Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Параграф 5. История края в раннем железном веке.





 

В VII веке до н.э. народы Урала вступают в новую эпоху своей истории, которая связана с началом массового производства изделий из железа - железный век.Его начало ( период с VII века до н.э. до IV века н.э.)называется ранним железным веком.

 

Переход к кочевому образу жизни у степных народов Евразии

 

К середине I тысячелетия до н.э. климат стал более влажным. Глубинные районы степей Южного Урала с весны до осени покрывались обильными травами, а граница лесов и лесостепей несколько сдвинулась к югу. В течение первых веков I тысячелетия до н.э. у степных народов Евразии, в том числе и в районе Урала совершился исторический переход к более совершенной в тех условиях системе организации хозяйственной жизни - к кочевому скотоводству,- особому образу жизни, при котором группы родственников со стадами и имуществом перемещались по сезонным пастбищам в течение всего года. С другой стороны, упомянутые климатические изменения вызвали продвижение на юг лесных народов.

 

Степи Южного Урала в раннем железном веке занимали кочевые народы, названия которых уже известны по письменным известиям древних греков и иранцев. В VII-VI веках до н.э. кочевники Южного Зауралья были больше связаны с похожими племенами Северного и Центрального Казахстана, которые в древнеиранских надписях именуются саки. В степях Оренбуржья в это время кочевали савроматы. Несколько позднее в южноуральских степях оформляется прохоровская культура ( иначе, культура ранних сарматов). Южноуральские кочевники раннего железного века использовали открытую еще в конце бронзового века систему жизни, при которой зимнее время южноуральские кочевники проводили в районе Приаралья, по реке Сырдарье, в степях и полупустынях между Каспийским и Аральским морями, а на лето перемещались за многие сотни километров к северу, к предгорьям Урала и лесостепям Зауралья и эта система продолжала существовать с того времени, пока в этих степях жили кочевые народы.



 

Что прячут “пирамиды” уральских кочевников?

 

Сама жизнь заставляла кочевников для защиты своих кочевий от врагов объединяться в большие военные союзы. Появляются могучие военные руководители этих союзов - вожди и их дружины из людей, для которых война была единственным занятием. Об этом археологи узнали, изучая могилы этого времени. В зависимости от положения умершего в обществе высота курганов над их могилами и устройство самих могил, набор предметов, положенных вместе с умершим, были различными. Курганы над могилами вождей и сейчас высотой достигают десяти метров, а их диаметр - до ста метров. Часто они окружались кольцевым рвом с проходом в нем. Подобные курганы сооружались из дерновых "кирпичей", земли, камней и растительных материалов. Над их возведением трудилось иногда огромное количество людей. Ученые доказали, что первоначально эти курганы выглядели как ступенчатые пирамиды или усеченные конусы. Часто внутри подобных курганов находят остатки склепов - некогда полых бревенчатых сооружений. Склепы могли служить семейными усыпальницами, где могли быть захоронены и члены семьи вождя. Для этого устраивался специальный коридор, по которому с поверхности можно было проникнуть внутрь склепа. Чем не древнеегипетские пирамиды ? Курганы военной и родовой знати были поменьше, чем у вождей, но также могли скрывать деревянный склеп. Подобный курган раскопан в одном из степных районов Челябинской области, у поселка Новотемирского. Здесь в склепе были похоронены, как думают археологи, члены одной знатной семьи. Среди находок в этом склепе - керамические сосуды, в том числе и из далекого Хорезма, железный наконечник копья, несколько колчанов стрел с бронзовыми, железными и костяными наконечниками, бронзовые котлы, бронзовое зеркало и украшения. Один из колчанов явно принадлежал похороненной рядом женщине. Это неудивительно. В то время, когда почти все мужское население отправлялось в военные походы, охрана имущества, детей, стариков ложилась на плечи женщин. Еще древние ученые записали легенду о женщинах - воительницах у кочевников, амазонках. Очень часто находки в погребениях знатных людей того времени очень скромны, поскольку они еще в древности были ограблены. Подобно фараонам Древнего Египта, вожди южноуральских кочевников раннего железного века стремились обезопасить свои гробницы от грабителей. В Оренбуржье, у деревни Филипповки, раскапывая курган кочевой знати, ученые наткнулись на тайники, которые не сумели найти грабители. В тайниках было множество настоящих золотых произведений искусства. Простых воинов-кочевников и членов их семей хоронили куда скромнее.

 

Святилища “с усами”

 

Настоящими сокровищами культуры древних кочевников являются их святилища, известные как курганы "с усами". Они полосой тянутся по степям от Центрального Казахстана до Южной Башкирии. На Южном Урале курганы с усами располагаются, как правило, на возвышенностях по-над реками, откуда почти во все стороны видны далекие дали. Почти всегда рядом с ними находятся кладбища саков - курганы, сложенные из камней. Курганы в могильниках могли быть и земляными, но обязательно обложенными каменным "панцирем". Если подняться, лучше осенью, в бледно-синее небо высоко-высоко над курганом с усами, то внизу, среди пожелтевших трав, увидим: от кургана с каменной насыпью к востоку проложены как бы две дороги из каменных плит, уложенных на землю. Как два гигантских "уса" ( протяженностью иногда до 25О метров ) они тянутся по дуге к востоку, ограничивая большую площадку. Археологи знают на Южном Урале несколько разновидностей таких сооружений. Они различаются по количеству курганов, от которых начинаются каменные дороги; сами дороги тоже могут по-разному начинаться и оканчиваться. Но "усы" всегда направлены к востоку, а их восточные окончания никогда не смыкаются. Между ними всегда есть своеобразный вход-"ворота". Для кого ? Чтобы выяснить этот вопрос, надо знать, что казахстанские археологи неоднократно раскапывали курганы с усами. В Казахстане такие курганы часто имеют одну особенность: восточнее центрального кургана находится курганчик поменьше. Под большим курганом ученые часто обнаруживали погребение человека, а под малым курганом - погребение коня или его кости. Рассуждая о смысле этих находок, археологи вспомнили, что писали о саках их современники. Один из них, грек Геродот, живший около 25ОО лет назад, в своей "Истории" писал: "Единственный бог, которого они почитают, это солнце. Солнцу они приносят в жертву коней, полагая смысл этого жертвоприношения в том, что самому быстрому богу нужно приносить самое быстрое существо на свете..." Живший несколько позднее Геродота другой ученый, Страбон, вторит ему: "Богом они почитают одно только солнце и приносят ему в жертву коней..."

Не случайно "усы" открыты на восток, на восход солнца. Может быть для него, для Солнца, точнее солнечного божества и оставлены эти "ворота"? Значит, здесь древние властелины степей совершали в

его честь обряды ? И кости коня в казахстанских курганах с усами объяснимы.Многие древние народы, особенно степные, обожествляли коня, почитали Солнце в образе коня.

Курганы с усами служили также и местом погребения выдающихся людей в тогдашнем обществе. Курганы с усами древних кочевников Южного Урала только-только начали раскрывать свои тайны. Прежде чем расстаться с загадочными курганами, подумаем над одним сообщением ученых о них. Много изучал природу степей Казахстана известный исследователь П.Мариковский. И,конечно, неоднократно встречал в степи курганы с усами. Однажды он почти случайно обратил внимание на то, что ранним утром солнце взошло в такой точке, что оказалось возможно провести прямую линию от центрального кургана через окончание одного из "усов" к точке восхода Солнца. П.Мариковский предположил, что при сооружении этого гигантского памятника древние располагали его так, что в определенное время года Солнце вставало над определенной частью кургана с усами. Так ведь это уже астрономическая обсерватория, гигантские часы, по которым можно узнать время года ! Возможно ли ? В то время ? Для чего? Слишком много вопросов. Молчат пока гигантские святилища, посвященные солнечному божеству и затерянные ныне не только в степях Южного Урала и Казахстана, но и в памяти людей. В самом деле, кто о них знает ? Современные люди о них и не ведают. Но ведь они существуют, эти загадочные "усатые" курганы, очередная загадка древней истории.

 

Взаимоотношения южноуральских кочевников с населением древнейших государств

Южноуральские кочевники, были хорошо знакомы с населением древнейших государств Средней Азии, прежде всего, Хорезма ( Южный берег Аральского моря, в низовьях реки Аму-Дарьи). Знакомы не только благодаря зимовкам вблизи земледельческих оазисов. Десятки торговых караванных путей уже тогда соединяли район Средней Азии и южную кромку лесов Урала и Западной Сибири. Кочевые племена степей Южного Урала, как считает археолог А.Д.Таиров, были посредниками в торговых связях лесного населения Прикамья и обитателей Средней Азии.

Ближе к рубежу эр климат стал сухим. Усушение климата стало одной из причин резкого сокращения кочевого населения в южноуральских степях. Они ушли отсюда. Куда ? Воевать со скифами Северного Причерноморья и в грабительские походы в южные страны.

 

“Звериный стиль” кочевников

 

Многочисленные предметы из погребений кочевников Южного Урала говорят о их своеобразной и яркой культуре. Искусные мастера изготовляли совершенные изделия из бронзы и железа, в первую очередь, предметы вооружения: длинные и короткие мечи и кинжалы. Из бронзы отливали наконечники стрел, детали конской упряжи, большие двуручные котлы, служившие, по одной из гипотез, символами власти вождей и старейшин. Женщины украшали себя разнообразными бусами из камней и непрозрачной стеклянной пасты. Бронзовые диски с заполированной поверхностью служили неплохими зеркалами. Их носили в кожаных, меховых или тканых сумочках-футлярах. Оригинальное декоративно-прикладное искусство кочевников Южного Урала раннего железного века - "звериный стиль" (изображения животных на украшениях одежды, оружии и снаряжении боевых коней) восхищает и наших современников своей необычностью и загадочностью. Ученые до сих пор спорят о том, где зародился этот стиль и что обозначают эти образы.Тесные связи установились у кочевников и с северными их соседями.

 

Кто плавит металл за оборонительными стенами?

 

Вдоль хребтов Урала, в лесах по берегам рек и озер, там, где сейчас север Челябинской и юг Свердловской областей,в период с VII по III вв. до н.э. жили так называемые "иткульцы". "Имя" они получили по названию озера Иткуль на севере нашей области. Именно здесь впервые археолог К.В.Сальников изучил следы их культуры. Археологам известны десятки иткульских городищ, поселений, и несколько погребений. Городища располагались на возвышенностях у озер, а также на высоких мысах у рек. При этом рвы и стены либо пересекали мыс поперек, либо "подковой" отсекали часть площади высокого берега. Особенность городищ этого древнего уральского народа состоит в том, что часто они располагаются... парами: большое и совсем маленькое, с почти незаметным ныне рвом и валом. Археолог из Екатеринбурга Г.В.Бельтикова пишет, что некоторые из этих городищ имели до четырех (!) линий обороны. Земляные валы дополнялись деревянной стеной. Со стороны реки или озера площадка городища надежно защищалась обрывом. Известны и неукрепленные поселения. Ученые считают иткульцев потомками местных лесных народов конца бронзового века, говоривших на языках, близких языкам современных хантов и манси. Раскопки иткульских городищ дали не только своеобразную глиняную посуду, но и ...огромное количество остатков, так или иначе связанных с плавкой и обработкой меди. Дело в том, что в распоряжении иткульцев оказались богатый рудой Гумешевский рудник у нынешнего города Полевского и много мелких месторождений. Представь себе удивление археологов, когда они раскопали большую часть Иткульского 1 городища на озере Иткуль и обнаружили... около 3О (!) металлургических горнов в три ряда вдоль внутреннего края оборонительной стены - целый металлургический "цех" ! Г.В.Бельтикова считает, что горны были каменными или глиняно-деревянными, одноразовыми или предназначенными для непрерывного использования. Сами плавильные камеры горнов чуть углублялись и обустраивались так, чтобы как можно меньше было потерь тепла. Как и в эпоху бронзы, выплавка металла производилась с поддувом в печь воздуха с помощью мехов. Использовался древесный уголь. В некоторых местах ( Малый Вишневый остров на Аргазинском водохранилище, Думная гора у города Полевского ) у иткульцев были просто мастерские. Но вот что, на первый взгляд, кажется странным. Век-то называется ранним железным, а находки железных предметов у иткульцев единичны и не сравнимы по количеству с медными. Почему ? Давайте подумаем вместе. Еще несколько сторон жизни иткульцев удивили ученых. Во-первых, бронзовые предметы, прежде всего относящиеся к оружию, найденные при раскопках иткульских поселений, были как две капли воды похожи на бытовавшие в то время у степных кочевников. Во-вторых, в стадах иткульцев, лесных (!) жителей, преобладали... лошади. Если бы это был степной народ, это обстоятельство не удивило бы ученых. Но иткульцы обитали по лесным озерам и рекам.И вот что поняли ученые. Иткульцы,как некогда, почти за тысячу лет до них народы бронзового века, были народом металлургов-кузнецов. Археологи считают, что общины иткульских мастеров кузнецов-металлургов производили гораздо больше медных предметов, чем им было необходимо. Значит, излишки они обменивали. Догадались, с кем "торговали" иткульцы ? Правильно. Кочевники пригоняли к стенам иткульских городищ табуны коней и увозили в степь аккуратно завернутые бронзовые предметы, отлитые и откованные лесными мастерами. Бронзовые предметы кочевники Южного Зауралья могли получать и в обмен ... на защиту иткульцев от врагов. Иткульский металл через кочевые степи проникал далеко на запад от Урала. Кстати, археологи, изучавшие иткульские поселения, пришли к выводу, что и в "иткульское время" металлургия и обработка меди считалась ... колдовством. Одно из предположений о назначении маленьких городищ рядом с большими - что они были святилищами. Рвы иткульских городищ вряд ли могли выполнять роль оборонительных рубежей, так как были слишком мелкими и узкими. Скорее всего, это были уже известные нам "волшебные границы", отделявшие мир, где колдуны-металлурги общались с духами, от мира обычных людей.

История народа великих плавильщиков меди прервалась около 23ОО лет назад. Почему ? В то время распространились предметы из железа. А их, вероятно, умели делать не только иткульцы.

 

Лесостепные племена гороховской культуры в Зауралье ( современная Курганская область) V-III веков до н.э. , как и иткульцы, строили городища на обрывистых берегах рек, но, в отличие от иткульцев, и жили там в одно-или двухкомнатных полуподземных постройках, тесно заполнявших ограниченное оборонительными стенами пространство. Гороховцы занимались пастушеским скотоводством и земледелием. Умерших соплеменников хоронили под небольшими земляными курганами. Но и у них, возможно под влиянием более южных кочевых степных соседей, выделилась знать, погребения которой резко выделяются своими размерами и богатством. Кстати, археологи считают, что кочевники Северного Казахстана и гороховцы Зауралья были очень тесно связаны, возможно, как иткульцы и кочевники Южного Зауралья. Это видно как на примере бытования у них одних и тех же типов предметов вооружения, так и в элементах фортификации гороховских городищ (башни стен), идея которых могла попасть к гороховцам через кочевников Казахстана из Средней Азии. На позднем этапе своей истории гороховцы были оттеснены на запад, ближе к Уральским горам усилившимся военно-политическим союзом племен близкой по облику, саргатской культуры Западной Сибири.

 

Городища ананьинцев

 

Почти одновременной с иткульцами лесного Зауралья считают археологи ананьинскую культуру в лесном Приуралье (VIII-III века до н.э.). Ананьинцы названы так по знаменитому Ананьинскому могильнику на реке Каме, с изучения которого и началось изучение этого народа, точнее, нескольких родственных народов, поскольку ананьинцы занимали в это время огромную территорию не только в Приуралье, но и в Среднем Поволжье. Ананьинцы были потомками местных народов конца бронзового века. Именно они стали первыми строителями городищ в этом районе Урала. Городища преимущественно устраивались на обрывистых мысовых выступах берегов рек. Мысы перегораживались порой несколькими линиями оборонительных укреплений из валов зачастую с деревянными укреплениями на них и рвов. Помимо городищ известны и ананьинские селища, лишенные фортификации, а также многочисленные могильники. Городища были своеобразными центрами, вокруг которых располагались селища. Городища - крепости в эту эпоху были просто необходимы. Не всегда были мирными отношения между различными группами самих ананьинцев, особенно, по поводу домашних животных. Кроме того, южнее территории ананьинцев, в степях кочевали могущественные савроматы, а позднее, сарматы. Городища были единственным убежищем для людей и домашних животных во время их набегов. В истории ананьинцев археологи выделяют несколько этапов, за время которых развивались основные отрасли их хозяйства,- скотоводство (разведение свиней, лошадей, мелкого и крупного рогатого скота), охота на пушных зверей, столь важная для торговли с соседями-кочевниками, сочеталась с охотой на прочих лесных животных ( лосей, косуль, северных оленей и других). На столь обширной территории, в различных природных условиях состав стад ананьинцев не мог быть одинаковым, но везде скотоводство служило надежным источником существования. Занимались они и подсечно-огневым земледелием в поймах приуральских рек. Важное место в хозяйстве ананьинцев, судя по многочисленным бронзовым предметам, занимала и металлообработка, хотя зауральский металл им приходилось обменивать у соседей - кочевников. Занимались они и обработкой железа. О деревообработке свидетельствуют полые бронзовые топоры-кельты. "Визитной карточкой" ананьинских племен для археологов является их своеобразная глиняная круглодонная посуда, орнаментированная оттисками перевитого шнура и рядами ямок, налепными валиками.

Основной тип построек ананьинских поселений - наземные каркасные "длинные" дома с открытыми очагами по средней их продольной осевой,- место обитания большой семьи из нескольких поколений близких родственников. Предполагается, что у ананьинцев не только оформились племена ( городища были их центрами), но и выделилась знать, а общество начало разделяться на слои. Причиной этому в значительной степени было положение ананьинцев на границе с кочевым миром степей. здесь же причина большой степени военизированности ананьинцев. В могильниках часты находки предметов вооружения: коротких мечей и кинжалов, боевых топоров, клевцов, наконечников копий и стрел. Благодаря соседству с кочевниками, контролировавшими торговые пути из Северного Причерноморья, в земли ананьинцев попадали вещи из далеких стран, в частности, из Египта. Видимо, по этим же торговым путям узнали об ананьинцах и древние греки из городов-государств Северного Причерноморья, именуя их фиссагетами. Ученые единодушно считают ананьинцев далекими предками таких современных уральских народов, как удмурты и коми.

 

Потомки ананьинцев

 

В III веке до н.э. на месте ананьинских племен размещаются уже несколько археологических культур потомков ананьинцев: а низовьях Камы,по рекам Белая и Ик - пьяноборская, в среднем Прикамье - гляденовская, кара-абызская - по реке Белой.

 

Пьяноборская культура (III век до н.э.- II век н.э.), оставлена союзом племен. Известны десятки городищ, расположенных группами, за которыми ученые видят отдельные племена селищ, кладов. Культура эта преимущественно изучена по раскопкам могильников, которые порой включали сотни бескурганных погребений. Могилы родственников располагались группами. Погребальный обряд предполагал захоронение тела умершего в вытянутом на спине положении с руками вдоль тела. Погребенные сопровождались вещами, соответственно полу, возрасту и положению умершего в обществе (предметы вооружения: костяные и железные наконечники стрел, мечи и ножи - в погребениях мужчин; нагрудные бляхи, бронзовые и железные гривны, застежки пояса, привозные стеклянные и фаянсовые бусы - в женских могилах).

Жили пьяноборцы в наземных бревенчатых домах с лежанками вдоль стен, очагами и хозяйственными ямами. В их хозяйстве, помимо скотоводства и земледелия, большое значение имела металлургия и металлообработка железа и бронзы.

 

Гляденовская культура (II век до н.э.- IV век н.э.) Среднего Прикамья - это восемь групп городищ, селищ и удивительных памятников древних верований - костищ, по одному из которых - Гляденовскому костищу - и получила название в целом вся культура. Археологи полагают, что хозяйство гляденовских племен было основано на подсечно-огневом земледелии, при определенной роли скотоводства и охоты, а общество состояло из больших патриархальных семей разного достатка, живших в наземных срубных домах. Гляденовские костища содержат огромное количество костей животных, как домашних, так и диких. Есть свидетельства и о нахождении в костищах костей людей. Ученые думают, что костища - это места, где приносились жертвы богам и духам, а также, возможно, могильники. Помимо костей из костищ извлечены в большом количестве разнообразные жертвенные предметы: как орудия труда, так и украшения, выполненные в зверином стиле, копии медных вещей, специально изготовленные для обряда жертвоприношения.

 

 

Ранний железный век Урала - яркая страница истории наших древних предшественников. На юге Урала в этот период складываются мощные военно-политические союзы степных кочевых племен с выделением военных вождей и военно-родовой знати. Ираноязычные кочевники не только тесно связаны с древнейшими государствами Средней Азии, контролируют караванные пути из Средней Азии к лесам Урала и Западной Сибири, из Приуралья к греческим городам Приазовья и Северного Причерноморья, но и устанавливают контроль над своими северными финно-угроязычными соседями, жившими в южной части лесной зоны Урала. Под влиянием кочевого мира у них порой, как это вы видели на примере иткульской культуры, формируется особый тип хозяйства, основанный на металлургии и металлообработке бронзы. в лесостепях и в южной части лесов, наряду с охотой и рыболовством, широко распространяется скотоводство и земледелие. Как изменился облик поселений лесостепных и лесных обитателей Урала ! Постоянная опасность вторжений степняков и внутренние неурядицы привели к появлению здесь городищ с порой сложной системой обороны. Эти же причины, дополненные неравным перераспределением произведенных продуктов труда привели к оформлению у лесостепных и лесных уральских народов союзов племен с выделением в разной степени знати. Степные кочевые народы в это время оказали влияние на своих лесостепных и лесных соседей даже в такой трудно поддающейся влияниям области, как верования. Распространение у лесостепных и лесных племен Урала предметов вооружения, украшений одежды и снаряжения коней, выполненных в "зверином стиле",подтверждает это. Справедливости ради надо сказать, что у лесных народов распространился свой, переосмысленный и приспособленный к местным условиям жизни набор образов "звериного стиля". Связи с миром степей привели к появлению в лесных районах Урала разнообразных привезенных как из Средней Азии, так и из Северного Причерноморья и, даже Египта, вещей.

 

Вопросы и задания:

1. Как перекочевки южноуральских скотоводов с севера на юг способствовали общению народов?

2. Приведите пример, используя текст параграфа, народа, который в раннем железном веке использовал лишь бронзу и объясните почему.

3. По каким поводам общались кочевники и оседлые народы Урала в раннем железном веке?

4. Составьте таблицу изменений в жизни народов лесного Приуралья в раннем железном веке.

 

 

Параграф 6. Урал средневековый

 

"Великое переселение народов"

 

Во II-IV веках н.э. в истории народов Урала началась новая эпоха - средневековье. Археологи связывают ее начало с "эпохой великого переселения народов" с востока. Открыло ее нашествие гуннов - тюркоязычных кочевников из Центральной Азии. На протяжении первого тысячелетия нашей эры в степях Евразии несколько раз обновлялось население. Вслед за гуннами евразийские степи заполняли друг за другом различные тюркоязычные народы. Грандиозные по своим масштабам эти волны переселения сорвали с места и угроязычные народы Западной Сибири. Все эти завоеватели по пути собирали под свои знамена побежденные, часто иноязычные народы, которые также шли вместе с победителями. Перемешивание в ходе этих переселений различных народов создает для археологов огромные трудности, когда они пытаются установить принадлежность тех или иных культур к конкретной языковой группе и определить, откуда пришли эти люди. Как правило, по каждой средневековой культуре Южного Урала по этим вопросам среди ученых имеются разногласия. Включение ираноязычных и угроязычных обитателей Урала в состав пришлых тюркоязычных кочевых объединений, вытеснение остатков ираноязычных народов на степные окраины и в лесную зону Урала привело к смешению их с местными народами и к образованию смешанных культур.

 

Череда народов

 

На территории Удмуртии и Башкирии в III-VII веках н.э. известны городища, селища и могильники скотоводческо-земледельческой бахмутинской культуры - потомков населения пьяноборской культуры раннего железного века. Археологи отмечают, что в V-VI веках бахмутинцы подверглись вторжению с запада хорошо вооруженных пришельцев, захвативших здесь власть, оставивших воинские могильники и растворившихся в конце концов в завоеванном населении. В центральную Башкирию в V веке из района Волго-Донья проникла группа населения турбаслинской скотоводческо-земледельческой культуры. предполагается, что люди этой культуры не кто иные, как уже известные вам поздние сарматы, поднятые со своих мест вторжением гуннов и осевшие на Южном Урале. Примечателен обряд деформации черепов, принятый у этого народа. История турбаслинцев в Башкирии продолжалась до VIII века.

Вслед за турбаслинцами в VI веке в лесостепях Башкирии появляется из Западной Сибири угроязычное население кушнаренковской культуры. За ними, также из лесостепей Зауралья в Южное Приуралье в середине VIII века переселяются племена караякуповской культуры, которые прожили здесь до второй половины IХ века. В караякуповцах исследователи видят ... древних венгров, которые, впоследствии, переселились далее на запад пока, наконец, не обрели родину там, где находится сейчас государство Венгрия.

Начиная с конца I тысячелетия н.э. на жизнь народов Южного Урала стало оказывать большое влияние образовавшееся в Волго-Камье государство - Волжская Булгария. Об этом говорят находки булгарских предметов в погребениях южноуральских кочевников этого времени: глиняной посуды, изготовленной не вручную, как тысячи лет до этого, а на гончарном круге, различных украшений, бус и монет.

С ХI века южноуральские степи занимают тюркоязычные племена кочевников, принадлежавших к кипчакскому военно-политическому союзу. Их история была прервана монгольским вторжением и образованием в 40-х годах ХIII века государства Золотая Орда.

 

Святилища у рек

 

В степях Южного Урала, где размещалась в это время одна из областей Золотой Орды - улус Шибана, в это время жили разноплеменные тюркоязычные кочевые племена, перемещенные монголами из различных районов Алтая и Сибири. Они принесли сюда традиции своей родины.Помимо погребальных памятников кочевников этого времени здесь известны и святилища, возведенные ими в честь предков.Святилища выглядели как зимние дома кочевников. Нижняя часть - из врытых вертикально четырех больших каменных плит, поставленных оградкой;верхняя часть достраивалась из дерева. Иногда внутрь оградки помещалось вертикально поставленное дерево, но не в качестве подпорки, а в соответствии с представлениями этих людей об устройстве Мира. В его центре, как они считали, растет мировое дерево - дерево жизни, соединяющее наш мир с расположенным выше верхним миром. Перед оградкой вкапывалось выполненное из камня изображение предка, а чуть поодаль - каменные столбики-перевязи. Археолог В.Кубарев попытался представить обряд поминок у подобного святилища. По его словам, родственники-мужчины приезжали на праздничный пир на конях, оставляя их у каменных коновязей. Каменный предок тоже принимал участие в пиршестве: ему мазали каменный рот бараньим салом. По окончании поминального пира родственники уезжали, иногда навсегда и никогда больше не возвращались. Святилище иногда сжигалось.

Южноуральские святилища средневековых кочевников - похожи на алтайские, но не во всем. Нет здесь каменных коновязей. Зато вокруг некоторых оградок археологи нашли остатки вертикальных деревянных столбов. Может быть, это остатки подпорок для крыши святилища. Но вполне может быть, что на этих столбах были развешаны посвященные предку чучела коней. Этот обряд хорошо известен у многих кочевых народов. С восточной стороны южноуральских святилищ были вкопаны каменные плиты-стелы. На их восточных сторонах и были высечены лица усатых воинов-предков.

Лишь около 500-600 лет назад среди южноуральских кочевников, бывших язычниками, начинает распространяться ислам. Постепенно из обрядов погребения исчезает традиция помещать в могилу вещи. Погребенных начинают хоронить в соответствии с требованиями ислама. В первые века II тысячелетия формируются как народ башкиры.

 

Земледельцы и скотоводы Приуралья

 

Волны великого переселения народов распространились далеко к северу от основных дорог кочевников. Даже в лесах Прикамья около середины I тысячелетия появляется курганный обряд погребения. Тем не менее, в последних веках I тысячелетия в Верхнем Прикамье продолжалось древняя линия исторического развития народов - потомков населения раннего железного века. Она представлена здесь населением, как полагают археологи, финноязычной ломоватовской и угроязычной неволинской археологических культур оседлых земледельцев-скотоводов-охотников, у которых появляются особые поселки металлургов-кузнецов. Позднее в Верхнем Прикамье распространяется родановская культура - земледельческо-скотоводческая культура с пашенным земледелием, высоким уровнем развития ремесел, принадлежавшая непосредственным предкам коми-пермяков. История родановцев протекала под сильным булгарским влиянием. Родановцы выступали как посредники в булгарской торговле с народами Севера Урала и Зауралья. В лесном Зауралье и на Северном Урале в первых веках II тысячелетия жили предки народов манси и хантов, известные археологам как юдинская культура и югра.Они были охотниками - рыболовами. Большое значение для средневековых таежных народов Зауралья и Западной Сибири имела многозвенная обменная торговля с Волжской Булгарией через население родановской культуры Прикамья. Именно благодаря этой торговле в святилищах зауральских и западносибирских народов появляются серебряные изделия из Ирана, Византии и других стран, включая западноевропейские.

Таким образом, именно в средневековую эпоху произошли важнейшие изменения в истории уральских народов. Именно тогда в основном сформировалась карта их расселения.

 

Вопросы и задания:

1. Как эпоха "Великого переселения народов" повлияла на жизнь уральцев того времени?

2. Дайте краткую характеристику святилищ средневековых кочевников Южного Урала.

3. Подготовьте небольшой рассказ о средневековом народе, обитавшем в местах, где вы живете сейчас.

Литература к учебному курсу “История Урала” ( часть 1 )

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ

 

1.Бирюков В.П. Автор “Древностей Восточного Урала” // Записки уральского краеведа. Челябинск: ЮУКИ, 1963.- С.107-111.

2.Боже В.С. Краеведы и краеведческие организации Челябинска ( до 1941г.). Справочное пособие. Челябинск: Центр историко-культурного наследия г.Челябинска, 1995.- 192с.

Булатов А.Б. Восточные средневековые авторы о башкирах // АЭБ. Вып.4. Уфа, 1971.- С.323-325.

3.Дурылин С.Н. Николай Кириллович Минко ( краткая биография ) // Сборник материалов по изучению Челябинского округа. Книга 1. Челябинск: Музей Общества изучения местного края, 1927.- С.53-55.

4.Записки путешествия академика Фалька // Полное собрание ученых путешествий по России. Т.6. Спб., 1824.

5.Кузьмина В.С. Сергей Николаевич Дурылин ( краткий очерк научной деятельности ) // Сообщения Института истории искусств. Вып.6 ( Театр ). М.: Искусство, 1955.- С.105-109.

6.Лепехин И.И. Дневные записки по разным провинциям Российского государства. Часть 2. Спб., 1802.

7.Мильков Ф.Н. Петр Иванович Рычков. М.: Географиздат, 1953.

8.Обыденнов М.Ф. История археологического изучения Урала. ХVIII-начало ХХ века: Учеб.пособ./ ВЭГУ. Уфа, 1994.- 80с.

9.Обыденнов М.Ф. Первооткрыватель уральских древностей // Уральский краеведческий сборник. Челябинск: ЮУКИ,1989.- С.169-177.

10.Паллас П.-С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Часть 1. Спб., 1809.

11.Путешествие Ахмеда-Ибн-Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама // На стыке континентов и цивилизаций... Из опыта образования и распада империй Х-ХVIвв. М.: Инсан,1996.- С.12-76.

12.Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. Оренбург, 1897.

13.Сидоренко С.А. Из истории отечественной науки. Первый член-корреспондент Российской академии наук // Сборник статей по краеведению и исторической географии. Челябинск: ЮУКИ, 1963.-

С.19-28.

14.Шмаков А. Уральский краевед. Челябинск: ЮУКИ, 1963.- 42с.

 

ПАЛЕОЛИТ УРАЛА

 

1.Археология Южного Урала. Курс лекций / Под ред. В.А.Иванова. Стерлитамак: СГПИ, 1992.- С.16-21.

2.Бадер О.Н. Древнейшее заселение Северной Европы в свете новых данных. КСИА. Вып.126. - С.3-13.

3.Бадер О.Н. Каповая пещера. М.: Искусство, 1965.

4.Бадер О.Н. Новые палеолитические местонахождения в пещерах Южного Урала // АЭБ. Т.1. Уфа, 1964.- С.24-31.

5.Бадер О.Н. Палеолит Башкирии // АЭБ. Т.4. Уфа, 1971.- С.64-68.

6.Бадер О.Н. Памятники палеолита на Южном Урале и их стратиграфическое значение // Антропоген Южного Урала. М.: Наука, 1965.- С.239-245.

7.Бадер О.Н. Тайны седого Урала // Сквозь века. М.: Знание, 1986.- С.165-196.

8.Бадер О.Н., Матюшин Г.Н. Новый памятник среднего палеолита на Южном Урале // СА.- 1973.- №4.- С.135-142.

9.Бадер О.Н., петрин В.Т. Произведение искусства и костяные изделия эпохи палеолита с восточных склонов Уральских гор // У истоков творчества. Новосибирск: Наука, 1978.- С.26-88.

10.Гуслицер Б.И., Канивец В.И. Пещеры Печорского Урала. М.: Наука, 1965.- С.93-121.

11.История Урала с древнейших времен до 1861г. М.:Наука, 1989.- С.18-22; 48-56.

12.Канивец В.И. Палеолит крайнего северо-востока Европы. М.: Наука, 1976.- С.77-88.

13.Матюшин Г.Н. Некоторые итоги изучения каменного века на Урале / К истории позднего плейстоцена и голоцена Южного Урала и Предуралья. Уфа, 1978.- С.87-95.

14.Обыденнов М.Ф., Корепанов К.И. Искусство Урала и Прикамья. Часть 1. Эпоха камня и бронзы. Уфа: БЭК, 1997.- С.8-18.

15.Палеолит СССР ( Археология СССР в 20 томах ). М.: Наука, 1984.- С.135-161; 302-347.

16.Петрин В.Т. Палеолитические памятники Западно-Сибирской равнины. Новосибирск: Наука, 1986.- С.21-34; 100-118.

17.Петрин В.Т. Палеолитическое святилище в И









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.