|
Уильям Голдинг (William Golding, 1911 — 1993) ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Уильям Голдинг известен своими философско-аллегорически-ми романами, в которых он исследует трагическое в жизни человека и обращается к морально-этическим проблемам. Их философская трактовка смыкается с экзистенциализмом, однако неугасаемое стремление отыскать в человеке добро и опереться на него в борьбе со злом, которое, по мнению Голдинга, изначально присуще человеческой природе, отличает его позицию от экзистенциализма. Трагизм человеческого существования вызывает у писателя сострадание и сочувствие, не порождая безнадежности. Голдинг говорит о себе как об оптимисте, которого жизнь заставляет быть пессимистом, однако он не утрачивает надежды, связывая ее с необходимостью борьбы со злом, столь сильно проявляющемся в современном мире. В одном из интервью Голдинг говорил: «Я думаю, что самая ужасная ошибка состояла бы в недооценке тех страшных сил, которые подавляют надежду; глупо оптимистичны взгляды людей, лишь восхваляющих надежду без борьбы с тем, что давит»1. В этом суждении выражена позиция Голдинга-романиста. Голдинг родился в Сэнт-Коламб Майнор, графство Корнуолл, в Англии. Он закончил Оксфордский университет, затем работал режиссером и актером в театре, а также школьным учителем. В годы войны служил во флоте, на торпедном катере, участвовал в военных действиях на море. Опыт войны, жестокость фашизма заставили его задуматься над судьбами человечества и над самой природой человека. В 1960-х годах он писал: «До Второй мировой войны я верил в совершенствование человека в обществе, в то, что правильное общественное устройство вызовет к жизни добрую волю людей, что с помощью реорганизации общества можно устранить общественное зло»2. После войны писатель пришел к экзистенциалистским взглядам. Однако он уточнял: «Возможно, сейчас я опять верю в нечто подобное»3. О своих взглядах на человечество и природу человека Голдинг упомянул в докладе на встрече писателей европейских стран, происходившей в 1963 г. в Ленинграде: «Факты жизни заставляют меня думать, что человечество поражено болезнью... На протяжении моей жизни я не раз был потрясен и оглушен, узнавая, что мы, люди, можем проделывать друг с другом... О многом, происходившем на войне, я стараюсь не думать, иначе я ощущаю физическую боль. И раз я убеждаюсь, что человечеству больно, это и занимает все мои мысли. Я ищу эту болезнь и нахожу ее в самом доступном для меня месте — в себе самом. Я узнаю в этом часть нашей общей человеческой натуры, которую мы должны понять, иначе ее невозможно держать под контролем. Вот поэтому я и пишу со всей страстностью, на которую только способен, и говорю людям: "Смотрите, смотрите, смотрите: вот какова она, как я ее вижу, природа самого опасного из всех животных — человека". И это, мне кажется, благороднейшая задача — писатель ставит диагноз болезни, и это столь же высокий долг, как долг врача. Для этого нужны: сострадание, сочувствие к другим людям и еще — непреклонность, то есть решимость сказать то, что ты хочешь сказать, чтобы с тобой потом ни случилось». Личность и цивилизация, человек и прогресс, противоречия в человеческой душе разума и инстинкта, вторичность слова (сравнительно с силой воздействия на восприятие образности) — вот основные темы произведений Голдинга, определившие проблематику романов «Повелитель мух» (Lord of the Flies, 1954), «Наследники» (The Inheritors, 1955), «Шпиль» (The Spire, 1964), «Пирамида» (The Pyramid, 1967), «Бумажные людишки» (The Paper Men, 1984) и «Двойной язык» (The Double Tongue), над которым писатель работал в начале 1990-х годов (роман опубликован посмертно, в 1995 г.). Следует также назвать трилогию «Ритуалы плавания» (Rituals of Passage, 1981), «Две четверти румба» (Close Quarters, 1987), «Огонь внизу» (Fire Down Below, 1989). Все они включились в литературный процесс современности. В 1983 г. Гол-дингу была присуждена Нобелевская премия. Успех к писателю пришел после публикации «Повелителя мух». Вслед за этим романом была опубликована статья «Притча» (Fable, 1962, опубл. в 1965). О себе Голдинг говорит как о сочинителе притч. Притча — это рассказ в аллегорической, иносказательной форме, это эпический жанр, заключающий в себе определенный урок, поучение. «Сочинитель притч, — пишет Голдинг, — это моралист, в любом его рассказе заключен урок человечности... Искусство создателя притч — в поучении, в уроке нравственности». Как «трагический урок», написанный в форме романа-притчи, был создан «Повелитель мух». В нем речь идет о сущности человеческой природы, о заключенных в ней светлых и темных началах, о борьбе добра и зла, о нравственном облике человека и необходимости его формировать. Однако поучения не высказыва как монолог Лорны Меррифилд, писательница использует прием саморазоблачения героини. М.Спарк часто использует прием преувеличения и утрирования. Созданные ею образы находятся на грани карикатуры, не утрачивая связи с жизнью. О них можно говорить как об определенных характерах. Броская плакатность, четкость рисунка характерны для романа «На публику», где мир кинобизнеса изображен с беспощадной правдивостью. Рабами и пленниками этого мира стали актриса Аннабел Кристофер и ее муж — киносценарист Фредерик. Законы этого мира определили их судьбу, заставили жить напоказ, подыгрывая вкусам публики. Скромные артистические возможности Аннабел благодаря случайному стечению обстоятельств принесли ей успех и богатство. Завидуя жене, Фредерик превратился в злобного неудачника. Парадоксальность и вместе с тем определенная закономерность преуспевания Аннабел обходятся отработанной суммой приемов, таланта от нее и не требуется, достаточно производить впечатление с помощью самых заурядных средств. Под руководством умелого кинопродюсера ничем не примечательная Аннабел с ее острым личиком и волосами мышиного цвета превращается в «Тигрицу экрана» с янтарно-карими глазами. Аннабел не разбиралась в чувствах, но умела «играть на публику». Годы совместной жизни не только не сблизили ее с Фредериком, но и породили полное отчуждение между супругами. Однако их связывают узы бизнеса. Реклама создала о них легенду, объявив образцовой супружеской парой. С этим приходилось считаться. Аннабел воплощала тип «леди Тигрицы», Фредерик — аристократа и спортсмена. Ненавидя жену, завидуя ей, Фредерик долгое время не решается оставить ее. Гипнотизирующая сила обмана, в котором ему приходится жить, парализует его. Аннабел вырывается из тисков лжи, обретая свое спасение в ребенке. В романе «На публику», как и во многих других произведениях Спарк, тема противоречия между видимостью и сущностью сочетается с волнующей писательницу темой нравственной ответственности человека за свою жизнь и поступки. Приемы объективного повествования соединяются с разнообразными формами явной и скрытой иронии, с пародией. Смех Спарк — безжалостный и осуждающий. Структура произведений Спарк имеет свои особенности: фабула лишена строгой последовательности, четко и напряженно развивающегося действия; произведение строится как ряд эпизодов и сцен, события не всегда передаются в их временной последовательности. Прекрасный стилист, Спарк нередко использует и такие формы, как рассказ-монолог и «рассказ в рассказе», подчи искусно владея мастерством речевых характеристик и силой сатирического изображения привлекающих ее внимание явлений действительности.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|