Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Охота в палеолите была везде основой хозяйственной жизни. Она же определила подвижный, почти кочевой образ жизни, когда люди следовали вслед за передвигающимися по определенной территории животными.





Уже в палеолите люди жили родовыми общинами, то есть группами близких родственников. Это была единственная возможность для выживания в тех суровых природных условиях. Управляли действиями общины старейшины. Соседние общины поддерживали разнообразные отношения (браки, обмен каменным сырьем, совместные действия против врагов, охотничьи экспедиции). Постепенно формировались единые традиции, обычаи, язык, рождалось осознание единства и общности людьми на обширных территориях.

Камень в руках древнего мастера.Едва обустроившись на новом месте первые южноуральцы "заглянули" и в каменную сокровищницу гор. Точнее, и заглядывать в нее зачастую не было необходимости. Камни-сокровища лежали на поверхности, под ногами. В разных местах использовались разные виды каменного сырья: кремень, кварциты, даже кристаллы горного хрусталя. Отдельно поговорим о яшмах. Известный ученый А.Е.Ферсман писал о них: "Яшмовые месторождения Южного Урала начинаются на севере, в районе Миасса, и уходят на 5ОО километров на юг, в Казахские степи; в Мугоджарских горах они вновь появляются из-под почвенного покрова. Полосой в 4О-5О километров тянутся эти поразительные и единственные в мире месторождения яшм, обнажаясь на берегах притоков Урала." Как фантастика, звучат слова ученых о целых горах, сложенных из яшмы, об озерах, лежащих в яшмовых берегах. Десятки разновидностей яшмы уже сотни лет используются людьми как поделочный камень. Вам еще предстоит увидеть в музеях яшмовые вазы и чаши. Но мало кто осведомлен, что на протяжении десятков тысячелетий яшмы были одним из основных видов сырья, из которого наши далекие земляки изготовляли орудия труда и вооружение. Почему ? На этот выбор повлияли чудесные свойства яшмы. Их несколько. Во-первых, яшма очень тверда. Это один из самых твердых минералов. Во-вторых, яшма обладает способностью слоиться при умелом ударе, раскалываясь не на бесформенные куски, а на пластины с острыми тонкими краями. А вот последнее свойство яшмы потребует от вас ответа на вопрос: приходилось ли видеть лежащие на каменистом озерном пляже обломки толстого зеленоватого бутылочного стекла ? Тогда вам должно быть известно, что края этих стеклянных обломков, неоднократно прижатые подошвами обуви людей к камням, как бы шелушатся: от краев стеклышек отскакивают маленькие частички, чешуйки стекла, похожие на маленькие раковинки. Примерно таким же свойством обладает и яшма. Южноуральские яшмы невозможно перепутать с другими: у них особенная окраска, свое соотношение цветов. Древние мастера более всего предпочитали использовать черную и красно-зеленую яшмы. Благодаря неповторимой окраске южноуральских яшм их можно отличить от камней из других мест. Археологи поэтому могут утверждать, что уже в каменном веке каменное сырье было предметом обмена. Изделия из южноуральских яшм найдены при раскопках древних поселений в далеких от Южного Урала землях. Конечно, древние южноуральцы использовали не только яшмы, но и другие породы, например, кремень. Но и у них были свойства, как у яшмы. Теперь представьте себе огромный склад, наполненный крайне необходимыми для людей предметами и... с открытыми дверями. Такой же "кладовой" являлись для древних уральцев многочисленные выходы яшмовых месторождений на поверхность. Помимо местных жителей, к ним стремились "экспедиции" соседних племен, не имевших собственных залежей "стратегического" каменного сырья. Можно предположить, что отношения пришельцев с хозяевами не всегда были мирными. Факт остается фактом: в районах с выходами яшмы на поверхность берега озер усыпаны отходами древнего камнеобрабатывающего дела - каменной "стружкой" (отщепами). Особенно это характерно для озер Башкирского Зауралья, что западнее Магнитогорска. Что такое мастерская каменного века ? Порой это достаточно небольшая, метр на метр, площадка, на которой - множество каменных отщепов. Иногда - камень, служивший для мастера наковальней, а также сломанные орудия. Это рабочее место древнего мастера. Ученые находят их как в поселениях, так и за их пределами. Опыт изучения древних народов убедил ученых, что экспедиции за каменным сырьем возвращались не с кусками поделочной породы в кожаных мешках, а уже с заготовками, которые можно было легко превратить в орудия. Первоначальная обработка проводилась непосредственно у месторождений. Как можно отличить камень, побывавший в руках древнего мастера от камня, который раскололся сам по себе ? Может быть, археологи все путают ? Нет, археологи знают такие признаки, присутствие которых на камне позволяет утверждать: это дело человеческих рук.



Каменный век на Урале длился сотни тысяч лет. Это означает, что у наших предшественников было достаточно времени для отменного изучения свойств минералов, из которых изготавливались орудия. И чем ближе было окончание каменного века, тем изощреннее становились приемы обработки камня. Несколько изобретений того времени в камнеобрабатывающем деле оказались чрезвычайно эффективными. Одно из них - нуклеус. В переводе с латинского языка это слово означает "ядро". От нуклеусов, пользуясь особыми приемами, отделяли пластинки, а на пластинках изготавливали разнообразные орудия. Пластины с параллельными краями за сходство с лезвиями ножей называют ножевидными. По ряду соображений древние южноуральцы предпочитали использовать средние части этих пластин. Их параллельные края позволяли изготовлять кинжалы и наконечники копий с так называемыми составными лезвиями. Для этого делалась костяная или деревянная основа. В ее пазы при помощи смолы или специального животного клея закреплялись предварительно подобранные друг к другу пластинки. Подобные орудия умели изготовлять как позднепалеолитические южноуральцы, так и обитатели Южного Урала и Зауралья эпохи мезолита и неолита (могила древнего человека у деревни Пеган в Курганской области). Такие лезвия были эффективны в работе. Древние люди стремились учитывать свойства самого камня, то есть пластинки нельзя было сгибать и сильно ударять по ним. Для того, чтобы из сколотых с нуклеуса пластинок изготовить различные по назначению орудия, древние мастера должны были соответственно обработать их лезвие, или, как говорят археологи, рабочие поверхности. Основным способом такой обработки в каменном веке была ретушь. Специальным каменным инструментом ( он называется "ретушер" ) мастер надавливал или легко ударял по обрабатываемой кромке и делал рабочую поверхность такой, какой он ее задумал ( острой или притупленной, прямой или вогнутой ). Пластинка, которая должна была служить вкладышем составного лезвия кинжала с одного края обрабатывалась очень крутой ретушью для лучшего сцепления с клеем, когда ее поставят в паз костяной или роговой основы. Открытие принципа работы сверла ( две противолежащие рабочие поверхности, последовательно входящие в дерево, кость, рог или мягкий камень ) произошло задолго до того, как появились стальные сверла, - в каменном веке. Рабочие поверхности сверл образованы все той же ретушью.

Для создания резца мастер слегка скалывал часть боковой грани (или обеих граней) пластинки. В таком случае "работал" угол, на который обычно на археологических рисунках этих орудий указывает стрелка.

Большинство перечисленных орудий ( сверла, резцы ) зачастую употреблялись с деревянными или костяными рукоятями. Незаменимым орудием для охотников и рыболовов был скребок. Его рабочий край, предназначенный для очистки шкур животных, чешуи рыб, обработки деревянных или костяных предметов, испытывал большие нагрузки и должен был как можно меньше выкрашиваться. Углы "заточки" ножа и скребка разные, поскольку эти орудия выполняли разную работу и давление на рабочие поверхности было разным. Заканчивая рассказ о ретуши, нельзя не упомянуть о каменной ретушированной скульптуре. Лесные жители Урала каменного века ретушью создавали на плоских отщепах или ножевидных пластинах скульптуры лесных зверей: лосей, медведей, а также птиц.

В самом конце каменного века и в начале века металлов уральцы отказались от использования орудий, изготовленных из ножевидных пластин, и перешли к технике изготовления каменных орудий на отщепах. В этом случае ретушь наносилась не только по краю орудия, который работал; ретушью с двух сторон покрывалось все орудие, оно как бы "строгалось" ею, делалось той формы и той толщины, какие задумал мастер. Это прием обработки называется двусторонней ретушью. Ученые так и не смогли ее повторить в наши дни ! Секрет утерян, может быть, навсегда.

Уже в бронзовом веке продолжали бытовать каменные наконечники стрел, выполненные в древней даже для того времени технике двусторонней ретуши. Наконечники крепились к древку стрелы с помощью сухожилий животных.

В том же каменном веке (в мезолите, неолите) у уральцев, как и у других народов, распространяются шлифованные орудия и украшения. Они использовались и позднее, в медно-каменном веке. Шлифованные топоры и тесла были сделаны из мягких пород камней, например, из змеевика и закреплялись в деревянных рукоятях, были основными орудиями для обработки дерева.

 

 

Основной вывод - каменный век не был диким веком. Гениальных и бесталанных людей тогда, видимо, было столько же, сколько в наши дни. Просто у уральцев каменного века были намного меньшие возможности, чем у нас. Но они их использовали гораздо полнее, чем мы - свои.

 

 

Тайны уральских пещер

 

С незапамятных времен в глухих лесах южноуральских гор, в скалистом обрыве берега реки Гымыза ( приток реки Сим) в Катав-Ивановском районе Челябинской области башкирам была известна пещера, которую они называли Ямазы-Таш. Позднее русские назвали ее Игнатиевской, по имени христианского отшельника старца Игнатия, жившего поблизости. Пещера эта двухэтажная, длиной около 6ОО метров. Она промыта в толще горы водой. Среди местных жителей упорно ходят легенды о подземных озерах и залах, некогда доступных для людей. За последние 25О лет пещеру осматривали многие известные русские путешественники и археологи. Они искали в пещере следы жизни древнейших обитателей Южного Урала. Но раскопки в пещере, у входа, обнаружили лишь следы более поздних эпох: угли костров, кости животных, обломки глиняных сосудов и каменных орудий. Но и тогда вряд ли люди жили в пещере постоянно. Они лишь посещали пещеру, укрываясь в ней от непогоды или преследования.

Главную свою тайну пещера открыла только в 198О году, когда в ней начала работу археологическая экспедиция, которой руководил археолог В.Т.Петрин. Сотрудник экспедиции, тогда еще студент, а ныне ученый, В.Н.Широков первым из людей нашего времени увидел при обследовании стен пещеры на первом этаже древний рисунок - округлое пятно, ограниченное отрезками прямых линий. Рисунок был выполнен красновато-коричневой минеральной краской - охрой. Позднее выяснилось, что рисунки в Игнатиевской пещере выполнялись и черной сажей. Вода, стекавшая по стенкам пещеры в течение тысячелетий, несла мельчайшие известковые частицы. Они оседали на стенах и покрывали их и древние рисунки полупрозрачной корочкой. Она надежно защищает изображения от разрушения и указывает на большую древность рисунков.

Археологи выяснили, что стены первого этажа и потолок второго почти сплошь покрыты рисунками людей ледникового периода ( примерно 15 - 13 тысяч лет назад ). Охотники на диких лошадей, мамонтов, северных оленей рисовали здесь изображения столь привычных для их времени животных, а также условные знаки - символы ( "змея", "дротик", вертикальные линии ). Есть здесь также единственное изображение человеческой фигуры.

Зачем древним землякам потребовалось рисовать в потаенных местах Игнатиевской пещеры, среди тишины и мрака? Что означают эти рисунки ? Ученые считают эти и подобные им рисунки людей ледникового периода в других пещерах Южного Урала ( Каповая в Башкирии, Серпиевская II недалеко от Игнатиевской ) частью волшебных ( магических ) обрядов, связанных с охотой, добычей пищи и магией плодородия. Авторами рисунков, скорее всего были шаманы (колдуны).

Мир виделся людям ледникового времени совсем другим, чем нам. Нам проникнуть в него очень сложно. Он был "населен" различными волшебствами, духами. Для нас пещера - полое пространство в горе, промытое водой. Для наших далеких земляков это был Вход в Мать-Землю.

Ученые считают, что община ( или несколько общин ) охотников ледникового периода проводили в Игнатиевской пещере и обряд "посвящения во взрослые люди", обычный для древних народов. Как он выглядел ? Вряд ли мы когда-нибудь будем знать это в деталях. Обычно подобные обряды у древних народов включали суровые испытания; пройдя через них и одержав победу над собой, вчерашний мальчик становился полноправным взрослым, как бы рождался вновь и даже получал новое имя.

Давайте пофантазируем... В определенный день по достижении мальчиком определенного возраста старейшины отправляли его в пещеру-святилище ( храм ), напутствуя: "Пройдешь ... шагов, поверни налево. Увидишь перед собой выступ скалы. Сколи с него кусок камня и возвращайся назад",- так примерно говорили они кандидату в воины. Это было страшное испытание. Один, в кромешной тьме, окруженный "духами", в существование которых он свято верил, вчерашний ребенок отмерял положенные шаги и возвращался к старейшинам с требуемым куском камня. Теперь, когда он выдержал испытание, он мог продолжить полноправную жизнь в общине. Через 15 ООО лет археологи нашли места этих сколов. Как и древние рисунки, сколы были покрыты полупрозрачной корочкой натеков кальцита, что подтверждало их древность. Отколотых кусков ученые, как ни пытались, в пещере не нашли... Да это и не удивительно.

Ученым известны и другие пещеры-святилища с рисунками конца древнекаменного века, например, Каповая на р.Белой в Башкирии.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.