|
Понятие и система административных наказанийСогласно ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Однако, несмотря на такое определение законодательством целей административного наказания, не нужно забывать о подлинной сути этой меры административной ответственности. Фактически она является карой за совершение административного правонарушения и выражает «ответ» государства на неисполнение его нормативных предписаний. Административное наказание несет в себе определенного рода неблагоприятные для физического или юридического лица последствия. Они могут иметь личный, имущественный или организационный характер (возможно смешение этих признаков, но всегда один из них преобладает). Система мер административной ответственности построена таким образом, чтобы реакция государства на совершение правонарушений соответствовала характеру и степени тяжести, опасности последних. Для обеспечения такого соответствия: 1) устанавливаются наказания, различные по виду (штраф, административный арест и др.); 2) субъектам административной юрисдикции предоставляется право при рассмотрении дел об административных правонарушениях определять размер конкретного вида наказаний в рамках, определенных соответствующей статьей КоАП РФ или закона 79 субъекта РФ (например, штраф от 1 до 5 минимальных размеров оплаты труда); 3) достаточно часто в статьях КоАП РФ или законов субъектов РФ, предусматривающих составы административных правонарушений, устанавливается возможность выбора одного из нескольких видов наказаний (например, предупреждение или штраф). Виды административных наказаний, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений, закреплены в ст. 3.2 КоАП РФ. К ним относятся: 1) предупреждение (мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица и выносимая в письменной форме); 2) административный штраф (денежное взыскание, выражаемое в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда, стоимости предмета административного правонарушения, сумме неуплаченных налогов, сборов, сумме незаконной валютной операции либо сумме неуплаченного административного штрафа); 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (его принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию); 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (его принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ); 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права (права управления транспортным средством, права охоты и т.п.) за грубое или систематическое нарушение порядка пользования им); 6) административный арест (по сути, краткосрочное лишение свободы — содержание нарушителя в условиях изоляции от общества); 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации либо их контролируемый самостоятельный выезд); 8) дисквалификация (лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный 80 совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Содержание данных мер административной ответственности раскрывается в ст. 3.4—3.11 КоАП РФ. Некоторые из перечисленных наказаний (лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации и дисквалификация) не могут применяться в отношении юридического лица. Практически все из административных наказаний могут устанавливаться за правонарушения только КоАП РФ. Исключение составляют предупреждение и административный штраф, которые могут быть установлены законами субъектов РФ об административной ответственности. Возможность индивидуализации административного наказания за совершение конкретного правонарушения обеспечивается не только перечисленными выше способами. КоАП РФ (ст. 3.3) содержит правило, согласно которому административные наказания делятся на основные и дополнительные, а за совершение одного административного правонарушения может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из тех, которые указаны в санкции применяемой статьи. Производство по делам об административных правонарушениях Изучение данного вопроса необходимо начать с определения соотношения понятий «производство по делам об административных правонарушениях» и «административный процесс». При этом следует иметь в виду, что дискуссия относительно содержания понятия «административный процесс» развивается между двумя полярными позициями. Согласно первой из них под административным процессом понимается вся деятельность, урегулированная административно-процессуальными нормами (процедуры принятия управленческих решений, реализации прав, привлечения к ответственности, разрешения споров и др.). Вторая позиция выражается в «узком» подходе к рассматриваемому явлению вплоть до сведения его только к процессуальной деятельности судебных органов по рассмотрению административных споров. 81 Тем не менее очевидно, что производство по делам об административных правонарушениях представляет собой лишь часть административно-процессуальной деятельности. Оно может быть определено как осуществляемая в установленных административно-процессуальным законодательством порядке и формах деятельность уполномоченных субъектов (органов и должностных лиц) по привлечению лиц, совершивших административные правонарушения, к административной ответственности. От иных видов административно-процессуальной деятельности производство по делам об административных правонарушениях отличается прежде всего своей целью, которая состоит в установлении всех обстоятельств совершения административных правонарушений и привлечении виновных лиц к административной ответственности. Правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с разграничением между Российской Федерацией и субъектами РФ предметов ведения и полномочий. Согласно ст. 1.3 КоАП РФ установление порядка производства по делам об административных правонарушениях относится к ведению Российской Федерации. Это означает, что в законодательстве субъектов РФ не может содержаться норм, регламентирующих указанный порядок. Цель производства по делам об административных правонарушениях раскрывается в его задачах. КоАП РФ (ст. 24.1) относит к ним: • всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела; • разрешение дела в соответствии с законом; • обеспечение исполнения вынесенного постановления; • выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. По содержанию производство по делам об административных правонарушениях представляет собой комплекс регламентированных законом отдельных процессуальных действий. В рамках его общих задач формируются более конкретные, частные задачи. Они ставятся на определенных этапах административно-юрисдикци-онной деятельности и являются объединяющими для нескольких процессуальных действий. Соответственно этому производство делится на следующие стадии: 1) возбуждение и расследование дела об административном правонарушении; 82 2) рассмотрение дела об административном правонарушении; 3) пересмотр постановлений и решений по делу об административном правонарушении; 4) исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Участников производства по делам об административных правонарушениях можно разделить на группы в соответствии с выполняемыми функциями и степенью формальной заинтересованности в исходе дела: 1) субъекты (органы и должностные лица), уполномоченные совершать соответствующие правоприменительные действия и действующие в интересах государства; 2) субъекты, лично заинтересованные в исходе дела (лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший, их законные представители и др.); 3) субъекты, содействующие осуществлению производства (понятой, свидетель, переводчик, эксперт и др.). Их процессуальное положение определено в гл. 25 КоАП РФ. Гражданское право РФ Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|