|
II. Миф как познание и ценность. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 1.Прочитайте самостоятельно мифы о богах Олимпа? Почему древние греки верили в существование Олимпийских богов? 2.Вспомните, какие произведения на сюжеты древнегреческой мифологии вы видели, читали? Чем они вам запомнились? 3.Охарактеризуйте миф: объясните структуру мифа. Что познаётся в мифе? Какова роль героев и богов в мифе? Как взаимосвязан миф с эпосом, ритуалом, архетипом.
Задание 3. Объясните мифологические образы, основанные на идее «тождества». Приведите примеры употребления этих образов в мифах. Прочитайте «цепочку сопоставлений» на мифологическом и поэтическом языках.
1. Человек- камень. 2.Человек- олень. 3.Солнце-птица. 4.Человек – цветок. 5.Девушка- берёза. 6. Веник-венок. 7. Человек-виноград. 8.Человек-волк. 9. Звёзды-глаза. 10.Дерево-вселенная. 11. Царевна- лягушка. 12. Железный человек. 13.Женщина- зима. 14. Земля- пирог. 15. Солнце- конь. 16.Зеркало- мир. 17.Жених- медведь. 18.Пастух- поэт. 19.Матылёк-душа. 20. Нитка- движение. 21.Солнце- петух. 22.Поле- мир. 23.Девушка- русалка. 24.Черепаха- чаша. Литература 1.Культурология: Учебное пособие/ Под общ. ред. С.В. Лапиной. – Мн.: ТетраСистем, 2003. – 107-120 с. 2.Сапранов П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. – 2-е изд. – Л.: «Союз», 2001 – 150-241с. 3.Любимов Л. Искусство древнего мира. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1980. 4.Лосев А.Ф. История Античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2-х книгах.— М.: Искусство, 1992. 5.Лисовский И.А., Ревяко К.Р. Античный мир в терминах, именах, названиях. Слов.-справ. по истории и культуре Древ. Греции и Рима. – Мн.: Беларусь, 2001. 6.Черняков В. Семь чудес света и другие. —М., 1983. 7.Рейхардт Г. Семь чудес света.— М., 1993. 8.Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве.— М., 1996. 9.Кун И.А. Мифы Древней Греции.— М., 1989.
Тема 9. Культурные формы. Символы культуры. I.Культурные формы. I. Вопросы для обсуждения. 1.Понятие культурной формы. Её смыслы. Формы как упорядоченные логические системы. Адепты - носители культурных форм. 2. Формы человеческой деятельности: наука, искусство, мораль, право, политика, техника, религия и др. Образ как особая форма воспроизведения и познания действительности. 3.Исторические формы этнических общностей. Живые и неживые формы. Обычаи- формы культуры. 4.Субкультуры как формы жизни отдельных слоёв населения. 5.«Парадигмиальные» формы: когнитивные, ценностные, регулятивные. 6.Мораль как форма регуляции.
Дополнительные вопросы: 1.Какие потребности людей удовлетворяются следующими формами: А.) кукольная игра (форма проведения досуга); Б.) карнавал (форма праздника); В.) обычай «целовать ручку» (форма приветствия); В.) улица (ценностная форма); Г.) философия и религия (когнитивные формы).
2.Какую информацию о повседневной жизни человека (и соответственно – о формах житейского знания) содержат пословицы? Приведите примеры пословиц. 3. Как связан «сенсорный голод» с культурными формами? Литература: 1.Кармин А. С. Культурология.— СПб.: Издательство «Лань»,2001. 2.Воробьёва И. В. Культурология: Учеб. - метод. пособие.— Минск: ГИУСТ БГУ, 2006. 3.Ширшов. И. Е. Теория и история культуры.— Мн.: БГЭУ,2004.
II. Символы культуры. План обсуждения темы: 1. Семиотика. Понятие языка культуры. 2.Текст. Сигнал. Признак. Знак. Знак и символ. 4. Типология знаков в семиотике. Иконические знаки. Знаки-индексы. Знаки-символы. 5. Знаки и цели их функционирования: знак принадлежности к культуре, знак рецепционного ожидания, функциональные знаки, знаки этикета, знаки национальной характерности, знаки времени, знаки, несущие смысл произведения. Вопросы: 1.Что такое знак? Какие виды знаков вы знаете? 2. Что такое иконописные знаки? Приведите примеры? 3. В чём отличие знака- символа от других видов знаков? 4. Что такое пиктограмма? 5.Что такое идеографическое письмо? 6. Какие виды языков вы знаете? Охарактеризуйте вербальный и невербальный языки. 7. В чём специфика естественных и искусственных языков? 8.В чём состоит предмет герменевтики? 9. Покажите природу символа в науке и искусстве. Основная литература: *Багдасарьян Н. Г. Культурология: Учебник для студ. тех вузов.— М.: Высш. шк.,2004. Дополнительная литература. 1.Барт Р. Семиотка как приключение //Мировое древо,1993. № 2.С.81-82. 2.Борев Ю. Б. Эстетика.— 4-е изд., доп.—М.: Политиздат,1988. 3.Гадамер Г. Актуальность прекрасного.— М.,1991. 4.Гумбольдт В. Язык и философия культуры.— М,1983. 5.Кассиер Э. Опыт о человеке // Человек.1990. № 3. С.97. 6.Медников Б. М. Гены и “мемы”-субъекты эволюции // Человек.,1980.№ 4. С24-25. 7.Пропп В. Я. Фольклор и действительность: Избр. ст. —М.,1976.
Задание 1. Символы занимают в культуре особое место. С древнейших времён они пронизывают все человеческое существование, становясь оболочкой, формой, в которой выражались, закреплялись и транслировались следующим поколениям смыслы. С одной стороны, символ всегда имеет определённое значение, с- другой - заключает в себе безграничное поле смыслов, которое невозможно исчерпать перечислением. Это гораздо больше, чем знак. Ведь он всегда отсылает к ценности, к неуловимому, к ускользающему, к тому невербальному первичному смыслу, глубина которого не может быть адекватно осознана и выражена в одночасье и навсегда, но может быть познаваема в ходе “культуротворчества».
К каким культурным ценностям отсылают Вас следующие символы: Кресты рыцарских орденов, волк (в сказке), голубь в евхаристии, заяц у славян, библейский змей, год свиньи, козье копытце, дары данайцев. Артемида и Актеон, луна в алхимии, суд Париса, корона Священной Римской империи, единорог древности, морской человек, глаз в треугольнике, семь добродетелей, лев в Египте. Объясните, где, когда и во взаимодействии, с какими историческими реалиями появились эти символы. Задание 2. Охарактеризуйте особенности стилистического почерка художников - символистов (на выбор): Обри Винсета Бёрдсли (1872-1898),Уильяма Блейка(1757-1827), Виктора Борисова - Мусатова (1870-1905), Михаила Врубеля(1859-1910), Поль Гогена(1848-1903), Густава Климта (1862-1918), Эдварда Мунка(1863-1944), Михаила Нестерова (1862-1942), Николая Рериха (1874-1947). Литература: 1.Энциклопедия символов/ Л.С. Баешко, А. Н. Гордиенко, под ред. О.В. Перзашкевича.—М.: Эксмо,2007. 2.Энциклопедия символизма.— М.: ОЛМА-ПРЕСС,2001.
Тема 10. Культурная эпоха и стиль. Стиль – феномен культуры. I. План обсуждения темы: Вариант 1. 1.Понятие художественного стиля. Его определения. Стиль и художественный образ. 2.Стиль и историческое время. Общая классификация стилей. Большой стиль. 2. Симбиоз поэтического и живописного стилей. 3. Барокко - один из загадочных стилей искусства. Барочный сарматский портрет. Его особенности. 4. Идеал в классицизме.: Портретная живопись Иосифа Ивановича Олешкевича (1777-1830; «Портрет Адама Чарторыйского», Портрет Адама Мицкевича», «Мадонна с ребёнком». Творчество Валентия Ваньковича (1799-1842; «Мицкевич на скале Аю-Даг», «Портрет Рёмера», «Наполеон у костра перед боем» и др.).
Литература: 1.Кармин А. С. Культурология.—СПб.: Издательство «Лань»,2001. 2.Воробьёва И. В. Культурология: Учеб.- метод. пособие.— Минск: ГИУСТ БГУ, 2006. 3.Ширшов. И. Е. Теория и история культуры.— Мн.: БГЭУ,2004. 4. Чичина. Е. А. Эстетика.— Ростов н./ Дону: Издательство» Феникс,2000. 5.Тананаева Л. И. Сарматский портрет. Из истории польского портрета эпохи Барокко.— М.: «Наука»,1979. 6. Дробов. Л.Н. Живопись Белоруссии 19 - начала 20 в.— Мн.: «Вышэйшая школа”,1974.
Вариант 2. Неклассическая эстетика и постмодернизм. 1.Искусство модернизма. Творения французских художников-импрессионистов: Эдгара Дега, Эдуарда Мане, Камиля Писсарро, Огюста Ренуара и др. 2 У.Эко «Сущности постмодернизма». Смотри раздел: Хрестоматия. Человек в мире культуры // Культурология: Учеб. Пособие под общей редакцией С. В. Лапиной. – Мн.,2003.
3.Основные идеи неклассической эстетики. Новые понятия в постнеклассической эстетике. 4.Авангард и неоавангард как новые мироощущения в искусстве 20-века. Саморазрушающееся искусство, поп-арт, процессуальное искусство, концептуализм. 5.Постмодернистская эстетика Жана Бодрийара (Клода Леви - Стросса, Жана Франсуа Лиотара). 6.Творческие методы сюрреалистов-художников (С.Дали, Ф.Гарсиа Лорки).
Задание 1. Приведите примеры использования новых понятий в постнеклассической культуре. * Справка. Новые понятия в постнеклассической эстетике. 1. Дискурс: множественность толкования одного и тогоже явления по принципу случайной догадки (теория Ж. Лиотара). 2. Деконструкция: это такое понимание и восприятие, при котором акцентируется не система, принцип структура, лежащие в основе воспринимаемого, а то, что, принадлежит этой системе, является как бы второстепенным, смещение смыслового акцента со знака на контекст его употребления, что позволяет применить в литературе метод переосмысления цитаты. Пример: в искусстве деконструктивность проявляется в разных направлениях: в отсутствии полярности автор-зритель, автор-актёр, положительный - отрицательный, форма- содержание. 3. Лабиринт (автор понятия Умберто Эко) - запутанность и многоаспектность человеческого бытия, отсутствие единого центра, периферии, границ входа и выхода симметричности. 4 .Ироничность - восприятия мира как несерьёзного события (теория Ричарда Рорти)- ироничное переосмыслении прошлого. Коллажи. Куклы. 5. Эклектика - смешение разнородного. 6.Паспарту- смещение смысловых акцентов, сдвиг ракурса с главного на второстепенные детали, отрицание наличия доминанты (импрессионизм, иллюзия движения). 7. Полилог - многозначность знака, его способность иметь множество смыслов в разных контекстах (Борис Юхнов в современном московском театре ставит «Фауста» с котами Куклачёва; Фауст и Мефистофель меняются ролями. Результат жизни, по мнению Куклачёва, не в смерти, а в каждой секунде проживания. II. Творческие задания. Тема белого снега и белых цветов в творчестве японских средневековых поэтов. Прочитайте следующие стихи:
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|