|
Технологический трансфер: понятие, место и роль в инновационном процессе.
Понятие "трансфер технологий" появилось в русскоязычной литературе недавно и напрямую связано с переориентацией на рыночные отношения в большинстве сфер человеческой деятельности. Часто его употребляют в связке с другим понятием - "коммерциализация технологий", хотя смысловое содержание этих понятий неодинаково. Англоязычное слово "трансфер" успешно заменило термин "внедрение", При этом "трансфер" предполагает не только передачу информации о новшестве, но и ее освоение при активном позитивном участии и источника этой информации (например, автора изобретения), и реципиента, приемника и реализатора информации о новой технологии, и конечного пользователя продукта, производимого с помощью этой технологии. Основной акцент при трансфере технологии делается не столько на технологии как таковой, сколько на субъектах - участниках этого процесса. Понятие "коммерциализация технологии" предполагает обязательное коммерческое использование информации о технологии, т.е. использование с обязательным извлечением выгоды. Таким образом, в первом приближении различие между трансфером и коммерциализацией можно уложить в два пункта: 1. коммерциализация технологии предполагает обязательное получение прибыли и не обязательно связано с подключением третьих лиц (кроме источника технологии и конечного пользователя); 2. трансфер технологии предполагает обязательную передачу технологии реципиенту (третьему лицу), который и осуществляет ее промышленное освоение, но это не обязательно связано с извлечением прибыли как источником технологии, так и ее реципиентом (в частности, это относится к экологическим технологиям). В сущности понятия трансфера технологий важно три аспекта: 1. Трактовка, понятие самого слова «технология». Слово технология – имеется ввиду не только само значение (непосредственно технология), но и например, любой объект предметного типа (например микропроцессор нового типа). Также в данном значении слова технология – это может быть и информация. В принципе под технологией здесь понимаются и объекты интеллектуальной собственности. 2. Территориальный масштаб. При этом трансфер технологий должен базироваться на инновационной идее, но уровень новизны значения не имеет. Это связано с тем, что страны, участвующие в трансфере различны по технологическому развитию. Есть технологические лидеры, а есть и догоняющие. Не обязательно наличие принципиальной новизны. Т. е. технология может быть новой по отношению к субъекту, ее применяющему. 3. Трансфер технологии предполагает участие в этом процессе нескольких функционально разных субъектов. Два наиболее важных субъекта, это источник и реципиент (приемник) технологии. Смысл обоих понятий достаточно ясен: это тот, кто передает технологию, и тот, кто ее принимает. Первым мероприятием при трансфере технологий всегда должен быть технологический аудит - операция объективной оценки. Дело в том, что в большинстве случаев и исследователь, и ученый, и практик за своей основной работой просто не видят всех возможностей и вариантов применения тех мелких (на его взгляд) находок, умений, решений (Напомним хрестоматийный пример японского предпринимателя, сделавшего свои миллионы на базе содержимого рубрики "Маленькие хитрости" журнала "Наука и жизнь"), которыми они пользуются повседневно, не замечая даже, что пользуется этим они одни, и только одни. То же можно сказать не только о конкретном человеке, а о лаборатории, отделе, предприятии. Чтобы выявить ценность всех этих находок, нужен внешний, свежий взгляд, для чего и существует внешний технологический аудит. Чаще всего задачей этого мероприятия является выявление всех инновационных технологий, имеющихся у заказчика, и сравнительная оценка потенциала коммерциализуемости инновации как объекта ТТ. Два направления аудита: 1. Потенциал коммерциализации технологии, т.е. извлечение прибыли. 2. Потенциал трансфера.
Формы технологического трансфера.
То, что называется «классическим» технологическим трансфером, относится к процессу, в ходе которого в результате фундаментальных и прикладных исследований в университетах и научно-исследовательских институтах, приобретается ноу-хау, которое в последствии переводится на промышленные предприятия и внедряется как продукт или процесс. Встречаются следующие формы прямого технологического трансфера: - от университетов - промышленным предприятиям; - от научно-исследовательских институтов - промышленным предприятиям; - личный технологический трансфер при найме персонала; - обмен между промышленными предприятиями и их филиалами путем заказов и доставок; - между сотрудничающими промышленными предприятиями, когда последние формируют стратегические объединения; - от учреждений технологического трансфера - промышленным предприятиям; - ярмарки, выставки, съезды. Проблема трансфера технологий привела к образованию исследовательских альянсов, т.е. сотрудничеству двух или более организаций в работе над конкретной инновационной технологией. Исследовательские альянсы 1. Лицензионное соглашение: юридическое разрешение использовать патенты или частную технологию за единовременный платеж и/или роялти. 2. Перекрестное-лицензионное соглашение: две или больше компаний дают юридическое разрешение взаимно использовать свои патенты или частные технологии. 3. Обмен технологиями: подключение частных технологий, которое может включать или не включать передачу денег. 4. Посещение и участие в исследованиях: командировка исследователей, чтобы посетить, наблюдать, и участвовать в исследованиях фирмы - партнера. 5. Персональный обмен: совместная программа, в ходе которой исследователи из одной компании проводят время, работая в компании партнера. 6. Совместная разработка: две или больше компаний объединяют усилия для разработки нового продукта или технологии. 7. Инвестиции для приобретения технологии: иностранные инвестиции в компанию, имеющие целью получение доступа к технологии (особенно в малых инновационных start-up компаниях и фирмах среднего размера). Производственные альянсы. 8. Производство на оригинальном оборудовании (OEM): производство продукта для другой компании, которая ставит свою этикетку на этот продукт и берет на себя всю деловую часть, включая маркетинг и обслуживание, как если бы она сама произвела продукт. 9. Второй источник: ситуация, при которой компания получает разрешение производить продукт, спроектированный и разработанный другой компанией, как второй источник поставки для клиентов, использующих этот продукт. 10. Соглашение о производстве: использование производственных мощностей другой компании для производства продукта (поскольку партнеру или нехватает собственных мощностей или он хочет перепоручить задачу изготовления). 11. Соглашение о сборке и испытаниях: компоненты и части, произведенные где-нибудь еще, посылаются в другую компанию, где они собираются и тестируются. Альянсы маркетинга и услуг 12. Договор о посредничестве: исключительное или неисключительное право продать исходные продукты партнера на определенных рынках. 14. Контракт на обслуживание: предоставление сервисных услуг по товару на иностранных рынках (часто бывает связан с маркетинговым соглашением). Совместное предприятие: две или более фирм совместно формируют компанию, чтобы разработать, произвести, или реализовать новые продукты.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|