Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правовые аспекты государственного и муниципального управления





ПРЕДИСЛОВИЕ

Экономическое развитие страны сегодня невозможно без силь­ных, профессионально действующих органов управления, которым необходимы специалисты, имеющие современное системное эко­номическое образование, знающие специфику экономики терри­торий и отраслей, способные оценить ее потенциал, умеющие управлять инновационными процессами, собственностью, владе­ющие методами формирования бюджетов, способные определить стратегию социально-экономического развития субъекта РФ, му­ниципального образования, отдельного комплекса или отрасли экономики. Профессиональное образование кадров государствен­ного и муниципального управления — одно из приоритетных на­правлений государственной кадровой политики. В соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной и муниципальной службе была открыта новая специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление», которая утверж­дена приказом Госкомвуза России от 5 марта 1994 г. № 180.

Область профессиональной деятельности специалиста-менед­жера — обеспечение рационального управления экономическими и социальными процессами, организация систем управления, со­вершенствование управления в соответствии с тенденциями соци­ально-экономического развития. Требования к образованности специалиста диктуют необходимость знания основ многих гума­нитарных и социально-экономических наук, умения научно ана­лизировать социально значимые проблемы и процессы, использо­вать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Он должен быть способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профес­сиональных функций, проанализировать свои возможности, а так­же находить нестандартные решения типовых задач и уметь решать нестандартные задачи. От него требуется знать принципы систем­ного анализа, уметь строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качест­венный и количественный анализ. Кроме того, он должен на на­учной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) инфор­мации, применяемыми в сфере его профессиональной деятель­ности. Все перечисленные знания, умения и навыки студент может получить как в процессе теоретического обучения, так и в ходе са­мостоятельных научных исследований.

3


Определенную информацию о структуре и содержании знаний можно получить из анализа ГОС 2000 г. по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление». Так, федераль­ный компонент ОПД и СД составляет в сумме 4000 ч (2000 + 2000), из них дисциплины экономические — 27,5%, управленческие — 65,0%, правовые — 7,5%. Исследование потребности в содержа­тельной части образования специалистов-практиков позволило установить рациональную структуру знаний, которая составляет по блокам соответственно 30, 40 и 30%.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образо­вании»1 освоение образовательных программ высшего професси­онального образования завершается обязательной итоговой аттес­тацией выпускников. По положению об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденному приказом № 1155 от 25 марта 2003 г. министром образования РФ и зарегистрированному Минюстом России 5 мая 2003 г. за № 4490, целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образо­вания (включая федеральный, национально-региональный ком­поненты, а также компонент образовательного учреждения). К ви­дам итоговых аттестационных испытаний итоговой государствен­ной аттестации выпускников высших учебных заведений относятся защита выпускной квалификационной работы и госу­дарственный экзамен.

В учебном пособии предложена программа комплексного госу­дарственного экзамена по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление», которая содержит 117 теоретичес­ких вопросов и типовые задачи по 15 дисциплинам, а именно: по праву (теория государства и права, конституционное, гражданское, административное, трудовое и муниципальное право РФ), эконо­мике (экономическая теория, макроэкономика, основы социаль­но-экономического прогнозирования) и управлению (теория управления, социология управления, региональная экономика и

1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Вер­ховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 30. Ст. 150; 1997. № 47. Ст. 5341; 2000. № 30. Ст. 3120. № 33. Ст. 3348; 2002. № 7. Ст. 631; № 12. Ст. 1093; № 26. Ст. 2517; № 30. Ст. 3029.

4


управление, управление общественными отношениями, террито­риальная организация населения, система государственного и му­ниципального управления).

Вторая составляющая итоговой аттестации — защита диплом­ных проектов, которые должны отражать современные достижения отечественной и зарубежной управленческой мысли, основывать­ся на теоретических положениях и фактических материалах о го­сударственном администрировании, государственной и муници­пальной службе, исходить из реальной действительности на прак­тике государственного и муниципального управления. Они призваны показать умение выпускников исследовать проблемы государственного и муниципального управления, формулировать и аргументированно обосновывать выдвигаемые положения и те­зисы, делать обобщающие выводы и заключения, обосновывать практические рекомендации.

Цель данного учебного пособия состоит в оказании помощи студентам, обучающимся по специальности 080504 «Государствен­ное и муниципальное управление», в успешном прохождении про­цедур итоговой государственной аттестации.

Учебное пособие создано преподавателями Мордовского госу­дарственного университета им. Н.П. Огарева: Е.Г. Коваленко (отв. ред.), Л.А. Кормишкиной, А.Р. Ереминой, СВ. Баландиной, Ю.А. Беловой, Г.М. Зинчук, С.А. Кочетковой, СИ. Масловой, С.Г. Пилипенко, Т.М. Полушкиной, О.М. Родионовой, С.Г. Рябо­вой, Т.И. Седашкиной, Т.М. Тишкиной, О.Ю. Якимовой.


Глава 1

КОМПЛЕКСНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОМПЛЕКСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Выпускники высших учебных заведений по специальности «Государственное и муниципальное управление» для получения диплома о высшем образовании должны выдержать итоговые ат­тестационные испытания, включающие комплексный государ­ственный экзамен и защиту выпускной квалификационной рабо­ты — дипломного проекта.

В соответствии с положением об итоговой государственной ат­тестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным приказом Минобразования России № 1155 от 25 марта 2003 г., к итоговым аттестационным испытаниям допускается лицо, ус­пешно завершившее в полном объеме освоение основной образо­вательной программы по направлению подготовки (специальнос­ти) высшего профессионального образования, т.е. успешно про­шедшее все текущие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом (экзамены, зачеты, курсовые работы, контроль­ные работы и отчеты о практиках и др.).

Комплексный государственный экзамен, предусмотренный го­сударственным образовательным стандартом 2000 г. по специаль­ности «Государственное и муниципальное управление», является междисциплинарным экзаменом. Программа государственного экзамена разрабатывается и утверждается высшим учебным заведе­нием с учетом рекомендаций Учебно-методического объединения вузов РФ по менеджменту. Состав учебных дисциплин ГОС, а так­же основное назначение, профессиональный потенциал и квали­фикация выпускников предопределяют включение в содержание итогового междисциплинарного экзамена трех блоков дисцип­лин:

1) правовые:

• теория государства и права;

• конституционное право РФ;

• гражданское право;

б


• административное право;

• трудовое право;

• муниципальное право РФ;

2) экономические:

• экономическая теория;

• макроэкономика;

• территориальная организация населения;

• региональные рынки;

• основы социально-экономического прогнозирования;

3) управленческие:

• теория управления;

• социология управления;

• региональная экономика и управление;

• управление общественными отношениями;

• система государственного и муниципального управления. Программа комплексного государственного экзамена приведе­на в разд. 1.2 учебного пособия.

Государственный экзамен принимается Государственной аттес­тационной комиссией (ГАК), которую возглавляет председатель. Он организует и контролирует деятельность комиссии, обеспечи­вает единство требований, предъявляемых к выпускникам. Пред­седателем государственной аттестационной комиссии утверждает­ся, как правило, лицо, не работающее в данном высшем учебном заведении, из числа докторов наук, профессоров соответствующего профиля. Утверждение осуществляется федеральным органом ис­полнительной власти, в ведении которого находится данное выс­шее учебное заведение.

Состав ГАК формируется из профессорско-преподавательско­го состава вуза и специалистов, приглашаемых из сторонних орга­низаций, — специалистов органов государственного и муници­пального управления, ведущих преподавателей и сотрудников других вузов и научно-исследовательских институтов. Состав ГАК утверждается ректором вуза.

Основными функциями государственной аттестационной ко­миссии являются:

• определение соответствия подготовки выпускника требовани­ям государственного образовательного стандарта высшего про­фессионального образования и уровня его подготовки;

• принятие решения о присвоении квалификации по результа­там итоговой государственной аттестации и выдаче выпускни-

7


ку соответствующего диплома государственного образца о

высшем профессиональном образовании; • разработка рекомендаций, направленных на совершенствова­ние подготовки студентов, на основании результатов работы

государственной аттестационной комиссии.

Порядок проведения государственных аттестационных испы­таний разрабатывается высшим учебным заведением и доводится до сведения студентов всех форм получения образования не позд­нее чем за полгода до начала итоговой государственной аттестации. Студенты обеспечиваются программами государственных экзаме­нов, им создаются необходимые для подготовки условия, прово­дятся консультации.

Результаты комплексного государственного экзамена опреде­ляются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «не­удовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформле­ния в установленном порядке протоколов заседаний экзаменаци­онных комиссий.

Решения Государственной аттестационной и экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым боль­шинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя и участии не менее двух третей их состава. При рав­ном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса.

Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний целесообразно назначать не ранее чем через 3 месяца и не более чем через 5 лет после прохождения итоговой государственной ат­тестации впервые. Повторные итоговые аттестационные испыта­ния не могут назначаться высшим учебным заведением более двух раз.

Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в дру­гих исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговые аттес­тационные испытания без отчисления из вуза.

Дополнительные заседания государственных аттестационных комиссий организуются в установленные высшим учебным заве­дением сроки, но не позднее 4 месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине.

8


ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Теория государства и права

1. Понятие и признаки государства.

2. Формы государства: понятием основные элементы.

3. Механизм государства: понятие, признаки, составляющие элемен­ты.

4. Функции государства.

5. Право: понятие, признаки^ принципы, функции.

6. Реализация права: понятие, основные формы.

7. Правонарушение и юридическая ответственность.
Конституционное право РФ

1. Понятие, форма, виды и юридические свойства конституции.

2. Конституция Российской Федерации: структура, особенности со­держания, порядок пересмотра и внесения поправок.

3. Понятие и основные черты конституционного строя Российской Фе­дерации.

4. Понятие и формы народовластия: общая характеристика.

5. Понятие и принципы конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации.

6. Понятие и классификация конституционных прав, свобод и обя­занностей человека и гражданина в Российской Федерации.

7. Гражданство Российской Федерации: понятие, правовое регулиро­вание, основания и порядок приобретения и прекращения.

8. Федеративное устройство российского государства.

9. Система органов государственной власти Российской Федерации: общая характеристика.

Административное право РФ

1. Предмет, методы и система российского административного права.

2. Основы административно-правового статуса граждан Российской Федерации.

3. Понятие и система государственной службы в Российской Федера­ции.

4. Принципы государственной службы.

5. Правовой статус государственных служащих.

6. Понятие и признаки административного правонарушения.

7. Понятие и система административных наказаний.

8. Производство по делам об административных правонарушениях.
Гражданское право РФ

1. Гражданское право: предмет, функции, понятие и система.

2. Источники гражданского права: понятие, виды, действие.

9


3. Гражданские правоотношения: понятие, элементы, виды.

4. Субъекты гражданских правоотношений.

5. Объекты гражданского права.

6. Сделки. Представительство. Доверенность.

7. Право собственности и ограниченные вещные права. Способы их защиты.

8. Обязательственное право. Договоры.
Трудовое право РФ

1. Понятие и содержание трудового договора.

2. Порядок изменения и расторжения трудового договора.

3. Рабочее время и время отдыха: понятие, виды, правовое регулиро­вание.

4. Заработная плата как экономическая и правовая категория. Методы регулирования заработной платы. Системы оплаты труда.

5. Охрана труда.

6. Дисциплина труда: понятие, методы ее обеспечения. Правила внут­реннего распорядка.

7. Материальная ответственность сторон трудового договора.

8. Трудовые споры: понятие, виды, порядок их разрешения.
Муниципальное право РФ

1. Исторические этапы становления местного самоуправления в Рос­сии.

2. Правовые основы местного самоуправления.

3. Организационные формы участия населения в осуществлении мест­ного самоуправления.

4. Организационные основы местного самоуправления.

5. Регулирование основ муниципальной службы.

Рекомендуемая литература

1. Конституция Российской Федерации. М.: Юристъ, 1997.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ с изм. от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ, от 24 июля 2002 г. № 97-ФЗ, от 22 ав­густа 2004 г. № 122-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (Ч. I). Ст. 3; 2002. № 30. Ст. 3014, 3033; 2003. № 27 (Ч. 1). Ст. 2700; 2004. № 35. Ст. 3607.

3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих прин-

ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

4. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государ­
ственной службы Российской Федерации»// Собрание законода­
тельства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; № 46 (Ч. I). Ст. 4437.

ю


5. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной

гражданской службе Российской Федерации»// Собрание законо­дательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

6. Административное право Российской Федерации/Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Юристъ, 2004.

7. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Юрид. лит., 1997. \

8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов и факультетов. М., 2003.

9. БахрахД.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2001.

 

10. Конституционное право России в вопросах и ответах: Учеб.-метод. пособие / Под ред. А.В. Малько. М., 2002.

11. Конституция Российской Федерации: Научно-практический ком­ментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2002.

12. Немчинов А.А., Володин A.M. Муниципальная служба: Справочное пособие. М.: Дело и Сервис, 2002.

13. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М.,2001.

 

14. Трудовое право: Учебник/Под ред. О.В. Смирнова. М.: ТК Велби, 2003.

15. Трудовое право России: Учебник для юрид. вузов и факультетов/ СП. Маврин и др. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.

16. Широков А. Н, Юркова С.Н. Местное самоуправление в Российской
Федерации: основные понятия, термины и положения федераль­
ного законодательства. М.: ФГНУ «Российский научный центр
государственного и муниципального управления», 2004.

Глава 2

ЗНАЧИМЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНАМ

ЭКЗАМЕНА

Теория государства и права

Элементы

Механизм государства — это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства. Меха­низм государства есть та реальная организационная и материаль­ная сила, располагая которой государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику.

В юридической науке понятие «механизм государства» и «госу­дарственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осущест­вляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.

24


Характерные черты механизма государства:

а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокуп­
ность, государственных органов;

б) целостность его обеспечивается едиными целями и задача­
ми;

в) основным элементом механизма государства выступают го­
сударственные органы;

г) он является той организационной и материальной силой (ры­
чагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть,
достигает конкретных результатов.

Механизм современного государства отличается высокой сте­пенью сложности, многообразием составляющих его частей, бло­ков, подсистем.

Структура механизма государства включает:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаи­мосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосред­ственных властных функций;

2) государственные учреждения и предприятия, которые власт­ными полномочиями (за исключением их администраций) не об­ладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономи­ки, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.;

3) государственных служащих (чиновников), специально зани­мающихся управлением;

4) организационные и финансовые средства, а также принуди­тельную силу, необходимые для обеспечения деятельности госу­дарственного аппарата.

Функции государства

Функции государства это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Понятие функции государства не следует отождествлять с таки­ми понятиями, как:

1) цели и задачи государства (если цель общества то, к чему стремится государство, а задачи — цель и средства ее достижения, то функции лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и за­дачи определяют функции);

2) функции отдельных его органов (в отличие от функций мно­гочисленных государственных органов, специально предназначен­ных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них находят выражение

25


социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого ор­гана в отдельности).

Функции государства классифицируются:

• в зависимости от продолжительности действия — на посто­янные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением опреде­ленной задачи, как правило имеющей чрезвычайный харак­тер);

• в зависимости от значения — на основные и неосновные;

• в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на внутренние и внешние. Внутренние функции государства — это основные направления

деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внут­ренних задач.

К внутренним функциям современного Российского государ­ства можно отнести следующие:

1) функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обе­спечения правопорядка (это деятельность государства, направлен­ная на защиту интересов личности и общества, на реальное вопло­щение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»);

2) экономическая функция (здесь весьма важен вопрос о пре­делах вмешательства государства в экономическую сферу, о мето­дах государственного управления экономическими отношениями; если в условиях административной системы управления экономи­ка регулируется преимущественно директивами, то в условиях ры­ночных отношений — прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.);

3) функция налогообложения (в современных условиях стано­вится главным методом новой системы управления, универсаль­ным регулятором, который используется не только в экономиче­ской, но и в социальной, юридической, внешнеполитической сферах);

4) функция социальной защиты (прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граж­дан, кто в силу различных объективных причин не может полно­ценно трудиться (инвалиды, пенсионеры, студенты и др.); кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строитель­ство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);

26


5) экологическая функция (с помощью законодательства госу­дарство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.);

6) культурная функция (содержание ее сегодня составляет раз­носторонняя государственная поддержка развития культуры — ли­тературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой ин­формации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в недостаточном объеме).

Внешние функции государства — это основные направления дея­тельности государства по выполнению стоящих перед ним внеш­них задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существо­вание государства в современном мире, который все больше ста­новится взаимозависимым.

К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:

1) функция обороны страны (базируется на принципе поддер­жания достаточного уровня обороноспособности государства, ко­торый отвечает требованиям его национальной безопасности, предназначается для зашиты суверенитета и территориальной це­лостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов);

2) функция поддержания мирового порядка (это деятельность Российского государства по предотвращению войны, разоруже­нию, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массо­вого уничтожения и новейших военных технологий, участию в урегулировании межнациональных и межгосударственных кон­фликтов);

3) функция сотрудничества с другими государствами (это раз­нообразная деятельность государства, направленная на установле­ние и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государ­ства с интересами других государств).

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в со­временных условиях станет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-эко­номических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

27


Конституционное право РФ

Административное право РФ

Права

Как известно, отрасль права — это система правовых норм, ре­гулирующих группу общественных отношений, характеризуемых определенным единством, однородностью. Совокупность таких отношений объединяется термином «предмет отрасли права», или «предмет правового регулирования». Соответственно, предмет яв­ляется основным критерием разграничения отраслей права между собой.

Административное право является одной из базовых отраслей российской системы права и представляет собой систему правовых норм, имеющих собственный предмет регулирования, который составляют отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, или администрирования. Причем государственное управление в административно-правовом аспекте определяется несколько иначе, нежели, скажем, в экономических науках или политологии. Здесь в его понятии объединяется не вся государ­ственно-властная деятельность, а лишь определенная ее часть. В административном праве государственное управление — это практическая деятельность государства по организации обществен­ной жизнедеятельности на основе действующего законодательства, осуществляемая специальными органами.

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Рос­сийской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Таким образом, и устройство государственного аппарата, и его функционирование базируются на принципе разделения властей. Соответственно, го­сударственное управление осуществляется в основном через сис­тему исполнительной власти, на которую возложена задача прак­тической организации жизнедеятельности общества на основе и во исполнение действующего законодательства.

Однако сфера действия административно-правовых норм не ограничивается только отношениями, связанными с организацией и осуществлением исполнительной власти. В процесс государст­венного управления в некоторой степени вовлекаются и другие субъекты государственной власти. Предмет административного права более объемен и включает следующие группы отношений:

65


• в области внутренней организации системы исполнительной власти, а также некоторые внутриорганизационные отноше­ния в органах законодательной и судебной власти (и иных го­сударственных органах);

• складывающиеся в процессе реализации исполнительной власти (осуществления ее органами государственного управ­ления) по инициативе как органов исполнительной власти и ее должностных лиц, так и граждан и их объединений;

• в области государственного контроля и надзора (которые вы­ходят за рамки осуществления исполнительной власти и долж­ны быть объединены в самостоятельную группу);

• складывающиеся в процессе рассмотрения судами дел об ад­министративных правонарушениях;

• связанные с управленческой деятельностью органов местного самоуправления, а также организаций, наделенных отдель­ными государственно-властными полномочиями. Административное право как отрасль права характеризуют и его

методы, т.е. способы, посредством которых оно воздействует на общественные отношения, регулирует их. В административном праве используются такие методы правового регулирования, как предписание, дозволение и запрет (возможно также их сочетание). Предписание проявляется в установлении юридической обязанно­сти субъекта административного права совершить определенное действие. Дозволение — в юридическом разрешении совершить оп­ределенное действие (или воздержаться от его совершения) по своему усмотрению. Запрет, по сути, представляет собой разно­видность предписания и выражается в возложении на субъекта административного права обязанности не совершать определенных действий.

Административно-правовые нормы являют собой не беспоря­дочную, хаотичную массу, а определенным образом взаимосвяза­ны, взаимозависимы, объединены предметными, функциональ­ными, иерархическими и другими связями. Поэтому применитель­но к их общности необходимо говорить как о системе административного права.

В основе строения системы административного права лежит следующий принцип. Общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли, можно разделить по видовой принадлеж­ности и структурировать на группы. Соответственно им группиру­ются и административно-правовые нормы. Первая ступень такого объединения — институт административного права. В свою оче-

66


редь, институты могут объединяться в более значительные комп­лексы — подотрасли или части. Последние в совокупности обра­зуют всю отрасль.

Традиционно в системе административного права выделяют Общую и Особенную части. Общую часть составляют администра­тивно-правовые нормы, действующие безотносительно к отдель­ным отраслям и сферам государственного управления. Здесь вы­деляются такие институты, нормы которых устанавливают адми­нистративно-правовой статус индивидуальных субъектов (граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства), органов ис­полнительной власти, государственных и негосударственных пред­приятий или учреждений, общественных объединений, регулиру­ют государственную службу, административную ответственность и т.д. Особенную часть административного права образуют нормы, регулирующие государственное управление в конкретных отраслях и сферах. Ее можно разделить на три подотрасли:

1) административно-правовое регулирование в области эконо­мики (с институтами регулирования в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, финансов и т.д.);

2) административно-правовое регулирование в социально-куль­турной сфере (с институтами регулирования в области образова­ния, науки, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и др.);

3) административно-правовое регулирование в административ­но-политической сфере (в области безопасности, обороны, внут­ренних и иностранных дел, юстиции). Существуют и другие под­ходы к структурированию системы российского административ­ного права.

Гражданское право РФ

Объекты гражданского права

Объекты гражданского права — это материальные и нематери­альные блага, по поводу которых возникают и существуют граж­данские правоотношения. Виды объектов:

• вещи, включая деньги и ценные бумаги;

• имущественные права;

88


• действия, в том числе услуги;

• результаты творческой деятельности;

• служебная и коммерческая тайна;

• личные неимущественные блага.

Под вещами в гражданском праве имеют в виду все предметы материального мира, которые могут удовлетворять определенные потребности человека. Виды вещей: 1) изъятые из гражданского оборота, ограниченные в обороте или не изъятые из гражданского оборота; 2) индивидуально-определенные и родовые; 3) потребля­емые и непотребляемые; 4) делимые и неделимые; 5) главные и принадлежности; 6) движимые и недвижимые вещи и др.

Ценная бумага — это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Виды ценных бумаг: государственная облига­ция, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сер­тификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установлен­ном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (например, за­кладная, опционное свидетельство, инвестиционный пай). В за­висимости от способа определения уполномоченного лица ценные бумаги могут быть именными, ордерными или на предъявителя.

Объектами гражданских прав могут быть действия другого лица. Одна­ко не какие-либо, а только такие, вследствие которых создается опреде­ленная вещь, материальное благо (пошив одежды, ремонт кварти­ры). Услуги представляют собой определенную деятельность, ко­торая создает не вещь, а благо для удовлетворения общественных потребностей (транспортные, охранные услуги).

Результатами творческой деятельности являются произведения науки, литературы, искусства независимо от формы, назначения, ценности, а также способа воспроизводства. Они становятся объ­ектами гражданских прав только при воплощении в определенные вещи (рукопись, картина). Результатами творческой деятельности являются также открытия, изобретения, рационализаторское пред­ложение и промышленный образец. Эти продукты становятся объ­ектами гражданских прав с момента признания их таковыми и соответствующего оформления.

Служебная и коммерческая тайна. Информация составляет слу­жебную или коммерческую тайну в случае, когда информация име­ет действительную или потенциальную коммерческую ценность в

89


силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного досту­па на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Нематериальные блага. Жизнь и здоровье, достоинство личнос­ти, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая ре­путация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неиму­щественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непе­редаваемы иным способом.

Трудовое право РФ

Понятие и содержание трудового договора

Категория трудового договора рассматривается в трудовом пра­ве в трех взаимосвязанных аспектах: I) как основная форма реали­зации права граждан на труд; 2) как институт трудового права и трудового законодательства, объединяющий нормы о приеме на работу, переводах, перемещениях, увольнении с работы; 3) как юридический факт, вызывающий возникновение, изменение, пре­кращение трудовых отношений.

Легальное определение трудового договора содержится в ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).

Сторонами трудового договора являются работодатель и работ­ник.

Содержание трудового договора — круг условий, на которых предполагается использование труда работника и по поводу кото­рых договариваются стороны. Существенные условия трудового договора перечислены в ст. 57 ТК РФ. Их необходимо раз







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.