|
Тема 1.Теоретические направления в культурологии.Стр 1 из 5Следующая ⇒ Задание 1. Проанализируйте культурологические концепции, содержащиеся в работах крупнейших теоретиков культуры. 1. Эволюционизм и его основные идеи; источники эволюции. Стадии эволюции в схеме от «дикости» и «варварства» до высшей степени цивилизации. Представители: *Эдуард Тейлор (1832-1917),английский этнограф, исследователь первобытной культуры, религии. Один из основателей этнографии и антропологии. Главные работы: «Первобытная культура»(1871). «Введение к изучению Человека и Цивилизации»(1881). *Джеймс Фрезер (1854-1941), английский антрополог, этнолог, филолог. Использовал сравнительный метод при анализе обычаев и повседневной жизни примитивных народов, исследовал явления тотемизма и табу. Автор работ: «Золотая ветвь»(1890), «Фольклор в Старом Завете»(1918), «Голова Горгоны» (1918). 2. Структурализм и структурный метод. Культура как совокупность знаковых систем (язык, мода, искусство). Представители: * Клод Леви-Строс (р. 1908г. в Бельгии), французский антрополог, этнолог. Считал, что неосознанное творчество человеческого духа лежит в основе культуры и языка. Разработал типологию культур, в которой выделил «горячие» (включают в своё развитие историю и поиск богатых информационных возможностей) и «холодные» культуры. Главные работы: «Структурная антропология»(1958), «Мифологические исследования»(1964). *Мишель Фуко (1926-1984), французский философ, культуролог, историк культуры. Автор работ: «История безумства в классическую эпоху»(1961), «Рождение клиники» (1963), «Слова и вещи»(1966), «Археология знаний»(1966). Исследовал структуру «дискурса». Жан Деррида (р.1930г.), французский философ, основатель деконструктивного движения в постмодернизме. Разработал грамматологию; по его мнению, письмо первично по отношению к языку, объективно по отношению к человеку; оно - безграничное смысловое пространство, контекст. 3. Игровая концепция культуры. Представители: *Йохан Хёйзинга ( 1872-1945),нидерландский культуролог, историк. Главная идея - культура возникла сигры: считал, что на протяжении прошлых веков происходило видимое уменьшение игрового элемента в культуре, что в 19 в. дух рационализма и утилитаризма почти полностью вытеснил свободное игровое содержание культуры. Главные работы: «Человек играющий»(1915),»Осень Средневековья»(1919). *Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955), испанский философ, культуролог. Был профессором Мадридского университета, где в 1948г. основал институт гуманитарных наук. Главный труд: «Восстание масс»(1929). 4. Функционализм и его основные черты: направление в европейской, а затем американской архитектуре. Ф.окончательно сформировался в 1930 г. Черты: рассматривается та или иная культура с точки зрения выполнения различных функций; максимальная утилитарность, перевес практических функций, жизненных человеческих потребностей в определении планов и форм построений. Представители:
*Бронислав Малиновский (1884- 1942), этнограф и социолог польского происхождения; учился в Ягелонском университете, где получил степень доктора философии по физике и математике(1908).Изучал быт «австралийских аборигенов». Работы: «Аргонавты Тихого океана»(1922), «Научная теория культуры»(1944). Гл. мысль – культура - инструмент удовлетворения базовых потребностей, т.е. механизм, с помощью которого человек справляется с теми проблемами, которые ставит перед ним окружающая среда. Работы: «Миф в первобытной психологии»(1926), «Динамика культурных изменений»(1945). * Толкотт Парсонс (1902-1979),американский социолог; разработал теорию человеческого действия как системы, которая организуется: символично (символические механизмы регулирования - язык, ценности), нормативно (зависима от общепринятых ценностей и норм), субъективно-иррационально. Основные функции культуры: функция передачи опыта, функция обучения, функция объединения членов коллектива.
Литература: 1.Культурология: Учебное пособие/под общ. Ред. С.В. Лапиной.— Мн.:Тетра Систем, 2003.— с.11- 20; с. 169 -188. 2.Культурология: Учебное пособие /под ред. Н. Т. Багдасарьян.—5- е изд. М.: Высш. шк, 2001.— с. 22-25; с.39-54. 3.Культурология: теория и история культуры.: Учебное пособие \И. Е. Ширшов.— Мн.: БГЭУ,2004.— с12-32; с.50-55. 4.Сапранов П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. – 2-е изд. – Л.: «Союз», 2001.
Тема 2. Культура и цивилизация. План обсуждения темы:
1.Сущность и понятие цивилизации. Разнообразие цивилизаций. Различные подходы к соотношению культуры и цивилизации. Актуальность вопроса о разграничении понятий культура и цивилизация в рамках унитарного подхода. 2.Классические теории цивилизаций: А.) Разграничение понятий культура и цивилизация в теории О.Шпенглера («Закат Европы»); тип «фаустовского» человека. Б.)Теория «локальных цивилизаций» А.Дж. Тойнби.: этапы развития цивилизации. Сходство и различие взглядов на цивилизацию О.Шпенглера и А.Тойнби. В.) Феномен «цивилизация» в теории П. Сорокина. Религиозная (идеациональная) и чувственная (сенситивная) цивилизации. Культура- ядро цивилизации. Г.)Теория «локальных типов» Н. Данилевского. 3. Культура и цивилизация в контексте экологии. Идеи В.Вернадского, Гумилёва, Л. Моргана и др. 4. Цивилизации в современном мире. Идеи Роджера Осборна. Виды, причины и пути решения глобальных проблем. Задания и вопросы. 1.Проиллюстрируйте теорию « локальных цивилизаций» Тойнби напримере роста, кризиса, гибели античной цивилизации. 2.Взлёт и падение античной цивилизации: закономерность или случайность? 3.Выделите доминанты средневековой цивилизации. 4. Что Вы можете сказать о глобальных проблемах и их важности для мировой цивилизации? 5.Как взаимосвязаны теория «локальных культур» Тойнби и теория «этногенеза» Л.Гумилёва? 6. В чём проявляется творческий характер каждого культурного типа, по мысли Н. Данилевского? 7. Назовите художественные образы и стили как примеры проявления идеациональной цивилизации.
Литература: 1.Воробьёва И.В. Культурология /Учебно-методическое пособие. — Минск: ГИУСТ БГУ,2006. 2. Кармин А. С. – СПб: Издательство «Лань»,2001. 3. Культурология: Учебное пособие/С.В. Лапина.— Мн.: ТетраСистем,2003. 4.Мамонтов А.С. Культурология: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. 5.Шендрик А.И Теория культуры: Учеб. Пособие для вузов. — М.: ЮНИТИДАНА, Единство,2002.
Тема 3. Обряды и праздники. Их роль в социально-практической культуре.
План обсуждения темы: 1.Игровой элемент культуры. Концепция «игры» Й. Хёйзинга. 2.Истоки и символический смысл праздника в культуре. Смыслы «ритуала». Ритуал в оценках Э. Дюркгейма. 3.Магия и ритуал.Разновидности первобытной магии. Явления тотемизма и табу в работе Дж.Фрезера «Золотая ветвь». 5.Архетипы. Миф как основная форма архаического сознания. Концепции мифа: К. Юнга, Б. Малиновского, Л.Леви-Брюля, М. Элиаде, Р. Генона. 4. Гадания, заговоры, ворожба в повседневной жизни людей и их значение в культуре.
Основная литература: 1.Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса.— М.: Художественная литература, 1965. 2.Хейзинга Й. Осень Средневековья./Исследование форм мышления в 14-15 вв. во Франции и Нидерландах. — М.,1988.
Задание 1. Какие символические идеи выражают архетипы: дом, след, перекрёсток, выбор, середина, лестница, древо, камень, порог, пустота, миг, межа, мост, старость, око?
Практыкаванне 1.
Як Вы сябруеце з традыцыйнай культурнай спадчынай беларусаў, з яе архаічнымі элементамі - міфамі, павер’ямі? Прачытайце кнігу” Беларуская міфалогія:энцыклапедычны слоўнік”(пад рэд. С. Санько). Патлумачце наступныя вобразы, вылучаныя з беларускіх архаічных міфаў: -заяц, мядведзь, свіння; - гусь,певень; -жаба; -сава, бусел, воран, голуб,зязюля; -павук, матылёк, пчала, мураш, рыба; -венік, кажух, вянок, ключ, люстэрка, крыж, маска, пярсцёнак, ручнік, свечка, стол, хустка; -Вялікдзень,Грамніцы, Каляды, Саракі, Спас; -панядзелак, серада, чацвер, пятніца; -вінаград, гарох, жыта,каліна, мак, ружа, мёд, яблык, яйка; -дарога, зоркі, карагод, парог, млын, мост, род, рай, след.
* Якую ідэю гэтыя вобразы ў сабе трымаюць? 1.Як мадэлявалі (мадэлююць) свет з дапамогай міфалагічных вобразаў вядомыя мастакі стагоддзяў (паэты, акцёры, жывапісцы)? 2. Прывядзіце прыклады ўжывання беларускіх міфаў у вашай практыцы.
Литература: 1.Беларуская міфалогія: Энцыклапед, слоўнік. /С. Санько, Т. Валодзіна, У.Васілевіч і інш.—Мн.: Беларусь,2004.—592 с. 2. Леви Брюль Л. Первобытное мышление. — М., 1937. 3.Малиновский Б. Миф в примитивной мифологии.— М.,1926. 4. Фрезер Дж.Золотая ветвь.— М.,1998. 5. Эстес Кларисса Пинкола. Бугущая с волками. Женский архетип. М.: «София»,2005. 6.Элиаде М. Священное и профанное. — М., 1994. 7. Юнг К. Проблемы души нашего времени. — М., 1993.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|