|
Античный и средневековый мир в терминах.
1.Назовите 12 ближайших учеников и спутников Иисуса Христа, которые составляли ядро первой христианской общины? Кого в наше время называют «апостолами»? 2.Что означало слово «гений» в римской мифологии? 3.Что должны были вернуть в Грецию «аргонавты»? Кого называют «аргонавтами» в наше время? 4. Что обозначает в искусстве Аполлон? Родоначальником чего является бог Дионис? Чем отличаются «аполлонистический» и «дионистический» начала в искусстве? 5.Какие цели, задачи и особенности искусства Эллады? 6.Какой вид искусства в древней Греции играл ведущую роль? Какие архитектурные ордеры были созданы греческими зодчими? 7.Назовите главных богов греческого пантеона. 8.Расскажите о главных произведениях Фидия. 9.На основе, каких обрядов зародился греческий театр? 10.Какие предметы декоративно-прикладного искусства украшали быт греков? 11.Что такое «семь чудес света»? Какие из них сохранились до наших дней? 12.Что представляет собой базилика? 13.Какие племена разрушали Рим? 14.Сопоставьте мифологию и религиозное мировоззрение древних греков и римлян. 15.Почему Рим эпохи древности и средневековья называют «вечным городом»? 16. В античной мифологии грации (у греков – хариты) три богини красоты, которые изображались в виде прекрасных девушек. Назовите их имена. 17.Что обозначает выражение «Дамоклов меч»? 18. Расскажите о «Драконовских законах» в Афинском полисе. 19.Каким изображался Сфинкс у древних Греков и древних Египтян? 20.Что обозначает выражение «Зарыть талант в землю»? 21. Кто изваял 37-ми метровую статую Гелиоса на острове Родос? 22. В классическом греческом искусстве» центром притяжения» мерой всех вещей становится: а) архитектура; б) скульптура; в) совершенный человек. 23.К первому веку до н.э. происходит «эллинизация» римской религии, что приводит к утверждению культа 12 главных богов: 1.Юпитера; 2.Юноны; 3.Нептуна; 4.Минервы; 5.Марса; 6.Венеры; 7.Аполлона; 8.Дианы; 9.Весты; 10.Меркурия; 11.Цереры,- которые соответствуют греческим богам: А.) Аполлону; Б.) Аресу; В.) Артемиде; Г.) Гере; д.) Гермесу; е.) Гестии; ж.) Гефесту; з.) Деметре; и.) Зевсу; к.) Посейдону; л.) Афине; м.) Афродите.
Соотнесите имена римских и греческих богов. 24.Идеал эпохи Средневековья: А.) в телесной красоте; Б.) в телесной и духовной красоте; В.) в духовной красоте.
16.Искусство Средневековья проникнуто духом: А.) символики; Б.) науки; В.) мифологии.
25. В церковной живописи Византии 9—11 веков вырабатывается строгая система размещения религиозных изображений: 1) Богоматерь; 2) Христос; 3) пророки и апостолы; 4) евангелисты; 5) Страшный Суд— все в храме размещалось в определённом месте. Какие изображения размещались: а.) на западной стене храма; б.) в центральном куполе; в.) барабане купола; г.) в полукуполе апсиды; д.) на парусах.
26. Фреска—это: А.) переносная картина, написанная на холсте или доске; Б.) стенная роспись по только что нанесённой штукатурке; В.) картина или орнамент, выполненные из разноцветных камешков, кусочков стекла.
27. Специфической чертой средневекового искусства Беларуси является: А.) фольклор; Б.) светский характер; В.) синкретизм.
28. Как назывались средневековые театральные представления, где религиозные сцены чередовались с комедийно- бытовыми эпизодами? 29.Вспомните печальную историю об афинском царе Эгее, который должен был посылать царю Крита - Миносу в качестве дани каждые девять лет семь юношей и семь девушек. У этого властелина жило в лабиринте страшное чудище… Продолжите этот миф. Что Вам в нём особенно понравилось? 30.В «Илиаде» сообщается о соревновании в метании диска, которое предложил Ахилл. Наградой победителю являлся большой железный круг с надписью: «кто победит, у нас пять лет будет вдоволь железа…» Почему в качестве награды победителю Ахилл предложил железный диск? К какому времени относится этот период истории в Греции? 31.Греческий автор так описывал физический облик эллина: «Эллины отличались высоким ростом, белым цветом кожи, красивым и пропорциональным телосложением». Как эллины (поэты, скульпторы, философы) представляли своих соотечественников? 34.В мифе о Прометее рассказывается, как он похитил огонь и принёс его людям. За это Зевс покарал героя. Подумайте, какие качества человека прославляет миф о Прометее. Как в мифе отражена мысль о победе человека над природой? 35. Составьте рассказ о религии древних греков, начав его примерно так: «На высокой горе Олимп царствует Зевс, окружённый богами. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон со своей сестрой - быстроногой Артемидой. Пируют Египетской. 31.Греческий автор так описывал физический облик эллина: «Эллины отличались высоким ростом, белым цветом кожи, красивым и пропорциональным телосложением». Как эллины (поэты, скульпторы, философы) представляли своих соотечественников? 35.Комедия Аристофана «Птицы» пользовалась в народе огромным успехом. Она отличалась остроумием и злой насмешливостью. Кого и за какие пороки высмеивает автор? Почему комедия дошла до наших дней? 35. Расскажите об устройстве театра в Греции. Представьте, что в древнегреческом театре начинается трагедия. На актёрах надеты маски. Как выглядели трагедийные актёры? Расскажите об одной из древнегреческих трагедий. 36. В праздничные дни греки проводили состязания игры. Наиболее популярными были Олимпийские игры. Составьте рассказ об Олимпийских играх. Почему игры назывались Олимпийскими? В каких видах спорта состязались греки? Кто мог участвовать в древнегреческих Олимпиадах?
Задание 2.Проверьте себя. Объясните понятия и термины. С помощью справочников, энциклопедий, учебников раскройте смысл следующих понятий и терминов: этнокультурные стереотипы, славянофилы, картина мира, философский камень, орфизм, король Артур, гуманизм, символы культуры(по Шпенглеру), идеационная культура, сенситивная личность, эллинизм, нобилитет, восточный человек, фольклор, ордер (дорический)
Задание 3.Проверьте себя. В.) В разделах хрестоматии по культурологии под ред. А.А. Радугина прочитайте следующие статьи: «Ценностные и реальные суждения: Социологические исследования» Э.Дюркгейма, «Рождение трагедии из духа музыки: Предисловие к Рихарду Вагнеру» Ф. Ницше, «Закат Европы» О.Шпенглера, «О культуре: Философия неравенства» Н.Бердяева, «О мифе: из ранних произведений» А. Лосева, «Миф об Адонисе» Дж. Фрезера. Проанализируйте статьи. Охарактеризуйте научный метод авторов культурологических текстов. Литература. 1.Культурология: Учебное пособие./Под общ. Ред. С. В. Лапиной. — Мн.: Тетра-Систем, 2003. 2.Кармин А. С. Культурология. – СПб.: Издательство «Лань», 2001. 3.Культурология: Учебное пособие./Под ред. Н.Т.Багдасарьян.— М.: Высш.шк.,2001. 4.Сапранов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. –2-е изд.—Л.: «Союз»,2001. 5.Культурология: Учебное пособие /И.Е.Ширшов и др.— Мн.: «Белорусский государственный экономический университет»,2004.
Тема8. Мышление античного человека. Эпос и миф. Урок-иллюстрация. План обсуждения темы: Выберите одно из нижеуказанных заданий. Обоснуйте свой выбор. I. Подготовьте устное сообщение на тему «Гомер- певец Эллады». Что вам известно о времени Гомера, о жизни певца и его творчестве? Охарактеризуйте одно из произведений Гомера. *Отличительные черты эпических произведений Гомера (сюжет, образы, боги и люди). Как А. Лосев охарактеризовал творчество Гомера?
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|