Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методологический раздел программы. Специфика составляющих его видов работы.





Методологический раздел включает в себя описание проблемной ситуации и формулировку проблемы; определение объекта и предмета исследования; формулировка целей и основных задач исследования; предварительный системный анализ объекта исследования; интерпретация и операционализация основных понятий; выдвижение основных гипотез.

Проблемная ситуация - это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).

Социологу необходимо перевести проблемную ситуацию в проблему:

1) установить реальное наличие данной проблемы: а) сущест­вует ли показатель, количественно или качественно характеризу­ющий данную проблему; б) имеется ли статистическая или иная фактография, позволяющая определить значение и динамику этого показателя; в) насколько достоверна имеющаяся фактура по этому показателю;

2) выявить такие существенные элементы проблемы, иссле­дование которых входит в компетенцию и предметную сферу социологической науки, а не экономической теории, технологии производства и т. д.

3) вычленить уже известные из имеющегося собственного опыта, а также опыта коллег, литературы сегменты проблемной ситуации, которые имеют прецеденты успешного разрешения и не требуют специального анализа. Эти сегменты могут рассмат­риваться как информационная база для изучения оставшихся сегментов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал);

4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследо­вательского поиска;

5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить литературу по дан­ному вопросу, провести беседы с экспертами.



Затем необходимо описать проблему с помощью характеристик:

1) сущность проблемы, ее содержание. Например, низкая эф­фективность производства, высокая социально-психологическая напряженность в трудовом коллективе и т. д.

2) объектная область проявления проблемы, ее «физические» и организационные параметры. Речь идет о необходимости четкой идентификации тех организационных подразделений (участков, отделов, филиалов) и физических объектов (заводов, зданий, складов, контор), где была выявлена проблема.

3) степень проявленности проблемы. Это означает установ­ление того, насколько проблема «открыта» (широко известна, знакома большинству) или закрыта (т. е. известна небольшой группе лиц, узкому кругу специалистов). Необходимо выяснить, какие люди затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении;

4) абсолютная и относительная величина проблемы. Как вы­глядит проблема в абсолютных величинах? Насколько она важна в относи­тельном выражении?

5) временные рамки. Установление того момента времени, с которого существует данная проблема. Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослаб­ляется?

Выделяют 2 стороны проблемы: гносеологическую и предметную. В гносеологическом смысле (с точки зрения познавательного процесса) проблема - это противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных, практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приёмов реализации этих необходимых действий.

Предметная сторона проблемы - это социальная дезорганизация, противоречие или конфликт интересов социальных групп, общностей, социальных институтов. важно уметь увидеть существующую проблему, решение которой может быть лишь через СИ, не должно быть "пустых" проблем.

Формулировка проблемы предопределяет выбор цели и задач исследования.

Для социолога цель представляет собой приемлемую форму конечного результата решения проблемы. Цель исследования ориентирует исследователя на его конеч­ный результат.

Задачи исследования представляют собой изложение после­довательности этапов научно-исследовательской и практической деятельности, направленных на достижение цели исследования. Совокупность задач раскрывает и конкретизирует содержательную, методическую и организационную стороны достижения цели. За­дачи исследования дифференцируют главную цель на множество локальных, достижение которых и реализует ее в полном объеме.

Далее следует определение объекта и предмета исследова­ния.

Объект исследования включает в себя все то, что явно или неявно содержит проблемное противоречие и порождает про­блемную ситуацию.

Объект исследования – определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независи­мо от нашего знания о ней, но только ту часть, в которой про­является интересующая исследователя проблема. Это могут быть физические тела, живые организмы, социальные общности или отдельный человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали и существуют вне зависимости от того, знаем мы что-либо об их существовании или нет.

Предмет исследования — те стороны и свойства объекта, которые выделены исследователем для непосредственного изучения.

Системный анализ объекта исследования – развернутое описание социального объекта как системы, т.е. фиксируются различные стороны, элементы и связи, характерные для изучаемого объекта.

Социальный объект рассматривается с двух сторон:

1) как часть целого, характеризуется внешними связями

2) как целое, состоящее из частей, внутренние связи.

В результате получается гипотетическая модель объекта как совокупность составляющих его элементов и связей.

Интерпретация основных понятий - это истолкование, разъяснение значения основных понятий. Существуют теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий.

Теоретическая интерпретация – раскрытие содержания понятия через понятие меньшей общности, установление связей с другими понятиями.

Эмпирическая интерпретация - это определение эмпирических значений основных теоретических понятий, перевод их на язык наблюдаемых фактов. Эмпирически интерпретировать понятие - это значит найти такой показатель, который отражал бы определенный важный признак содержания понятия и который можно было бы измерить.

Эмпирическая интерпретация бывает структурной и факторной.Структурная интерпретация понятий описывает предмет исследования, выделяет те показатели, которые позволят изучить проблему исследования. Факторная интерпретация – определение системы связей изучаемого предмета с внешними объектами и внутренними субъективными факторами.

Операциональная интерпретация - совокупность операций, с помощью которых может быть произведен замер эмпирических признаков. Социолог, опирающийся в своей работе на опыт предыдущих исследователей, пользуется уже сложившимися в науке методиками замеров и индикаторами, имеющими чисто практический смысл.

Следующая важнейшая часть работы над программой - выдвижение рабочих гипотез исследования. Гипотеза - главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования. Гипотезы - это научно обоснованные предположения о структуре изучаемых объектов, характере их социальных связей, возможных подходах к решению социальных проблем.

Выделяют гипотезы основные и неосновные. Главное внимание при выдвижении гипотез уделяется основным предположениям, относящимся к центральному вопросу, задаче исследования.

Гипотезы делят на первичные и вторичные. Вторичные гипотезы выдвигаются взамен первичных, если те опровергаются эмпирическими данными, полученными в ходе исследования. Иногда первичные гипотезы называют "рабочими" в том смысле, что они используются как строительные леса для возведения более обоснованных гипотез. Хорошее исследование обычно опирается на целую серию альтернативных гипотез, и проверка позволяет получить более высокие основания для принятия тех предположений, которые остаются после отбрасывания альтернатив.

Гипотезы бывают описательные и объяснительные. Описательные - это предположение о свойствах изучаемого объекта, о характере связей между его отдельными элементами. Объяснительные гипотезы содержат предположения о степени тесноты, плотности связей и зависимостей в изучаемых процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки. Прогнозные гипотезы дают представление о возможных тенденциях.

Есть некоторые общие правила, которым должна удовлетворять гипотеза:

1. Гипотеза должна соответствовать целям и задачам.

2. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема.

3. Гипотеза должна опираться на уже известные социологические теории, истинность которых доказана.

4. Гипотеза не должна противоречить ранее установленным научным фактам.

5. Гипотеза должна быть простой и не обрастать лесом возможных допущений и ограничений.

6. Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследователя.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.