|
Искусство периода Римской республики и его лучшие достижения.Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоёванные им страны и народы. Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создава-ли все народы, входящие в великую державу. В худ-ном мастерстве, безусловно, господствовала древнегреческая школа, зато на формы искусства в каждой провинции Рим. гос-ва влияли местные традиции. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью - всё то, что характе-рно для цивилизованного общества. Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом кото-рых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпенди-кулярные улицы, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме. Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности. До наших дней дошло очень мало имён рим. худ-ков. Однако остав-ленные ими памятники входят в сокровищницу мирового искусства. История Рима делится на 2 этапа – эпоха республики и императорский (правление Октавиана августа до 4 в. н.э.)
РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА (конец 6 — конец 1 в. до н. э.) К концу 6 в. до н. э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тибре, стал аристократической рабовладельчес-кой республикой. Завоевав Апеннинский полуостров и утвердив господство во всем Средиземноморье, Рим превратился к середине 2 в. до н. э. в могучую державу. Приток рабов и ценностей из покорен-ных провинций обогатил государство, но он способствовал росту имущественного неравенства, увеличению масштабов крупного землевладения и рабовладения, разорению римского крестьянства, углублению классовых противоречий. Борьба римского крестьянства за землю, а покоренных италийских племен за политические права, гражданские войны 1 в. до н. э., многочисленные восстания рабов (восстание рабов в Сицилии 2—1 вв. до н. э., грандиозное восстание Спартака—1 в. до н. э.) свидетельствовали о кризисе Рим. республики, оказавшейся неспособной управлять обширной многоплеменной державой. После разгрома восстаний и завершения гражданских войн начался период стабилизации и расцвета рабовладельческой форма-ции, но уже в условиях жестокой диктатуры империи.
Архитектура. В республиканский период сложились основные типы рим. арх-ры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных ожесточенных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. Грандиозные сооружения - древние оборонительные стены Рима, возникшего еще в 8 в. до н. э. на трех холмах выложенные из камня. Рим. дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны. Ведущая к Риму Аппиева дорога (4-3 вв. до н. э.). Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, акведук Марция), заняли видное место в архитектуре города, в облике его живописных окрестностей. К древнейшим сводчатым конструкциям относится сточный канал в Риме, сохранившийся до наших дней. Из Греции и эллинистических государств в Рим проникли утончен-ность и роскошь. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в своего рода музеи искусства.Увлечение греческим искусством проявилось прежде всего в обращении к ордерной системе. В то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративных целях. Опорные функции в римской архитектуре выполняла обычно стена. Большое место поэтому принадле-жало арке, опиравшейся на массивные столбы. Колонны не могли нести на себе нагрузку многоэтажных сооружения со сводчатыми и куполь-ными перекрытиями. В аркадах сохранялась их конструктивная роль. Применялся пышный коринфский ордер и строгий тосканский, унасле-дованный от этрусков. Колонна тосканского ордера отличается от дорического наличием базы, отсутствием фриза и каннелюр. В эпоху республики, особенно в 5-2 вв. до н. э., храм - основной тип общественного здания. Строились круглые и четырехугольные псевдо-периптеры с входом лишь с главного фасада. Круглый храм – моноптер – состоял из цилиндрической основы, окруженной колон-надой. Таков небольшой круглый в плане храм Сибиллы в Тиволи (1 в. до н. э.) близ Рима. Окружен коринфскими колоннами. Парадный вход с расположен-ными перед ним ступеньками, дверью и окнами. Прямоугольные римские храмы также отлитчались от греческих - храм Фортуны Вирилис в Риме (1 в. до н. э.). Храм типа псевдопериптера с замкнутой фронтальной осевой композицией. Греческий периптер в ней расчленен на открытый со всех сторон глубокий передний портик и целлу, окруженную полуколоннами, сливающимися со стеной. У него тоже вход лишь с одной стороны, ионические колонны завершаются капителями скромного рисунка. Своеобразие рим. архитектуры сказалось в создании нового типа частного жилого дома богатых землевладельцев, торговцев, ремесленников. Римские особняки - это большей частью одноэтажные дома. Осевая композиция. Дом состоял из официальных парадных и хозяйственных помещений, окружающих атриум, и открытого перистильного двора, характерного для греческого дома. Атриум освещался прямоугольным отверстием в перекрытии. По скатам крыши через это отверстие дождевая вода стекала в расположенный под ним мраморный бассейн. Перистиль был центром жилой интимной части дома. В середине его разбивали сад с бассейнами, фонтанами и цветниками, окруженными колоннадами. Замкнутые глухими стенами, римские дома внутри привлекают красочными росписями, мраморной мозаичной скульптурой.
Декоративные росписи. С перенесением акцента на интерьер и появлением парадных комнат в римских домах и виллах на основе греческой традиции разрабатывается система высокохудожественных стен-ных росписей. Использовалась античная фреска. Римляне применяли росписи также для украшения фасадов. По характеру помпейские росписи принято делить на 4 группы, условно названные стилями. Первый стиль, инкрустационный, распространенный во 2 в. до н. э., имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора и яшмы («Дом Фавна» в Помпеях). Архитектурные детали (пилястры, карнизы и др.) исполнялись объемно из штукатурки и расписывались. Росписи первого стиля конструктивны, подчеркивают архитектурную основу стены, они отвечают суровому лаконизму форм, присущих республикан-ской архитектуре. С 80-х гг. до н. э. до 20-х гг. 1 в. до н. э. применялся второй, помпейский, стиль - архитектурно-перспективный. Мастера превращали интерьер в подобие городского пейзажа. Во всю высоту стен шли изображения колоннад, всевозможных портиков, фасадов зданий. Между колоннами часто размещалась большая многофигурная компози-ция, - сюжеты на мифологические темы из произведений знаменитых греческих художников («Вилла Мистерий» близ Помпеи). Стены покрывались изображениями улиц, площадей, домов, храмов, садов, сельских равнин и гор(«Дом Ливии» на Палатине). Создавалась воздушная перспектива тем самым как бы расширялось внутреннее пространство помещения. Третий стиль, ориентализирующий, характерен для эпохи империи (с конца 1 в. до н. э.). В противоположность пышности второго стиля третий стиль отличают строгость, изящество и чувство меры. Уравновешенные композиции, линейный орнамент на ярком фоне подчеркивают плоскость стены. Иногда выделяется центральное поле стены, где воспроизводятся картины какого-нибудь знамени-того древнего мастера. Тонкие колонки, легкие гирлянды, ювелир-но выполненные цветы и орнаменты подчеркивают уют комнаты. Четвертый, декоративный, стиль распространяется с сер. 1 в. н. э. Пышностью и декоративностью пространственно-архитектурного решения он продолжает традицию второго стиля. Вместе с тем богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи третьего стиля. Создается впечатление театральных декораций, воспроизво-дящих замысловатые фасады дворцов, сады, виднеющиеся через их окна, или картинные галереи — копии знаменитых оригиналов, исполненные в свободной манере.
Скульптура. В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с точным повествовательным началом. Рельеф составлял неотъемлемую часть архитектурного декора. В республиканский период произведения круглой скульптуры еще часто исполнялись этрусскими мастерами из бронзы и терракоты. Обращаясь к образам греческой мифологии, этруски наделяли богов действенной силой и решительностью характера, а в погребальных масках своих современников стремились к максимальной конкретности в воспроизведении индивидуальных черт лица. Бронзовая «Капитолийская волчица» - символ Рима (5 в. до н. э.), отличается той же ост ротой реализма, экспрессивностью и превосходной техникой литья. Лучшим и художественном наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельное своеобразное художественное явление он прослеживается с начала 1 в. до н. э. В Риме возникло новое понимание этого жанра. В отличие от греческих мастеров, подчинявших в портрете индивидуальный образ идеальному типу, рим. худ-ки пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами, следуя в этом традиции этрусков. В портретном жанре наиболее ярко проявлялся самобытный реализм. Зарождение рим. портрета, как и у этрусков, было связано с древ-ним заупокойным культом предков.Делали восковые маски, снятые с лиц умерших членов рода, их выставляли на семейных торжест-вах, в них выступали актеры, сопровождавшие похоронные процес-сии. Рим. мастера работали в местном камне, мраморе и бронзе. Портретам республиканской эпохи, при документальной точности воспроизведения индивидуальных черт лица, свойственны упрощение форм, резкая жесткость линий. К числу немногих памятником раннеримской портретной скульптуры относится так называемый «Брут» (конец 3- нач. 2 в. до н. э.). Гражданственные идеалы республиканской поры воплощены в монументальных портретах в рост - статуя «Оратор», воздвигнутая в честь Авла Метелла (начало 1 в. до н. э), очевидно, изображает римского или этрусского магистра в момент обращения с речью к согражданам. Рим. портрет - поражающий беспощадной правдивостью, интересом к воспроизведению некрасивых, часто уродливых, но ярко индивидуальных лиц. Скульпторы эпохи республики создавали но только портретные бюсты и статуи отдельных римлян, но и групповые поясные и в рост портреты родственников. Образ человека в портрете эпохи республики сохраняет внутреннюю замкнутость. Взгляд обычно остается безразличным к окружающей среде (человек находит опору в себе самом).В римском скульптурном портрете 3-1 вв. до н. э. были заложены основы развития всего западноевропейского портретного искусства. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|