|
Искусство Эгейского мира; характерные особенности и жанры. (Крито-микенский период)
Своеобразным связующим звеном между Востоком и Др.Гр. являлась эгейская культура, которая существовала на островах и побережье Эгейского моря (ос. Крит), материковой Греции (г.Микены и Тиринф), на западном побережье Малой Азии (г.Троя). Расцвет этой др.культуры приходится на 2 тыс.до н.э. Крит-микен. мир был на протяжении нескольких столетий образцом культуры. Там были созданы прекрасные памятники архитектуры, украшенные настен. живописью, рельефами, разбитыми в них великолеп. садами, изящн. вазы. Этот мир знал письменность: линейное письмо (ещё не расшифровано). Своеобразие К-М искусства в особом понимании жизни природы и места в ней человека. Огромное внимание уделял внутреннему миру человека. Одним из древ. центров эгейской культуры была Троя, воспетая в эпосе Гомера. В 3-2 тыс. до н.э. значит. культ. центром стал о.Крит – богатая держава легендарного царя Миноса. Именно здесь в нач. 2 тыс. до н.э. на развалинах общинно-родового строя сложилось 1-ое на территории Европы рабовладельческое раннеклассовое общество, сформировались города: Кносс, Фест и др. Могущественная держава (расцвет торговли и мореходства).
В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы. Среди них выделяется Кносский дворец (пл. около 16 тыс.кв.м.) Его тронный зал был украшен эмблемой в виде двусторонней секиры-лабриса, священной на Крите. (отсюда и название). Своей величественной арх-рой напоминал древнеегипетские храмы залами и открытыми дворами. В центре – обширный прямоугольный двор, имеющий обрядовое значение. Ко двору со всех сторон примыкали помещения с верандами, галереями, бассейнами, колоннадами, лестницами. Отличит. чертой критской арх-ры явл. отсутствие симметрии в зданиях. В построении дворцовых интерьеров существенную роль играли деревянные колонны. Они сужались к низу без капителей, цвет колонн красный. Все покрыты зигзагообразными узорами – усиливали впечатление живописного и динамичного решения пространства. Есть ванная комната, водопровод, подземные помещения – лабиринт. Живопись фресковая в виде фризов или панелей. Изображалась жизнь его обитателей: торжественные процессии, ритуальные танцы, люди, собирающие яркие цветы, кошки, охотящиеся на фазанов, рыбы среди водорослей. Изображения динамичны, красочны, орнамент завитой, спиралью, всплеск волн, ветер. Для минойского иск-ва характерно динамика, ему чужды застывшие позы самоуглублённость. Правдивая передача движения человека. Изображение фигур людей—хрупкие, с тонкой талией, муж. фигуры окрашен. коричневым, жен. - белым цвет. В росписях господствовали яркие, мажорные краски. Для критян природа была священна по причине её божественности. Всё божественное совершенно, но природа полна особой красоты. Поэтому критяне часто изображали вместо богов цветущие луга. Роль деревьев, трав, цветов, в этом мире была велика, без них не мыслилось никакое человеческое деяние.
Мелкая пластика Крита, так же как и живопись носит изысканно декоративный, динамический характер. Это фигурки животных (коз и козлят, бык, фигуры изящных женщин). Тонким худ. вкусом отличаются керам. вазы. Совершенства достигли мастера обработки металлов. (чеканка на зол. кубках). Выдающ. памятником эгейской кул-ры (период расцвета 17-14 вв. до н.э.) были найдены на территории материковой Греции в Микенах и Тиринфе – древнейших крепостях Европы. Художественная культура материковой Греции отличалась от критской большей суровостью и мощью, хотя и имела с ней много общего. Самобытность ее культуры проявилась в монументальной архитектуре. Царские дворцы Тиринфа и Микен, поселения располагались на холмах (в последствии получили название «акрополь»). Все было подчинено обороне от врагов. Все подчинено порядку, отличалось симметричностью, залы и комнаты четко распланированы. Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению ворот («Львиные ворота» - символ могущества микенских царей). Сложенные из плит, перекрытых монолитом. Над пролетом ворот – треугольная известняковая плита, украшенная единственным в Эгейском искусстве монументальном рельефе: 2 львицы стоят по сторонам колонны, расширяющейся кверху. Стены Тиринфского и Микенского дворцов были расписаны фресками, украшены алебастровыми фризами. Богатство интерьера служило контрастом суровому внешнему облику. Батальные сцены, сцены охоты, но в них исчезают свобода и непринужденность движений. Торжество физической силы, но формы застывшие, орнамент сухой. В изобразительном искусстве ахейцев преобладали жестокость и статичность композиции. На смену динамичности критских мастеров пришли строгая симметричность и схематичность форм. В период Троянской войны (нач. 13 в. до н.э.) ранние рабовладельческие государства эгейского мира пришли в упадок, что облегчило завоевание Балканского полуострова греческими племенами дорийцев, положивших начало новой культуре. Наследие эгейского мира сыграло немалую роль в создании художественны)
Искусство высокой классики Греции и его главные достижения (5-4 вв. до н. э.)
С первых десятилетий 5 в. до н. э. начинается классический период развития греческой культуры и всех видов искусства. Совершенное, исполненное возвышенного реализма искусство греческой классики явилось важным этапом в развитии всего мирового искусства. В первой четверти 5 в. до н. э. Греция подвергалась нашествию полчищ персидской державы. Борьба народных ополчений объеди-нившихся греческих полисов за независимость ускорила рост общественного самосознания эллинов. Решающие победы над персами - морская при Саламине (480 г. до н. э.) и на суше при Платеях (479 г. до н. э.) - укрепили могущество греческого общества, благоприятствовали дальнейшему экономическому расцвету полисов, в особенности Афин. Все это способствовало утверждению основных принципов гуманистического мировоззрения и культуры.
Высокая классика (450—410-е гг. до н. э.) Вторая половина 5 в. до н. э.— время расцвета всех видов искусства и наиболее гармоничного воплощения эстетических идеалов классики. Ведущее место среди полисов Греции продолжают занимать Афины, которые в период правления Перикла переживают золотой век своего экономического, политического и культурного развития.
Архитектура. При Перикле создается самый замечательный ансамбль эпохи - Афинский акрополь, который господствует над городом и его окрестностями. Разрушенный во времена персидского нашествия, Акрополь был отстроен заново: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), Эрехтейон (строился позже). Парфенон — храм Афины, богини мудрости и покровительницы Афин. Там же хранилась казна. В здании Пропилеи, служившем входом на Акрополь, в двух их пристройках-крыльях находились библиотека и картинная галерея (пинакотека). Склон Акрополя был использован для возведения театра Диониса. Греческие архитекторы умели прекрасно выбирать места для своих построек. Планировка и постройка Акрополя были выполнены под общим руководством величайшего скульптора Греции — Фидия (вторая и третья четверти 5 в. до н. э.). Акрополь воплощал представление о могуществе и величии Афинской державы. Весь строй ансамбля пронизан благородной красотой, спокойно-торжественным величием, ясным чувством меры и гармонии. Смысл планировки можно понять лишь представив процессию: дорога вела вверх, к торжественным воротам — Пропилеям. Обращенную к городу мощную дорическую колоннаду Пропилеи обрамляют два неравных, но взаимоуравновешенных крыла здания, к правому, меньшему крылу прилегает храм Ники Аптерос. Этот небольшой по размерам, гармоничный и ясный по форме храм с ионическими колоннами (черты изящества). Пройдя сквозь Пропилеи, шествие выходило на широкую площадь, в центре которой высилась бронзовая статуя Афины Промахос («Воительницы», ок. 9 м высотой), созданная Фидием. От Пропилеи главный храм Акрополя Парфенон виден с угла. Это дает возможность одновременно охватить взгядом западный фасад и длинную (северную) сторону периптера. Праздничное шествие двигалось вдоль северной колоннады Парфенона к его главному восточному фасаду. Большое здание Парфенона уравновешено стоящим по другую сторону площади изящным и сравнительно небольшим храмом Эрехтейоном (асимметричное здание, посвященное Афине и Посейдону), оттенявшим свободной асимметрией возвышенную строгость Парфенона. Строителями Парфенона (447-438 гг. до н. э.) были Иктин и Калликрат, скульптуру выполняли Фидий и его помощники. Парфенон - совершеннейшее создание греческой классической архитектуры и одно из высочайших достижений в истории зодчества вообще. Тип греческого храма в своих основных формах — это дорический периптер с 8 колоннами на коротких и 17 на длинных сторонах. Но он органически включает и элементы ионического ордера. Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы. Храм состоит из двух находящихся на разных уровнях помещений. С трех сторон он имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стене.
Скульптура. Фидий. Скульптурное убранство Парфенона создавалось под руководством и при участии Фидия. Ему принадлежала и 12-метровая статуя Афины Девы (Афины Парфенос). Торжественно стояла она в парадном одеянии, опираясь на щит. У ног ее расположилась змея - символ мудрости, на правой вытянутой руке - фигурка богини Победы. Прекрасный облик богини покорял спокойной уверенностью, строгой мудростью. Величавому покою Афины противостояла динамика рельефа, покрывающего ее щит, с изображением полной бурного движения сцены битвы греков с амазонками. Среди сражающихся греков Фидий изобразил самого себя и Перикла. Статуя Афины Парфенос была выполнена из золота и слоновой кости. На восточном фронтоне Парфенона размещалась композиция, посвя-щенная рождению Афины из головы Зевса, на западном — спору Афины с Посейдоном за обладание аттической землей. Фидий отказался от пост-роения симметричной композиции и вертикально стоящих центральных фигур, как это делали мастера ранней классики. Среди статуй восточн. фронтона, где был представлен весь Олимп, выделяются три мойры, богини судьбы, дочери богини ночи (ныне считается, что это Афродита, Диона и Пейто), их образы - совершеннейшие творения высокой классики. Все 92 метопы храма были украшены мраморными горельефами, среди которых выделяются изображения битвы лапифов и кентавров.
Поликлет. Современник Фидия Поликлет, проявил особенный интерес к изображению спокойно стоящего человека. Самая прославленная статуя Поликлета - «Дорифор» («Копьеносец»), совершенное воплощение мужественного идеала доблестного гражданина-воина. Эта бронзовая статуя изображает мускулистого, сильного юношу, несущего на плече копье. Ощущение полной реальности. Все уравновешено. Поликлету принадлежал теоретический трактат «Канон» (система идеальных пропорций и законов, но которым должно строиться изображение человека - пропорции головы и фигуры выражались отношением 1:7). К концу 5 в. до н.э.в искусстве высокой классики. произошли значительные изменения: черты утонченного лиризма и интимности начали вытеснять монументальную героику (мраморные рельефы балюстрады храма Ники Аптерос на Акрополе - рельеф «Ника, развязывающая сандалию»).
Вазопись и живопись. В эпоху высокой классики вазопись, как и ранее, развивалась в едином направлении с монументальной живописью и скульптурой. В ней появилось больше героических изображений на мифологические темы. О почти не дошедшей до нас монументальной живописи мы можем судить не только по вазописи, но и по литературным источникам, по описаниям произведений живописи и по их оценке современниками. В древности чаще применяли технику фрески, но, вероятно, пользовались также клеевыми и восковыми (энкаустика) красками. Имена выдающихся живописцев: Полигнот. По характеру исполнения живописные композиции были схожи с росписями на вазах. Художник пользовался в основном 4 красками: белой, желтой, красной и черной. (дополнение в 11 вопросу)
Ранняя классика (500-490-е гг. до н. э.) Во время греко-персидских войн начался первый этап развития классического искусства - ранняя классика, продолжавшийся первую половину века. Искусство этого времени пронизано напряжен-ными поисками обобщенных типических образов, приемов прав-дивого изображения человека, и в первую очередь передачи разно-образных движений. Оно обращается к сценам реальной жизни, решает задачу построения групповых композиций, проблему синтеза скульптуры и архитектуры.
Архитектура. Наибольшее распространение в архитектуре ранней классики получают храмы дорического ордера, соответствующие духу гражданственности, героике полиса. В каждом из них ярко проявляются индивидуальные черты. Строгая пропорциональность, равновесие могучих героизированных форм - храм Геры в Пестуме. Более праздничным, благодаря скульптурному убранству - храм Зевса в Олимпии (сер. 5 в. до н. э.).
Скульптура. В монументальной скульптуре, в статуях, стоявших на площадях или украшавших храмы, ярче всего проявился гражданственный эстетический идеал. Фронтонные группы храма Афины Афайи на острове Эгине. Композиции обоих фронтонов построены на основе зеркальной симметрии, что придавало им несколько условно-орнаментальный характер. На западном фронто-не изображена борьба греков и троянцев за тело Патрокла. В центре - фигура богини Афины, покровительницы греков. Спокойная и бесстрастная, она как бы незримо присутствует среди сражающих-ся. В фигурах воинов нет архаической фронтальности, их движения реальнее и разнообразнее, чем в архаике, но развертываются строго по плоскости фронтона. Каждая отдельная фигура достаточно жизненна, но на лицах сражающихся и раненых воинов архаичес-кая улыбка - признак условности, несовместимый с изображением напряженности и драматизма битвы. Большой свободой деталей и реалистической точностью в трактовке тела и передаче движений отличаются статуи восточного фронтона (фигура Геракла). Новое понимание задач искусства сказывалось и в новом понима-нии образа человека, критериев красоты. Чрезвычайно убедительно идеал гармонично развитого прекрасного человека раскрывается в образе «Дельфийского возничего». Эта одна из немногих дошед-ших до нас подлинных бронзовых древнегреческих статуй была частью мону-ментальной скульптурной группы, изображающей победителя на состязаниях и возницу, исполненного сурового спокойствия. Героический идеал ранней классики в его динамичес-ком варианте получил свое яркое воплощение в бронзовой статуе «Посейдон». Проблема движения решена и в «Победительнице в беге», и в «Мальчике, вынимающем занозу», где ребенок изобра-жен в живом, естественном движении. Орнаментально трактован-ные волосы - пережиток архаики. Мифологическаякая тема продол-жает занимать ведущее место в искусстве, но фантастическая сторона все более отходит на задний план. В образах прежде всего раскрывается идеал силы и красоты реального человека. Пример - рельеф с изображением рождения Афродиты (богини любви и красоты) из пены морской-так называемый «Трон Людовизи». Образ гражданина - атлета и воина - становится центральным в искусстве классики. Пропорции тела и многообразные формы движения стали важнейшим средством характеристики. Постепенно и лицо изображаемого человека освобождается от застылости и статичности. Но нигде еще типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Личное своеобразие человека, склад его характера не привлекали внимания мастеров ранней греческой классики. Скульптор не стремился к раскрытию индивидуального характера. В этом заключались и сила и ограниченность реализма греческой классики.
Мирон. Замечательный ваятель. В своем творчестве он полностью освободился от архаической условности. Особенности искусства Мирона наглядно проявились в прославленном «Дискоболе». Как и многие другие статуи, «Дискобол» был исполнен в честь определенного лица, хотя и не носил портретного характера. Скульптор изобразил: прекрасного духом и телом юношу, находящегося в стремительном движении. Несмотря на напряжение, которое пронизывает фигуру, статуя: производит впечатление устойчивости. Спокойное самообладание, господство над своими чувствами - характерная черта греческого классического мировосприятия. Утверждение красоты разумной воли, сдерживающей силу страсти, нашло выражение в скульптурной группе «Афина и Марсий», созданной Мироном для Афинского акрополя. Группа «Афина и Марсий» образно утверждает идею превосходства разума, над стихийными силами природы. Эта скульптурная группа наметила пути развития реалистической сюжетной композиции, показывающей взаимоотношения характеров, связанных общим действием. Вазопись и живопись. Широкое распространение в классический период получила живопись. Высокого расцвета достигла вазопись. Мастера того времени: Евфронии, Евфимиде, Дурисе, Бриге. В вазописи наблюдается стремление к преодолению плоскостности и условности. Черно-фигурную вазописи вытесняет краснофигурная. Черные линии рисунка на светлом фоне глины точно выявляли детали. Это давало возможность более правдиво и наглядно изображать строение человеческого тела, различные движения, естественно и свободно моделировать объемы. Сюжеты: разнообразные сцены из мифологии или сюжеты из современной, повседневной жизни.
Поздняя классика (конец 5—4 в. до н. э. 400-323 гг. до н.э.) Эллада переживает политический кризис: война между Афинами и Спартой, гибель Перикла. Все это не могла не отразиться на искусстве, которое в поздней классической фазе стало следовать 2 основным направлениям. Традиция Фидия сохранялась. На ее фоне наметился в одной стороны, уход в патетическую героику, с другой – в индивидуаль-ный, возвышенно-лирический мир. Выразители: Скопас и Пракситель.
Скопас создавал динамичные, экспрессивные статуи, показывал человека в момент наивысшего душевного и физического напряжения (танцующие Менады ). Он создавал скульптурные композиции на архитектурных сооружениях - фриз мавзолея в Галикарнасе (битва греков с амазонками). Отличается от равномерного движения фриза Парфенона. Также фронтон храма Афины в Теге. Сохранились фрагменты из них. Голова раненого воина (стремительный патетический поворот, резкая игра светотени – драматизм выражения). Скопас предпочитал работать в мраморе, почти отказавшись от излюбленного мастерами высокой классики материала — бронзы. В своем творчестве Пракситель обратился к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости, безмятежной созерцательности. Пракситель и Скопас дополняют друг друга, раскрывая различные состояния и чувства человека, его внутренний мир. Пракситель передавал невозмутимый покой, эстетическое наслаждение. Показывал мечтание, отдых, покой. Создавал плавные, текучие формы. «Гермес с Дионисом». У своих работ он раскрашивает волосы, лица, зрачки. Его персонажи молоды, здоровы. Он не изображал стариков и детей. Поэтому младенец у него изображен в виде уменьшенного в размере взрослого. «Отдыхающий сатир » - он нежен, с мягкой улыбкой. «Афродита Книдская»- обнаженная богиня. Здесь плавная и нежная линия, естественная поза, красота женского тела. Воплощено преклонение перед совершенством красоты человека. Ломка старого и зарождение нового в искусстве, и прежде всего в скульптуре, привели к размежеванию направлений: классицизирующего идеалистического и реалистического, ищущего новых путей развития на основе переработки лучших достижений классики. Леохар. Самым видным представителем идеализирующего направления был Леохар, придворный мастер Александра Македонского. Его наиболее прославленная статуя — Аполлон Бельведерский, исполненная с высоким профессиональным мастерством, характеризуется спокойным величием и холодной торжественностью. Лисипп. Крупнейшим скульптором реалистического направления был Лисипп, последний большой мастер поздней классики. Решал задач индивидуализации образа человека, раскрытия его переживаний; он вносил более ясно выраженные особенности возраста, рода занятий. Статуя юноши, скребком счищающего с себя песок после состязаний,— «Апоксиомен», которого он представил не в момент напряжения сил, а в состоянии расслабленности. Портреты Александра Македонского.
Вазопись и живопись. К концу классического периода характер вазопи-си изменился. В ней все большее место занимала узорчатая орнаменталь-ность, героические мотивы уступали место жанровым, лирическим. В том же направлении эволюционировала и живопись.
Художественные ремесла. В период поздней классики продолжали процветать художественные ремесла. Вазы приобрели более сложные формы. Распространение получили изделия из металла, посуда из серебра, позолоченные кубки и пр. Искусство поздней греческой классики завершило большой плодотвор-ный путь развития древнегреческого искусства.
Архитектура. Развитие архитектуры протекало неравномерно. В первой трети 4 в. до н. э. наблюдался известный спад строительной деятельности (экономический и социальный кризис). Постройки 4 в. до н. э. следовали принципам ордерной системы. Наряду с храмами большое распространение получило строительство театров, которые обычно устраивались под открытым небом (театр в Эпидавре) с удивительной по совершенству акустикой. Появились сооружения, посвященные возвеличению отдельной личности или монарха-самодержца. Галикарнасский мавзолей — грандиозная монументальная усыпальница правителя Карий Мавсола (ок. 353 г. до н. э.).
![]() ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|