|
Правовые аспекты государственного и муниципального управленияСтр 1 из 17Следующая ⇒ ПРЕДИСЛОВИЕ Экономическое развитие страны сегодня невозможно без сильных, профессионально действующих органов управления, которым необходимы специалисты, имеющие современное системное экономическое образование, знающие специфику экономики территорий и отраслей, способные оценить ее потенциал, умеющие управлять инновационными процессами, собственностью, владеющие методами формирования бюджетов, способные определить стратегию социально-экономического развития субъекта РФ, муниципального образования, отдельного комплекса или отрасли экономики. Профессиональное образование кадров государственного и муниципального управления — одно из приоритетных направлений государственной кадровой политики. В соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной и муниципальной службе была открыта новая специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление», которая утверждена приказом Госкомвуза России от 5 марта 1994 г. № 180. Область профессиональной деятельности специалиста-менеджера — обеспечение рационального управления экономическими и социальными процессами, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. Требования к образованности специалиста диктуют необходимость знания основ многих гуманитарных и социально-экономических наук, умения научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Он должен быть способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, проанализировать свои возможности, а также находить нестандартные решения типовых задач и уметь решать нестандартные задачи. От него требуется знать принципы системного анализа, уметь строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ. Кроме того, он должен на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности. Все перечисленные знания, умения и навыки студент может получить как в процессе теоретического обучения, так и в ходе самостоятельных научных исследований. 3 Определенную информацию о структуре и содержании знаний можно получить из анализа ГОС 2000 г. по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление». Так, федеральный компонент ОПД и СД составляет в сумме 4000 ч (2000 + 2000), из них дисциплины экономические — 27,5%, управленческие — 65,0%, правовые — 7,5%. Исследование потребности в содержательной части образования специалистов-практиков позволило установить рациональную структуру знаний, которая составляет по блокам соответственно 30, 40 и 30%. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»1 освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. По положению об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденному приказом № 1155 от 25 марта 2003 г. министром образования РФ и зарегистрированному Минюстом России 5 мая 2003 г. за № 4490, целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения). К видам итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений относятся защита выпускной квалификационной работы и государственный экзамен. В учебном пособии предложена программа комплексного государственного экзамена по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление», которая содержит 117 теоретических вопросов и типовые задачи по 15 дисциплинам, а именно: по праву (теория государства и права, конституционное, гражданское, административное, трудовое и муниципальное право РФ), экономике (экономическая теория, макроэкономика, основы социально-экономического прогнозирования) и управлению (теория управления, социология управления, региональная экономика и 1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 30. Ст. 150; 1997. № 47. Ст. 5341; 2000. № 30. Ст. 3120. № 33. Ст. 3348; 2002. № 7. Ст. 631; № 12. Ст. 1093; № 26. Ст. 2517; № 30. Ст. 3029. 4 управление, управление общественными отношениями, территориальная организация населения, система государственного и муниципального управления). Вторая составляющая итоговой аттестации — защита дипломных проектов, которые должны отражать современные достижения отечественной и зарубежной управленческой мысли, основываться на теоретических положениях и фактических материалах о государственном администрировании, государственной и муниципальной службе, исходить из реальной действительности на практике государственного и муниципального управления. Они призваны показать умение выпускников исследовать проблемы государственного и муниципального управления, формулировать и аргументированно обосновывать выдвигаемые положения и тезисы, делать обобщающие выводы и заключения, обосновывать практические рекомендации. Цель данного учебного пособия состоит в оказании помощи студентам, обучающимся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление», в успешном прохождении процедур итоговой государственной аттестации. Учебное пособие создано преподавателями Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева: Е.Г. Коваленко (отв. ред.), Л.А. Кормишкиной, А.Р. Ереминой, СВ. Баландиной, Ю.А. Беловой, Г.М. Зинчук, С.А. Кочетковой, СИ. Масловой, С.Г. Пилипенко, Т.М. Полушкиной, О.М. Родионовой, С.Г. Рябовой, Т.И. Седашкиной, Т.М. Тишкиной, О.Ю. Якимовой. Глава 1 КОМПЛЕКСНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОМПЛЕКСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА Выпускники высших учебных заведений по специальности «Государственное и муниципальное управление» для получения диплома о высшем образовании должны выдержать итоговые аттестационные испытания, включающие комплексный государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы — дипломного проекта. В соответствии с положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным приказом Минобразования России № 1155 от 25 марта 2003 г., к итоговым аттестационным испытаниям допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования, т.е. успешно прошедшее все текущие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом (экзамены, зачеты, курсовые работы, контрольные работы и отчеты о практиках и др.). Комплексный государственный экзамен, предусмотренный государственным образовательным стандартом 2000 г. по специальности «Государственное и муниципальное управление», является междисциплинарным экзаменом. Программа государственного экзамена разрабатывается и утверждается высшим учебным заведением с учетом рекомендаций Учебно-методического объединения вузов РФ по менеджменту. Состав учебных дисциплин ГОС, а также основное назначение, профессиональный потенциал и квалификация выпускников предопределяют включение в содержание итогового междисциплинарного экзамена трех блоков дисциплин: 1) правовые: • теория государства и права; • конституционное право РФ; • гражданское право; б • административное право; • трудовое право; • муниципальное право РФ; 2) экономические: • экономическая теория; • макроэкономика; • территориальная организация населения; • региональные рынки; • основы социально-экономического прогнозирования; 3) управленческие: • теория управления; • социология управления; • региональная экономика и управление; • управление общественными отношениями; • система государственного и муниципального управления. Программа комплексного государственного экзамена приведена в разд. 1.2 учебного пособия. Государственный экзамен принимается Государственной аттестационной комиссией (ГАК), которую возглавляет председатель. Он организует и контролирует деятельность комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам. Председателем государственной аттестационной комиссии утверждается, как правило, лицо, не работающее в данном высшем учебном заведении, из числа докторов наук, профессоров соответствующего профиля. Утверждение осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится данное высшее учебное заведение. Состав ГАК формируется из профессорско-преподавательского состава вуза и специалистов, приглашаемых из сторонних организаций, — специалистов органов государственного и муниципального управления, ведущих преподавателей и сотрудников других вузов и научно-исследовательских институтов. Состав ГАК утверждается ректором вуза. Основными функциями государственной аттестационной комиссии являются: • определение соответствия подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и уровня его подготовки; • принятие решения о присвоении квалификации по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускни- 7 ку соответствующего диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании; • разработка рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки студентов, на основании результатов работы государственной аттестационной комиссии. Порядок проведения государственных аттестационных испытаний разрабатывается высшим учебным заведением и доводится до сведения студентов всех форм получения образования не позднее чем за полгода до начала итоговой государственной аттестации. Студенты обеспечиваются программами государственных экзаменов, им создаются необходимые для подготовки условия, проводятся консультации. Результаты комплексного государственного экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий. Решения Государственной аттестационной и экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя и участии не менее двух третей их состава. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса. Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний целесообразно назначать не ранее чем через 3 месяца и не более чем через 5 лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые. Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться высшим учебным заведением более двух раз. Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из вуза. Дополнительные заседания государственных аттестационных комиссий организуются в установленные высшим учебным заведением сроки, но не позднее 4 месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине. 8 ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА Теория государства и права 1. Понятие и признаки государства. 2. Формы государства: понятием основные элементы. 3. Механизм государства: понятие, признаки, составляющие элементы. 4. Функции государства. 5. Право: понятие, признаки^ принципы, функции. 6. Реализация права: понятие, основные формы. 7. Правонарушение и юридическая ответственность. 1. Понятие, форма, виды и юридические свойства конституции. 2. Конституция Российской Федерации: структура, особенности содержания, порядок пересмотра и внесения поправок. 3. Понятие и основные черты конституционного строя Российской Федерации. 4. Понятие и формы народовластия: общая характеристика. 5. Понятие и принципы конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации. 6. Понятие и классификация конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации. 7. Гражданство Российской Федерации: понятие, правовое регулирование, основания и порядок приобретения и прекращения. 8. Федеративное устройство российского государства. 9. Система органов государственной власти Российской Федерации: общая характеристика. Административное право РФ 1. Предмет, методы и система российского административного права. 2. Основы административно-правового статуса граждан Российской Федерации. 3. Понятие и система государственной службы в Российской Федерации. 4. Принципы государственной службы. 5. Правовой статус государственных служащих. 6. Понятие и признаки административного правонарушения. 7. Понятие и система административных наказаний. 8. Производство по делам об административных правонарушениях. 1. Гражданское право: предмет, функции, понятие и система. 2. Источники гражданского права: понятие, виды, действие. 9 3. Гражданские правоотношения: понятие, элементы, виды. 4. Субъекты гражданских правоотношений. 5. Объекты гражданского права. 6. Сделки. Представительство. Доверенность. 7. Право собственности и ограниченные вещные права. Способы их защиты. 8. Обязательственное право. Договоры. 1. Понятие и содержание трудового договора. 2. Порядок изменения и расторжения трудового договора. 3. Рабочее время и время отдыха: понятие, виды, правовое регулирование. 4. Заработная плата как экономическая и правовая категория. Методы регулирования заработной платы. Системы оплаты труда. 5. Охрана труда. 6. Дисциплина труда: понятие, методы ее обеспечения. Правила внутреннего распорядка. 7. Материальная ответственность сторон трудового договора. 8. Трудовые споры: понятие, виды, порядок их разрешения. 1. Исторические этапы становления местного самоуправления в России. 2. Правовые основы местного самоуправления. 3. Организационные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. 4. Организационные основы местного самоуправления. 5. Регулирование основ муниципальной службы. Рекомендуемая литература 1. Конституция Российской Федерации. М.: Юристъ, 1997. 2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ с изм. от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ, от 24 июля 2002 г. № 97-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (Ч. I). Ст. 3; 2002. № 30. Ст. 3014, 3033; 2003. № 27 (Ч. 1). Ст. 2700; 2004. № 35. Ст. 3607. 3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих прин- ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. 4. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государ ю 5. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215. 6. Административное право Российской Федерации/Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Юристъ, 2004. 7. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Юрид. лит., 1997. \ 8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов и факультетов. М., 2003. 9. БахрахД.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2001.
10. Конституционное право России в вопросах и ответах: Учеб.-метод. пособие / Под ред. А.В. Малько. М., 2002. 11. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2002. 12. Немчинов А.А., Володин A.M. Муниципальная служба: Справочное пособие. М.: Дело и Сервис, 2002. 13. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М.,2001.
14. Трудовое право: Учебник/Под ред. О.В. Смирнова. М.: ТК Велби, 2003. 15. Трудовое право России: Учебник для юрид. вузов и факультетов/ СП. Маврин и др. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. 16. Широков А. Н, Юркова С.Н. Местное самоуправление в Российской Глава 2 ЗНАЧИМЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ЭКЗАМЕНА Теория государства и права Элементы Механизм государства — это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику. В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность. 24 Характерные черты механизма государства: а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокуп б) целостность его обеспечивается едиными целями и задача в) основным элементом механизма государства выступают го г) он является той организационной и материальной силой (ры Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Структура механизма государства включает: 1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций; 2) государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.; 3) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением; 4) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата. Функции государства Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Понятие функции государства не следует отождествлять с такими понятиями, как: 1) цели и задачи государства (если цель общества то, к чему стремится государство, а задачи — цель и средства ее достижения, то функции лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и задачи определяют функции); 2) функции отдельных его органов (в отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них находят выражение 25 социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности). Функции государства классифицируются: • в зависимости от продолжительности действия — на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило имеющей чрезвычайный характер); • в зависимости от значения — на основные и неосновные; • в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на внутренние и внешние. Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: 1) функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»); 2) экономическая функция (здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями; если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.); 3) функция налогообложения (в современных условиях становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической, но и в социальной, юридической, внешнеполитической сферах); 4) функция социальной защиты (прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (инвалиды, пенсионеры, студенты и др.); кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.); 26 5) экологическая функция (с помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.); 6) культурная функция (содержание ее сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в недостаточном объеме). Внешние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым. К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: 1) функция обороны страны (базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности государства, который отвечает требованиям его национальной безопасности, предназначается для зашиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов); 2) функция поддержания мирового порядка (это деятельность Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов); 3) функция сотрудничества с другими государствами (это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств). Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях станет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество. 27 Конституционное право РФ Административное право РФ Права Как известно, отрасль права — это система правовых норм, регулирующих группу общественных отношений, характеризуемых определенным единством, однородностью. Совокупность таких отношений объединяется термином «предмет отрасли права», или «предмет правового регулирования». Соответственно, предмет является основным критерием разграничения отраслей права между собой. Административное право является одной из базовых отраслей российской системы права и представляет собой систему правовых норм, имеющих собственный предмет регулирования, который составляют отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, или администрирования. Причем государственное управление в административно-правовом аспекте определяется несколько иначе, нежели, скажем, в экономических науках или политологии. Здесь в его понятии объединяется не вся государственно-властная деятельность, а лишь определенная ее часть. В административном праве государственное управление — это практическая деятельность государства по организации общественной жизнедеятельности на основе действующего законодательства, осуществляемая специальными органами. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Таким образом, и устройство государственного аппарата, и его функционирование базируются на принципе разделения властей. Соответственно, государственное управление осуществляется в основном через систему исполнительной власти, на которую возложена задача практической организации жизнедеятельности общества на основе и во исполнение действующего законодательства. Однако сфера действия административно-правовых норм не ограничивается только отношениями, связанными с организацией и осуществлением исполнительной власти. В процесс государственного управления в некоторой степени вовлекаются и другие субъекты государственной власти. Предмет административного права более объемен и включает следующие группы отношений: 65 • в области внутренней организации системы исполнительной власти, а также некоторые внутриорганизационные отношения в органах законодательной и судебной власти (и иных государственных органах); • складывающиеся в процессе реализации исполнительной власти (осуществления ее органами государственного управления) по инициативе как органов исполнительной власти и ее должностных лиц, так и граждан и их объединений; • в области государственного контроля и надзора (которые выходят за рамки осуществления исполнительной власти и должны быть объединены в самостоятельную группу); • складывающиеся в процессе рассмотрения судами дел об административных правонарушениях; • связанные с управленческой деятельностью органов местного самоуправления, а также организаций, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями. Административное право как отрасль права характеризуют и его методы, т.е. способы, посредством которых оно воздействует на общественные отношения, регулирует их. В административном праве используются такие методы правового регулирования, как предписание, дозволение и запрет (возможно также их сочетание). Предписание проявляется в установлении юридической обязанности субъекта административного права совершить определенное действие. Дозволение — в юридическом разрешении совершить определенное действие (или воздержаться от его совершения) по своему усмотрению. Запрет, по сути, представляет собой разновидность предписания и выражается в возложении на субъекта административного права обязанности не совершать определенных действий. Административно-правовые нормы являют собой не беспорядочную, хаотичную массу, а определенным образом взаимосвязаны, взаимозависимы, объединены предметными, функциональными, иерархическими и другими связями. Поэтому применительно к их общности необходимо говорить как о системе административного права. В основе строения системы административного права лежит следующий принцип. Общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли, можно разделить по видовой принадлежности и структурировать на группы. Соответственно им группируются и административно-правовые нормы. Первая ступень такого объединения — институт административного права. В свою оче- 66 редь, институты могут объединяться в более значительные комплексы — подотрасли или части. Последние в совокупности образуют всю отрасль. Традиционно в системе административного права выделяют Общую и Особенную части. Общую часть составляют административно-правовые нормы, действующие безотносительно к отдельным отраслям и сферам государственного управления. Здесь выделяются такие институты, нормы которых устанавливают административно-правовой статус индивидуальных субъектов (граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства), органов исполнительной власти, государственных и негосударственных предприятий или учреждений, общественных объединений, регулируют государственную службу, административную ответственность и т.д. Особенную часть административного права образуют нормы, регулирующие государственное управление в конкретных отраслях и сферах. Ее можно разделить на три подотрасли: 1) административно-правовое регулирование в области экономики (с институтами регулирования в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, финансов и т.д.); 2) административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере (с институтами регулирования в области образования, науки, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и др.); 3) административно-правовое регулирование в административно-политической сфере (в области безопасности, обороны, внутренних и иностранных дел, юстиции). Существуют и другие подходы к структурированию системы российского административного права. Гражданское право РФ Объекты гражданского права Объекты гражданского права — это материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают и существуют гражданские правоотношения. Виды объектов: • вещи, включая деньги и ценные бумаги; • имущественные права; 88 • действия, в том числе услуги; • результаты творческой деятельности; • служебная и коммерческая тайна; • личные неимущественные блага. Под вещами в гражданском праве имеют в виду все предметы материального мира, которые могут удовлетворять определенные потребности человека. Виды вещей: 1) изъятые из гражданского оборота, ограниченные в обороте или не изъятые из гражданского оборота; 2) индивидуально-определенные и родовые; 3) потребляемые и непотребляемые; 4) делимые и неделимые; 5) главные и принадлежности; 6) движимые и недвижимые вещи и др. Ценная бумага — это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Виды ценных бумаг: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (например, закладная, опционное свидетельство, инвестиционный пай). В зависимости от способа определения уполномоченного лица ценные бумаги могут быть именными, ордерными или на предъявителя. Объектами гражданских прав могут быть действия другого лица. Однако не какие-либо, а только такие, вследствие которых создается определенная вещь, материальное благо (пошив одежды, ремонт квартиры). Услуги представляют собой определенную деятельность, которая создает не вещь, а благо для удовлетворения общественных потребностей (транспортные, охранные услуги). Результатами творческой деятельности являются произведения науки, литературы, искусства независимо от формы, назначения, ценности, а также способа воспроизводства. Они становятся объектами гражданских прав только при воплощении в определенные вещи (рукопись, картина). Результатами творческой деятельности являются также открытия, изобретения, рационализаторское предложение и промышленный образец. Эти продукты становятся объектами гражданских прав с момента признания их таковыми и соответствующего оформления. Служебная и коммерческая тайна. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в 89 силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Нематериальные блага. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Трудовое право РФ Понятие и содержание трудового договора Категория трудового договора рассматривается в трудовом праве в трех взаимосвязанных аспектах: I) как основная форма реализации права граждан на труд; 2) как институт трудового права и трудового законодательства, объединяющий нормы о приеме на работу, переводах, перемещениях, увольнении с работы; 3) как юридический факт, вызывающий возникновение, изменение, прекращение трудовых отношений. Легальное определение трудового договора содержится в ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ). Сторонами трудового договора являются работодатель и работник. Содержание трудового договора — круг условий, на которых предполагается использование труда работника и по поводу которых договариваются стороны. Существенные условия трудового договора перечислены в ст. 57 ТК РФ. Их необходимо раз ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|