Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие и система административных наказаний





Согласно ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об админи­стративных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ ад­министративное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного право­нарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и дру­гими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причине­ние ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Однако, несмотря на такое опре­деление законодательством целей административного наказания, не нужно забывать о подлинной сути этой меры административной ответственности. Фактически она является карой за совершение административного правонарушения и выражает «ответ» государ­ства на неисполнение его нормативных предписаний.

Административное наказание несет в себе определенного рода неблагоприятные для физического или юридического лица послед­ствия. Они могут иметь личный, имущественный или организаци­онный характер (возможно смешение этих признаков, но всегда один из них преобладает).

Система мер административной ответственности построена та­ким образом, чтобы реакция государства на совершение правона­рушений соответствовала характеру и степени тяжести, опасности последних. Для обеспечения такого соответствия:

1) устанавливаются наказания, различные по виду (штраф, ад­министративный арест и др.);

2) субъектам административной юрисдикции предоставляется право при рассмотрении дел об административных правонаруше­ниях определять размер конкретного вида наказаний в рамках, определенных соответствующей статьей КоАП РФ или закона



79


субъекта РФ (например, штраф от 1 до 5 минимальных размеров оплаты труда);

3) достаточно часто в статьях КоАП РФ или законов субъектов РФ, предусматривающих составы административных правонару­шений, устанавливается возможность выбора одного из нескольких видов наказаний (например, предупреждение или штраф).

Виды административных наказаний, которые могут устанавли­ваться за совершение административных правонарушений, закреп­лены в ст. 3.2 КоАП РФ. К ним относятся:

1) предупреждение (мера административного наказания, выра­женная в официальном порицании физического или юридическо­го лица и выносимая в письменной форме);

2) административный штраф (денежное взыскание, выражаемое в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда, стои­мости предмета административного правонарушения, сумме не­уплаченных налогов, сборов, сумме незаконной валютной опера­ции либо сумме неуплаченного административного штрафа);

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета админи­стративного правонарушения (его принудительное изъятие и после­дующая реализация с передачей бывшему собственнику выручен­ной суммы за вычетом расходов на реализацию);

4) конфискация орудия совершения или предмета административ­ного правонарушения (его принудительное безвозмездное обраще­ние в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ);

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (лишение физического лица ранее предоставленного ему спе­циального права (права управления транспортным средством, пра­ва охоты и т.п.) за грубое или систематическое нарушение порядка пользования им);

6) административный арест (по сути, краткосрочное лишение свободы — содержание нарушителя в условиях изоляции от обще­ства);

7) административное выдворение за пределы Российской Федера­ции иностранного гражданина или лица без гражданства (принуди­тельное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Феде­рации либо их контролируемый самостоятельный выезд);

8) дисквалификация (лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный

80


совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управ­лению юридическим лицом, а также управление юридическим ли­цом в иных случаях, предусмотренных законодательством Россий­ской Федерации).

Содержание данных мер административной ответственности раскрывается в ст. 3.4—3.11 КоАП РФ.

Некоторые из перечисленных наказаний (лишение специаль­ного права, предоставленного физическому лицу; административ­ный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации и дисквалификация) не могут применяться в отноше­нии юридического лица.

Практически все из административных наказаний могут уста­навливаться за правонарушения только КоАП РФ. Исключение составляют предупреждение и административный штраф, которые могут быть установлены законами субъектов РФ об администра­тивной ответственности.

Возможность индивидуализации административного наказания за совершение конкретного правонарушения обеспечивается не только перечисленными выше способами. КоАП РФ (ст. 3.3) со­держит правило, согласно которому административные наказания делятся на основные и дополнительные, а за совершение одного административного правонарушения может быть назначено основ­ное либо основное и дополнительное административное наказание из тех, которые указаны в санкции применяемой статьи.

Производство по делам об административных правонарушениях

Изучение данного вопроса необходимо начать с определения соотношения понятий «производство по делам об административ­ных правонарушениях» и «административный процесс». При этом следует иметь в виду, что дискуссия относительно содержания по­нятия «административный процесс» развивается между двумя по­лярными позициями. Согласно первой из них под административ­ным процессом понимается вся деятельность, урегулированная административно-процессуальными нормами (процедуры приня­тия управленческих решений, реализации прав, привлечения к ответственности, разрешения споров и др.). Вторая позиция выра­жается в «узком» подходе к рассматриваемому явлению вплоть до сведения его только к процессуальной деятельности судебных ор­ганов по рассмотрению административных споров.

81


Тем не менее очевидно, что производство по делам об админи­стративных правонарушениях представляет собой лишь часть ад­министративно-процессуальной деятельности. Оно может быть определено как осуществляемая в установленных административ­но-процессуальным законодательством порядке и формах деятель­ность уполномоченных субъектов (органов и должностных лиц) по привлечению лиц, совершивших административные правонару­шения, к административной ответственности.

От иных видов административно-процессуальной деятельности производство по делам об административных правонарушениях отличается прежде всего своей целью, которая состоит в устано­влении всех обстоятельств совершения административных право­нарушений и привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Правовое регулирование производства по делам об администра­тивных правонарушениях осуществляется в соответствии с разгра­ничением между Российской Федерацией и субъектами РФ пред­метов ведения и полномочий. Согласно ст. 1.3 КоАП РФ установ­ление порядка производства по делам об административных правонарушениях относится к ведению Российской Федерации. Это означает, что в законодательстве субъектов РФ не может со­держаться норм, регламентирующих указанный порядок.

Цель производства по делам об административных правонару­шениях раскрывается в его задачах. КоАП РФ (ст. 24.1) относит к ним:

• всестороннее, полное, объективное и своевременное выясне­ние обстоятельств каждого дела;

• разрешение дела в соответствии с законом;

• обеспечение исполнения вынесенного постановления;

• выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По содержанию производство по делам об административных правонарушениях представляет собой комплекс регламентирован­ных законом отдельных процессуальных действий. В рамках его общих задач формируются более конкретные, частные задачи. Они ставятся на определенных этапах административно-юрисдикци-онной деятельности и являются объединяющими для нескольких процессуальных действий. Соответственно этому производство делится на следующие стадии:

1) возбуждение и расследование дела об административном пра­вонарушении;

82


2) рассмотрение дела об административном правонарушении;

3) пересмотр постановлений и решений по делу об админист­ративном правонарушении;

4) исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

Участников производства по делам об административных пра­вонарушениях можно разделить на группы в соответствии с выпол­няемыми функциями и степенью формальной заинтересованности в исходе дела:

1) субъекты (органы и должностные лица), уполномоченные совершать соответствующие правоприменительные действия и действующие в интересах государства;

2) субъекты, лично заинтересованные в исходе дела (лицо, при­влекаемое к ответственности, потерпевший, их законные предста­вители и др.);

3) субъекты, содействующие осуществлению производства (по­нятой, свидетель, переводчик, эксперт и др.).

Их процессуальное положение определено в гл. 25 КоАП РФ.

Гражданское право РФ









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.