|
Понятие и основные черты конституционного строя Российской ФедерацииКатегория «конституционный строй» в нашем законодательстве раньше практически не применялась. Советские конституции использовали термины «общественное устройство», «основы общественного строя и политики». В конституционное законодатель- 41 ство термин «конституционный строй» введен I Съездом народных депутатов в 1990 г. Термин «конституционный строй» может рассматриваться в узком и широком смысле. В узком смысле конституционной строй — это способ организации государства, закрепленный в его конституции и получающий дальнейшую регламентацию в текущем законодательстве. В широком смысле — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических отношений, регулируемых главным образом нормами конституции, возникающих по поводу организации высших органов власти и управления, государственного устройства и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством. Основы конституционного строя — основополагающие начала конституционного строя РФ, представляющие собой концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные принципы и нормы поведения субъектов по поводу наиболее важных вопросов: определения формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, обеспечивающих их взаимодействие. Принципы конституционного строя Российской Федерации. 1. Принцип приоритета прав и свобод человека. Конституционный строй РФ утверждает права и свободы человека и гражданина в качестве высшей социальной ценности (ст. 2 Конституции РФ). Конкретные права и свободы человека и гражданина закреплены в гл. 2 Конституции РФ. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина провозглашаются в качестве конституционной обязанности РФ. Это означает, что источник и основа этих прав находятся вне государства, что не исключает ответственности человека и гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов. Государство создает специальные учреждения по охране и защите прав и свобод человека и гражданина (суды, прокуратура, органы охраны общественного порядка). 2. Принцип народовластия (ст. 3 Конституции РФ). Многонациональный народ признается носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. 3. Принцип провозглашения государственного суверенитета РФ. Суверенитет — это свойство государства независимо от власти других государств самостоятельно осуществлять свои функции на соб- 42 ственной территории и за ее пределами в международном общении. 12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете России. Суверенитет РФ проявляется в верховенстве государственной власти в РФ, ее единстве и независимости. Российская Федерация обеспечивает целостность и независимость своей территории (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ). Россия — единое государство, поэтому суверенитет РФ распространяется в соответствии с ч. 1 ст. 4 Конституции РФ на всю ее территорию. Конституция РФ определяет прерогативы государства обладать высшей властью в отношении своей территории и воздушного пространства над ней (ст. 67 Конституции РФ). Неотъемлемой частью государственного суверенитета является право вступать в союз с другими государствами и в установленных случаях выходить из него, участвовать в создании органов союза и делегировать им часть своих полномочий (ст. 29 Конституции РФ). 4. Принцип верховенства права. Данный принцип означает господство права и верховенство закона как в сфере правотворчества, так и в правоприменительной деятельности. Верховенство права означает прежде всего верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ), связанность государства правом (ч. 2, 3 ст. 15 Конституции РФ). 5. Принцип федерализма (ст. 1, 5 Конституции РФ). Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации. К основным началам федеративного устройства Российского государства относятся: государственная целостность РФ; единство систем государственной власти РФ и ее субъектов; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов РФ; равноправие субъектов РФ. 6. Принцип республиканской формы правления (ч. 1. ст. 1 Конституции РФ). Республиканская форма правления предполагает признание выборного порядка формирования высших органов государственной власти, срочность осуществления ими своих государственно-властных полномочий. Согласно ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды. 43 7. Принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ). Госу Федеральное Собрание — парламент РФ — является представительным и законодательным органом Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции РФ). Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118 Конституции РФ). Президент РФ, являясь главой государства, не входит в систему разделения властей. Выполняя возложенные на него Конституцией РФ задачи, Президент обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). 8. Принцип идеологического многообразия (ч. 1, 2 ст. 13 Консти Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового устройства РФ, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом; пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью СМИ, а также путем издания монографий, научно-популярных работ и т.д.; вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу; публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями; требовать по суду или через иные органы государства устранения пре- 44 пятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие. Общественные объединения равны перед законом. Их статус определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». 9. Принцип политического многообразия (ч. 3 ст. 13 Конституции 10. Принцип светского характера Российского государства (ст. 1 4 Конституции РФ). Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Их статус определяется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». 11. Принцип социального характера Российского государства (ст. 7 Конституции РФ). Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. 12. Принцип признания единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, многообразия форм собственности (ст. 8 Конституции РФ). 13. Принцип признания местного самоуправления (ст. 13 Конституции РФ). В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. 45 ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|