При оформлении допуска к государственной тайне в отношении оформляемого лица и его близких родственников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, уполномоченные органы проводят проверочные мероприятия. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан к государственной тайне, проводятся органами безопасности во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Цель проведения проверочных мероприятий — выявление оснований для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ «О государственной тайне» такими основаниями могут быть:
- признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
- наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому в установленном порядке1;
- постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
- выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
- уклонение от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.
Решение об отказе гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем предприятия в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий.
После оформления в установленном порядке должностному лицу или гражданину допуска к государственной тайне в процессе исполнения им своих должностных (функциональных) обязанностей в зависимости от сложившихся личных или иных обстоятельств могут возникнуть условия, препятствующие наличию у него такого допуска. В соответствии со ст. 23 Закона РФ «О государственной тайне» допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен в случае:
- расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
- однократного нарушения им предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с сохранением государственной тайны;
- возникновения обстоятельств, являющихся в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.
Прекращение допуска гражданина к государственной тайне производится по решению руководителя предприятия, на котором он работает. Это решение оформляется в виде письменного мотивированного заключения. В случае, когда заключение о нецелесообразности дальнейшего допуска гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, вынесено органом безопасности, оно является обязательным основанием для отстранения этого гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.
Решения руководителя предприятия об отказе гражданину в допуске к государственной тайне, о прекращении допуска и расторжении на основании этого трудового договора (контракта) с ним могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственной власти (организацию) или в суд. Прекращение допуска гражданина к государственной тайне не освобождает его от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
К сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий допускаются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну.
Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем они дают расписку.
40. Порядок доступа к КИ командированных лиц.
нет
41. Основные направления работы с персоналом предприятия, допущ к КИ.
Нет
42. Основные этапы раб с персоналом предприятия, допущенным к КИ.
Нет
43. Методы работы с персоналом предприятия, допущенным к конфиденциальной информации.
В повседневной деятельности используются следующие основные методы работы с персоналом предприятия, допущенным к конфиденциальной информации и работающим с носителями этой информации:
обучение;
инструктажи;
индивидуальная и воспитательная работа;
проверка уровня знаний;
контроль.
44. Мотивация деятельности персонала.
Особое место в деятельности руководства предприятия и руководителей структурных подразделений по работе с персоналом занимают методы мотивации сотрудников, направленные на эффективное и качественное выполнение возложенных на них задач на фоне строгого соблюдения норм и правил защиты конфиденциальной информации. В самом общем виде мотивация — это процесс побуждения сотрудника предприятия (фирмы) к деятельности во имя достижения определенных целей с помощью внутриличностных и внешних факторов. В основе побуждения лежит совокупность потребностей, интересов, желаний, целевых установок, ценностных ориентации, ожиданий сотрудника. В целях построения эффективной системы мотивации персонала руководство предприятия должно обеспечить: создание реальной «системы власти» на предприятии; удовлетворение первичных потребностей персонала предприятия — физиологических, потребностей в безопасности и защищенности; условия для удовлетворения вторичных потребностей персонала — социальных потребностей в уважении и самовыражении. Выделяют три основные группы методов мотивации: -методы непосредственной мотивации труда; -методы властной, принудительной мотивации; -методы стимулирования труда (морального, материального, трудового).
45. Планирование мероприятий по ЗИ при подготовке к проведению совещания.
мероприятия могут быть внешними (с участием представителей сторонних организаций) или внутренними (к участию в них привлекается только персонал данного предприятия). Решение о проведении совещания во всех случаях принимает непосредственно руководитель предприятия или его заместитель по ходатайству руководителя структурного подразделения (отдела, службы), планирующего проведение данного совещания. Меры по защите конфиденциальной информации в ходе подготовки и проведения совещания, принимаемые руководством предприятия (структурным подразделением, организующим совещание), должны быть как организационными, так и организационно-техническими. Мероприятия по защите информации проводятся при подготовке, в ходе проведения и по окончании совещания. Планирование мероприятий по защите информации проводится заблаговременно до начала совещания и включает выработку конкретных мер, определение ответственных за их реализацию должностных лиц (структурных подразделений), а также сроков их осуществления. При планировании совещания предусматривается такая очередность рассмотрения вопросов, при которой будет исключено участие в их обсуждении лиц, не имеющих к ним прямого отношения. Работу по планированию мероприятий в области защиты информации, проводимых в ходе совещания с участием представителей сторонних организаций, возглавляет руководитель предприятия, непосредственное участие в планировании принимает заместитель, в ведении которого находятся вопросы защиты информации на предприятии. План мероприятий по защите информации при проведении совещания с участием представителей сторонних организаций содержит следующие основные разделы:
Определение состава участников и их оповещение
Подготовка служебных помещений, в которых планируется про ведение совещания
Определение объема обсуждаемой информации
Организация пропускного режима на территории и в служебных помещениях, в которых проводится совещание
Организация допуска участников совещания к рассматриваемым вопросам
Осуществление записи {стенограммы), фото-, кино-, видеосъемки совещания
Меры по защите информации непосредственно при проведении совещания
8. Организация учета, хранения, выдачи и рассылки материалов совещания
9. Оформление документов лиц, принимавших участие в совещании,
Проверка и обследование места проведения совещания после его окончания
Организация контроля за выполнением требований по защите информации
В плане также указываются время и место проведения совещания, состав участников, перечень предприятий, участвующих в совещании. Для каждого мероприятия, включаемого в план, определяют срок (время) его проведения и ответственное за его выполнение должностное лицо (подразделение).
46. Организация допуска участников совещания к обсуждаемым вопросам.
При обсуждении вопросов конфиденциального характера или использовании конфиденциальной информации в ходе совещания руководство предприятия-организатора осуществляет комплекс мероприятий, направленных на исключение ознакомления с конфиденциальной информацией посторонних лиц, в том числе сотрудников фирм-конкурентов. На совещание приглашаются работники, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемым вопросам. Если в ходе совещания используются сведения, составляющие государственную тайну, его участники должны иметь допуск к этим сведениям по соответствующей форме. При рассмотрении вопросов, отнесенных к иным видам конфиденциальной информации, участники совещания должны иметь оформленное в установленном порядке решение руководителя предприятия о допуске к данной категории (данному виду) информации. При последовательном рассмотрении вопросов, имеющих различную степень конфиденциальности, к участию в совещании по каждому из рассматриваемых вопросов допускаются лица, имеющие к этому вопросу непосредственное отношение. Должностное лицо, ответственное за проведение совещания, по указанию руководителя предприятия (руководителя подразделения, организующего совещание) формирует список лиц, участвующих в совещании. Список составляется на основании письменных обращений руководителей предприятий, приглашенных участвовать в совещании, и решений руководителей подразделений предприятия-организатора о привлечении к участию в совещании сотрудников этих подразделений. В списке указывают фамилию, имя, отчество каждого участника, его место работы и должность, номер допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, или номер решения руководителя о допуске к иной конфиденциальной информации, номера вопросов совещания, к обсуждению которых допущен участник. При необходимости в списке могут указываться и другие сведения. Подготовленный список участников согласовывается с режим-но-секретным подразделением (службой безопасности) предприятия-организатора совещания и утверждается руководителем этого предприятия, давшим разрешение на проведение совещания.
47. Подготовка места проведения совещания.
Совещания проводятся в служебных помещениях, в которых в установленном порядке разрешено обсуждение вопросов конфиденциального характера и выполнены предусмотренные нормативными правовыми актами необходимые организационно-технические мероприятия, предотвращающие утечку защищаемой информации по техническим каналам. В ходе проведения совещания разрешается использование фото-, кино-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры, защита которой обеспечивается в соответствии с требованиями по технической защите информации и противодействию иностранным техническим разведкам. Проверка служебных помещений на предмет возможности обсуждения в них вопросов конфиденциального характера проводится накануне совещания специально назначаемой комиссией, состоящей из специалистов по технической защите информации и противодействию иностранным техническим разведкам и соответствующих подразделений предприятия-организатора.
48. Порядок проведения совещания и использования его материалов
Непосредственно перед началом совещания его руководитель или должностное лицо, ответственное за его проведение, обязаны проинформировать участников совещания о степени конфиденциальности обсуждаемых вопросов. В ходе совещания, в том числе и во время перерывов, сотрудник, ответственный за его проведение, совместно со службой безопасности (режимно-секретным подразделением) осуществляет необходимые организационные мероприятия, направленные на исключение утечки конфиденциальной информации.
Во время перерывов в совещании, а также после завершения обсуждения одного вопроса и перехода к обсуждению следующего, сотрудники службы безопасности (службы охраны) организуют контроль посещения служебных помещений, в которых проводится совещание, его участниками в соответствии с утвержденным списком. На все время проведения совещания запрещается пронос в служебные помещения, в которых оно проводится, индивидуальных видео- и звукозаписывающих устройств, а также средств связи (в том числе мобильных телефонов и приемников персонального вызова). В целях обеспечения их сохранности организуется камера хранения личных вещей участников совещания. Звуко- и видеозапись, а также кино- и видеосъемка хода совещания проводятся с разрешения руководителя предприятия - организатора совещания только на учтенных в режимно-секретном подразделении (службе безопасности) носителях (не стоит переусердствовать, для видеосъемки совсем не нужен профессиональный видеооператор, достаточно поставить миникамеру). При этом должны соблюдаться требования по защите информации.Независимо от степени конфиденциальности рассматриваемых на совещании вопросов, участникам совещания не разрешается:\
• информировать о факте, месте, времени проведения совещания, повестке дня, рассматриваемых вопросах и ходе их обсуждения любых лиц, не принимающих участия в совещании и не имеющих к нему непосредственного отношения; • обсуждать вопросы, вынесенные на совещание, в местах общего пользования во время перерывов в совещании и после его завершения; • в ходе проведения совещания расширять объем конфиденциальной информации, используемой в выступлениях, а также при обмене мнениями и обсуждении рассматриваемых вопросов.
Носители конфиденциальной информации, содержащие материалы совещания, выдаются режимно-секретным подразделением (службой безопасности) участникам совещания под расписку, а после окончания совещания возвращаются. Контроль своевременного возврата этих носителей осуществляют сотрудники указанных подразделений.Для записи хода совещания и обсуждаемых вопросов его участникам в установленном порядке выдаются рабочие тетради или рабочие блокноты, учтенные в службе безопасности (режимно-секретном подразделении) и имеющие соответствующий гриф секретности (конфиденциальности). Эти рабочие тетради (блокноты) по окончании совещания возвращаются в режимно-секретное подразделение (службу безопасности). При необходимости они могут быть секретной (конфиденциальной) почтой направлены для дальнейшего хранения и использования в организации, представители которых производили в них записи на совещании.Итоговые документы совещания, а также материалы выступлений участников, в том числе и оформленные в электронном виде, в установленном порядке высылаются в организации, направлявшие на совещание своих представителей, а также в вышестоящие органы государственной власти (организации). Перечень организаций, которым необходимо направить материалы совещания, определяет руководитель предприятия-организатора. В необходимых случаях этот переченьсогласовывается с руководителями организаций, представители которых принимали участие в совещании.
Лицам, принимавшим участие в совещании, без письменного разрешения предприятия - организатора совещания запрещается использовать материалы совещания и его результаты при взаимодействии (проведении работ, переписке) с организациями, представители которых на него не приглашались.
Службой безопасности предприятия (режимно-секретным подразделением) проводится постоянный анализ возможных каналов утечки конфиденциальной информации при проведении совещаний на территории предприятия и, по решению руководителя предприятия (его заместителя), принимаются дополнительные меры, направленные на повышение эффективности защиты информации
49. Организация защиты информации в ходе проведения мероприятий рекламного характера.
В соответствии с Федеральным законом «О рекламе» в сфере рекламы используются следующие основные понятия:
реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (например продвижение сайта в интернете);
объект рекламирования — товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;
товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
потребители рекламы — лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.
С учетом положений законодательства РФ о рекламе, предприятие может осуществлять следующие основные виды рекламной деятельности:
наружная реклама, размещаемая на рекламных конструкциях в местах общего пользования (под рекламными конструкциями в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановочных пунктах движения общественного транспорта);
реклама на телевидении и радио, а также в периодических печатных изданиях;
реклама, распространяемая по сетям электросвязи и размещаемая в почтовых отправлениях;
реклама на транспортных средствах(маршрутное такси, автобусы, электротранспорт) и с их использованием;
реклама в ходе проведения конференций, симпозиумов, организуемых и проводимых вне предприятия;
реклама, размещаемая в глобальных информационных сетях общего пользования;
реклама в ходе проведения внутренних мероприятий с привлечением (приглашением, участием) представителей сторонних организаций и СМИ.
Основными направлениями защиты информации в ходе рекламной деятельности являются:
подготовка и экспертиза материалов, предназначенных для пользования в рекламной деятельности, на предмет отсутствия них информации с ограниченным доступом;
анализ материалов в процессе их подготовки рекламопроизводителем и рекламораспространителем к размещению в средствах рекламы;
постоянный контроль порядка распространения и содержания распространенных рекламных материалов независимо от способа, формы и периодичности их распространения.
При принятии руководителем предприятия решения о рекламировании деятельности предприятия, а также производимых им товаров (оказываемых услуг) должностное лицо, назначенное ответственным за подготовку рекламных материалов и их передачу рекламопроизводителю и (или) рекламораспространителю, организует работу, направленную на предотвращение распространения рекламе конфиденциальной информации. Комплекс мероприятий по защите информации включает проведение комиссией предприятия экспертизы подготовленных к распространению материалов, анализ возможных форм, способов распространения рекламных материалов и непосредственное взаимодействие в процессе подготовки и распространения материалов с рекламопроизводителем и рекламораспространителем. Один из важных элементов этой боты — оценка комиссией предприятия, состоящей из компетентных специалистов, содержания рекламных материалов на предмет возможности их распространения. После получения положительного заключения экспертной комиссии предприятия осуществляется подготовка договоров с рекламопроизводителем и (или) рекламораспространителем и передача им рекламных материалов.
В дальнейшем предприятие постоянно контролирует содержание рекламы до ее выхода в свет.
При проведении различных акций рекламного характера руководители предприятий, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица (в том числе рекламопроизводители и рекламораспространители) обязаны представлять в антимонопольный орган информацию, необходимую для осуществления им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, и обеспечивать его уполномоченным должностным лицам доступ к такой информации. Сведения, составляющие коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении им своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением предусмотренных законодательством случаев. При получении запроса из антимонопольного органа руководитель предприятия организует предоставление в установленный срок запрашиваемой информации и направление органу, приславшему запрос, письменного уведомления о невозможности ее распространения без согласия предприятия, являющегося обладателем информации.
50. Защита информации при осуществлении публикаторской деятельности.
Наряду с реализацией рекламных проектов предприятие и его сотрудники принимают участие в подготовке и издании различных материалов, содержащих информацию о товарах, услугах и проводимых предприятием работах, в том числе научно-исследовательского характера.
Публикация указанных материалов может осуществляться:
· в периодических печатных изданиях;
· в глобальных информационных сетях;
· в однократно издаваемых сборниках, энциклопедиях, материалах конференций и т.п.;
· в материалах диссертаций на соискание ученых степеней, деятельности диссертационных и ученых советов научно-исследовательских организаций и образовательных учреждений;
· в материалах, содержащих результаты, выводы, заключения о выполнении научных исследований и опытно-конструкторских разработок.
Усилия режимно-секретного подразделения (службы безопасности) предприятия при осуществлении публикаторской деятельности направляются на исключение утечки конфиденциальной информации. С этой целью на предприятии разрабатывается инструкция, определяющая задачи в данной области для всех должностных лиц (структурных подразделений) предприятия, к примеру должностная инструкция коммерческого директора.
Основными направлениями защиты информации в ходе публикаторской деятельности являются:
· определение тематики издаваемых материалов в целях исключения из них тематик, содержащих конфиденциальную информацию, подготовки рекомендаций по исключению из них иной актуальной информации, распространение которой может нанести ущерб предприятию;
· письменное согласование содержания материалов и возможности их издания с организациями — обладателями информации (осуществляется ответственным за издание подразделением предприятия по согласованию со службой безопасности или режимно-секретным подразделением в форме письменного запроса в Организации, являющиеся заказчиками или соисполнителями проводимых совместных и других работ, сведения о которых предполагается распространить); предварительная экспертиза материалов, готовящихся к изданию, экспертной комиссией предприятия, которая при необходимости готовит рекомендации по частичному исключению из материалов конфиденциальной и иной актуальной информации;
· окончательная выборочная экспертиза подготовленных к изданию материалов, определение тиража и способа их распространения;
· контроль за выполнением работ по изданию (тиражированию, размещению) материалов непосредственно в типографии или иной организации в зависимости от выбранного способа распространения.
51. Организация подготовки материалов к открытому опубликованию
В целях недопущения утечки информации о деятельности предприятия, содержащей сведения конфиденциального характера, на предприятии планируется и проводится работа по анализу содержания материалов, предназначенных для открытого распространения.
Подготовка материалов к открытому опубликованию включает их разработку авторами (должностными лицами), предварительную проверку их содержания руководителями структурны подразделений предприятия, согласование возможности опубликования материалов со службой безопасности (режимно-секретным подразделением) предприятия, экспертизу материалов в целях принятия решения об их опубликовании (распространении).
Подготовленные к открытому опубликованию материалы не должны содержать сведений, составляющих государственную, коммерческую или служебную тайну, и иной информации с ограниченным доступом, определенной нормативными правовыми актами.
Мероприятия, направленные на исключение открытого опубликования информации с ограниченным доступом, включаются в план мероприятий по защите конфиденциальной информации на предприятии на календарный год. В их число, как правило, входят:
разработка и утверждение руководителем предприятия организационно-распорядительных документов, определяющих порядок и особенности работы по подготовке материалов к открытому опубликованию;
предварительный анализ материалов и их согласование с руководителями структурных подразделений предприятия, сотрудники которых осуществляют их подготовку к открытому опубликованию;
анализ материалов, готовящихся к открытому распространению, службой безопасности (режимно-секретным подразделением) предприятия;
выборочный контроль изданных (опубликованных) материалов;
проведение занятий с сотрудниками предприятия по изучению положений нормативных правовых актов и внутренних организационно-распорядительных документов предприятия;
взаимодействие с должностными лицами издательств (редакций), типографий, СМИ и иных структур;
определение состава экспертной комиссии предприятия по оценке возможности опубликования материалов и осуществление ее деятельности (в том числе подготовка соответствующих заключений);
взаимодействие с другими предприятиями по вопросам открытого опубликования материалов, содержащих информацию о проводимых этими предприятиями совместных и других работах, а также с органами государственной власти и предприятиями, являющимися заказчиками работ и обладателями информации, которую планируется, открыто опубликовать, получение письменного согласия этих органов государственной власти (предприятий) на открытое опубликование материалов;
проведение периодического анализа эффективности проводимых мероприятий по исключению открытого опубликования конфиденциальной информации и совершенствование этой работы на предприятии.
Ответственность за подготовку материалов к открытому опубликованию и соблюдение при этом требований по защите информациинесут авторы материалов, их непосредственные руководители (руководители соответствующих структурных подразделений) и руководитель предприятия.
В целях оценки степени конфиденциальности информации и возможности открытого распространения материалов проводится их экспертиза.
Для проведения экспертизы материалов, подготовленных к открытому опубликованию, приказом руководителя предприятия создается экспертная комиссия, как правило, сроком на один календарный год. В состав указанной комиссии включаются сотрудники предприятия — специалисты в различных областях деятельности предприятия. Члены комиссии должны в необходимых случаях иметь допуск к государственной тайне, а также к иным видам конфиденциальной информации предприятия.
Сотрудники службы безопасности и режимно-секретного подразделения в состав экспертной комиссии не входят. В случае если член экспертной комиссии является составителем, руководителем или редактором подготовленной к открытому опубликованию работы (материалов), он также не может принимать участия в работе экспертной комиссии по оценке этих материалов.
К проведению экспертизы по решению руководителя предприятия может быть привлечен руководитель структурного подразделения, в котором работает автор подготовленного материала. В работе экспертной комиссии могут участвовать представители других предприятий, имеющих отношение к рассматриваемым материалам (являющихся собственниками информации, заказчиками проводимых работ и т.д.). Вопрос о привлечении этих специалистов к работе в составе комиссии в каждом конкретном случае письменно согласовывается с руководителями соответствующих предприятий.
Руководитель предприятия — организатора экспертизы обязан создать членам экспертной комиссии условия, обеспечивающие рассмотрение материалов в соответствии с установленными требованиями, своевременно знакомить их с поступающими на предприятие нормативными актами и методическими документами по вопросам защиты информации и порядку (особенностям) проведения экспертизы. Ознакомление членов экспертной комиссии с этими документами осуществляют сотрудники службы безопасности (режимно-секретного подразделения) предприятия или должностные лица, на которых данные вопросы возложены соответствующим приказом руководителя предприятия.
При подготовке и проведении экспертизы члены экспертной комиссии обязаны:
знать перечни сведений, запрещенных к открытому опубликованию на предприятии, и строго руководствоваться ими при проведении экспертизы;
при обнаружении в рассматриваемых материалах сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, вынести заключение, запрещающее их открытое опубликование. Такие материалы передаются руководителю предприятия или его заместителю, отвечающему за вопросы защиты информации, для принятия решения об их отнесении в установленном порядке к конфиденциальной информации и об ограничении в связи с этим доступа к данной информации;
проверять наличие письменного согласия руководителей предприятий — заказчиков работ (обладателей информации) на опубликование материалов или контролировать выполнение рекомендаций (заключений) этих руководителей;
рассматривать материалы с учетом ранее опубликованных работ, имеющих отношение к этим материалам, с тем, чтобы готовящаяся публикация не привела к разглашению конфиденциальной информации и нанесению, таким образом, ущерба предприятию;
при рассмотрении сборников материалов (статей) принимать решение о возможности опубликования (издания) как всего сборника в целом, так и его отдельных статей (материалов).
Члены экспертной комиссии имеют право:
получать от автора (авторов) письменное подтверждение об источниках, использованных им при подготовке материалов к опубликованию, а также иную информацию, необходимую для подготовки заключения;
обращаться в установленном порядке за консультацией (разъяснениями) на другие предприятия, в органы государственной власти и к их должностным лицам.
После изучения и анализа материалов, предназначенных для открытого опубликования, экспертная комиссия готовит заключение о возможности (невозможности) их открытого опубликования. Экспертное заключение подписывается всеми членами комиссии, ее руководителем (председателем) и утверждается руководителем предприятия — организатора экспертизы.
При отсутствии единого мнения экспертов и невозможности формулирования вывода по результатам изучения материалов вопрос о возможности опубликования решается руководителем вышестоящей организации (органа государственной власти). В исключительных случаях, при отсутствии вышестоящей организации (органа государственной власти) решение о возможности открытого опубликования материалов выносится руководителем предприятия самостоятельно либо совместно с руководителем предприятия — заказчика проводимых совместных работ.
Если заключение экспертной комиссии о возможности открытого опубликования материалов — положительное, оно в установленном порядке вместе с рассмотренными материалами передается в службу безопасности (режимно-секретное подразделение) предприятия или уполномоченному должностному лицу для принятия окончательного решения.
После получения разрешения подготовленные материалы в установленном порядке передаются в издательство (редакцию, представителям СМИ) для их опубликования (открытого распространения).52 Основы организации защиты информации при
52. Взаимодействие со СМИ
Особое место в деятельности предприятий, взаимодействующих с различными общественными объединениями, государственными органами и организациями (администрациями субъектов РФ, органами местного самоуправления), а также широко рекламирующих производимую продукцию (товары) или оказываемые услуги (к примеру дизайн-студии, интернет-студии, предлагающие свои услуги по формированию фирменного стиля), занимают вопросы взаимодействия со СМИ. Если предприятие в ходе повседневной деятельности выполняет работы с использованием конфиденциальной информации, необходимо выработать меры, направленные на исключение открытого распространения этой информации, не допуская каких-либо ограничений законных прав и свобод граждан Российской Федерации, а также свободы массовой информации.
Основным нормативным правовым актом, определяющим общие принципы свободы массовой информации и регулирующим вопросы деятельности СМИ в Российской Федерации, является Закон РФ «О средствах массовой информации». В соответствии со ст. 1 данного закона деятельность по поиску, получению, производству и распространению массовой информации не подлежит ограничениям за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о СМИ.
Основные понятия в области массовой информации:
• средство массовой информации - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации; • периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год; • редакция средства массовой информации - организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации; • журналист - лиц<