Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Человек обживает свой край ( мезолит )





 

Следующая за палеолитом эпоха - мезолит, средний каменный век, (12-6 тыс.до н.э.) началась с окончанием последнего оледенения.

Климат стал более теплым. Постепенно природа Урала приобретала современный вид: облик растительности Урала стали определять леса. Изменения в природе и климате, неумеренная охота привели к исчезновению таких видов животных как мамонт, носорог. В этот период население Южного Урала и Среднего Приуралья вновь значительно пополнилось за счет переселившихся сюда групп людей из Прикаспия и с Русской равнины. А вот в Среднем и Северном Зауралье продолжали жить потомки палеолитических уральцев. Мезолит стал первой эпохой, когда и на Северном Урале появилось сравнительно многочисленное население. В отличие от палеолита, следы которого на Урале довольно редки, мезолитическая эпоха известна лучше. Десятки стоянок этго времени известны в Среднем Приуралье (Прикамье), сотни - в Среднем и Южном Зауралье.

В мезолитическую эпоху у обитателей Урала сложился неповторимый уклад жизни, продиктованный двумя обстоятельствами: свершившимися изменениями в природе и возросшими к тому времени техническими возможностями человека. Мезолитические уральцы были охотниками, рыболовами и собирателями. У населения разных районов Урала соотношение этих хозяйственных отраслей было различным. По данным Ю.Б.Серикова, мезолитические обитатели Зауралья охотились на самых разнообразных животных: лосей и северных оленей, медведя, волка, пушных зверей и водоплавающих птиц. Важно заметить, что уже в то время людям на охоте помогали собаки. В пределах территории одной родовой общины (а все леса, реки и озера к этому времени были поделены между общинами) были как круглогодично обитаемые поселения (например, Огурдино в Прикамье, Серый Камень I под Нижним Тагилом и Янгелька под Магнитогорском) с основательными полуземляночными постройками, так и разбросанные вокруг них по охотничьим или рыбным местам сезонные стоянки - лагеря. Особенно важно то, что впервые в истории Урала именно в мезолитическую эпоху люди стали широко использовать рыбные богатства уральских рек и озер. Найденные при раскопках каменные грузила для сетей (иногда даже завернутые в бересту), крупные костяные и роговые гарпунные остроги, каменные орудия, пригодные для изготовления лодок, говорят о бытовании различных способов ловли рыбы (на удочку, с помощью сетей, острог, с помощью лука и стрел и т.д.).

 

Изобретения мезолитических обитателей

 

Изменения в жизни мезолитических обитателей Урала потребовали и изменений в ее обеспечении. И они произошли. Широко распространились изобретенные еще в позднем палеолите вкладышевые орудия, лук со стрелами, а также орудия для обработки дерева, в том числе шлифованные топоры и тесла. Особенностью изготовления каменных орудий в мезолите Урала было то, что во всех районах Урала они изготавливались из миниатюрных каменных пластинок с параллельными краями (научное название - микролиты). Настоящими сокровищами для археологов Урала стали так называемые торфяниковые стоянки на болотах, где слои с остатками жизни людей, в том числе и мезолитических, благодаря климатическим изменениям, оказались погребены под толщей торфа. Во влажной среде, без доступа воздуха, сохранились даже древние деревянные, костяные, роговые предметы, принадлежавшие древним уральцам. Подобное невозможно представить для обычных стоянок и погребений, где они давным-давно истлели. Так наши современники узнали о том, что мезолитические уральцы уже вовсю пользовались такими изобретениями как лыжи, легкие сани, управляли лодками с помощью весел, имели мощные деревянные луки, мастерили берестяные коробки-туеса и даже изображения почитаемых духов делали из дерева. В областных музеях Урала и даже в Государственном Историческом музее в Москве и в Эрмитаже в Петербурге вы найдете в экспозициях деревянные и костяные вещи из древних торфяниковых стоянок Урала. Теперь самое время назвать их: I Висский торфяник в Северном Приуралье, Шигирский торфяник под Екатеринбургом, Горбуновский,Кокшаровский торфяники у Нижнего Тагила и целый ряд других.

 

 

Археологи полагают, что на Урале уже в мезолитический период жили люди, принадлежавшие к нескольким археологическим культурам. Это янгельская культура в Южном Зауралье, романовско-ильмурзинская культура в Южном Приуралье, среднеуральская культура в Среднем Зауралье. Каждая из этих культур своеобразна. Для каждой характерен особый набор типов орудий труда, сырья и т.д. Вместе с тем ученые подчеркивают и черты их взаимодействия. По долинам рек, пересекающих с запада на восток хребты Урала, в частности, поддерживали отношения жители Среднего Приуралья и Среднего Зауралья.

 

Откуда взялись стрелы в скале?

 

В мезолитическое время обитатели Урала продолжали использовать в качестве святилищ пещеры в горах. Рисунки, выполненные охрой и отнесенные к мезолиту, известны в Идрисовой пещере на р.Юрюзань и в Мурадымовской пещере на р.Большой Ик в Башкирии. В отличие от палеолитических пещерных святилищ, рисунки в них изображают преимущественно людей. Вместе с тем именно тогда появляется новый тип святилищ,- рисунки на прибрежных скалах у рек и озер. Отдельно стоит рассказать о пещерном святилище скалы Камень Дыроватый на р.Чусовой. Река в этом месте течет мимо скалы высотой до 60м. В скале - пять пещер. Одной из них было просто суждено стать святилищем. Почему? Дело в том, что при боковом свете солнца неровности скалы выглядят как огромное лицо, а пещера в этом случае является его"ртом". Пещера недоступна как сверху, так и снизу. Почему ее считают святилищем? Из раскопок в пещере и под ней археологи получили... более 20 тысяч наконечников стрел: каменных, костяных, бронзовых, железных и даже ружейные пули и дробь! За многие десятилетия раскопок на Урале археологи научились хорошо определять к какому времени относится тот или иной наконечник стрелы. Например, костяные орнаментированные наконечники с пазами для каменных вкладышей уральцы перестали изготовлять еще 7 тысяч лет назад. То есть, первые наконечники появились в пещере еще в мезолитическую эпоху. Как они туда попали? Со стрелами, пущенными из лука с реки, с противоположного берега и, даже из под скалы с пещерой. Некоторые застряли в трещинах скалы вокруг пещеры. Видимо, древние уральцы воспринимали "лицо" Камня Дыроватого как изображение Духа-покровителя и стремились таким образом его задобрить (или поразить?). Иногда для этого к наконечникам даже привязывались мелкие предметы. Святилище использовалось и позднее, вплоть до средневековья.

 

 

Человек начинает подчинять природу (неолит)

 

Каменный век Урала завершает неолит - новый каменный век (V-IV тыс.до н.э.). К тому времени на Урале установился теплый и влажный климат. Об этом ученым "рассказали" результаты анализа остатков растений той эпохи. Представьте, что широколиственные леса в то время росли у г.Нижний Тагил!

В это время на Урале жили многочисленные народы. Археологи лишь "прикоснулись" к истории некоторых из них. Если "пролететь" в неолите над Уралом, то увидим, насколько разнообразна жизнь уральцев в это время. У северных морей людей кормила тогда охота на морских животных. Южнее, в тундре и лесной зоне - охота и рыболовство в разном соотношении. В разных растительных зонах их облик был различен. На юге Урала именно в новом каменном веке появляется, наряду с охотой и рыболовством, древнейшее скотоводство. Так что, история животноводства на Урале насчитывает не менее семи тысяч лет.

Именно к неолиту ученые относят разделение бытовавшего у различных народов в зоне Урала прежде единого языка,- далекого предка современных, на которых говорят некоторые уральские народы - манси, ханты, коми, удмурты, на отдельные родственные языки. Специалисты по изучению языков - лингвисты,- называют их финно-угорскими.

 

Как и в мезолите, для неолитического периода истории Урала археологи выделяют ряд культур: камскую - для Среднего Приуралья, восточноуральскую и южноуральскую для Зауралья. Вряд ли стоит видеть за этими культурами лишь три древних народа. Вероятно, их было гораздо больше в пределах каждой из трех упомянутых обширных областей, но народы эти были схожи друг с другом. Люди, как и прежде, селились родовыми общинами

 

Народы камской культуры лесного Приуралья

 

Лесное Приуралье в новом каменном веке было обжито оседло жившими народами, составлявшими камскую культуру. Их жизнь обеспечивалась в основном за счет рыболовства и текла на основательно обустроеннных поселениях. Для устройства поселений старались выбирать места, где небольшие речушки впадали в более крупные. В добротно отстроенных полуземлянках обитала, зачастую большая семья из нескольких поколений близких родственников. Как пример такой стоянки приведем стоянку Хуторскую (район г.Березники). В бревенчатых домах той эпохи, углубленных в землю, мы не встретим ни окон, ни дверей. Они появятся много веков позднее. Двери заменяли пологи из шкур, либо деревянные щиты. Зато, дым из открытых очагов выходил в специально устроенное в крыше свето-дымовое отверстие, которое в непогоду закидывалось также пологом. Нужно заметить, что, отправляясь на охоту или рыбную ловлю, неолитические люди по-прежнему, как и в мезолите, на местах остановок жили в легких островерхих шалашах, покрытых шкурами или пластами бересты

Рыбу ловили самыми различными способами: сетями, вершами, на удочку, били гарпунами и стрелами с лодок или у специально устроенных запруд в устьях ручьев и речушек. Так же разнообразно ее и готовили, запасая впрок. Охота также имела большое значение. И охотники добывали дичь по-разному. Обычной была зимняя охота на лыжах с использованием легких саней и волокуш. В зависимости от вида животного, для охоты на него использовали определенные виды наконечников стрел, каменные или костяные.

 

Охотники-рыболовы восточноуральской культуры

 

Среднее Зауралье и примыкающие лесные районы Западной Сибири в неолите населяли общины охотников - рыболовов восточноуральской культуры, живших, в зависимости от времени года, то в долговременных поселениях на проточных, богатых рыбой озерах, то в сезонных охотничьих лагерях в местах охоты. Широко известны раскопки таких неолитических поселений как Полуденка I у г.Нижний Тагил, Козлов Мыс I у г.Тюмень.

Дома, остатки которых раскопаны здесь археологами, можно представить как полуземлянки. Их сооружение начиналось с рытья котлована. Затем по его краям устанавливали бревенчатый каркас будущего жилища, вкапывались центральный столб или столбы, на которых крепилась конструкция крыши. Покрытия крыш и стен выполнялись берестой, корой или шкурами животных. Порой жилище состояло не из одного, а из двух помещений, соединенных переходом. Дым из открытых очагов вытягивался наружу через свето-дымовое окно в крыше.

Погребения жителей Зауралья конца каменного века крайне редки. Большинство их открыто в пещерах и гротах горно-лесного Среднего и Южного Урала: на р.Чусовой (в гроте на Дождевом Камне), на р.Юрюзань (в Бурановской пещере и других), на р.Сим (в гроте у Каменного Кольца у с.Серпиевского), а также на одном из островов Аргазинского водохранилища. Все эти погребения похожи по нескольким признакам. В абсолютном большинстве погребенные были положены в могилу вытянуто, на спине. Одежду погребенных украшали каменные шлифованные подвески из мягких пород камня с отверстиями для прикрепления к одежде, а также бусы из створок раковин речных моллюсков. Иногда в могилах заметны следы посыпки красной охрой. Известный уральский археолог Ю.Б.Сериков считает что в этих погребениях захоронены шаманы. Почему? Археологи единодушно считают, что у лесных народов Урала в каменном веке господствовал обряд погребения, не предполагавший предания тела умершего земле. И лишь выдающиеся люди, какими считались шаманы, хоронились в земле.Да и украшения одежды из этих погребений очень схожи с шаманскими более поздних времен.

 

Появление домашних животных в степях

 

В жизни обитателей степей и лесостепей Южного Урала (южноуральская культура) в неолитический период произошли значительные изменения. Дело в том, что в раскопках здешних стоянок каменного века археологи встретили кости... домашних животных. Это означает, что впервые для истории Южного Урала мы можем говорить о проникновении сюда домашних животных и навыков ухода за ними. Со времени неолита на Урале, как, впрочем, и в ряде других районов Евразии начинается история сосуществования и противоборства двух направлений развития древних обществ. Охотники-рыболовы-собиратели самой природой были принуждены жить с ней в согласии, не отбирая у нее слишком много, чтобы не погибнуть в будущем самим. Скотоводы, напротив, постепенно, не в неолите, а позднее, станут истреблять природу, сводя "на нет"степную растительность неумеренным выпасом разросшихся стад. Надо заметить, что в диком виде в степях в районе Урала водились лишь лошади. Прародина всех остальных, как считают специалисты, находится далеко на юге,- в Закавказье, в Малой Азии и попали они на юг Урала как результат многоступенчатого обмена. Не все еще понятно ученым в проблеме древнейшего животноводства. Но мы еще вернемся к размышлениям о нем.

 

Но все, что касается древнейшего животноводства, относится лишь к обитателям степей и, лишь отчасти, лесостепей Южного Урала. У остальных народов жизнь строилась по-прежнему, на основе охоты, рыболовства и собирательства, как и у их предшественников. Широко известны раскопки неолитических стоянок и мастерских по обработке камня в Башкирском Зауралье (стоянка Сабакты III), на озерах у Ильменских гор (стоянка Латочка) и, даже на берегах высокогорных озер, таких как Зюраткуль (стоянка Каменный Мыс). Некоторые ученые утверждают, что жители Южного Урала уже в неолите... обменивали каменное сырье на нужные им предметы у соседей, а горное дело было одним из основных хозяйственных занятий. Подтверждают это мнение находки предметов из южноуральских яшм на стоянках неолитического времени, расположенных за сотни километров севернее и восточнее месторождений. А вот со своими соседями в Южном Приуралье (территория современной Башкирии) таких связей они не поддерживали. Уральские горы в ту пору здесь, видимо, были еще серьезным препятствием для взаимоотношений народов, живших по разные стороны горных хребтов.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.