Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Курс внешней политики правительства Александра II





Выработка курса внешней политики России происходила в ходе совещаний министра иностранных дел с императором и кругом приближен­ных к нему сановников. Реализация принятого курса осуществлялась силами чиновников министерства иностранных дел, дипломатическим корпусом России. На МИД возлагались следующие функции: политические связи с иностранными правительствами, сбор и обработка информации о жизни иностранных держав, защита экономических интересов страны и покровительство ее подданным за рубежом, забота о поддержке православия за границей.

Во второй половине XIX века Россия имела разветвленную сеть консульских служб. Они сообщали в МИД информацию, необходимую для принятия политических решений, доводили до сведения правительств стран, где они располагались, мнение российских властей, вели секретные переговоры, а на Балканах – отстаивали интересы христианского населения перед мусульманским султанатом. Вместе с тем, консульствам запрещалось вмешиваться во внутренние дела местной администрации.

Внешнеполитическое ведомство. С 1856 по 1882 год внешнеполитическое ведомство России возглавлял князь А.М.Горчаков. Александр Михайлович окончил Царскосельский лицей, был однокашником А.С.Пуш­кина. Он приобрел богатый дипломатический опыт в российских миссиях в Лондоне, Риме, Берлине, Флоренции, Тоскане, Вене, Штутгарте. В 1856 г. он сменил министра иност­ранных дел К.В.Нессельроде и возглавлял внешнеполитическое ведомство более 20 лет. Прославился как один из выдающихся дипломатов ХIХ века.

Важнейшие внешнеполитические решения в правление Александра II принимались после их обсуждения на тайных совещаниях, которые Горчаков проводил совместно с военным министром Д.А.Ми­лютиным и министром финансов.



Стратегия и тактика внешнеполитического ведомства. После поражения в Крыму Российская империя утратила роль ведущей военной державы. Лидерство в европейской политике перешло к Франции, Англии и Австрии. Совместными усилиями они добились ослабления позиций Рос­сии на Черном море и Балканах. Новая расстановка сил сказалась на дипломатических отношениях, на создании политических блоков и союзов. Для России это был трудный период дипломатической изоляции. Принцип солидарности «законных монархов», провозглашенный на Венском конгрессе 1815 г. и поддерживаемый правительством Николая I, не выдержал испытания: во время войны 1853-1856 годов Австрия перешла на сторону противников «Священного Союза». Стало очевидным, что Россия нуждается в иных союзниках и в идеологии, отвечающей новой ситуации.

В 1856 г. Министерство иностранных дел составило аналитический обзор современного состояния российских внешних связей и отношений. В нем был сделан вывод о том, что внешнеполитический курс предшествующего царствования оказался «бесплодным», так как в результате его Россия оказалась изолированной. В качестве стратегии на будущее предлагалось вести «сдержанную» политику и не вмешиваться в дела других государств, если они не затрагивают интересы России. Такая политика была продиктована несколькими обстоятельствами: необходимостью внутренних преобразований; стремлением к территориальным приобретениям в Средней Азии; Кавказской войной.

Главной задачей правительственных усилий во второй половине 1850-х – в 1860-е гг. стала отмена условий Парижского мира 1856 г., т.е. восстановление права иметь военный флот на Черном море, возвращение Южной Бессарабии, установление благоприятного режима использования проливов Босфор и Дарданеллы.

Прусско-русское сближение.Для реализации этих задач Россия нуждалась в поддержке, поэтому российская дипломатия пыталась определить возможных союзников в европейской политике. И впервые, после более чем пятидесятилетнего перерыва, правительство России сочло возможным, учитывая нынешнее состояние европейских отношений, восстановить союзные связи с Францией. К такому союзу тяготел и император Наполеон III, желавший территориального передела с Австрией. Русское правительство со своей стороны хотело разъединить участников Парижского мира и при содействии Наполеона III добиться его пересмотра.

В сентябре 1857 г. в Штутгарте состоялось свидание Наполеона III с Александром II при участии министров иностранных дел. Французского императора интересовала позиция России в намечаемой войне Франции в Италии. Взамен Наполеон III обещал содействие русскому императору в пересмотре Парижского мира. И хотя дальнейшие переговоры в Штутгарте проходили менее гладко, все же русское правительство рассматривало их как успешные и обнадеживающие. Они положили начало политическому сотрудничеству России и Франции. И результаты его проявились довольно скоро. Заручившись нейтралитетом русского государства, в 1859 году Наполеон III начал войну против Австрии. А Россия, используя союз с Францией, приступила к активной дипломатической работе в Европе.

Но вскоре этот наметившийся тандем подвергся серьезному испытанию и распался в связи с польским вопросом, который был одним из узловых в международной политике XIX века. В 1860-е годы его обострило польское национальное движение. Восстание, вспыхнувшее в январе 1863 г., спровоцировало международную реакцию.

Пруссия, опасавшаяся расширения революционной территории, пред­ложила России военную помощь, надеясь при благоприятных обстоятельствах присоединить часть польских владений. Правительства Англии, Австрии и Франции, напротив, направили в Петербург ноты протеста, требуя восстановления польской независимости. А в период подавления восстания официальные Лондон и Париж демонстрировали военные приготовления. Впрочем, конфиденциально английская дипломатия дала понять Горчакову, что Британия воевать против России не будет. Ее главная задача – разорвать русско-французский союз была уже достигнута, а поддерживать притязания Наполеона III на левый берег Рейна лондонский кабинет не собирался. Австрия тоже не рисковала начинать войну.

Взвесив все эти обстоятельства, Горчаков оформил в виде дипломатической ноты протест против европейского вмешательства во внутренние дела Российской империи. В результате польское восстание было подавлено, международное положение польской государственности осталось прежним, а союз России и Франции распался. Русское дипломатическое ведомство начало прорабатывать план установления содружества с Пруссией.

В то время прусское правительство лелеяло мечту объединить все немецкие земли и было заинтересовано в нейтралитете России в данном вопросе. В результате войны с Данией (1864 г.) и с Австрией (1866) Пруссия добилась создания под своим протекторатом Северо-германского союза. Хотя военное усиление Пруссии и вызывало настороженность Петербурга, все же русское правительство решило не противодействовать прусским намерениям, рассчитывая в будущем на благодарность Бисмарка и его поддержку в деле отмены Парижского мира. В начале 1866 г. Горчаков откровенно заговорил с Бисмарком об этом и, встретив понимание, настоял на принятии соглашения о проведении специальных переговоров. В результате их была достигнута устная договоренность прусских и русских министров иностранных дел (Мантейфеля и Горчакова) о взаимодействии в европейской дипломатической войне.

Дальнейшие события способствовали еще большему сближению двух стран. В результате дипломатических встреч в 1868 г. царское правительство официально заверило, что в случае войны Пруссии с Францией оно подведет 100-тысячную русскую армию к границам Австро-Венгрии и не допустит вмешательства последней в войну. Взамен прусский король и Бисмарк согласились поддержать требование России об отмене нейтрализации Черного моря. Это устное соглашение 1868 г. имело силу договора. Победа Пруссии над империей Наполеона III в 1870 году привела к французской революции и военному усилению страны-победительницы. Но и тогда стремление добиться отмены условий Парижского мира превалировало над опасениями от военного роста пограничной Пруссии.

Борьба за отмену условий Парижского мира 1856 г. Осенью 1870 г. Горчаков уведомил европейские правительства о том, что Россия не может более признавать обязательным для себя запрещение иметь военный флот на Черном море. Английский кабинет был категорически против пересмотра подписанных в Париже соглашений, но союзников на континенте он в этом вопросе не имел. Франция была разбита. Австрия на войну не решалась. Бисмарк от имени прусского короля выступил с предложением созвать в Лондоне специальную конференцию для обсуждения черноморского вопроса. Горчаков решился участвовать в конференции только после того, как получил уведомление от английского правительства о намерении признать восстановление прав России на Черном море.

В марте 1871 г. участники конференции (послы России – барон Ф.И.Бруннов, Германии – граф А.Бернсторф, Австро-Венгрии – граф Р.Аппоньи, Франции – герцог Ж.В. де Бройль, Великобритании – лорд Дж.Грен­вилль, Италии – К.Кадорна, Турции – К.Муссурус-паша) подписали Лондонскую конвенцию об отмене статей Парижского мира. Конвенция подтверждала принцип закрытия черноморских проливов в мирное время для военных судов всех держав, но с оговоркой о праве султана отк­рывать их для военных кораблей «дружественных и союзных держав».

В конце сентября 1870 г. в Россию прибыл представитель постреволюционного французского правительства Тьер с предложением возобновить русско-французский союз. Официальный Петербург колебался. Правительства всех европейских стран враждебно отнеслись к революционным событиям во Франции, к образованию Парижской Коммуны. Мирный договор, подписанный в мае 1871 г. во Франкфурте-на-Майне, привел к аннексии французских территорий – Эльзаса и Лотарингии в пользу Германии и к образованию единого немецкого государства – Германской империи.

Вместе с тем, русское правительство начало всерьез опасаться роста могущества немецкого соседа. Наиболее желательным российские власти считали разумный баланс сил в Европе. Исходя из этого, Россия нуждалась во Франции, способной стать противовесом военной мощи новоявленной Германии. Русская пресса почти единодушно высказывалась за сближение с Францией. Эти настроения находили сочувствие и вызывали готовность к переговорам в Париже. Но до поры до времени интересы России в Средней Азии способствовали вынужденному союзу Петербурга с Берлином.

Во время берлинского свидания (сентябрь 1872 г.) русского императора Александра II, австрийского императора Франца-Иосифа и прусского короля Вильгельма I была достигнута договоренность по наиболее важным моментам европейской политики. Россия дала понять Германской империи, что не поддержит продолжения войны против Франции. В беседе с французским послом в Берлине русский канцлер заявил: «Я вам говорил и повторяю – нам нужна сильная Франция». И все же берлинское свидание стало шагом к новому русско-германскому соглашению.

В мае 1873 г. между Берлином и Петербургом была подписана военная конвенция. Каждая из сторон обязывалась в случае войны выставить в распоряжение союзника армию в 200 тыс. человек. Царское правительство рассчитывало использовать конвенцию для давления на Англию, Бисмарк – против Франции. В том же году к союзу присоединилась Австрия на условиях невмешательства союзников во внутренние дела друг друга. Подписанный акт получил громкое название «Союз трех императоров». Опираясь на него, Бисмарк в 1875 г. попытался спровоцировать войну с Францией в расчете на ее полное поражение. Однако жесткая позиция российской дипломатии предотвратила развязывание военного конфликта.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.