23% голосов. О поддержке его заявил Союз правых сил и некоторые левые группы. Новая Дума стала более проправительственной и управляемой. Руководство страны решилось на перевыборы президента, пока рейтинг В. В. Путина был высок. 31 декабря 1999 г. Б. Н. Ельцин объявил о своей отставке и передаче полномочий президента действующему премьеру В. В. Путину. Согласно Конституции 26 марта 2000 г. были проведены досрочные президентские выборы. На высший пост страны выдвинули свои кандидатуры 11 человек, включая В. Путина, Г. Зюганова, Г. Явлинского, А. Тулеева и др. Уже в первом туре, как и ожидалось, победил В. В. Путин, набравший 52,6% голосов избирателей. Став Президентом РФ, В. В. Путин заявил о необходимости повышения роли государства в решении экономических, политических и социальных проблем при верховенстве закона. Противостояние двух ветвей власти приостановлено, ограничивается влияние олигархии. Но раздел сфер влияния во властных структурах между конкурирующими силами все же не закончен, что обусловливает неустойчивое положение современной российской государственности. В современной России не сложились структуры гражданского общества, которые в странах западной демократии служат противовесом всевластию государственных чиновников. В период руководства М. С. Горбачева впервые за многие десятилетия развернулось массовое движение народа, проводились митинги, демонстрации, забастовки. Были созданы многочисленные ассоциации, кружки, клубы, где проявлялась яркая, смелая деятельность интеллигенции. На авансцене общественной жизни появились ранее неизвестные талантливые политики, экономисты, публицисты. Под напором этой демократической волны рухнул прежний тоталитарный режим. Однако большинство, уничтожившее тоталитаризм, власти не получило и настоящей общегражданской демократии Россия сегодня не имеет. В 1990‑е гг. основная масса населения была полностью отстранена от власти. Победа была украдена у демократии номенклатурой нового типа. Она сформировалась из наиболее дальновидных и ловких коммунистических аппаратчиков и тех, кто «въехал во власть» на плечах демократического движения. Новая политическая элита монополизировала власть и встречает в штыки любые самостоятельные действия низовых демократических структур, что позволяет многим ученым называть существующий политический режим властью «номенклатурной демократии». А. Мигранян, И. Клямкин считают такую власть неизбежным переходным этапом в развитии общества. Г. Водолазов и Ю. Буртин справедливо полагают, что ее утверждение означает поражение подлинной демократии и вызовет появление новой волны демократического движения, направленного против номенклатурной власти. В последнее десятилетие по сравнению с периодом перестройки изменилось положение и роль политических партий (табл. 2). В стадию серьезного кризиса вступили демократические правые партии[818]. Антибольшевизм, объединявший их, ушел со сцены, и демократы, оказавшись перед лицом серьезных проблем, порожденных реформами, не смогли прийти к согласию, разъединились и поодиночке ведут борьбу за власть. Их роль и влияние в обществе ослабевают, так как на них возлагается вина за ухудшение положения масс. На этом фоне стала расти, особенно в середине 1990‑х гг., популярность коммунистов, которые строили свою политику на резкой критике социальной деятельности правительства[819]. На выборах во вторую Государственную думу в 1995 г. они получили 22% голосов, а на выборах в третью Думу в 1999 г. – 24%. Лидер КПРФ Г. А. Зюганов был одним из основных претендентов на президентский пост в 1996 и 2000 гг.
Таблица 2 Основные политические партии и объединения в 2001 г.[820]
Вместе с тем в последнее время коммунисты теряют своих сторонников, им симпатизирует сегодня всего 14,4% населения[821]. Это объясняется внутренним кризисом КПРФ, отсутствием четкой стратегии борьбы за власть, переходом под «знамена Путина» значительной доли пожилого традиционалистского электората, позитивно оценивающего патриотическую риторику властей и проявленную о стариках заботу, материализовавшуюся в периодических повышениях пенсий. В 1990‑е гг. на политическую сцену вышли и партии национально-патриотической направленности. Крупнейшей из них стала Либерально-демократическая партия (ЛДПР) во главе с В. В. Жириновским, Российский общенародный союз, Русский национальный собор и др. Всех их объединяло недовольство распадом СССР и превращением России во второразрядную державу. Популярность ЛДПР благодаря неординарности ее лидера поначалу была чрезвычайно высока. Так, на выборах в Федеральное собрание в 1993 г. за список этой партии проголосовало 23,4% избирателей. Но проправительственная позиция В. В. Жириновского и его сторонников в Думе, противоречивость его публичных высказываний снизили авторитет партии в массах, которую ныне поддерживает только 2,3% населения[822]. На протяжении всего последнего десятилетия существовали и политические объединения, стоящие на центристских позициях[823]. Но поначалу роль центристских элементов была незначительна, ибо в обществе преобладало влияние крайних направлений политических сил. С выдвижением на политическую сцену В. В. Путина роль политического центра усилилась. Была создана партия «Единство»[824] на которую первое время опирались президент и правительство М. М. Касьянова. Позднее происходит объединение «Единства» с другой центристской партией «Отечество», создается «Единая Россия». Но вопреки ожиданиям авторитет нового объединения не растет, а, наоборот, снижается[825]. От партии власти отходят сегодня в основном представители наименее обеспеченных слоев населения, надеявшиеся улучшить свое материальное положение и почувствовавшие себя обманутыми. Намечается очередная тенденция поворота масс к левым[826]. Любопытно, что падение рейтинга «единороссов» происходит параллельно с усилением избирательной поддержки В. В. Путина. В марте 2000 г. за него проголосовало 39 млн человек, сегодня намерены это сделать уже 52 млн человек[827]. Это говорит о том, что в стране сложился персоналистский режим во главе с популярным надпартийным лидером. В подобных условиях партии теряют ясные очертания, перестают быть влиятельным фактором общественной жизни[828]. В начале 1990‑х гг. российское руководство заявило о своем стремлении к созданию правового государства, к развитию демократии, гласности, предоставлению широчайших свобод человеку. Но в реализации этой установки меньше всего достижений. Правовое государство, исходя из опыта европейских стран, должно строиться на основе верховенства закона. Между тем само российское руководство, включая и президентов, ссылаясь на политическую целесообразность, неоднократно нарушало действующие законы. Многие важные для общества законы не разрабатываются или не принимаются, как, например, закон о борьбе с коррупцией. Это порождает правовой нигилизм, неуважение к законам и нарушение их со стороны рядового населения. В государстве широко распространилась преступность, в которой замешаны и представители власти. Процветают коррупция, беспредел, воровство, и не создано механизма борьбы с ними. К наиболее громким и нераскрытым убийствам относятся убийства журналистов Д. Холодова, В. Листьева, депутата Г. Старовойтовой и др. Президент В. В. Путин заявил о необходимости введения «диктатуры закона», разработана судебная реформа, но России пока далеко до правового государства. Идет наступление на свободу слова, закрываются независимые средства массовой информации[829], нередко преследуются журналисты, многие СМИ превратились в товар, работающий на олигархов. С победой радикалов в России не исчезли национальные проблемы. Еще до 1991 г. Б. Н. Ельцин, зарабатывая себе политический капитал, заявил о том, что народы могут «брать на себя» столько суверенитета, сколько смогут «унести». Он не раз публично поддерживал республики, стремящиеся к выходу из СССР. В результате, когда Россия стала самостоятельной, все республики заявили о своем суверенитете и отказались от статуса автономии (кроме Еврейской автономной области). Тому были две причины: стремление взять под свой контроль ресурсы и неспособность центра решать конкретные экономические проблемы того или иного региона. 31 марта 1992 г. был заключен Федеративный договор о разграничении полномочий субъектов Федерации. Конституция 1993 г. уравняла в правах все 89 национальных и территориальных образований, включая 21 республику и 49 областей. Несмотря на это, сразу началась борьба за получение преимуществ и льгот отдельными регионами. Их добились Татарстан, Башкортостан, Саха-Якутия, Свердловская область и др., получив больше полномочий, чем другие регионы. Крайним проявлением регионального сепаратизма стали действия руководителей Чеченской республики. Они взяли курс на отделение от России. В основе лежал экономический интерес, стремление прибрать к рукам запасы нефти, мощную нефтеперерабатывающую промышленность, нефтепроводы Азербайджана и получать гигантские прибыли. Определенную роль сыграли и исторические традиции, память о борьбе чечен< Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|