|
Тема 4. Культурные нормы и ценности.План обсуждения темы: Вариант 1. 1. Виды культурной деятельности. Виды культурных норм. 2. Культурно-ценностные ориентации: нравственные установки, идеалы и соответствующие им нормы и способы поведения в обществе. * шкала измерения нравственности, основанная на объяснении феноменов духовных категорий: а.)Желания и удовольствия; б.) Любовь к ближнему; г.) Судьба власти; д.) Долг и ответственности; е.) Прощение и голос совести.
3. Мораль. Моральный человек.
Задание 1. Охарактеризуйте «морального героя» в следующих произведениях: 1. Евгений Шварц. «Тень»: по каким морально- нравственным принципам живут герои сказки? Каким Вам представляется мир теней в культуре? 2. Омар Хайям. «Рубаи»: прокомментируйте стихи-афоризмы, (четверостишия о смысле жизни человека,о незащищённости его перед лицом судьбы и времени, о мимолётных мгновениях радости), в которых каждый из читающих находит нечто своё. 3. Льюис Керрол. «Алиса в стране чудес».
Задание 2. Какие литературные произведения Вы читаете? К какой форме культуры Вы отнесёте творчество ниже перечисленных писателей: массовой или элитарной? 1. Габриель Маркес (род.1928 г.)- колумбийский писатель. Произведения: «Полковнику никто не пишет,1961: «Сто лет одиночества»,1967; «Глаза голубой собаки». 2. Пауло Коэльо (род.1947 г.)- бразильский писатель. Произведение «Алхимик»,1995. 3. Франц Кафка(1882-1924) - чешский писатель. Произведения: романы «Замок»,1925;«Процесс»,1926. 4. Умберто Эко (род.1932 г.)-итальянский прозаик. Произведения: «Имя розы»,1980; «Маятник Фуко»,1988; «Остров накануне»,1994г.
Вопрос 1. Как в романе «Новая Элоиза» Ж-Ж Руссо и в «сказках Вольтера отразились моральные воззрения людей Просвещения? Задание 3. Прокомментируйте следующие максимы философа-моралиста Франсуа де Ларошфуко *(1613-1680): *Есть люди столь ветреные, что у них не может быть ни крупных недостатков, ни подлинных достоинств. *Опасно упрекать в робости тех, кого хотят от неё исцелить. *Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности. * Не может долго нравиться тот, кто умён всегда на один лад. *Тот, кого разлюбили, обычно сам виноват, что вовремя этого не заметил. * Нам почти всегда скучно с теми людьми, с которыми не полагается скучать. * Величайшее чудо любви в том, что она излечивает от кокетства. * Гордыня часто разжигает в нас зависть, и та же гордыня нередко помогает с ней справиться. *Иные люди похожи на песенки. Они быстро выходят из моды. * наделяет нас достоинствами природа, помогает их проявить судьба. * Порою человек так же мало похож на себя, как и на других. Основная литература: 1.Багдасарьян Н.Т.Культурология: — М. Высш.шк.,2001. 2.Кармин А. С. Культурология. – СПб.: Издательство «Лань»,2001 3. Лапина С. В. Культурология.—Мн.,2003.
Вариант 2. Артефакты- феномены культуры. Вопросы для обсуждения: 1.Духовная и материальная культура. Их взаимосвязь. 2.Артефакты. Их смыслы и задачи. 3.Духовные и материальные объекты в качестве традиций и инноваций. Стихийные и сознательные традиции. Общечеловеческие и локальные традиции. Источники инноваций. Конвергентные и датированные инновации. 4.Образ техники в культуре. Техника как средство создания культурной среды. Ценности технической культуры. Стёпин В.С. «О современной цивилизации»: / Культурология: под общей редакцией С.В. Лапиной. 5. Памятники мировой культуры- символы конкретной эпохи. Дополнительные вопросы. 1.Что такое традиция? Может ли традиция стать инновацией. Ответ обоснуйте. 2. Как связаны культурные инновации с таким явлением как контркультура? 3.Найдите различия «преемственности» в таких сферах культуры как искусство и наука? 4. Теоретик искусства и художник 17 в. Дун Цичан утверждал: «Люди находят опору в вещах, а вещи служат опорой друг для друга. Пища поддерживается посудой, посуда поддерживается столом, стол поддерживается циновкой, циновка поддерживается землёй» А чем же поддерживается земля?
*Творческие задания. Задание 1. Найдите информацию о том, как произошли вещи. Проследите историю «адаптации» «вещи» в культуре. 1.История подвенечного платья. 2.История галстука. 3.История изобретения лифта. 4.Кто изобрёл фантик? 5.Кто придумал и изобрёл иголку? 6.Откуда появились пуговицы? 7.Кто изобрёл Рождественскую ёлку? Задание 2. Подготовьте устное сообщение на тему (по выбору): *Одежда - эстетическое поле культуры. Красота одежды. *Отношение к одежде в традиционных культурах. *Магические вещи и их предназначение. Творение вещей в мифах. *Вещи в этнографическом музее. *Вещи и цвет.
Литература: 1.Кармин А. С. Культурология.—СПб.: Издательство «Лань»,2001. 2.Воробьёва И. В. Культурология: Учеб.- метод. пособие.— Минск: ГИУСТ БГУ, 2006. 3.Ширшов. И. Е. Теория и история культуры.— Мн.: БГЭУ,2004. 4. Лапина С.В. Культурология: Учебное пособие. — Мн.: ТетраСистем, 2003. 5. Энциклопедия для детей. — Том 18. Человек. Ч. З. Духовный мир человека./ Глав. ред. Е Ананьева.— М.: Аванта,2004.
Вариант 3. Эрос и взаимоотношение полов в культуре. Эротическая культура. План: 1.Любовь в человеческой жизни и виды любви. Особенности понимания любви в разных культурах. 2.Эрос и взаимоотношение полов в культуре. Понятие мужественности и женственности и их зависимость от культурной парадигмы. 3.Культурные формы семейно-брачных отношений. 4.Эротическая культура и её значение в жизни общества. Литература: 1. Лев-Старович З. Эрос в культурах мира. — М.:Мысль,1991. 2. Русский народный свадебный обряд.— Л.:Наука,1977.
Тема 5. Культура и личность. План обсуждения темы: 1.Историко-культурная динамика понимания человека в европейской антропологии. Современные подходы к определению духовности. Парадигмы понимания «Человека»: космоцентрическая, теоцентрическая, антропоцентрическая, логоцентрическая, европейский рационализм, социоцентрическая и другие. 2.Психокультурные и социальные типы личности. 3. Мир ценностей личности. Человек в поисках идеалов. Идеальные люди. 4. Проблема творчества, личность как концентрация душевных и духовных способностей человека в теориях Н. Бердяева, К. Юнга, И.В. Гёте, А. Белого. 5. Антропология Фридриха Ницше: «внутренняя свобода» - главное достижение личности. Учение о «вечном возвращении». Идея сверхчеловека.
Задание 1. Соедините антропологию Ф. Ницше с темой «Великие люди в культуре и истории». На основании ознакомления с работой Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1870) приведите примеры присутствия «дионисийского» и «аполлоновского» как двух духовных миров в жизни и творчестве ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ. Если - «Аполлоновское»: светлое, рациональное, пропорциональность, целостность, логичность, приоритет общественного, вера в прогресс, уравновешенность. «Дионисийское»: иррациональное, хаотическое, страстное, приоритет личного, смещение пропорций, гедонизм, пессимизм, вычурность, идея абсурдного мира. Координаты поиска «великих личностей»:темы. · Культурный герой: Донжуаны и Робинзоны, Робин Гуды и Татьяны Ларины в пространстве культуры постмодернизма. · Белорусские просветители. · Великие романтики.
Литература. 1.Асветнікі зямлі Беларускай: Энцыклапедычны даведнік.— Мн.,БелЭн,2001. 2.Культурология: Учебное пособие./Под общ. Ред. С. В. Лапиной. — Мн.: ТетраСистем, 2003. 3.Кармин А. С. Культурология. – СПб.: Издательство «Лань»,2001. 4.Культурология: Учебное пособие./Под ред. Н.Т.Багдасарьян. —М.: Высш.шк.,2001. 5.Культурология: Учебное пособие /И.Е.Ширшов и др. — Мн.: «Белорусский государственный экономический университет»,2004. 6. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки.— СПб: Азбука-классика,2007. 7.Чернявская Ю. Личность и культура. — Мн.: Беларусь,2003.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|