Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Джон Голсуорси (John Galsworthy, 1867 — 1933)





Джон Голсуорси был последовательным сторонником реали­стического искусства, верил в его благотворное воздействие на общество. Лучшее произведение Голсуорси — «Сага о Форсай­тах» — правдивая картина жизни буржуазной Англии его вре­мени.

Голсуорси глубоко волновали социальные противоречия, ха­рактерные для буржуазного общества. Он писал о несправедливо­сти существующего общественного устройства, с большой тепло­той изображал людей труда, в ряде своих произведений обращал­ся к теме классовых противоречий. Но в своей критике Джон Гол­суорси никогда не переходил определенных границ; он стремился доказать, что классовая борьба приносит лишь вред. Но писатель силен как обличитель лицемерия и эгоизма английской буржуа­зии, как художник, правдиво показавший процесс ее политиче­ской и моральной деградации в эпоху империализма.

Джон Голсуорси родился в Лондоне. Его отец был известным лондонским адвокатом. Голсуорси окончил Оксфордский универ­ситет, получив юридическое образование. Однако адвокатской практикой он занимался только около года, а затем, после совер­шенного им в 1891 — 1893 гг. кругосветного путешествия, всецело посвятил себя литературной деятельности. Центральная тема твор­чества Голсуорси — тема форсайтизма, тема собственности. К изоб­ражению мира собственников, к раскрытию психологии челове­ка-собственника, взгляды и предртавления которого ограничены рамками его класса, а поступки и действия скованы общеприня­тыми в его среде нормами поведения, Голсуорси обращался на всем протяжении своего творческого пути.

Эта тема звучит в его раннем романе «Вилла Рубейн» (Villa Rubein, 1900). В нем перед нами — английская буржуазная семья, вся жизнь которой подчинена прочно укоренившимся традициям. Хранителем и верным последователем этих традиций выступает Николас Трефри. В нем живет характерный для людей его класса дух собственности. Ценность человека для Трефри определяется не его личными достоинствами, а размерами его состояния. И потому с таким недоверием и явной неприязнью относится он к художнику Гарцу, влюбленному в его племянницу Кристиан. Гарц талантлив, но беден. Он гордится своим плебейским проис­хождением. Гарц увлекает Кристиан своей энергией, целеустрем­ленностью, готовностью посвятить себя делу борьбы с социаль­ной несправедливостью. Участие Гарца в политической борьбе Гол­суорси объясняет влиянием, которое оказало на молодого худож­ника знакомство с русским политическим эмигрантом Гариным. Столкновение Гарца с миром Николаса Трефри составляет осно

ву конфликта романа. В образах героев этого раннего произведе­ния Голсуорси легко обнаружить те черты, которые в романе «Соб­ственник» будут положены в основу образов Сомса Форсайта и архитектора Босини. В «Вилле Рубейн» мы встречаем и первое упо­минание имени старого Джолиона Форсайта, компаньоном кото­рого по чаеторговле является Николас Трефри.

Вышедший в 1904 г. роман «Остров фарисеев» (The Island Pharisees) — одно из наиболее смелых произведений писателя, в котором преобладает сатирическое начало. Уже само название ро­мана заключает в себе большой обобщающий смысл. Островом фарисеев, т.е. островом лицемеров, называет Голсуорси всю бур­жуазную Англию, раскрывая истинное лицо ее политиков, слу­жителей церкви, деятелей науки и искусства. Основная тема ро­мана — пробуждение социальной совести у центрального героя — молодого аристократа Дика Шелтона. Обручение героя с Антони-ей Деннат, девушкой из обеспеченной и влиятельной семьи, вос­принималось близкими Шелтона как прелюдия к вполне устроен­ной и спокойной семейной жизни. Перед свадьбой по желанию родителей невесты Шелтон на некоторое время разлучается с Антонией; он знакомится со многими людьми, и в том числе с бродягой-бельгийцем Луи Ферраном. Эта встреча сыграла важную роль в жизни Шелтона. Ферран помог Шелтону проникнуть в не­ведомый ему прежде мир простых людей с их заботами, нуждами, горестями. Дик наблюдает картины резких социальных контрастов. Постепенно перед ним раскрываются несправедливость, фальшь, лицемерие того общества, к которому он принадлежит. Шелтон решает порвать с прошлым и отказывается от брака с Антонией. Ни один из героев последующих произведений Голсуорси в своей критике существующих порядков не поднимается до откровенно­сти Шелтона.

В «Острове фарисеев» Голсуорси не достиг того глубокого рас­крытия характеров героев, которое свойственно образам «Саги», но в этом романе он смело поставил тему двух миров («один обе­дает на золоте, а другой отыскивает себе обед в помойной яме») и завершил повествование бескомпромиссной развязкой.

Эстетические позиции Голсуорси определяются его прочными связями с реализмом. Выдвинутое в статье «Аллегория о писателе» (A Novellist Allegory, 1909) положение об общественном назначе­нии литературы стало основным во всех последующих литератур­но-критических работах писателя. Оно было повторено в статье «Туманные мысли об искусстве» (Vaque Thoughts on Art, 1911): «Дело искусства — создавать жизненные произведения»; оно про­звучало в статье «Искусство и война» (Art and The War, 1915): «Искусство черпает вдохновение в жизни».

Основные положения эстетики Голсуорси сформулированы в его программных статьях «Литература и жизнь» (Literature and Life, 1930) и «Создание характера в литературе» (The Creation of Character in Literature, 1931), которые с полным правом можно назвать манифестами реализма. Непременный признак истинного романиста Голсуорси видел в умении «уловить и показать взаимо­связь жизни, характера и мышления». Для него психологизм всегда связан с задачами реалистического изображения действительно­сти, а поиски красоты — с поисками правды и утверждением оп­ределенных нравственных критериев. Субъективизму писателей-мо­дернистов Дж. Джойса, Д. Г.Лоуренса он противопоставлял высо­кое реалистическое мастерство У.Шекспира и Ч.Диккенса, У.Тек-керея и Г. де Мопассана, И.С.Тургенева и Л.Н.Толстого.

Взгляд на человека и принципы изображения его в произведе­нии искусства явились основным моментом, отразившим суще­ство полемики Голсуорси с модернистами. В статье «Литература и жизнь» Голсуорси писал: «На вопрос, ради чего мы отдаемся ис­кусству, есть только один верный ответ: ради большего блага и величия человека». Голсуорси стремился служить искусству «боль­ших общечеловеческих и социальных проблем».

В эстетике и творчестве Голсуорси понятие реализма неразрыв­но связано с категорией характера. Условием полноценного рома­на он считал наличие в нем жизненно правдивого человеческого характера. Сам Голсуорси вошел в литературу как создатель заме­чательных по своей выразительности образов Форсайтов, явив­шихся «точным воспроизведением общества в миниатюре».

Свое представление о романе Голсуорси связывал с его крити­ческой направленностью, с заложенными в нем началами обли­чения. Но вместе с тем от романа к роману идут поиски героя, утверждающего идеалы красоты и справедливости (Гарц в «Вилле Рубейн», Шелтон в «Острове фарисеев», Мортон и Кэрстин в романе «Фриленды», Ирэн и Босини в «Саге»).

Творчество Голсуорси, впитавшее традиции английского реа­листического романа — традиции Ч.Диккенса, Дж.Элиот, С. Бат-лера, — развивалось и под сильным влиянием русской литерату­ры. Именно это обстоятельство, не мешая развитию националь­ного своеобразия художника и обогащая его творчество новыми качествами, сделало Голсуорси особенно близким русскому чита­телю. Примером высшего мастерства в изображении человека для Голсуорси всегда была русская литература. Своими учителями он считал И.С.Тургенева и Л.Н.Толстого. В 1916 г. в статье «Русский и англичанин» Голсуорси писал о влиянии русской литературы на английскую: «Русская проза... это самая мощная животворная струя в море современной литературы...» По мнению Голсуорси, рус­ские писатели внесли в художественную литературу «прямоту в изображении увиденного, искренность, удивительную для всех западных стран, особенно же удивительную и драгоценную для нас — наименее искренней из наций».

Величайшим образцом искусства прозы Голсуорси считал ро­маны И.С.Тургенева. Он отмечал, что И.С.Тургенев помог «довес­ти пропорции романа до совершенства». Для Голсуорси И.С.Тур­генев — «самый утонченный поэт, который когда-либо писал романы». Тургеневская традиция имела для Голсуорси важное зна­чение. Во многом благодаря И.С.Тургеневу Голсуорси владеет тай­ной гармоничности; его романам свойственны единство сюжет­ной линии, небольшое количество основных персонажей, опре­деленность и острота конфликта, четкость и увлекательность со­циально-психологического рисунка.

Голсуорси верно понял особенности русской литературы — ее гуманизм и остроту социального обличения. В таком плане было воспринято им творчество Л.Н.Толстого. Для английского пи­сателя стало очевидным, что глубина, тонкость и убедительность психологического анализа в произведениях Л.Н.Толстого дости­гались благодаря проникновению в сущность социальных явле­ний. Важное значение имела борьба Голсуорси за чистоту литера­турного языка. Голсуорси резко выступал против формалистиче­ского экспериментаторства в области языка. Образцом языка и стиля Голсуорси считал язык и стиль Л. Н.Толстого. Язык и стиль самого Голсуорси отличается ясностью, чистотой и замечатель­ной простотой, которые ставят его в один ряд с лучшими масте­рами художественного слова.

Основной труд всей жизни Голсуорси и его высшее творческое достижение — «Сага о Форсайтах» (The Forsyte Saga) — созда­вался в период с 1906 по 1928 г. За это время позиция писателя претерпевает заметные изменения. Начав с резкой критики мира собственников, Голсуорси под влиянием событий Первой миро­вой войны, Октябрьской революции в России и рабочих волне­ний в Англии постепенно менял свое отношение к миру Форсай­тов. Сатирический элемент сменялся драматическим изображени­ем. Драматические переживания главного героя при виде разло­жения прежних устоев совпадали с озабоченностью самого Голсу­орси, вызванной судьбой Англии в послевоенный период.

Форсайтовский цикл включает шесть романов. Первые три объ­единены в трилогию «Сага о Форсайтах». Сюда входят романы «Собственник» (The Man of Property, 1906), «Впетле» (In Chancery, 1920), «Сдается в наем» (То Let, 1921), а также две интерлюдии — «Последнее лето Форсайта» (Indian Summer of a Forsyte, 1918) и «Пробуждение» (Awakening, 1920). Вторая трилогия — «Современ­ная комедия» (A Modern Comedy) — включает романы «Белая обезьяна» (The White Monkey, 1924), «Серебряная ложка» (The Silver Spoon, 1926), «Лебединая песня» (Swan Song, 1928) и две интерлюдии — «Идиллия» (The Silent Wooing, 1927) и «Встречи» (Passers by, 1927). Первоначально роман «Собственник» был задуман как само­стоятельное произведение. Мысль о его продолжении появилась у писателя в июле 1918 г. Замысел продолжить историю Форсайтов в ее связи с судьбами Англии не случайно возник у Голсуорси в период смены эпох. Он был рожден жизнью, задачей выявления основных особенностей движения истории, вступившей после октября 1917 г. в новый этап своего развития. Для реализации это­го замысла требовался уже не один роман, а определенная систе­ма романов, позволяющая развернуть широкую и многогранную картину жизни общества на протяжении нескольких десятилетий. Таким эпическим циклом и стала «Сага о Форсайтах». Голсуорси создал широкое реалистическое полотно, правдиво отражающее общественную и частную жизнь английской буржуазии, ее быт, нравы, мораль. Описанные им события охватывают период с 1886 по 1926 г.

Центральная тема романов форсайтовского цикла — упадок некогда могущественной и сильной английской буржуазии, кру­шение некогда прочного уклада ее жизни. Эта тема раскрывается на истории нескольких поколений семьи Форсайтов.

Об упадке и гибели буржуазных семей писали многие романи­сты XX в. В одном ряду с «Сагой о Форсайтах» стоят «Будденбро-ки» Томаса Манна и «Семья Тибо» Роже Мартен дю Тара. Эти романы появились в разное время и в разных странах, но в каж­дом из них семейная тема перерастает в тему кризиса буржуазного общества.

Три первых романа форсайтовского цикла охватывают период с 1886 по 1920 г. Движение времени, смена эпох фиксируются отраженными в романах событиями истории: Англо-бурская вой­на, смерть королевы Виктории, Первая мировая война. События семейного характера перемежаются и связываются с историче­скими. Семья изображается как звено общественной жизни. Осо­бенность каждого поколения определяется своеобразием эпохи. История Форсайтов перерастает в историю форсайтизма как об­щественного явления.

Для Голсуорси истинным Форсайтом является не только тот, кто носит эту фамилию, но и каждый, кому свойственна соб­ственническая психология и кто живет по законам мира собствен­ников. Форсайта можно распознать по чувству собственности, по умению смотреть на вещи с практической стороны. Прирожден­ные эмпирики, Форсайты лишены способности к отвлеченному мышлению. Форсайт никогда не расходует зря энергию, не выра­жает открыто своих чувств. Форсайты никому и ничему не отдают себя целиком. Но они любят демонстрировать свою сплоченность, ибо «в сплоченности коренилась их мощь». В своем подавляющем большинстве это «люди прозаические, скучные, но вместе с тем зравомыслящие». Форсайты — не творцы и не созидатели; «никто в их семье не пачкал рук созданием чего бы то ни было». Но они стремятся приобрести и захватить созданное другими. Это обстоя­тельство порождает основной конфликт романа «Собственник», заключающийся в столкновении мира красоты и свободы, вопло­щенного в Ирэн и Босини, и мира Форсайтов, находящихся «в безоговорочном рабстве у собственности».

Форсайтизм и искусство — понятия несовместимые. Среди Форсайтов есть коммерсанты, сборщики налогов, стряпчие, юри­сты, купцы, издатели, агенты по продаже земель, но среди них нет и не может быть творцов прекрасного. Они выступают лишь как «посредники», извлекающие из искусства выгоду. Даже моло­дой Джолион, порвавший со своей семьей и совмещающий ра­боту страхового агента с занятиями живописью, говорит о себе: «Я не сотворил ничего, что будет жить! Я был дилетантом, я только любил, но не создавал».

Что же можно сказать о других? Общение Джун с миром ис­кусства основано на ее филантропической деятельности. Соме со­единяет свой интерес к живописи, способность восхищаться по­лотнами Буше, Ватто, Тернера и Гойи с соображениями чисто коммерческого характера. «Его репутация коллекционера основа­на не на пустой эстетической прихоти, а на способности угады­вать рыночную будущность картины».

Конечно, его понимание картин не ограничивается знанием их цены, но все-таки и Соме является «посредником», «проме­жуточным звеном между художником и покупающей публикой». Он обладает способностью чувствовать и воспринимать красоту, но как истинный Форсайт стремится поработить ее, превратив в свою собственность.

Управляя и владея имуществом, Форсайты остаются неприча­стными и к науке, развитию техники, движению вперед, про­грессу. Не случайно Соме и другие Форсайты устремляют свои взоры не вперед, не навстречу будущему, а назад — к уходящему прошлому. Их пугают происходящие в мире перемены, и они гор­дятся своей непричастностью к «этой лихорадочной экспансии».

Практицизм Форсайтов несовместим с героизмом. Откровен­ная ирония звучит в названии романа — «Сага о Форсайтах». «Сага» — это сказание о героях, богатырях, совершающих под­виги. В самом слове «сага» заключено понятие героического, но, как отмечает сам Голсуорси, на страницах его романа героиче­ского мало.

Действие романа «Собственник» начинается в 1886 г. — в пору наивысшего благополучия Форсайтов в условиях викторианской Англии. Родоначальником семьи был «Гордый Досеет», простой подрядчик, разбогатевший на строительных заказах. Его дети преус­пели в накоплении и приумножении оставленных им средств. В романах «Саги» действуют три поколения Форсайтов. Открывающая роман «Собственник» глава «Прием у старого Джолиона», содержащая великолепное по своему реалистическо­му мастерству изображение Форсайтов, является исходной для развития основных сюжетных линий романа. Демонстрация семей­ного благополучия Форсайтов становится в то же время и прелю­дией к предстоящей драме. Процветающее «ядро нации» инстинк­тивно чувствует приближение опасности. В данный момент она связана с вторжением в их среду Босини — человека иного мира.

Реалистическое мастерство Голсуорси проявилось в его заме­чательном умении создавать яркие характеры, раскрывая своеоб­разие каждого из них в тесной связи с окружающей средой. С боль­шой тщательностью описан в романе мир вещей, среди которых живут его герои. Форсайты любят и ценят вещи. Все, что их окру­жает, прочно, удобно, солидно. Дома и их обстановка, лошади и кареты, костюмы и украшения — все это описано в мельчайших подробностях. Воспроизводя портреты своих героев, Голсуорси через внешние черты раскрывает сущность их характеров. Сухопа­рая, длинная фигура Джеймса Форсайта вполне гармонирует с его сухостью и с его «прямолинейным» восприятием окружающего. Во внешности Суизина, натуры примитивной и грубой, подчерк­нуты массивность, тяжелая окаменелость черт, квадратные плечи. Характерны застывшая презрительная гримаса на узком и блед­ном лице Сомса, его осторожная крадущаяся походка человека, который кого-то подстерегает. Голсуорси использует прием часто­го повторения, многократного упоминания одних и тех же наибо­лее характерных черт внешности героя, достигая этим особенно четкого зрительного образа (крупный, резко выступающий впе­ред форсайтовский подбородок, пышная копна волос Джун, яр­кие жилеты Суизина и т.д.).

В характеристике антагонистов форсайтовского мира Голсуор­си придерживается иных принципов изображения и использует иные приемы, отказываясь от развернутого описания и прямой авторской оценки. Ирэн и Босини даны в романе прежде всего в восприятии Форсайтов. По поводу этих героев Голсуорси писал своему другу литературному критику Э.Гарнету следующее: «Я признаю, что Босини ускользнул от меня. Вначале я хотел дать его изнутри и нашел, что он отталкивает меня, что я не вижу его по-настоящему... поэтому я дал его со стороны, переместил фо­кус в глаза Форсайтов... С Ирэн — то же самое; она также дана со стороны. Никто из них не оживлен, подобно тому, как оживлены Форсайты». Голсуорси справедливо признавал, что образы Ирэн и Босини удались ему в меньшей степени, чем образы Форсайтов, которых он имел возможность наблюдать и образ жизни которых был ему хорошо известен.

Первый роман трилогии — «Собственник» — проникнут па­фосом критики мира собственников. В нем преобладает сатири ческое начало, проявившееся прежде всего в образе Сомса Фор­сайта. Соме — наиболее полное и яркое воплощение форсайтизма. «Человек, пропитанный всеми предрассудками и верованиями своего класса», — говорит о нем Джолион. Характерна внешность Сомса — его лицо, «в котором преобладал подбородок», острые, как у рыси, глаза, его костюм («немыслимо вообразить его... с галстуком, отклонившимся от перпендикуляра на одну восьмую дюйма, с воротничком, не сияющим белизной»). Утонченность и «высокомерная выдержка денди» не только не скрывают, но и странным образом подчеркивают его сходство с бульдогом; бро­сается в глаза его квадратная челюсть, специфическая линия рта, усугубляющая это сходство.

Способный и умный от природы, Соме направляет всю свою энергию на накопление капитала. Ради этого он отказывается от государственной службы, предпочитая, как и его отец, практику присяжного поверенного. Соме поддерживает только деловые свя­зи; у него нет друзей, и он не испытывает потребности духовного общения с кем бы то ни было, кроме Ирэн, всегда уклоняющей­ся от такого общения, остающейся недоступной и далекой. Соб­ственническое начало подавляет человека в Сомсе, мешает рас­крытию лучших свойств его личности. Но он неизменно безупре­чен в сфере своих деловых отношений. Его не поддающаяся ника­ким соблазнам профессиональная честность основана на природ­ной осторожности и врожденном отвращении к риску.

В отличие от многих других Форсайтов (Суизин, Тимоти, те­тушки Джули и Эстер) Соме соединяет в себе противоречивые черты. Обращает на себя внимание странная настороженность в выражении его замкнутого лица, тоска во взгляде, порожденная неудовлетворенностью его чувства к Ирэн. Любовь и красота не­доступны Сомсу, хотя всем существом своим он стремится к об­ладанию ими. «Факты и цифры, из которых складывалась жизнь Форсайтов», мешают ему понять, что любовь и красота основаны на свободе. В своем предисловии к «Саге» Голсуорси писал о том, что трагедия Сомса — «очень простая, но непоправимая трагедия человека, не внушающего любви и притом недостаточно толсто­кожего для того, чтобы это обстоятельство не дошло до его созна­ния. Даже Флёр не любит Сомса так, как он, по его мнению, того заслуживает». Страдания Сомса не делают его прозорливым. Лишь на одно мгновение «он предал в себе Форсайта — забыл самого себя... поднялся в чистые высоты бескорыстия и непрактичности». Это случилось тогда, когда он убеждается в том, что, уйдя из его дома, Ирэн не взяла с собой подаренные ей драгоценности. Читая оставленную ею записку, Соме понимает, что и она страдает. В этот момент человек одерживает в нем верх над собственником. Но только на одно мгновение. В конце романа собственник уже вновь готов торжествовать победу. Финал романа многозначителен. Босини затравлен; он погиба­ет. Убитая горем Ирэн возвращается в дом Сомса. Однако победа Форсайта мнимая. Размышляя о смерти Босини и ее последстви­ях, молодой Джолион приходит к выводу о том, что «эта смерть разобьет семью Форсайтов. Удар скользнул мимо выставленной ими преграды и врезался в самую сердцевину дерева. На взгляд посторонних, оно еще будет цвести, как и прежде, будет горде­ливо возвышаться напоказ всему Лондону, но ствол его уже мертв, он сожжен той же молнией, что сразила Босини». Смерть Босини имеет последствия не только для личной жизни Сомса, она пред­вещает гибель благополучия всех Форсайтов.

Романы «В петле» и «Сдается в наем» написаны уже после Пер­вой мировой войны и Октябрьской революции в России, когда проявилась ограниченность общественно-политических взглядов писателя. Тем не менее Голсуорси-реалист понимал необратимость происходящих в мире событий. В свете этого понимания им были восприняты не только процесс постепенного крушения Форсай­тов, отразивший кризис буржуазной цивилизации в эпоху импе­риализма, но и социалистическая революция в России. Принять ее он не смог, но историческую закономерность ее ощущал. Гол­суорси отметил, что война «революционизировала Россию, веро­ятно — навсегда». Революция страшила его. Он мечтал об усовер­шенствовании форм буржуазной демократии, идеалам которой оставался верен до конца. Сочувствуя положению народа, Голсу­орси не верил в его созидательные возможности; критикуя бур­жуазные порядки, он возлагал надежды на преобразование обще­ства путем реформ.

По сравнению с «Собственником» изменились тональность и общая атмосфера второй и особенно третьей части «Саги». Изоб­ражение нарастающего кризиса форсайтовского благополучия, раскрытие неизбежности этого процесса, рассматриваемого в кон­тексте истории, сочетается со стремлением показать драматизм судьбы Форсайтов. Происходит сближение авторского «я» с обра­зом Сомса. Сатира в изображении Сомса перестает быть началом доминирующим и отодвигается на второй план. Все больше ак­центируется драматизм его положения. Голсуорси раскрывает про­буждение, а в конечном счете и торжество человеческого начала в собственнике Сомсе. В описаниях его все чаще проскальзывают сочувствующие, а подчас и трагические ноты. В романе «В петле» уже сам Соме Форсайт оказывается в положении человека, «жизнь которого затянута петлей». Нарастает тема возмездия, которая со всей силой прозвучит в истории любви дочери Сомса — Флёр и сына Ирэн — Джона.

Сомсу предстоит пережить многое. Неумирающая страсть к Ирэн, тщетные попытки вернуть жену, унижающий человече­ское достоинство бракоразводный процесс, желание иметь на следника, брак-сделка с француженкой Аннет — через все это проходит Соме ради того, чтобы познать всепоглощающую лю­бовь к своей единственной дочери Флёр. Это чувство и приходя­щая с годами мудрость смягчают его. Однако Голсуорси сочув­ствует не только личным переживаниям Сомса. Он разделяет и его беспокойство за будущее Англии. В период послевоенного кризиса, когда ощущение прочного благополучия сменилось осо­знанием неустойчивости положения в стране, Соме Форсайт ста­новится для Голсуорси воплощением желанной стабильности, надежности, прочности. С ним он связывает свои представления о лучшей поре жизни. В сопоставлении с новым поколением пос­левоенной молодежи старшее поколение Форсайтов уже не ка­жется достойным лишь одного осуждения. Продолжая развивать тему крушения Форсайтов, обосновывая историческую законо­мерность этого процесса, Голсуорси грустит об уходящем про­шлом.

Действие романа «В петле» происходит на рубеже XIX —XX вв. Звучит тема смены эпох; отчетливо вырисовывается социально-исторический аспект происходящих событий. Изменения в жизни Форсайтов ощущаются в самом начале романа. В первой главе («У Тимоти») развивается мысль о неизбежности «не только внеш­них, но и внутренних» изменений в клане Форсайтов. В истории рода обнаруживаются явные признаки деградации. Дает себя знать упадок корпоративного чувства у членов некогда монолитной се­мьи; нарушаются казавшиеся прежде незыблемыми порядки и тра­диции. Историческим фоном, на котором происходят события ро­мана, является Англо-бурская война, реакция на нее англичан и смерть королевы Виктории.

Голсуорси резко отрицательно оценивает позицию Англии в войне с бурами. Он осуждает колониальную политику и прямо пишет о том, что английская буржуазия извлекает из войны при­были и ведет ее ради «коммерческих интересов». В романе нет не­посредственного описания военных действий, но восприятие их Форсайтами выявлено глубоко. Трое из Форсайтов принимают участие в этой войне. Одной из ее жертв становится сын молодого Джолиона.

Как глубоко символическое событие описаны похороны коро­левы Виктории. Для Форсайтов эта смерть означает не только «за­вершение длительной блестящей эпохи», но и конец их благоден­ствия. «Никогда уже больше не будет так спокойно, как при доб­рой старой Викки!» Наблюдая за похоронной процессией, Соме прощается с прошлым и сожалеет о нем. Голос автора то сливает­ся с голосом Сомса, воспринимающего происходящее как нацио­нальное бедствие («Королева умерла, и в воздухе величайшей сто­лицы мира стояла мгла непролитых слез»), то звучит суровым обвинением буржуазным порядкам и буржуазному законодатель ству. Уходящий в прошлое век оценивается как эпоха социальной несправедливости, канонизированного фарисейства и жестоко­сти. Главная тема этой главы выражается в словах: «Исчезает опора жизни! То, что казалось вечным, уходит!»

Свое дальнейшее развитие эта тема получает в романе «Сдает­ся в наем». Время действия этой части трилогии — 1920 год. Среди действующих лиц на первом плане наряду с Сомсом и людьми его поколения младшие Форсайты — Флёр и Джон. История их любви составляет главную сюжетную линию романа.

Собственнические инстинкты Сомса пробуждаются в его доче­ри и становятся непреодолимой преградой для ее сближения с Джоном. Прошлое мстит за себя, разрушая счастье Флёр. Горький опыт заставляет Флёр понять, что «деньги со всем, что можно на них купить, не приносят счастья». Все более мощное звучание приобретает в романе тема необратимости процессов, происходя­щих в истории общества и судьбах Форсайтов. Возникает образ движущегося времени и изменяющегося мира.

Говоря в «Предисловии» к «Саге» о том, что в его трилогии представлены «расцвет, упадок и гибель» викторианской эпохи, Голсуорси обращает внимание на то обстоятельство, что с каж­дым новым десятилетием положение Англии и Форсайтов стано­вилось все хуже; если в 80-х годах XIX в. оно было «чересчур за­стывшим и прочным», то в 1920 г., когда весь клан снова собрал­ся, чтобы благословить брак Флёр с Майклом Монтом, положе­ние Англии стало «чересчур расплывчатым и безысходным». Вен­чание правнучки «Гордого Доссета» с наследником девятого ба­ронета знаменует то «смешение классов, которым поддерживает­ся политическая устойчивость всякого государства». В этом браке деньги Форсайтов соединились с землей и титулом Монтов. По­томки «Гордого Доссета» пополнили ряды «высшего класса» Анг­лии.

И все же описание церемонии венчания Флёр и Майкла со­провождается нарастающими нотами тревоги и беспокойства. Ощущение «современного неупорядоченного положения дел в стране» как бы висит в воздухе.

Лейтмотивом романа «Сдается в наем» становится ожидание смерти Тимоти — самого старого из Форсайтов. В главе «Свадьба Флёр» об этой смерти говорят вслух, как о событии, которое мо-жет'произойти в любую минуту. Описание похорон Тимоти при­обретает символическое значение. Если похороны королевы Вик­тории явились прощанием с викторианским прошлым, то уход из жизни Тимоти знаменует конец эпохи Форсайтов. Вместе с Сом­сом Голсуорси повторяет слова о том, что форсайтовский век и форсайтовский образ жизни «сдаются в наем». Викторианский прах развеян по воздуху. Реалистический характер символики заглавия романа очевиден.

В «Современной комедии» рамки семейного романа расширя­ются, в поле зрения писателя входят сложные противоречия об­щественной жизни послевоенной Англии. Голсуорси ясно чувствует кризис буржуазного общества и передает атмосферу послевоен­ных лет. Меняется тон повествования. Лихорадочный темп жизни передается в быстро сменяющих друг друга картинах нравов. Гол­суорси страшит неясное будущее, он ощущает под ногами колеб­лющуюся почву современной эпохи с ее переоценкой прежних ценностей, с ярко выраженным стремлением молодежи взять от жизни все возможное, с ее жаждой наслаждений.

Флёр, Майкл не дорожат традициями своих отцов и дедов, в жизни ищут новых и острых ощущений, и эта постоянная погоня за развлечениями, отсутствие определенных занятий и идеалов, циничное отношение к окружающему опустошают их души.

Большое внимание уделено здесь критике модернистского ис­кусства. Живопись, музыка, поэзия поражены тлетворным влия­нием формализма. Молодой поэт Уилфрид Дезерт, пройдя через огонь войны, утратил свои прежние идеалы, но, как и многие молодые люди «потерянного поколения», не обрел новых. Его сти­хи — вопль отчаяния, проявление полного неверия в жизнь и от­рицание всех ее ценностей.

Каждый из молодых героев «Современной комедии» не удов­летворен своей жизнью, мечется в кругу ее противоречий, но не может обрести уверенности в окружающем. Старинная китайская картина, висящая в гостиной Флёр, объясняет смысл названия первого романа «Современной комедии». На картине изображена белая обезьяна. Она держит кожуру съеденного апельсина и тоск­ливыми глазами смотрит на зрителя. Эта картина выражает мысль об опустошенности современной жизни. «Съедает плоды жизни, разбрасывает кожуру и тоскует при этом», — говорит о ней Флёр. Голсуорси с нескрываемой иронией описывает деятельность парламентариев, их громкие, но пустые речи, не меняющие тя­желого положения страны. Несостоятельными оказываются попыт­ки Майкла Монта (он — член парламента) приостановить расту­щую в стране безработицу. Разработанный им план переселения детей из рабочих семей в колонии нереален.

В заключительных книгах «Современной комедии» проявляется стремление автора противопоставить современной Англии все луч­шее, что было в старой форсайтовской Англии. Это обращение к прошлому в значительной мере объясняется боязнью будущего. Всеобщая забастовка 1926 г. изображена без сочувствия. Но при этом Голсуорси сознавал, что нельзя назвать социальную систему «действительно эволюционирующей, если она вызывает против себя такой огромный подъем революционного недовольства».

В последние годы Голсуорси работал над трилогией «Послед­няя глава» (End of the Chapter), включающей романы «Девушка ждет» (Maid in Waiting, 1931), «Цветущая пустыня» (Flowering Wilderness, 1932) и «Черезреку» (Over the River, 1933). Герои три­логии — представители старинного дворянского рода Черрелов. Младшая дочь полковника Черрела — Динни — любимая героиня Голсуорси, в образе которой писатель воплотил свой идеал.

Голсуорси идеализирует старинную английскую аристократию, ее образ жизни и культуру, противопоставляет ее буржуазии. Се­мейство Черрелов, «связанных с родной землей глубокими кор­нями и чувством долга», он стремится представить опорой Анг­лии. Однако иллюзорность этой попытки становится очевидной в результате реалистического изображения жизни нескольких по­колений Черрелов. Глубоко симпатизируя своим героям, Голсу­орси вместе с тем правдиво рисует процесс их постепенного ос­кудения и упадка, «не скрывает их сословной узости и ограни­ченности». Творчеству Голсуорси свойственны широкий эпический раз­мах, значительность социально-психологических обобщений, ма­стерство и тонкая наблюдательность в изображении повседнев­ной действительности, критицизм, сочетающийся с проникно­венным лиризмом.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.