Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 6.Художественная культура.





Основные эстетические категории.

 

План обсуждения темы:

I. «Прекрасное и безобразное» как эстетические категории.

Вопросы и задания:

1.Что отражают в себе эстетические категории? Охарактеризуйте в сравнении категории «прекрасного » и «красивого». Назовите разновидности «прекрасного».

2.Приведите примеры «красивого» и «прекрасного» в искусстве. Каким требованиям должно отвечать прекрасное искусство? Проанализируйте с точки зрения прекрасного (красивого) какое-нибудь художественное произведение.

3.Как бы вы определили, что такое прекрасное в природе? Охарактеризуйте природный объект как модель единства содержания и формы.

5.Приведите примеры «прекрасного и безобразного» в мифах древних культур. Приведите примеры «безобразного» в современном искусстве.

 

II. Категории «возвышенного» и «низменного».

Вопросы и задания:

1.Что такое «возвышенное «и какова его связь с «прекрасным»? Чем отличается «возвышенное» в природе и в искусстве?

2. Охарактеризуйте «возвышенное» в поэтических произведениях (на примере творчества любого поэта).

3. Как взаимосвязаны «возвышенное» и «трагическое» в жизни человека? Приведите примеры «возвышенного» и «героического» (в искусстве и в действительности).

4. Как «низменное» проявляется в человеке? Приведите примеры «низменного» в искусстве.

III. «Трагическое» в искусстве.

1. В чём сущность «трагического»? Какие типы трагических конфликтов вам известны? В каких произведениях искусства они отражены?

2. Назовите разновидности «трагического» и охарактеризуйте их специфику.

3.Как объяснил искусство трагедии Аристотель? Что такое трагическая вина?

4. Сравните «трагическое» и «драматическое» (на примере творчества любого драматурга).

 

Литература:

1. Борев. Ю. Эстетика /Учебник. – М.,2002г.

2.Кондрашов В. А.,Чичина Е. А. Этика. Эстетика. — Ростов н /Д: Изд-во

«Феникс»,2000.

2.Мартынов П. Эстетика/ Учебник. — Мн.: «ТетраСистем», 2002 г.

 

Практические занятия 7. Сущностные черты культуры. Контрольная работа.

Вариант 1. Вопросы для самоподготовки.

Задание 1. Проверьте себя. Объясните понятия и термины.

С помощью справочников, энциклопедий, учебников раскройте смысл следующих понятий и терминов: культура, этнос, цивилизация, варварство, национальный характер, антропологическая школа, архетип, субъекты культуры, культурный герой, культурный феномен, формы культуры, античный закон гармонии, кич, адаптивная функция культуры, маргинальность, субкультура, контркультура, миф.

 

Задание №2. Проверьте себя.

А.)В разделе «Культурология через тексты» (учебник «Культурология»- под ред. Н. Багдасарьян) найдите и прочитайте следующие статьи: «Определение культуры» Э. Тайлора, «Природа и культура» Г. Риккерта, «Игра и культура» И. Хёйзинга, «Кризис нашего времени» П. Сорокина, «Человек, Микрокосмос. Макрокосмос» Н. Бердяева, «Психология и художественное творчество» К. Юнга.

Проанализируйте статьи.

 

Б.) В разделе хрестоматии «Человек в мире культуры» (учебник «Культурология» -под ред. С. Лапиной) найдите и прочитайте следующие статьи: «О личности», «О назначении человека» Н. Бердяева; «О судьбе культуры» О. Шпенглера, «О мифологической культуре» А. Ф. Лосева, «О магической культуре» Дж. Фрезера, «О белорусском возрождении» М. Богдановича, «О ценности культуры» Х.Ортега-и- Гассет; «Об этносах и этнической культуре» Л.Гумилёва.

Проанализируйте статьи.

 

В.) В разделах хрестоматии по культурологии под ред. А.А. Радугина прочитайте следующие статьи: «Ценностные и реальные суждения: Социологические исследования» Э.Дюркгейма, «Рождение трагедии из духа музыки: Предисловие к Рихарду Вагнеру» Ф. Ницше, «Закат Европы» О.Шпенглера, «О культуре: Философия неравенства» Н.Бердяева, «О мифе: из ранних произведений» А. Лосева, «Миф об Адонисе» Дж. Фрезера.

Проанализируйте статьи. Охарактеризуйте научный метод авторов культурологических текстов.

Задание 3.Ответьте на вопросы.

1.Что обозначает в искусстве Аполлон? Чем отличаются аполлонический и дионисический начала в искусстве?

2.Что такое «семь чудес света»? Какие из них сохранились до наших дней?

3.Греческий автор так описывал физический облик эллина: «Эллины отличались высоким ростом, белым цветом кожи, красивым и пропорциональным телосложением». Как эллины (поэты, скульпторы, философы) представляли своих соотечественников? Приведите примеры.

4.Назовите выдающихся деятелей литературы, скульптуры, прославивших Грецию. Охарактеризуйте их основные произведения.

5.Ахиллес в жизни: В СУДЬБЕ, В ЛЮБВИ, В БИТВЕ (эссе).

 

Литература.

1.Культурология: Учебное пособие./Под общ. Ред. С. В. Лапиной. — Мн.: Тетра-Систем, 2003.

2.Кармин А. С. Культурология. – СПб.: Издательство «Лань»,2001.

3.Культурология: Учебное пособие./Под ред. Н.Т.Багдасарьян.— М.: Высш.шк.,2001.

4.Сапранов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. –2-е изд.—Л.: «Союз»,2001.

5.Культурология: Учебное пособие /И.Е.Ширшов и др. —Мн.: «Белорусский государственный экономический университет»,2004.

 

 

Вариант 2. Вопросы для самоподготовки.

Задание 1. Ответьте на вопросы.

1.Что первоначально подразумевалось под словом «культура»? Как формировалось понятие «культура»?

2. Объясните теорию этногенеза, созданную Л. Гумилёвым.

3. Как называется свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать жизненные различные явления и процессы сквозь призму культурных традиций и ценностей собственной этнической группы?

4. Что такое «менталогия»? Какое влияние она оказывает на культурологию?

5.Перечислите основные функции и задачи культурологии.

Задание 2.

Проверьте себя. Объясните понятия и термины.

С помощью справочников, энциклопедий, учебников раскройте смысл следующих понятий и терминов: артефакты, эгоизм и альтруизм, ценность в мире смыслов культуры, адаптивная функция культуры, образ науки, принцип антропоморфизма, готический стиль, гедонизм, рококо, убрус, ацтеки, релятивизм, национальная цивилизация.

 

Задание 3.Проверьте себя.

А.) В разделе хрестоматии «Человек в мире культуры» (учебник «Культурология»- под ред. С. Лапиной) найдите и прочитайте следующие статьи: «О сущности культуры», «О человеческой культуре» З. Фрейда, «О художественных формах» Г. Гачева, «О Моцарте» Р. Роллана, «О ноосфере» В. И. Вернадского, «О выборе, стоящим перед человечеством» Б.Рассела, «О магической культуре» Дж. Фрезера, «О социодинамике культуры» А.О. Моля.

 

 

Задание 4. Ответьте на вопросы.

А.) Как взаимосвязаны духовная и материальная культура? Приведите примеры.

Как слова - камин, рушник, храм, крест, икона, платье, книга, буква, декорация, веник, компьютер, памятник, опера, рукопись - отражают содержание понятий: артефакт, культурный комплекс, взаимодействие культурных черт.

Б.) Какие символические идеи выражают архетипы:

дом, след, перекрёсток, выбор, середина, лестница, древо, камень, порог, пустота, миг, межа, мост, старость, око?

 

Литература.

1.Культурология: Учебное пособие./Под общ. Ред. С. В. Лапиной. —Мн.: Тетра-Систем, 2003.

2.Кармин А. С. Культурология. – СПб.: Издательство «Лань»,2001.

3.Культурология: Учебное пособие./Под ред. Н.Т.Багдасарьян.—М.: Высш.шк.,2001.

4.Сапранов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. –2-е изд.—Л.: «Союз»,2001.

5.Культурология: Учебное пособие /И.Е.Ширшов и др.— Мн.: «Белорусский государственный экономический университет»,2004.

 

Вариант 3. Вопросы для самоподготовки.

Задание 1.

*Викторина.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.