Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные проблемы МПБ от октябрьской революции до 1931 года





В народном образовании произошли большие перемены. Многочисленные сословные школы царского времени сменила общеобразовательная школа для совместного обучения мальчиков и девочек. Главной задачей советской школы стало воспитание материалистического, антирелигиозного мировоззрения, образование и воспитание в труде и в связи с производительным трудом воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

В первые же годы после Октябрьской ре­волюции открылось огромное поле д-ти для разработки системы естественноисторического образования, программ и учебно-методических пособий. Необходимо было создать новое содержание и новые методы обучения и воспитания детей. Ведущую роль играл профессор Райков, автор многих работ по истории и основным проблемам методики, учебника зоологии.

В 1918 и 1920 гг. были созданы 1-е программы по биологии, переизданы многие учебники и методика Половцова. В них основное внимание было уделено не столько сод-ю, сколько передовым по тому времени методам обуч-я. Однако возник серьезный разрыв м/у методами средствами их осущ-я.

Основной явилась проблема содержания воспитывающего обучения, единого для всех школьных курсов.

Государственный ученый совет (ГУС) издал в 1923 году программы для трудовой школы, в которых сод-е учеб. предмета рас­пределялось не по курсам (ботаника, зоология и др.), а по трем «колонкам»: природа, труд, общ-во. Учеб. мат-л должен был изучаться комплексно, взаимосвязано, объединяемый общими для всех предметов стержневыми темами года. Для V класса такой темой была «Связь деревни с городом».

Главным предметом изучения в школе был труд, производственные процессы. Природа рассматривалась только как сырьевая база для производства.

Вопросам о методах преподавания, комплексном построении программ, замене естествознания агрономией, роли наглядных учебных пособий и также о преподавании эволюционного уче­ния посвятил свою работу 1-й Всероссийский съезд по есте­ственноисторическому образованию. Съезд высказал отрицательное отношение к комплексным программам и замене естествознания агрономией.

Высказывалась мысль, что учитель д. преподавать, предоставляя учащимся полную самост-ть; поэтому методика не нужна, так как она связывает твор-вo учителя. Но в это же время впервые дается определение методики естествознания как научной дисциплины в статье Райкова. Стали рекомендовать школам вести преподавание новыми, более активными методами - «лабораторным» и «методом проектов». «Лабораторный метод» предусматривал самост. изучение уч-ся учеб. материала опытным путем индивидуально в любой лаборатории, отведенной каждому предмету. «Лабораторный метод» отменял классы, расписания, уроки и сводил роль учителя к роли консультанта. В школах, не имеющих оборудованных лабораторий, все сводилось к чтению «рабочих книг» по заданию, данному на месяц. Книги читались бригадами в 10 человек. В конце месяца проводилась конференция по теме, на которой за всю бригаду отвечали бригадиры. Отметки были отменены.

«Метод проектов» упразднял предметную систему. Уч-ся самообучались «в действии», са­мостоятельно выбирая и составляя проект выполнения какой-­либо работы. В связи с проектом они добывали из справочни­ков, бесед со специалистами нужные сведения, делали расчеты и получали вещественный результат. Например, проект «Вырастить цыплят» связан с выбором пород, расчетом кормов, уходом и продажей на рынке.

На Всероссийской конференции преподавателей естествознания в 1929 г. было осуждено методическое направление, отстаивающее систематическое построение курса естествознания.

К этому времени появились оценки школьных форм и методов обучения, по которым форма урока была отнесена к пережиткам «старой» и даже «феодальной» школы, а «метод проектов» объявлен «передовым». Одностороннее увлечение «универсальными» методами и однотипными формами привело к нарушению давно сложившейся системы школьного обучения и воспитания и мешало созданию новой. Обозначился разрыв связи м/у познав-й деят-тью и воспитанием, м/у получением знаний, формированием мировоззрения и развитием мышления.

Сведение естествознания к с/х. вызвало отрицание уголков живой природы,. экскурсий, определения растений, выращивания декоративных растений на школьном участке, эстетического воспитания.

В истории развития советской школы в первые 14 лет были поставлены многие методические проблемы: нового сод-я, лучших методов, материалистического воспитания, воспитания творческих людей, которые следовало решать научно. В 1930 году вместо единых средних школ-девятилеток были организованы фабрично-заводские семилетки (ФЗС) и школы колхозной молодежи (ШКМ). В то время Советское государство приступило к индустриализации страны, для осуществления которой понадобились но­вые высоко грамотные работники и научные кадры, что потре­бовало коренной перестройки средней школы.

Билет 7

Связь понятий с умениями и навыками в курсах биологии Умения, связанные с биологическими зна­ниями, определяются специальными понятиями.

В курсе ботаники и зоологии полностью, в курсах физиоло­гии человека и общей биологии частично умения м.б. объединены в следующие группы: по морфологии - разбор и определение форм органов; по систематике - сопостав­ление и определение растений и жив-х; по анатомии ­работа с лупой, микроскопом, приготовление препаратов; по физиологии - наблюдение процессов жизни, постановка эксперимента; по экологии - установление формы приспо­собленности организмов, экологических признаков. Развитие умений идет в связи с развитием понятий посте­пенно, от простых приемов к более сложным. Уч-ся на первых уроках учатся определять органы растений и гербаризиро­вать растения. Затем различают семена, всходы и корни двудольных и однодольных растений. Позже, пользуясь спра­вочной таблицей, определяют формы листьев. Различают корне­вища, клубни и луковицы. По инструктивным таблицам опреде­ляют соцветия и плоды, делая очень краткие записи.

Все эти весьма элементарные упражнения позволяют уже в 6 классе перейти к определению целых растений. Без морфол-х определений нельзя приступить к определениям, систематическим, а также и экологическим.

В ряде случаев понятия и умения переходят одни в другие. Так, морфол-е понятия и умения переходят в понятия и умения по систематике. Понятия и умения по морфологии и физиологии переходят в агрономические. Элементарное различение, сравнение и определение прово­дятся и в курсе зоологии. При изучении каждого типа, показы­вая многообразие, проводят сравнение изучаемого животного с ранее изученными и обращают внимание на отличительные признаки. Большие возможности для упражнения в определении отрядов открываются в особенности при изучении темы «Члени­стоногие». Эти умения по морфологии и систематике послужат опорой для умения делать экологические определения во всех курсах биологии.

Развитию умений экол-го характера способствуют наблюдения, сбор живого материала в природе, на экскурсиях, выполнение летних заданий по ботанике, зоологии и общей био­логии. Умения анатом-го порядка закл-ся в постепенном овладении навыками пользования микроскопом, самост.приготовления препаратов, расчленения органов. Значительную сложность представляет системат-е развитие умений физиол-го хар-ра. Уже элементарная фиксация простейших наблюдений дома над прорастанием семян в разных усл-х вырабатывает первичные навыки в по­становке физиол-го эксперимента. Следующий опыт с проращиванием семян приучает уч-ся к измерению роста корневой и наземной части проростка в определенное время. При всех заданиях физиол-го хар-ра - наблюде­нии, эксперименте - необходимо приучать к точному сопостав­лению опыт. и контроль. растения или жив-го и точному измерению изменений (линейному и весовому). Для пра­вильной организации наблюдений имеют большое значение кар­точки-таблички, графы которых нужно в процессе наблюдения заполнить.

Все практические работы связаны с общими понятиями, постепенно развивают натуралистические умения и в то же время практикуют знания. Практик-е понятий, умение ими пользоваться в реш-ии практич.за­даний предусматривается задачами, упр-ми и разви­тием умений.

Все эти умения и навыки, образуемые в связи с развитием понятий по ботанике и зоологии, могут быть сведены к практическим умениям, общим для всех биологических курсов. При изучении курса анатомии, физиологии и гигиены чело­века приобретаются умения и навыки личной и общественной гигиены, гигиены труда, оказания элементарной 1-й помощи при несчастных случаях.

Самост.работы уч-ся не явл-ся каким-то особым метод.средством активизации их учеб­.д/ти. Они тесно связаны с биол. понятия­ми, являясь примен-м и закрепл-м их в практике. Это примен-е понятий приучает уч-ся к оперированию ими в жизни, в работе, в объяснении явления и при овладении но­выми знаниями.

Общий обзор содержания школьной биологии по курсу «Зоология» В 7 и в 8 классе изучается зоология. Перед уч-ся раскрывается многообразие животного мира в связи с усл-ми сущ-я, начиная с простейших и кончая млекопитающими. Содержание зоологии построено по темам, посвященным изучению типов беспозвоночных и классов позвоночных живот­ных. Изучение животных идет в эволюцион­ном порядке от простейших к млекопитающим. В каждой теме изучается типичное в биологическом отношении животное. Уч-ся получают многостороннее понятие о животном. Курс имеет сложный состав, в него входят элементы морфологии, анатомии, физиологии (обмен· веществ), экологии (приспособ­ленность к среде), эмбриологии, систематики и филогении. Кроме того, выясняется роль животного в природе и народном хоз-ве. Наряду с изучением типичного животного для данного типа или класса уч-ся кратко знакомятся и с др. хар-ми жив-ми. В практике преподавания зоологии в школе нередко выпа­дают существенные вопросы, на них обращается внимание лишь в отдельных темах. Н/р, обмен в-в дается недостаточно четко, что м. привести к гибели жив-х в уголке живой природы. Изучение обмена в-в каждого жив-го связано с экологическими вопросами (биогеоценоз, цепи питания). Морфология животных изучается в связи со средой обита­ния. Изучение анатомии животных, рассмотрение тканей, орга­нов, Систем органов и взаимосвязи их в организме служит -основой для понимания эволюции и усложнения жив-го организма. Срав-е строения жив-х из темы в тему по системам органов укрепляет сравнительно-анатомические знания док-в эволюции. Изучение классификации жив-х начинается с первых же уроков, поскольку учащиеся в 6 клас­се знают виды, роды, сем-ва, подклассы, классы и группы (отделы) растений. Уч-ся на уроках м. провести по карточкам практическую работу по определе­нию распространенных бабочек, жуков - вредителей культурных растений. Элементарные упр-я и упоминания о систематических единицах в каждой теме помогутзапомнить их соподчинение.

Значимость изучения зоологии в глазах уч-ся повысится, если уч-ль сообщит некоторые сведения из области бионики. При изучении каждого типа жив-го м.показать «совершенство» строения организмов с т.зрения техники. В мировоззренческом отношении очень важно дать представление о роли жив-го мира в природе и значении зоологических знаний для народного хоз-ва, развития техники и в жизни каждого человека.

Последняя тема – «Развитие животного мира на Земле» - подводит итог курсу зоологии. Кол-во часов позволяет кратко рассказать об искус. и естеств. отборе, относительном хар-ре приспособленности и историческом возникновении. Устанавливается параллельность развития жив-го и растительного мира. Целесообразно было бы иметь в конце курса объединенную тему «Развитие растительного и животного мира». Практика нек-х школ показала, что такое изуч-е плодотворно, т.к. позволяет сделать общебиол.выводы. Зоология изуч-ся во 2-м полугодии 7 класса и в 8 классе, что позволяет весной дать задания на лето по наблюдению за насекомыми и сбору биол.коллекций. Рез-ты сборов и наблюдений исп-ся на уроках осенью.

По сод-ю зоология отлич-ся от курса ботаники тем, что он построен наизуч-ии отдельных типичных жив-х без предварит.ознакомл-я со строением и физиологией жив-го организма. И это естественно, потому что общее понятие об организме и его жизненных функциях уча­щиеся получили в курсе ботаники 6 класса, в теме «Основные группы растений в 7 классе они подведены к пониманию систематики и филогении. Кроме того, животные, особенно бес­позвоночные, имеют весьма своеобразное строение. В пре­подавании зоологии важнейшее значение имеет использование живых организмов и натуральных пособий: препаратов, чучел, скелетов. Особенное значение имеет изучение не только внешнего, но и внутреннего строения животных.

Одни и те же методы обучения на уроках в 8 классе при­меняются более продолжительно, чем в 6 классе, в зависимости от возрастных психических особенностей уч-ся. Уже во 2-м полугодии 7 класса, а в 8 классе особенно, уч-ся становятся спокойнее, вдумчивее, они уже могут более длитель­ное время и более внимательно слушать и наблюдать. Появля­ется большая самост-ть мыслить, рассуждать, док-ть. Специфичны и воспит-е возможности в преподавании зоологии. В связи с накоплением знаний о жив-м мире в сопоставлении с ранее изученным растит. миром зна­чительно расширяются возможности миропонимания природных явлений в целом.

 

Билет 8 Воспитание и развитие мышления на уроках биологии Мировоззрение формируется вместе с развитием мышления уч-ся. Биология в диалектико-мате­риалистическом освещении не только объясняет мир, но и явля­ется руководством к действию и преобразованию органического мира. Такое сод-е биологии дает пищу детскому уму, заставляет логически мыслить, делать сопоставления, выводы, широкие обобщения и решать дидактические задачи. Этому способствует осмысливание фактов, взаимосвязей явлений. Осмыс­ливание приводит к сознательности в усвоении уч-ся учеб. мат-ла и прочности его запоминания. Сознательные знания учащиеся получают при активном мыcлительном про­цессе, а не путем механического запоминания.

Изучение учебного материала с целью приобретения созна­тельных и прочных знаний требует от учащихся большой само­стоятельной умственной работы под систематическим руководством уч-ля.

Необходимо глубокое осмысливание действительности, умения разобраться в происходящих событиях, анализировать факты и обобщать их. Мышление человека нераздельно с его мировоззрением. Поэтому воспитание основ диалектико-тери­алистического мировоззрения подрастающих поколений неотде­лимо от развития мышления. Знания учащихся будут осознаннымй и прочными только при их активном самост. мышлении. Преподавание биологии имеет все данные для систематиче­ского развития мышления учащихся. При изучении биологии они знакомятся с конкретными фактами, доступными наблюдению и сравнению, имеют возможность устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости, делать умозаключения. Наряду с этим они знакомятся с биологическими закономерностями и научными идеями.

Заранее продуманный ход урока, его структура, логика изло­жения материала уч-лем развивают их мышление. Многое за­висит от того, насколько уч-ль, излагая мат-л, обращается к мысли уч-ся, умеет будить эту мысль. Возникновение вопроса у уч-ся - это уже первый признак зарождающейся мысли. Далее следует стимулировать ее развитие, завершить обобщением и закрепить посредством упражнения или осущест­вления на практике.

Существует два логических пути мышления, которыми и пользуется учитель: индуктивный и дедуктивный. Они включают в· себя необходимые в процессе обучения биологии логические· операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирова­ние, обобщение. Дедуктивный путь ведет от общих положений, принципов к разъяснению отдельных фактов или подтверждению общих поло­жении фактами. Дедукция применяется при анализе и тесно с ним связана. Индуктивный путь ведет от фактов к обобщению к установлению принципа. Индукция связана с синтезом и способствует обобщающим умозаключениям.

В процессе преподавания необходимо развивать у уч-ся спос-ть к индук. и дедук. мышлению, разви­вать у них умение и анализировать и синтезировать при любом методе преподавания. Уч-ль, не обращающий внимания на логический ход своей мысли и мысли уч-ся, часто совершает грубую ошибку, oгpa­ничиваясь в изложении материала и в ответах уч-ся обрыв­ками мысли, не давая ей законченности, завершения. На уроках биологии больше приходится иметь дело с расчленением целого, т. е. с анализом, но тем более необходимо в системе приучать детей к синтезу - обобщению. Для развития мышления очень важны вопросы, требующие сравнения ранее пройденного материала с новым, настраиваю­щие на размышление, заставляющие применять знания к объ­яснению фактов и явлений. Именно сравнение учит и застав­ляет ученика думать, после чего уже приходит формулировка, закон как символ явления. Учитель, желающий развить мышление уч-ся, прежде всего должен обращать особое внимание на свою систему, задавать вопросы и вести беседу на уроке. Содержательность, логичность, продуманность ответов уч-ся зависят о от постановки вопросов и от самост. под­готовки уч-ся. Поэтому развитие самостоятельного мыш­ления тесно связано с их работой по выполнению ДЗ.

 

Т.о., у учителя большой арсенал возможностей, развивающих мышление учащихся: 1)логика построения урока, индуктивная или дедуктивная, с постановкой проблемы, ее решением и выводами; 2)постановка вопросов, требующих сопоставлений, размышле­ний, связи новых знаний со старыми, доказательств, умозаключений;

 

3)задания при проведении практических работ, опытов и на­блюдений, требующих решения задачи; 4)анализ признаков морфологических, физиологических, эколо­гических и др., сравнение, установление сходства и различия; синтез, выводы, обобщения, умозаключения, суждения. Все эти вопросы будут рассмотрены в следующих главах. 5)Каждый метод преподавания непременно связывают с рабо­той мысли учащихся, что активизирует их учебную деятельность. 6)Учитель предусматривает возможности практикования зна­ний, применения их учащимися при объяснении, показе и в практической работе, т. е. воспитывает самост-ть в д/ти.

Система форм преподавания биологии. Взаимосвязь форм преподавания Преподавание биологии успешно толь­ко в том случае, если работа учителя с учащимися во всех ее формах представляет целенаправленную систему обучения и воспитания, развивающую в единстве биологические понятия, диалектико-материалистическое мировоззрение, мышление и навыки самостоятельной практической работы.

В школе обучение и воспитание учащихся осущ-ся в определенных формах организации учебной работы. Форма преподавания – это организация уч-познав. д/ти уч-ся, соответст­вующая различным усл-м ее проведения, используемая уч-лем в процессе воспитывающего обуч-я.

 

Основной формой учеб.работы для всёх предметов, из­учаемых в школе,явл-ся урок. На уроках преподается учеб.мат-л, определенный государственной программой и в значительной ·степени учебником. Посещение уроков уч-ся обязательно. Возникшие вначале как необязат. внеклассные и внешкольные занятия и экскурсии постепенно вошли в_преподавание в кач-ве непременных компонентов. В настоящее время принята система форм орг-ции учеб.работы с уч-ся по биологии:_уроки_и связанные с ними обязат. Экскурсии, домашние работы, обязат. Внеуроч. работы (в уголке живой природы, на учебно-опытном участке и в природе) и необязат. внеклассные занятия (индивидуальные, круж­ковые и массовые).

На уроках в классе осущ-ся преподавание всего предмета биологии. Уроки располагаются по темам курсов в определенной последовательности. На уроках биологии уч-ль применяет все учеб. методы: cловесные, наглядные и практич-е. Экскурсии знакомят с раст-ми и жив-ми в приро­де в естеств. группировке, или в с/х-ном производстве, или в музеях. Они или вводят в изучаемый комплекс понятий, или закреп­ляют, уточняют, углубляют, обобщают уже сложившиеся по­нятия.

Очевидна связь уроков и с дом.работами, осо­бенно с заданиями экспериментального характера. Уч-ся ставят дома несложные опыты и проводят наблюдения. Особый интерес представляют предварительные дом.работы. Помимо paбот экспериментального порядка, м.б. даны задачи, вопросы для размышления, для повтор-я ранее пройден. мат-ла. Внеурочные работы сложнее домашних: для их проведения требуются определенные растения,_ спец. приборы и другое оборуд-е. К внеурочным работам отн-ся работы: в уголке живой природы; на школьном учебном участке и в природе по заданиям на лето.

Большое распро­странение имеют необязательные, добровольные формы внеклассных занятий с уч-ся: индивид.работы, внеклас.чтение, работа кружка. Внеклассная работа строится на основе и в связи с учеб. мат-лом, но по свободно выбранной тематике.

М. привести п/р из курса анатомии, физиологии и гигиены человека. При изучении тем «Кровь» и «Кровообр-е» уч-ль ис­п-т на уроках многообразные методы: беседу, рассказ, демонстрации опытов, таблиц, практические заня­тия. Одновременно уч-ль дает задания группам уч-ся, к-е они выполняют во внеурочное время: поставить опыты с диффузией и осмосом жидкостей; приготовить препа­раты свежей крови чел-ка и лягушки; провести определение групп крови; изготовить самодельный кардиограф; выяснить опытами влияние различных веществ на работу сердца лягушки; научиться оказанию первой помощи при ранении артерий, вен; наблюдать за пульсом в лучевой и сонной артериях. Сообщения уч-ся о рез-тах опытов и набл-й вкл-ся в объяснение уч-лем нов.мат-ла.

 

Модели, приборы, изготовленные на внеклассных занятиях, в кружке, тоже используются на уроке; с помощью круж­ковцев демонстрируются приемы оказания первой помощи. В излож-е нов. Мат-ла вкл-ся сообщения чле­нов кружка юных физиологов.

 

При возможности уч-ль проводит экскурсию в одно из учреждений, как Институт переливания крови, Музей санитарии и гигиены, Музей здравоохранений. На уроках он дает уч-ся вопросы по сод-ю экскурсии, при излож-ии нов.мат-ла указывает, какие вопросы на ней будут расширены и углублены. После экскурсии уч-ки готовят отчеты, сопровождая их необходимыми зарисовками и схемами. Лучшие отчеты исп-ся при повторении. _

Во всем этом видна прямая и обратная связь уроков со всеми другими формами учебной работы. Особое не только познавательное, но и воспитывающее значение имеет именно обратная связь, когда рез-ты работ уч-ся включаются в урок как ист-к знания и когда сами уч-ся демонстри­руют и объясняют рез-ты своих работ. К сожалению, в практике школ еще мало внимания обращается на обратную связь форм с уроком.

Урок – центральное ядро всего процесса воспитывающего обучения, охватывающего все формы организации учеб.работы по предмету.

На уроках развиваются научные биол. понятия и практические умения, они продолжают развитие и в дом. работах, и на экскурсиях. Соответственно продуманные вопросы и задания, требующие сопоставления знаний, выводов и решений, способствуют раз­витию самост. мышления.

Общий обзор содержания школьной биологии по курсу «Человек и его здоровье» Курс Человек и его здоровье объединяет основы анатомии, физиологии и гистологии, синтезируя их со сведениями из медицины и гигиены. Вместе с тем в него входят элементы цитологии, физ-ры и истории изучаемой науки. Осн. и ведущим компонентом сод-я служит физиология. Уч-ся получ. систему науч. знаний о стр-ии и ж/д-ти чел. организма, о единстве формы и ф-ции, об организме чел-ка как едином целом, объеди­няемом нерв. и гуморальной системами, о связи с окр. средой, обмене в-в и превращениях эн-гии, к-й они обладают.

В программу по анатомии, физиологии и гигиене человека вкл-ны элементар. сведения о кл-ке и ее компонентах на молекул. уровне, о пол. клетках чел-ка, о разви­тии чел. зародыша, материальных основах наследственности. Курс Человек и его здоровье призван вооружить уч-ся умениями и навыками, помогающими укреплять и сохранять здоровье, правильно организовать труд и отдых, активно участв-ть в борьбе за общ. гигие­ну и санитарию, оказать первую помощь в случае надобности.

Курс начинается одночасовым введением о задачах, предмете и значении наук анатомии, физиологии и гигиены. Затем прово­дится общее знакомство с организмом чел-ка. В послед. темах рассм-ся системы органов. Заканчивается курс темой «Развитие чел-го организма» и «Закл-м». В теме «Развитие чел-го организма» даются сведения об индивид. развитии чел-ка, вызывающие большой интерес уч-ся. Рассм-ся вопросы физиологии растущего организма при изучении различ. систем чел-­го тела: особенностей костно-мышечной системы у детей и ее гигиена, работы сердца и др. Преследуются цели изучения организма чел-ка как единого целого. Поэтому курс начина­ется темой «Общее знак-во с организмом чел-ка».

Стр-ра сод-я тем, в к-х рассм-ся системы органов, в бол-ве случаев сходна. После указа­ния общего значения системы органов или отдель. органа даются морфол-е сведения, необходимые для главного ­выяснения физиолог. ф-ции. Д-ть кажд. системы органов или органа освещается на основе нерв.и гумораль. регуляции

Важнейшие общебиол. понятия продолжают развив. применительно к чел-ку в 9 классе и ко всему орг.миру в куpce общей биологии. Т.о., сод-е анатомии, физиологии и гигие­ны человека предоставляет большие возм-ти для понима­ния уч-ся закон-тей жизни и развития чел-го организма и усл-й охраны его здоровья и труда.

Положение анатомии, физиологии и гигиены чел-ка в ряду др. биол. курсов соответ-т возрасту и развитию школьников. Особ-ти сод-я и возраста учащихся 9 класса определяют весь процесс преподавания рассм-го курса. Многие вопросы становятся понятными для уч-ся только в рез-те проделанных ими прак. работ или прове­дения опытов как н/р при изучении различ. видов тканей, opгaнов кровообр-я, действия пищ-х соков, стр-я почек, функции нерв. системы. (нервно-мы­шечный препарат, выработка условных рефлексов) и др.

Сод-е курса позволяет приблизить изучение его уч-ся к собств. организму провед-м самонаблюде­ний. Н/р, набл-я за изменением пульса при различ­. работе, коленного рефлекса, показ местоположения костей мышц, органов на самих себе не сложны, но очень важны, потому что дают уч-ся лучшее представление о физиол. процессах, происходящих в их собств. организмах, повышают интерес к предмету, побуждают активно мыслить и рассуждать, позволяют лучше разбираться в стр-ии чел-го организма и его органов, глубже понять взаимосвязь стр-я и ф-ии. С этой же т.зр. положительными явл-ся прак. работы санитарно-мед-го хар-ра, как: приемы первой помощи при переломах, при артер. и венозном кровотеч-х, определение пульса, приемы искус. дыхания.

Билет 9 Система воспитывающего обучения биологии при формировании мировоззрения Учеб.предмет способствует воспит-ю науч. мировоззрения. Такое мировоззрение формирует у чел-ка систему науч­ных представлений и понятий, которая определяет его отноше­ние к окр.миру и поведение в общ-ве.

Ядро всякого мировоз-я сост.философ.взгля­ды. Философ.основой мировоззр., объясн-го закон-ти природы, является диалект.материализм: диалектич.метод познания явл-й природы и материалист. толкование их.

На долю биологии выпадают задачи в формир-ии науч.мировоззр. уч-ся.

Основным предметом биологии в сред.школе является изучение различ­ных форм живой материи на всех ступенях ее организации. Но материя неотделима от движения. Движ-е есть способ сущ-я материи.

Cогл-но особенностям диалект.метода по­знания каждое явление живой природы рассм-ся в неразрывной связи с другими явлениями, в развитии - движении - от простого к слож­ному, от низшего к высшему, с раскрытием противоречивого характера протекающих при этом жизненных процессов.

Уч-ль д.давать научное объяснение явлений природы и приучая детей правильно понимать их, т. е. устанав­ливая органическую связь изучаемого фактического материала с мировоззренческими вопросами.

Одно из основных положений биологии - целостность жизни организма. Это положение в его диалектико-материали­ст.понимании должно быть руководящим в школ.биологии при объяснении явлений живой природы.

Положение о целостности жизни организма обязывает уч-ля преодолеть формально-аналитический подход. Следует обра­щать внимание на взаимосвязь организмов со средой. Необходимо изучать и раст-я, и жив-х в экол.освещении, показывая их связи в биоценозах, «цепи питания». Жизнь организмов д.б.показана в динамике, изменчивости. Понимание целостности жизни тесно связано с изучением организмов и их органов в развитии. Важно изучать семя, клубень, луковицу, корневище не только в сост-ии покоя, но и в развитии. Изучая основные отделы растит. и типы жив-го мира, уч-ся д.получить элементарные понятия об эволюции орг.мира.

Каждый организм в течение жизни развивается, качественно изменяясь под влиянием внутр.и внеш.причин. Разви­тие организмов в природе в целом происходит в борьбе проти­воположных явлений. Многие явления в жизни орга­низмов становятся понятнее и лучше запоминаются при сопо­ставлении и показе их противоречивого хар-ра, приходит понимание развития в природе через единство и борьбу противоположностей.

Биология как учебный предмет представляет искл-ю ценность для воспитания материалист.мировоззр., т.к. ее мат-л является доступным наблюдению и требует логических выводов на основе наблюдаемых фактов и явлений.

Один из существенных вопросов в воспитании мировоззре­ния - связь теории с практикой. Живой организм как целое, связь строения с функцией, взаимосвязь растений и жи­вотных со средой - все эти понятия приводят к правильному пониманию с/х-й практики.

На начальной сту­пени изучения их самое важное - подготовить сознание учащих­ся к восприятию объективной закономерности процессов в истории природы и общества.

Урок – основная форма преподавания биологии. Система уроков в теме Урок - основная форма организации учебно-воспитательной работы уч-ля с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом детей – по гос. программе, твердому расписанию и в школ.помещении.

На уроках биологии уч-ся под руководством уч-ля систематически и последовательно соответственно гос. программе приобретают теоретич. Занния и практич.умения и навыки, а также элементы всестороннего развития личности. На уроках заклад-ся фундамент мировоззрения молодого поколения. Основной учеб. мат-л изучается на уроке, с ним свя­заны другие формы преподавания биологии. На уроке выявляется необходимость проведения экскурсий, постановки опытов и наблюдений в живом уголке, проведения внеклас.чтения; используются рез-ты всех форм работы с уч-ся. Именно на уроке решаются основные задачи обучения и воспитания. Содержание его должно отвечать требованиям науч-ти и доступ-ти, иметь идейную направ-ть ­ и способствовать воспитанию у уч-ся ­мировоззрения. Большое внимание учль уделяет определению объема учебного материала. Изуч-е нов.мат-ла идет в органической связи с пройденным. Этим достиг-ся планомерное и послед-е развитие биол. понятий. На уроках под руководством уч-ля учащиеся переходят от познания единичных фактов к их обобщению, к сущности явле­ний, другими словами, учатся логически мыслить.

Вместе с тем учитель при выборе методов проведения урока предусматривает постепенно растущую из темы в тему, из клас­са в класс степень самостоятельности уч-ся.

Каждый биол. курс состоит из ряда тем программы в последовательности, определяемой логикой их содержания. Тема объединяет логически связанные вопросы, изучаемые на отдельных уроках. Т.о. каждая тема программы представляет систему логически связанных уроков. В начале года проводят отдел.вводные уроки ко всему курсу. На этих уроках дается представление о соответствующем разделе биол.науки, о содержании предстоящего для изучения курса и методах, какими он будет преподаваться. В больших по количеству отведенных часов темах различают уроки: 1) вводные, 2) раскрывающие сод-е темы и 3) за­ключительные (обобщающие).

Посамому существу урок и его проведение определяется учеб.сод-м, которое зависит от состава знаний, опре­деляемых темой программы, и кол-вом часов, отведенных на ее изучение.

Уроки м.различаться по понятиям (анатомические, мор­фологические, филогенетические и др.) и связанным с ними методам (практическим, наглядным, словесным). В основном материал, уроков в теме может распределяться по основным понятиям.

Система уроков в теме, определяемых по понятиям, дает возм-ть уч-лю все время держать в сфере своего внима­ния сочетание понятий и их планомерное развитие в теме. Pacположение, последовательность уроков в теме зависит от цели, поставленной перед темой, и логики развития содержания.

Характерно для биологии, что изучение тех или иных поня­тий для лучшего усвоения учащимися,требует определенных методов. Анатомич-е, морфолог-е и системат-е – практич.методов (определение, расчленение, натураль.объектов, рассмотрение препаратов); физиологические и эколо­гические - наглядных методов (демонстрация опытов, кино, схем). Сложные понятия по всей теме и общебиол. в плане развития их из темы в тему, из курса в курс - словесных методов (сопоставлений, сравнений, обобщений). Выделяют в каждой теме закл-е ­обобщающие уроки. На каждом уроке изучается то или иное понятие соответств.сод-ю методами.

Составляется план преподавания каждой очередной темы. Уч-ль приступает к состав­лению его заблаговременно, с учетом срока, необходимого для проведения длит.экспериментов и наблюдении, а также своеврем.й подготовки к экскурсиям и внеклас.меро­приятиям. План темы в основном предусматр.всю систему уроков, логику развития сод-я, виды методов, подготовку посо­бий. Нужно продумать хар-р предварит. дом. и внеуроч.работ и лит-ру для внеклас­.чтения. Уч-ль продумывает последовательное разв-е понятий и практич. умений, а также возможности воспит-я на мат-ле того или др.урока и делает еоответствующие замечания к тематическому плану.

Поэтому очень важно начuнать каждую тему и отдельные уроки с интересного вопроса, постановки проблемы, с освещения необычной стороны жизни живот­ного, привлекающей внимание уч-ся. Так, лягушку можно представить как «мученицу науки», опыты с которой послужили ученым для многих открытий в обл-ти изучения нерв.сис. и др.вопросов биологии. Изуч-е отряда хищных инте­ресно начать с собаки, заслужившей памятник, поставленный И. П. Павловым в Ленинграде. Собака - друг, спутник чело­века с доисторических времен. Она и первый космонавт. Пчела I1нтересна тем, что в истории человечества сыграла большую роль. Ее ульи заменяли «сахарные заводы и электростанции», Вместо сахара люди питались медом. Громадные здания, двор­цы, храмы, дома освещались в течение столетий восковыми све­чами. Тему «Птицы» можно начать с их полета: тему «Рыбы» с мечты чел-ка о подводном плавании; тему «Пресмыкающие­ся» - с древнейших пресмыкающихся. Это не только может сра­зу пробудить интерес уч-ся к уроку, но и заставит прочитать доп. лит-ру.

Общий обзор содержания школьной биологии по курсу «Общая биология» Курс общeй биологии в 10-11классах завершает биол. образование уч-ся, оканчивающих среднюю школу. Он раскрывает осн. законы жизни, индивид. и историч. развития организмов, знакомит с замеча­т-ми открытиями послед. лет в изучении биол. явл-й и процессов на клет., молекул. и субмолекулярном уровне, с дальнейшими перспективами биол. науки, показывает исп-е законов наслед-ти и синтеза белка в нар. х/ве, медицине и технике, осве­щает закон-ти жизни на всех уровнях ее организации изучаемых биологией. Курс предусм-т изучение процессов, проте­кающих в клетке и тканях, на молек. и субмолек. уровне, расширяя знания уч-ся, полученные в курсе человек и его здоровье. Вкл-т све­дения об обмене в-в на основе данных биохим. иссл-й, знакомит с новейшими методами иссл-й ученых, предлаг. изучение генетики и селекции на уровне совр. науки, освещ. роль гене­тики для мед-ны, знакомит с осн. свед-ми из экол-и ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.