Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Древнейшие уральские гончары





 

Именно в неолите наши далекие предшественники совершили очень важное открытие. Около 7 тысяч лет назад обитатели Урала, как и большинство других народов Евразии, впервые стали использовать в быту обожженную на огне глиняную посуду, то есть керамику. Многие тысячелетия до этого для того, чтобы согреть или вскипятить воду, на костре нагревали камни и раскаленными опускали их в кожаное ведро с водой. Изобретение керамики умножило возможности древних кулинаров и благотворно сказалось на здоровье наших далеких предшественников. Вареная пища лучше усваивается организмом человека. Изобретение керамики заслуживает внимание также и потому, что это один из первых искусственных материалов на планете, созданных человеком. Древнейшие глиняные сосуды изготавливались из глины с определенными свойствами, а если точнее, то из специально приготовленного глиняного теста. Для этого в основное сырье - глину - добавляли определенные примеси: песок, дробленые камешки, измельченные куски стенок старых сосудов, истертый мелко тальк, кусочки створок раковин моллюсковя, но ранее всего - птичий помет. Делалось это для того, чтобы получить посуду с заранее заданными свойствами. Особенность древнейшего гончарства состоит в том, что гончарные знания в письменном виде не передавались, а о физике, химии и других нужных науках гончары и не слышали. Просто они много экспериментировали с глиной и результаты опытов передавали из поколения в поколение. Ученые полагают, что гончарство было женским делом, а обучение его навыкам - частью воспитания девочек.

Зачем ученым обломки древней керамики?

 

Очень важное значение древнее гончарство имеет для археологов вот еще почему. Дело в том, что у каждого из древних народов были свои представления о том, как надо готовить глиняное тесто, какие примеси и в каком количестве добавлять, каким способом надо лепить сосуды и орнаментировать их, как обжигать. Поэтому-то для археолога обломки древней керамики - желанная находка. Ведь они позволяют определить, какой народ жил здесь и когда.



Предполагается, что древнейшие гончары использовали жгуты или ленты из глины. Сначала окончание жгута сворачивалось спиралью- "пуговкой". Затем, тем же жгутом по спирали гончар выводил стенки будущего сосуда до верха. При этом спирали жгута плотно слеплялись друг с другом. Жгуты могли скрепляться друг с другом и иначе. Стенки сосудов заглаживались и затирались специальными инструментами. Затем сосуд орнаментировался специальными инструментами. Сосуды тщательно просушивались и затем обжигались. Археологи считают, что обжиг тогда проводился на открытом костре. Сначала сосуды ставились по краям косторой ямы, затем постепенно передвигались все ближе и ближе к огню, чтобы, наконец, на несколько часов оказаться среди пылающих углей. Древнейшие сосуды уральских народов, изготовленные описанным способом напоминали по форме огромное куриное яйцо, у которого аккуратно срезан тупой конец, с округлым или острым дном. По размерам они были различны. В быту подобные сосуды ставились в вырытые в земле ямки или на круговые выкладки из камней. Для людей конца каменного века, охотников или рыболовов, часто менявших место стоянки, это было удобно. Лишь в Зауралье, у людей, пришедших туда с юга, из степей Казахстана или Прикаспия, принадлежавших к бабарыкинской культуре, уже в неолите керамические сосуды имели плоское дно.

 

Магическая сила орнамента

 

Уже в неолите керамика населения разных районов Урала различалась, прежде всего, по орнаментации и способу ее нанесения.Так, древнейшие глиняные сосуды в Среднем Прикамье орнаментировались гребенчатыми штампами, а в Среднем и Южном Зауралье - прочерчиванием торцом палочки. Следует отметить, что древнейшее гончарство само по себе не являлось просто лишь изготовлением сосудов. Это было само по себе волшебство, поскольку мягкая глина под воздействием огня становилась твердой, наподобие камня, а объяснить это создатели сосудов могли лишь участием духов или божеств. И рисунки на неолитической керамике это не столько украшательство, сколько волшебство, ограждающее содержимое сосуда от козней злых сил.

 

 

О чем молчат наскальные “писаницы”

 

Не только керамика и ее орнаменты повествуют нам о богатом духовном мире неолитических уральцев. Как сокровища древних уральских культур нужно понимать наскальные рисунки - "писаницы" в святилищах той поры. К неолиту почти окончательно исчезает традиция использовать в качестве святилищ пещеры, во всяком случае, совершать в них обряды, предполагавшие нанесение рисунков. Святилища перемещаются на берега рек и озер, где на ровных участках скал до сих пор видны полузамытые рисунки той поры. Они, как и раньше, выполнены охрой. Но содержание рисунков изменилось по сравнению с более древними временами. На писаницах Среднего Уралана первое место выходят рисунки животных и, прежде всего, лося - самого крупного обитателя лесов и желанной добычи. Но и лось и другие животные, изображенные на скалах святилищ, видимо, рисовались не просто как охотничья добыча. Люди леса тогда не отделяли себя от природы, частью которой они были. Более того, они считали определенных животных своими прародителями - тотемами и устраивали в их честь целые праздники. Ученые, утверждают, что древние охотники Сибири считали лося воплощением Солнца на Земле, а Солнце - это и тепло и плодородие и свет. Но, это лишь предположения, которые очень трудно как проверить, так и опровергнуть. Южноуральцы каменного века предпочитали рисовать на скалах своих святилищ изображения косули и, особенно, людей в различных позах. По берегам рек и озер Среднего и Южного Урала (Вишера, Чусовая, Тагил, Реж, Нейва, Серга, Уфа, Юрюзань и другие) известны десятки святилищ с наскальными рисунками. Часть из них действовала с перерывами в течение нескольких тысяч лет, начиная со среднего или нового каменного века. Приведем для примера знаменитый Писаный Камень на реке Вишере, Ирбитский Писаный Камень, Змиев Камень на реке Тагил. Вас, конечно, мучает вопрос: "Как можно говорить о времени создания рисунка, если рядом нет написанной художником даты ?" Археологи используют разные методы установления времени нанесения рисунков, из которых наиболее распространенным является метод датировки рисунков по древним вещам, найденным в раскопе под скалой с рисунками. Давайте посетим одно из древних уральских святилищ. Вы уже знаете о том, что в глубокой древности люди верили, что у всего живого и у предметов, которые можно потрогать, есть "душа". Увидеть ее нельзя. После смерти человека его душа вселяется в другого, еще не родившегося человека. Считалось, что какое-то время душа была свободной от тела. Наши далекие предшественники считали, что и в этот промежуток времени у души должно быть пристанище. Они делали его в виде птицы из различных материалов ( из кожи, дерева ), а позднее, с появлением металлов,- из меди. Изображение этой птицы какое-то время хранилось в особом месте - в святилище. Одно из таких святилищ и было найдено в начале нашего века на озере Большие Аллаки, на севере Челябинской области. Позднее выяснилось, что таких святилищ на этом озере было четыре. Местные жители называют эти места Каменными палатками. За тысячелетия ветра и дожди придали этим гранитным скалам фантастический вид. Будто здесь долго-долго трудились древние волшебники. Семь - пять тысяч лет назад на поверхности этих скал впервые появились рисунки. Они выполнялись природной краской - охрой. Изображения разнообразны. Ученых удивила одна из групп рисунков. Под скальным "козырьком" была изображена вереница пляшущих мужчин в странных головных уборах, снабженных как бы отростками-антеннами. Но скорее всего это схематично изображенные рога животных - покровителей этой общины. Подобные головные уборы ( чаще шаманские ) у других древних народов Сибири снабжались и масками. Ученые считают, что здесь, в древнем святилище у озера Большие Аллаки, шаманы-жрецы так изображали предков, могучих шаманов, которые вместе с потомками как бы плясали волшебный танец, помогая им добыть благополучие в делах, охраниться от злых духов. Рядом со скалами святилища в начале нынешнего века был найден и упоминавшийся уже "идол" в виде изображения птицы из меди - вместилище чьей-то души. У скал святилища археологи заложили раскоп и извлекли из него каменные ножи, каменные и бронзовые наконечники стрел. Если судить по ним, то святилище действовало с перерывами на протяжении нескольких тысячелетий. Кстати, раскопки под скалой с рисунками дали еще один неожиданный результат. Большинство наконечников стрел имело характерные повреждения острия, не оставляющие сомнения в том, что в скалу с рисунками стреляли со стороны озера. Вспомните Камень Дыроватый на Чусовой. Обряд тот же самый и случайностью это совпадение, конечно, назвать нельзя.

Давно уже не звучат шаманские бубны у скал на Больших Аллаках. Давно уже далекие потомки создателей этого и десятков подобных святилищ живут за тысячи километров от святилища на Больших Аллаках. Но рисунки на древних скалах по-прежнему говорят нам о неведомой и загадочной жизни за тысячи лет до наших дней.

 

О духовном мире уральцев конца каменного века археологи судят и по скульптурам животных из камня. Интересным открытием археолога Ю.Б.Серикова являются отнесенные им к концу каменного века миниатюрные скульптуры из стоянок Среднего Зауралья, изготовленные на ... кремневых отщепах, подработанных ретушью. Они изображают зачастую головы животных (лоси, медведи, бобры), птиц и людей.

 

Вопросы и задания:

1. Почему изобретение нуклеуса можно назвать талантливой технической идеей?

2. Какие из видов современных орудий труда и инструментов были открыты в каменном веке?

3. Насколько справедливо выражение "дикари каменного века"?

4. С какой целью изображались животные в пещерных святилищах древнего каменного века?

5. Почему ученые считают описанные в параграфе погребения шаманскими?

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.