|
Формирование «новой экономики» и ее характерные особенности.Стр 1 из 7Следующая ⇒ Формирование «новой экономики» и ее характерные особенности. Основной мировой тенденцией формирования современного общества является переход от сырьевой и индустриальной экономики к так называемой «новой экономике», базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях. Формирование новых знаний как основного экономического ресурса, Отставание страны в распространении и использовании высоких Возрастающая роль знаний и новых технологий предъявляет новые требования к процессу передачи новых технологий в производство. Основным препятствием для становления «новой экономики» в стране является очень низкий уровень внедрения в производство разработанных технологий. В связи с этим все более актуальным становится поиск путей обеспечения развития «новой экономики» и создания единой концепции государственного регулирования, вопрос о роли государства в формировании экономической политики. Переход к «новой экономике» требует совершенствования и развития сложившейся системы государственной поддержки научно-технической сферы, расширения арсенала используемых методов. В последние годы во многих странах мира происходят кардинальные изменения в экономике и в обществе в целом. В начале XXI века мировая экономика активно пытается формировать новую парадигму научно-технического развития. Её слагаемыми выступают: возрастающая взаимосвязь между рынками капитала и новыми технологиями, быстрое развитие того, что получило название «экономика, основанная на знаниях» или «новая экономика», усиление социальной ориентации новых технологий, глобальный характер создания и использования новых знаний, технологий, продуктов и услуг. Одним из значимых событий конца XX века можно считать трансформацию научных воззрений о путях развития цивилизации. По мере развития информационных технологий и усиления влияния информационных процессов на экономику и общество в целом, происходит переосмысление и пересмотр теоретических концепций, отражающих данное событие. Идеи нового индустриального общества (Дж.Гэлбрейт) и постиндустриального общества (Д.Рисмен, Д.Белл) постепенно модифицировались в концепции информационного общества. В последнее десятилетие прошедшего столетия исследователи-экономисты констатируют появление экономики нового типа. Для обозначения нового типа экономики в западной литературе широко используются такие термины: «knowledge economy», то есть экономика, основанная на знаниях, или не так точно, но более емко, «экономика знаний»; «information economy», то есть экономика, основанная на информации, или, что стало уже привычным, «информационная экономика»; «new economy», то есть «новая экономика». Термин «экономика знаний» был введен в научный оборот Ф.Махлупом (1962) в применении к одному из секторов экономики. Сейчас этот термин, наряду с термином «экономика, базирующаяся на знаниях», используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста. Термин «информационная экономика» введен в научный оборот американским экономистом Марком Поратом в середине 70-х годов XX века. Именно с этого времени «информационная экономика» обрела законный статус и в экономической теории и в реальной действительности. М.Порат не просто дал название новому явлению, а достаточно глубоко и всесторонне для тех лет исследовал его на примере США]. Термин «новая экономика» впервые был введен в 90-е годы XX века для характеристики беспрецедентно длительного бескризисного экономического развития США, в результате которого эта страна подтвердила своё научно-техническое лидерство и вновь завоевала передовые позиции в конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. «Новая экономика» - это качественно иной уровень развития хозяйства, связанный с интенсивным внедрением инноваций, повышением роли человеческого капитала и совершенствованием институциональной среды. Виды инновационных стратегий. Стратегия лидерства: l политика постоянного вывода на рынок совершенно новой продукции l все научные исследования и разработки, система производства и маркетинга нацелены на создание товара, не имеющего аналогов l необходимость создания стратегических альянсов в области НИОКР с другими научно-техническими организациями, создание подразделений внутри компании «Следование за лидером» l компания ждет, пока конкурент выведет свою новую продукцию на рынок, а затем начинает производство и реализацию аналогичной продукции l необходимость финансирования НИОКР для внесения существенных изменений в концепцию продукта l один из определяющих факторов успеха - узнаваемость и высокая репутация бренда, что позволяет быстро коммерциализировать новинку. «Копирование» l Фирмы приобретают лицензию на право производства и коммерциализации нового товара либо «лидера», либо «последователя» и начинают производство точной копии продукта l повышение рентабельности производства за счет доступа к более дешевому сырью, материалам и рабочей силе, а также наличия мощной адаптированной производственной базы. «Усовершенствование l главная цель - снижение себестоимости производства за счет автоматизации производства, формирования взаимовыгодных отношений с поставщиками, организации переработки и вторичного использования отходов l как правило выбирают фирмы с низким уровнем наукоемкости, находящиеся на государственном субсидировании, а также малые фирмы сферы услуг Дифференцирование Цель – создание таких продуктов или услуг, которые рассматривались бы как уникальные. Для проведения данной стратегии необходимы следующие предпосылки: l мощный маркетинговый потенциал; l высокий научно-исследовательский потенциал; l группы потребителей с высокой покупательной способностью; l наличие отдельных элементов номенклатуры; l традиции в промышленности; l кооперация с поставщиками и сбытовиками. Диверсификация l применяется, когда предприятие стремится достичь успеха на новых рынках с новыми продуктами l если фирма расширяет масштабы своей деятельности за счет выпуска новых товаров или услуг в рамках одной отрасли – горизонтальная диверсификация l если фирма охватывает различные этапы производственного цикла - вертикальная диверсификация l если фирменная номенклатура расширяется за счет товаров различных отраслей - интеграционная диверсификация. Сегментация Стратегия основана на том, что концентрация усилий на строго определенной цели гораздо эффективнее, чем действия на широком поле конкуренции. Акцент может быть сделан на ограниченной группе потребителей, части номенклатуры выпускаемых продуктов или географически ограниченном регионе.
28. Интеллектуальная собственность: понятие, характерные особенности.
Понятие «интеллектуальная собственность» впервые вошло в официальный оборот в 1967 году в материалах Стокгольмской конференции, утвердившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Она стала основой образования рынка объектов интеллектуальной собственности. В соответствии с законодательством Республики Беларусь интеллектуальная собственность представляет собой исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг. Материально-вещественную основу интеллектуальной собственности составляет интеллектуальный продукт как результат мыслительной, умственной и творческой деятельности отдельной личности или научного коллектива. Материальный продукт выступает в различных формах: научного открытия, изобретения; результатов научно-исследовательских, конструкторских, технологических и проектных работ; опытных образцов новой продукции, техники и материалов; инжиниринговых решений; научно-производственных и консалтинговых услуг научно-технического и управленческого характера и т.д. По экономическому содержанию интеллектуальная собственность представляет собой сумму затрат, направляемых на создание и реализацию результатов интеллектуального труда с целью обеспечения финансовой устойчивости инновационного предприятия. По сфере применения объекты интеллектуальной собственности можно разделить на промышленную собственность и литературно-художественную собственность. Литературно-художественная собственность включает права на литературные, музыкальные, аудиовизуальные произведения и т.п. Промышленная собственность включает изобретения, научные открытия, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, фирменные наименования. Исследовательские альянсы 1. Лицензионное соглашение: юридическое разрешение использовать патенты или частную технологию за единовременный платеж и/или роялти. 2. Перекрестное-лицензионное соглашение: две или больше компаний дают юридическое разрешение взаимно использовать свои патенты или частные технологии. 3. Обмен технологиями: подключение частных технологий, которое может включать или не включать передачу денег. 4. Посещение и участие в исследованиях: командировка исследователей, чтобы посетить, наблюдать, и участвовать в исследованиях фирмы - партнера. 5. Персональный обмен: совместная программа, в ходе которой исследователи из одной компании проводят время, работая в компании партнера. 6. Совместная разработка: две или больше компаний объединяют усилия для разработки нового продукта или технологии. 7. Инвестиции для приобретения технологии: иностранные инвестиции в компанию, имеющие целью получение доступа к технологии (особенно в малых инновационных start-up компаниях и фирмах среднего размера). Производственные альянсы. 8. Производство на оригинальном оборудовании (OEM): производство продукта для другой компании, которая ставит свою этикетку на этот продукт и берет на себя всю деловую часть, включая маркетинг и обслуживание, как если бы она сама произвела продукт. 9. Второй источник: ситуация, при которой компания получает разрешение производить продукт, спроектированный и разработанный другой компанией, как второй источник поставки для клиентов, использующих этот продукт. 10. Соглашение о производстве: использование производственных мощностей другой компании для производства продукта (поскольку партнеру или нехватает собственных мощностей или он хочет перепоручить задачу изготовления). 11. Соглашение о сборке и испытаниях: компоненты и части, произведенные где-нибудь еще, посылаются в другую компанию, где они собираются и тестируются. Альянсы маркетинга и услуг 12. Договор о посредничестве: исключительное или неисключительное право продать исходные продукты партнера на определенных рынках. 14. Контракт на обслуживание: предоставление сервисных услуг по товару на иностранных рынках (часто бывает связан с маркетинговым соглашением). Совместное предприятие: две или более фирм совместно формируют компанию, чтобы разработать, произвести, или реализовать новые продукты.
Формирование «новой экономики» и ее характерные особенности. Основной мировой тенденцией формирования современного общества является переход от сырьевой и индустриальной экономики к так называемой «новой экономике», базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях. Формирование новых знаний как основного экономического ресурса, Отставание страны в распространении и использовании высоких Возрастающая роль знаний и новых технологий предъявляет новые требования к процессу передачи новых технологий в производство. Основным препятствием для становления «новой экономики» в стране является очень низкий уровень внедрения в производство разработанных технологий. В связи с этим все более актуальным становится поиск путей обеспечения развития «новой экономики» и создания единой концепции государственного регулирования, вопрос о роли государства в формировании экономической политики. Переход к «новой экономике» требует совершенствования и развития сложившейся системы государственной поддержки научно-технической сферы, расширения арсенала используемых методов. В последние годы во многих странах мира происходят кардинальные изменения в экономике и в обществе в целом. В начале XXI века мировая экономика активно пытается формировать новую парадигму научно-технического развития. Её слагаемыми выступают: возрастающая взаимосвязь между рынками капитала и новыми технологиями, быстрое развитие того, что получило название «экономика, основанная на знаниях» или «новая экономика», усиление социальной ориентации новых технологий, глобальный характер создания и использования новых знаний, технологий, продуктов и услуг. Одним из значимых событий конца XX века можно считать трансформацию научных воззрений о путях развития цивилизации. По мере развития информационных технологий и усиления влияния информационных процессов на экономику и общество в целом, происходит переосмысление и пересмотр теоретических концепций, отражающих данное событие. Идеи нового индустриального общества (Дж.Гэлбрейт) и постиндустриального общества (Д.Рисмен, Д.Белл) постепенно модифицировались в концепции информационного общества. В последнее десятилетие прошедшего столетия исследователи-экономисты констатируют появление экономики нового типа. Для обозначения нового типа экономики в западной литературе широко используются такие термины: «knowledge economy», то есть экономика, основанная на знаниях, или не так точно, но более емко, «экономика знаний»; «information economy», то есть экономика, основанная на информации, или, что стало уже привычным, «информационная экономика»; «new economy», то есть «новая экономика». Термин «экономика знаний» был введен в научный оборот Ф.Махлупом (1962) в применении к одному из секторов экономики. Сейчас этот термин, наряду с термином «экономика, базирующаяся на знаниях», используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста. Термин «информационная экономика» введен в научный оборот американским экономистом Марком Поратом в середине 70-х годов XX века. Именно с этого времени «информационная экономика» обрела законный статус и в экономической теории и в реальной действительности. М.Порат не просто дал название новому явлению, а достаточно глубоко и всесторонне для тех лет исследовал его на примере США]. Термин «новая экономика» впервые был введен в 90-е годы XX века для характеристики беспрецедентно длительного бескризисного экономического развития США, в результате которого эта страна подтвердила своё научно-техническое лидерство и вновь завоевала передовые позиции в конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. «Новая экономика» - это качественно иной уровень развития хозяйства, связанный с интенсивным внедрением инноваций, повышением роли человеческого капитала и совершенствованием институциональной среды. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|