Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Синдром Мюнхгаузена и другие искусственно-демонстративные расстройства





Синдром Мюнхгаузена — симулятивное расстройство, при котором человек симулирует, преувеличивает или искусственно вызывает у себя симптомы болезни, чтобы подвергнуться медицинскому обследованию, лечению, госпитализации, хирургическому вмешательству и т. п. Причины такого симулятивного поведения полностью не изучены. Общепринятое объяснение причин синдрома Мюнхгаузена гласит, что симуляция болезни позволяет людям с этим синдромом получить внимание, заботу, симпатию и психологическую поддержку, потребность в которых у них фрустрирована.

Пациенты с синдромом Мюнхгаузена, как правило, отрицают искусственную природу своих симптомов, даже если им предъявляют доказательства симуляции. Обычно они имеют длительную историю госпитализаций из-за симулированных симптомов. Не получая ожидаемого внимания к своим симптомам, больные с синдромом Мюнхгаузена часто становятся вздорными и агрессивными.В случае отказа в лечении одним специалистом, больной обращается к другому. Чаще всего больные с синдромом Мюнгхаузена симулируют следующие симптомы:

Конвульсии

Кровотечения, вызванные приемом антикоагулянтов

Рвота и понос

Синдром Мюнхгаузена чаще наблюдается молодых девушек и женщин. Они демонстрируют яркую картину тяжелого, протекающего с нестерпимыми мучениями, полисимптомного заболевания; с обильными кровотечениями разной локализации, синяками на коже часто настолько болезненными, что к ним нельзя притронуться и это своей неправдоподобностью сразу же должно насторожить врача; с адскими болями в разных частях тела и при физиологических отправлениях например, при мочеиспускании вместе с гематурией или при акте дефекации с выделением крови из кишечника; с высокой температурой тела, которая чаще обнаруживается не в присутствии врача, с непонятными парезами и параличами и т. д.

Возможно упорное в течение многих лет воспроизведение одного какого-либо синдрома например, кровохарканья, служащего причиной постоянного пребывания в различных стационарах, жалоб на врачей, которые не находят источника кровотечения.

Подобные больные становятся носителями определенных диагнозов. Они упорно настаивают на справедливости этих диагнозов, ссылаясь на накопленные за много лет выписки из историй болезни и заключения авторитетных специалистов. Надолго привязываются к тому или иному врачу, пока последний верит им, но немедленно меняют свои симпатии и место лечения, как только выясняется истинная природа их болезни.

Больные воспроизводят геморрагический диатез нащипыванием кожи до синяков их нет на спине и в межлопаточном пространстве, травмированием острыми предметами слизистой оболочки неба, зева, носа и мочевого пузыря и или влагалища, добавлением своей крови или крови других больных к моче, калу, слюне. Чужая кровь добывается в процедурных кабинетах, на сестринских постах и в лаборатории. Лишение больных орудий самотравматизации вилок, перочинных ножей, лезвий для бритв, штопоров, разбитых градусников и т. д. и пробное наложение гипсовых повязок на руки вызывает их гневную реакцию и немедленное переключение на другую, чаще всего болевую, симптоматику. Но свежие геморрагии при этом прекращаются кроме выделений крови изо рта, добываемой насасыванием и прикусыванием губ. Характерно фантастическое сочетание самых разнообразных симптомов, не укладывающихся в картину ни одного из известных заболеваний и синдромов. Также характерно полное несоответствие тяжелейшей субъективной симптоматики данным объективного, в том числе и лабораторного исследования, не выявляющего сколько-нибудь существенных нарушений. Характерно стойкое отсутствие этих объективных признаков на протяжении многих месяцев и лет, в течение которых больной тяжело болеет, явная неправдоподобность анамнестических данных и ощущений, не наблюдающихся ни при каких геморрагических диатезах и соматических заболеваниях. Обширную ложную информацию больные часто дают и о своей жизни.

Под делегированным синдромом Мюнхгаузена понимают такой вид симулятивного расстройства, при котором родители или лица их замещающие намеренно вызывают у ребенка или уязвимого взрослого человека инвалида, например болезненные состояния или выдумывают их, чтобы обратиться за медицинской помощью. Такие действия совершают почти исключительно женщины, в подавляющем большинстве случаев — родные матери или супруги.

 

Лечение должно проводиться психиатрами.

ИСКУССТВЕННО ДЕМОНСТРИРУЕМЫЕ РАССТРОЙСТВА

При искусственно демонстрируемых расстройствах предъявляются жалобы на физические или психологические нарушения. Симуляция физиологических или психологических заболеваний имеет единственную цель — чтобы субъекта считали больным. Основной целью у многих из этих лиц является госпитализация, причем иногда она является целью всей жизни. Этим расстройствам присуще компульсивное качество и такое поведение рассматривается как демонстративное в том плане, что оно является нарочитым и целенаправленным, а не в том смысле, что им можно управлять. Распространенность искусственно демонстрируемых расстройств неизвестна, хотя некоторые авторы полагают, что оно встречается более часто, чем думали раньше. Оно чаще отмечается у мужчин, а также среди работников службы здоровья.

 

 

31 Психологическая диагностика в случае психосоматических расстройств:

Диагностические признаки психосоматических заболеваний: 1 биологический уровень; 2 наследственные соматические заболевания у родителей; 3 наследственные нервно-психические заболевания у родителей; 4 осложнения перенесённых ранее соматических заболеваний и травм; 5 выраженное преобладание симпатической или парасимпатической регуляции; 6 выраженное нарушение межполушарного взаимодействия; 7 множественность соматических симптомов выше 3 у мужчин и выше 5 у женщин; 8 личностный уровень; 9 сильно выраженная акцентуация личности; 10 алекситимия; 11 формы психологической защиты, незрелость защит; 12 психологические травмы детства; 13 разочарование, потеря близкого; 14 психологическая выгода болезни для личности или её частей; 15 наличие внутриличностного конфликта; 16 нефункциональные интраекты, поведенческие паттерны, установки; 17 микросоциальный уровень; 18 дисфункциональная семья; 19 избегание прямого выражения чувств в семье; 20 положительное подкрепление болезненного симптома на уровне семьи, вторичная выгода для стабилизации семьи; 21 разобщённость, конфликт родителей; 22 конфликт сиблингов; 23 размытые границы семьи; 24 нарушения внутрисемейной коммуникации агрессия, наказания, насилие, инцест, отстранённость, гиперпротекция, недостаток внимания, нарушение сепарации; 25 патологические зависимости одного из членов семьи наркотики, алкоголизм, азартные игры; 26 воспитание вне дома или в отрыве одного из родителей; 27 проблемы коммуникации со сверстниками в школе; 28 конфликты с учителями; 29 утрата любви; 30 утрата близкого человека; 31 смена школы, детского сада, места жительства, поступление впервые в школу; 32 макросоциальный уровень; 33 стихийные, экологические бедствия; 34 эмиграция; 35 военные действия, террористические акты; 36 материальные и жилищные трудности; 37 социально-экономическая и политическая обстановка в обществе; 38 национальная и этническая вражда.

 

32 Психотерапия в случае психосоматических расстройств:

Психотерапия основывается на таких принципах как общее успокоение больного борьба с невротизацией пациента, коррекция его аффективных расстройств, построение оптимальной с т.зр. терапии внутренней картины болезни, внушение ему веры в благополучный исход терапии, соблюдение режима, усиление защитных сил организма, повышение общей психической толерантности, десенсибилизации по отношению к воздействию патогенных психологических факторов окружающей среды с этой целью оптимальной является временная изоляция пациента или помещения его в ту терапевтическую среду, которая резко отличается т той ситуации, в которой он находился, изменение той неблагоприятной структуры личности пациента, которая сыграла ведущую роль в происхождении и обострении заболевания. Для диагностики и психотерапии психосоматических расстройств важную роль играет выделение психологически значимого внешнего раздражителя, имеющего временную связь с возникновением или обострением соматического заболевания или расстройства.

 

33 Представления о взаимосвязи психики и мозга в современной нейропсихологии:

Проблема локализации ВПФ, или проблема мозг и психика, относится к числу важнейших проблем современного естествознания. Она принадлежит к числу междисциплинарных проблем, которые разрабатываются целым рядом дисциплин: нейроанатомией, нейрофизиологией, неврологией и др. Нейропсихология изучает эту проблему со своих позиций, исследуя особенности нарушений психических процессов преимущественно у больных с локальными поражениями мозга. Данная проблема всегда была предметом острой борьбы между идеалистическими и материалистическими взглядами. Нейропсихология является одним из разделов клинической психологии, одна из главных задач которой — установление локализации очаговых поражений головного мозга. Нейропсихология — основа современной психофизиологии, соотносящая психические явления с физиологическими процессами мозговых структур. Западная нейропсихология, как и психология в целом, выросла и сформировалась на тестологии. Для постановки того или иного диагноза проводится обследование по ряду тестов. Количественные показатели выполнения тестовых заданий сравниваются со статистическими нормами, и на основании этого сопоставления ставится диагноз. В любой западной клинике, где проводится нейропсихологическое обследование, используется жёсткий набор тестовых методик, обследование по которым проводится от А до Я. После обследования все количественные данные по набору методик выписываются и сопоставляются с локализацией поражения. На основании такого количественного сопоставления и делается вывод о том, как связана конкретная структура мозга с нарушением той или иной психической функции. Отечественная нейропсихология исходит из другого принципа: принципа качественного анализа наблюдаемого дефекта, симптома. Сначала выясняется, что, как, и почему оказалось нарушенным. А когда это выяснено, уже можно давать количественную оценку. Количественная оценка в данном случае характеризует степень выраженности дефекта. Нейропсихологическое обследование в отечественной нейропсихологии — это не строгое следование набору методик, а творческая, индивидуальная работа с каждым больным. А.Р. Лурия считается основателем современной нейропсихологии на территории постсоветских держав. Изучая, как соотносится мозг и психика человека, он сделал предположение, что нейропсихологические факторы являются основой нейропсихологических синдромов. Он выделил 3 уровня, на которых основан анализ нейропсихологических факторов:

1 морфологический определяет мозговые структуры, повреждение которых служит причиной определённых синдромов

2 физиологическо-функциональный определяет в каких структурах и образованиях происходят и объединяются в единую функциональную систему те или иные физиологические процессы, ответственные за психическую функцию

3 психологический определяет роль данного фактора при осуществлении определённой психической функции.

Концепция взаимосвязи мозга и психики: в работах Лурия, Хомской, Адрианова, Цветковой, Бехтеревой Н.П. и др. суммируются основные принципы строения и работы мозга. Благодаря этим исследованиям в мозговой организации можно выявить как общие принципы строения и функционирования, характерные для всех макросистем, так и динамически изменяющиеся индивидуальные особенности этих систем.

Лурия выделяет следующие принципы эволюции и строения мозга как органа психики:

- принцип эволюционного развития, заключающийся в том, что на различных этапах эволюции отношения организма со средой и его поведение регулировались различными аппаратами НС и мозг человека представляет собой продукт длительного эволюционного развития

- принцип сохранности древних структур, предполагающий, что прежние аппараты мозга сохраняются, уступая ведущее место новым образованиям и приобретая новую роль. Они всё больше становятся аппаратами, обеспечивающими фон поведения

- принцип вертикального строения функциональных систем мозга, означающий, что каждая форма поведения обеспечивается совместной работой разных уровней нервного аппарата, связанных между собой как восходящими, так и нисходящими связями, превращающими мозг в саморегулирующуюся систему

- принцип иерархического взаимодействия разных систем мозга, согласно которому возбуждение, возникающее в периферических органах чувств, сначала приходит в первичные проекционные зоны, затем распространяется на вторичные зоны коры, которые играют интегрирующую роль, объединяя соматотопические проекции возникших на периферии возбуждений в сложные функциональные системы. Данный принцип по сути обеспечивает интегративную деятельность мозга

- принцип соматотопической организации первичных зон мозговой коры, по которому каждому участку тела соответствуют строго определённые пункты коры больших полушарий точка в точку

- принцип функциональной организации коры, отражающий взаимосвязь роли функции и её проекции в коре больших полушарий мозга: чем большее значение имеет та или иная функциональная система, тем большую площадь занимает её проекция в первичных отделах коры головного мозга. Иллюстрацией данного принципа являются схемы Пенфилда

- принцип прогрессивной кортиколизации, суть которого в том, что чем выше на эволюционной лестнице стоит животное, тем в большей степени его поведение регулируется корой и тем больше возрастает дифференцированный характер этих регуляций.

Лурия указывал, что и формирование психической деятельности человека идёт от более простых к более сложным, опосредованным формам.

О.С. Адрианов, дополняя и развивая науку о мозге, сформулировал 2 принципа:

1 принцип многоуровневого взаимодействия вертикально организованных путей проведения возбуждения, что даёт возможности для различных типов переработки афферентных сигналов

2 принцип иерархического соподчинения различных систем мозга, благодаря которому уменьшается число степеней свободы каждой системы и становится возможным управление одного уровня иерархии другим.

Е.Д. Хомская, опираясь на современные представления об основных принципах организации мозга как субстрата психики, обосновывает 2 основных принципа теории локализации высших психических функций:

- принцип системной локализации функций каждая психическая функция опирается на сложные взаимосвязанные структурно-функциональные системы мозга

- принцип динамической локализации функций каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивую мозговую организацию, различную у разных людей и в разные возрасты их жизни.

Выделенные выше главные принципы структурно-функциональной организации мозга сформулированы на основе анализа нейроанатомических данных.

 

34 Функциональные блоки мозга:

Общая структурно-функциональная модель мозга — концепция мозга как материального субстрата психики, разработанная А. Р. Лурией на основе изучения нарушений психической деятельности при различных локальных поражениях центральной нервной системы. Согласно данной модели, мозг может быть разделён на три основных блока, которые имеют собственное строение и роль в психическом функционировании:

Энергетический

Приём, переработка и хранение экстероцептивной информации

Программирование, регуляция и контроль за сознательной психической деятельностью

Функциональные блоки мозга

Каждая отдельно взятая психическая функция обеспечивается согласованной работой всех трёх блоков, при нормальном развитии. Блоки объединяются в так называемые функциональные системы, которые представляют сложный динамический, высоко дифференцированный комплекс звеньев, находящихся на различных уровнях нервной системы и принимающих участие в решении различных приспособительных задач.

1-й блок: энергетический

Функция энергетического блока состоит в регуляции общих изменений активации мозга тонус мозга, уровень бодрствования и локальных избирательных активационных изменений, необходимых для осуществления высших психических функций.

Энергетический блок включает в себя:

ретикулярная формация ствола мозга

неспецифические структуры среднего мозга

диэнцефальные отделы

лимбическая система

медиобазальные отделы коры лобных и височных долей

Если болезненный процесс станет причиной отказа в нормальной работе 1-го блока, то следствием будет понижение тонуса коры головного мозга. У человека становится неустойчивым внимание, появляется патологически повышенная истощаемость, сонливость. Мышление теряет избирательный, произвольный характер, который оно имеет в норме. Эмоциональная жизнь человека изменяется, он либо становится безразличным, либо патологически встревоженным.

2-й блок: приём, переработка, хранение экстероцептивной информации

Блок приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации включает в себя центральные части основных анализаторов — зрительного, слухового и кожно-кинестетического. Их корковые зоны расположены в височных, теменных и затылочных долях мозга. Формально сюда можно включить и центральные части вкусовой и обонятельной модальности, однако в коре головного мозга они представлены незначительно по сравнению с основными сенсорными системами.

В основе данного блока лежат первичные проекционные зоны коры головного мозга, выполняющие задачу идентификации стимула. Основная функция первичных проекционных зон — тонкая идентификация свойств внешней и внутренней среды на уровне ощущения.

Нарушения второго блока: в пределах височной доли — может существенно пострадать слух; поражение теменных долей — нарушение кожной чувствительности, осязания больному сложно узнать предмет на ощупь, нарушается ощущение нормального положения тела, что влечёт за собой потерю чёткости движений; поражения в затылочной области и прилегающих участков мозговой коры — ухудшается процесс приёма и обработки зрительной информации. Модальная специфичность является отличительной чертой работы мозговых систем 2-го блока.

3-й блок: программирование, регуляция и контроль

Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием сознательной психической деятельности, согласно концепции А. Р. Лурии, занимается формированием планов действий. Локализуется в передних отделах полушарий мозга, расположенных впереди от передней центральной извилины моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга, в основном в лобных долях.

Поражения данного отдела мозга ведут к нарушениям опорно-двигательного аппарата, движения теряют свою плавность, двигательные навыки распадаются. При этом переработка информации и речь не подвергаются изменениям. При сложных глубоких повреждениях коры лобной области, возможна относительная сохранность двигательных функций, но действия человека перестают подчинятся заданным программам. Целесообразное поведение заменяется инертным, стереотипным либо импульсивными реакциями на отдельные впечатления.

 

35 Синдромный подход в нейропсихологии:

Системный принцип психологического строения ВПФ, а также их системная динамическая мозговая организация являются основой для понимания того, что при локальных поражениях мозга нарушается не отдельная психическая функция, а целая совокупность функций. Нарушения тех или иных функций проявляются признаками — симптомами греч. symptoma — совпадение, признак, а целой совокупности нарушенных функций соответствуют несколько признаков, составляющих симптомокомплекс или нейропсихологический синдром греч. syndromos — совместный бег. Нейропсихологические синдромы представляют собой не просто сумму симптомов нарушений психических функций, а закономерное их сочетание. В основе этой закономерности лежит нарушение выпадение определенного фактора — физиологического процесса, протекающего в конкретных мозговых структурах. Именно поэтому важнейшим принципом изучения нарушений ВПФ у больных с локальными поражениями мозга является синдромный факторный анализ этих нарушений.

Синдромный анализ как принципиальный подход к проблеме изучения нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга основан на теории системной динамической локализации высших психических функций и представляет собой конкретное применение этой теории в клинике локальных поражений головного мозга..

В качестве основы синдромного анализа выступают три основных положения:

1. тщательная качественная квалификация нарушений ВПФ, а не просто констатация факта нарушения функций изучаем процесс, а не результат — это положение отличает отечественную школу нейропсихологии от традиционной западной или американской, где в основу положен количественный статистический анализ симптомов по определенной схеме;

2. анализ и сопоставление первичных нарушений непосредственно связанных с фактором и вторичных расстройств возникающих по законам системной организации психических функций, по принципу общего звена;

3. изучение состава не только нарушенных, но и сохранных ВПФ при любом ограниченном очаге поражения мозга одна группа ВПФ нарушается, а другие остаются сохранными.

Дифференциация нарушенных и сохранных функций является окончательным шагом к постановке топического диагноза, являющегося целью синдромного анализа нарушений психических функций. Все же три положения в своей последовательности составляют сущность синдромного анализа, направленного на топическую диагностику локальных поражений головного мозга.

Синдромы нейропсихологические закономерные сочетания нарушений высших психических функций, возникающие в результате локальных поражений головного мозга ранений, кровоизлияний, опухолей и т.п.. Изучение нейропсихологических синдромов составляет основную задачу клинической нейропсихологии и осуществляется с помощью специальных методов, разработанных А. Р. Лурия.

Нейропсихологические синдромы возникают при поражении так называемых вторичных и третичных корковых полей. Поражение первичных полей ведет лишь к элементарным расстройствам сенсорных и двигательных функций. В каждом нейропсихологическом синдроме различают первичные нарушения, связанные с непосредственным поражением данной мозговой структуры, и вторичные нарушения, возникающие на основе первичных; последние проявляются в нарушениях тех функций, нормальное протекание к-рых возможно лишь при сохранности соответствующего звена функциональной системы, связанного с работой пораженного участка мозга. Так, при поражении височных отделов коры левого полушария нарушается речевой слух, то есть звуковой анализ и синтез речи первичный дефект, что, в свою очередь, приводит к нарушению целого комплекса функций: понимания устной речи, письма, чтения и др. вторичные нарушения. Комплекс первичных и вторичных нарушений симптомов и составляет нейропсихологический синдром. Различают нейропсихологические синдромы, связанные с поражением конвекситальных наружных, медиальных внутренних и базальных нижних отделов коры левого и правого полушарий мозга. Преимущественно изучены нейропсихологические синдромы поражения различных отделов конвекситальной коры левого полушария. Особый тип нейропсихологических синдромов составляют синдромы, возникающие при поражении различных подкорковых структур и при локальных поражениях мозга детей.

Нарушение ВПФ может иметь различные проявления: в форме грубого расстройства функции, в виде ее патологического ослабления или снижения уровня выполнения функции. Основная классификация нейропсихологических синдромов построена по топическому принципу, т. е. на выделении области поражения мозга. В связи с этим их в первую очередь делят на синдромы поражения корковых отделов и синдромы поражения подкорки.

Корковые нейропсихологические синдромы возникают при поражении вторичных и третичных полей коры больших полушарий. В свою очередь их можно разделить на две категории: синдромы, возникающие при поражении задних отделов мозга, и синдромы, связанные с поражением передних отделов больших полушарий.

Нейропсихологические синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий имеют общие черты. Их основу составляют гностические, мнестические и интеллектуальные расстройства, связанные с нарушением различных модально-специфических факторов.

 

Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий также не являются однородными и могут проявляться в виде двух синдромов:

- синдром поражения премоторных отделов коры, связанный с нарушением плавности, автоматизированности, последовательности движений

- синдром поражения коры префронтальной области мозга. Центральными симптомами здесь являются общие нарушения поведения и изменение личности больного.

Что касается синдромов поражения подкорки, то они изучены недостаточно. Но в литературе есть материал о трех типах нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубоких структур мозга:

- синдромы поражения срединных неспецифических структур мозга, проявляющиеся в виде нарушений памяти, внимания и эмоциональных процессов

- синдромы поражения срединных комиссур мозга. Проявляются в виде нарушения координации движений, затруднения в назывании предметов, попавших в левое поле зрения, а также в форме дископии — дисграфии

- синдромы поражения глубинных полушарных подкорковых структур базальные ганглии. В него входит широкий спектр нарушений, которые характерны для поражения как передних, так и задних отделов мозга.

 

36 Понятие фактора в нейропсихологии:

Нейропсихологический фактор — понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры уч-ка мозга, нарушение работы которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома. При поражении некоторых областей мозга например темено-затылочной и премоторных возникает потеря нейронами механизмов работы, специфических для этой области: т.е. выпадение способности производить движения: А целенаправленные трудности выполнения пространственно-ориетировочных движений, апраксия позы,

Б Последовательные нарушение плана последовательности выполнения двигательного акта, застревание на его отдельных фазах и ряд других. Существует ряд различий в формах этих нарушения: так например, при поражении правого полушария больной делает рисунок по принципу отдельные частиобщие контурыих общие линии, а при поражении левого — схема рисунка противоположная и он имеет схематический характер.

Нейропсихологический фактор — физиологическое понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры участка мозга, нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома.

Нейропсихологический фактор — структурно-функциональная единица работы мозга, характеризуется определенным принципом физиологической Деятельности, нарушение которой ведет к появленияю нейропсихологического синдрома.

Понятие фактор впервые было введено в нейропсихологию А.Р. Лурия в 1947-1948 гг. в работах Травматическая афазия и Восстановление функций после военной травмы и с тех пор составляет необходимый компонент понятийного аппарата основ нейропсихологии. Под фактором А.Р. Лурия понимал собственную функцию той или иной мозговой структуры, определенный принцип, способ modus operandi ее работы.

 

Классификация факторов:

1 модально-неспецифический энергетический фактор — связан с работой глубинных отделов мозга

2 кинетический фактор — связан с работой ассоциативных премоторных отделов мозга и обеспечением такой составляющей психической деятельности, как возможность естественного и целесообразного перехода от одного элемента к другому при выполнении различных действий — цепи последовательно сменяющих друг друга шагов

3 модально-специфический фактор — связан с работой тех зон мозга, куда стекается информация от органов чувств и в которых обеспечивается восприятие с одновременным вводом получаемой информации в системы памяти

4 кинестетический фактор — частный случай модально-специфического фактора. Он обеспечивает передачу и интеграцию сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах и сухожилиях, и несущих информацию о взаимном расположении моторных аппаратов в их статическом состоянии или в режиме движения

5 пространственный фактор — обеспечивает различные уровни переработки пространственных параметров и отношений внешней среды, является одной из наиболее сложных форм психического отражения

6 фактор произвольной-непроизвольной регуляции психической деятельности

7 фактор сукцессивности последовательности организации ВПФ. Сам факт жизни во временном пространстве объективно обусловливает последовательное получение информации тем или другим анализатором

8 фактор симультанности одновременности организации ВПФ. Это вторая сторона принципа работы перцептивных и гностических функциональных систем

9 фактор межполушарного взаимодействия — это обеспечение совместной деятельности левого и правого полушария как целостной системы.

Представленные факторы не составляют исчерпывающего списка всех содержательных проекций работы мозга на психическую жизнь, поскольку многообразие симптомов и их комбинаций, а также вариаций работы здорового мозга предполагают и многообразие способов их обобщения.

 

37 Нейропсихологические синдромы при поражениях коры и подкорковых структур мозга:

Нейропсихологические синдромы при поражении затылочных долей больших полушарий головного мозга: 1 зрительные агнозии предметная, оптико-пространственная, буквенная, симультантная, лицевая, цветовая; 2 модально-специфические нарушения внимания человек игнорирует левую часть зрительного пространства; 3 оптико-пространственная апраксия страдает пространственная организация движений; 4 оптико-мнестическая афазия нарушение речи.

Поражения височных отделов больших полушарий головного мозга: 1 слуховые агнозии речевая акустическая агнозия или сенсорная афазия — нарушения фонематического слуха; слуховая агнозия; аритмия; амузия — нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую или только что услышанную мелодию; просодика речи — нарушения интонационной стороны речи; 2 аккустико-мнестическая афазия сохранён слух, но для понимания смысла высказывания им необходимо удерживать в памяти весь акустический ряд; 3 слуховое невнимание информация даётся по отдельности в 2 уха; 4 модальные неспецифические нарушения памяти общее снижение памяти; 5 эмоциональные нарушения параксизмы, настороженность и др.; 6 нарушения сознания при поражении медиальных отделов височных долей спутанное состояние сознания и др.

Поражения теменных отделов больших полушарий головного мозга: 1 тактильные агнозии тактильно-предметная агнозия, пальцевая, тактильная алексия, соматоагнозия; 2 афферентная моторная афазия трудности артикуляции речевых звуков и слов в целом; 3 кинестетическая апраксия нарушение произвольных движений и действий, совершаемых с предметами, но нет чётких двигательных расстройств; 4 тактильное невнимание при одновременном прикосновении к 2 рукам больной игнорирует прикосновения к левой руке.

Поражения третичных височно-темено-затылочных отделов коры: 1 конструктивная апраксия нарушается ориентировка в реальном пространстве; 2 агрофия; 3 алексия; 4 акалькулия трудности при переходе за десяток; 5 семантическая афазия; 6 амнестическая афазия.

Нейропсихологические синдромы при поражении премоторных отделов коры лобные доли: 1 кинетическая апраксия нарушается плавность, последовательность движений, персервации; 2 эфферентная афазия нарушение речи, страдает понимание речи и др.; 3 динамическая афазия теряется активность и нарушается внутренняя программа высказывания; 4 двигательное невнимание; 5 нарушение динамики протекания интеллектуальных и мнестических процессов трудности при переключении на новый вид деятельности.

Поражение базальных отделов лобных долей: общие депрессивные формы поведения. Эмоциональный мир больных характеризуется обеднением аффективной сферы и неадекватностью эмоционального реагирования. Характерно сочетание расторможенности и ригидности, которые дают синдром нарушения пластичности психических процессов.

Поражение медиальных отделов лобных долей: 1 нарушение сознания; 2 нарушение памяти.

Поражение задне-лобных отделов мозга: кинетическая или афферентная апроксия нарушение динамического процесса.

Поражение префронтальных отделов мозга: 1 префронтальные конвексикальные синдромы или лобные синдромы общие нарушения поведения личности больного; нарушения в двигательной сфере — дефект регуляции сложных произвольных движений и действий; симптомы нарушения психологической структуры различных видов познавательной психологической деятельности; акалькулии; 2 префронтальные медиабазальные отделы нарушение модально-неспецифических факторов; сохранно восприятие, речь, высшие двигательные функции; нарушение эмоциональной сферы; колебания функционального состояния, быстрая истощаемость; нарушение воспроизведения семантически организованного материала — нарушение интеллектуальной деятельности; неустойчивость личности, неадекватная самооценка.

Поражение глубинных отделов лобных долей мозга: 1 синдромы поражения срединных неспецифических структур мозга нейродинамические нарушения всех ВПФ в виде снижения их скорости, продуктивности, неравномерной эффективности выполнения заданий; избирательные нарушения памяти и эмоциональных процессов; изменение состояния сознания; 2 синдромы поражения срединных комиссур мозга синдром расщеплённого мозга; 3 синдромы поражения глубинных полушарных подкорковых структур большие трудности в вербальных мнестико-интеллектуальных функциях; трудности в наглядно-образных функциях.

 

38 Принципы и методы нейропсихологической диагностики:

Принципы и методы нейропсихологической диагностики детей и взрослых во многом совпадают, но вместе с тем имеет важные различия. Основной причиной этих различий является то, что те ВПФ, которые у взрослых имеют достаточно завершенную психологическую структуру и определенную мозговую локализацию, у детей находятся в стадии формирования. В их осуществлении принимает участие гораздо большее число мозговых зон, чем у взрослых. Иначе говоря, ВПФ у детей имеют более развернугую структуру и более разветвленную мозговую локализацию. Вместе с тем целый ряд функций созревает у детей рано. Поэтому их мозговая организация даже в дошкольном возрасте совпадает с той, что характеризует мозговую деятельность взрослых. Методы диагностики нарушений ВПФ разнообразны. Существуют различные диагностические системы. Наиболее широко используется система нейропсихологической диагностики, созданная А.Р. Лурией Процедура ее трудоемка и требует последующего системного факторного анализа выявленной симптоматики, ее дифференциации на первичную и вторичную. Подготовка к обследованию всегда начинается с беседы. Ее цель — выслушать жалобы пациента, а также выявить методом наблюдения в ситуации обследования особенности его поведения, степень критичности, активности, контактности, наличие или отсутствие признаков левшества, амбидекстрии и прочее. Основную часть диагностической сис







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.