Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: антропометриЯ. Оценка физического





Лабораторная работа №1

Тема: антропометриЯ. Оценка физического

Развития ЧЕЛОВЕКА

Цель: овладеть методикой оценки физического развития учащихся по антропометрическим показателям.

Оборудование: медицинские весы, ростомер, сантиметровая лента, таблицы: «Показатели физического развития», «Измерение роста», «Измерение окружности грудной клетки».

Задания:

Ознакомьтесь с инструментарием, необходимым для определения антропометрических показателей.

Соматометрия:

- Рост, в положении стоя и сидя, измеряют с помощью деревянного ростомера или металлического антропометра.

- Для определения массы тела пользуются медицинскими весами.

- При измерении окружности грудной клетки пользуются обычной сантиметровой лентой.

Соматоскопия:

- Визуальный осмотр состояния кожных покровов, слизистых оболочек.

- Определение степени развития подкожного жирового слоя.

- Выявление степени развития костно-мышечной системы, формы грудной клетки, позвоночника, стопы.

- Степень полового развития.

Физиометрия:

- Определение жизненной емкости легких, мышечной силы, артериального давления, пульса и др.

2. Проведите соматометрию выбранного испытуемого (студента). Определите следующие соматометрические признаки:длину тела, массу тела и окружность грудной клетки.

Методика проведения соматометрии:

Длина тела (рост). Обследуемый находится в положении «смирно», выпрямив грудь, подобрав живот, тремя точками касаясь вертикальной стойки ростомера - пятками, ягодицами, межлопаточной областью. Планшетка ростомера должна касаться верхушки головы. Измерение длины тела проводятся в первую половину дня, т.к. этот показатель к вечеру уменьшается на 1-2 см в связи с уплощением межпозвоночных хрящей, сводов стопы, снижением тонуса мускулатуры. Рост стоя определяется по первой (левой) шкале.

Масса тела (вес). Взвешивание проводится без одежды и обуви. Чтобы взвешивание было правильным, обследуемый должен осторожно становиться на середину платформы весов при опущенном затворе и сохранять спокойное положение тела.

Окружность грудной клетки (ОГК). Для измерения окружности грудной клетки при вдохе и выдохе сантиметровая лента накладывается сзади по нижним углам лопаток, а спереди - по нижнему краю околососковых кружков у мужчин, а у женщин - над грудными железами. Измеряющий удерживает оба конца сантиметровой ленты тремя пальцами левой руки, а правой натягивает ленту, предлагает обследуемому сделать глубокий вдох и производит измерение. Затем обследуемый делает глубокий выдох, а лента легко скользит в пальцах измеряющего. В конце выдоха производят измерения. Для оценки уровня физического развития достаточно зарегистрировать показатель в покое.

Экскурсию грудной клетки (разницу величин окружностей при максимальном вдохе и полном выдохе) определяют при углубленном обследовании. У взрослых эта величина в среднем равна 6 см, у спортсменов может достигать 12 см и более. Экскурсия грудной клетки младших школьников равна 3-4 см, а у старших школьников - 5-6 см.

Экскурсия испытуемого равна ______ см, что свидетельствует о_________

 

3. Полученные данные внесите в таблицу №1:

Оценка физического развития студента(-ки) _____________________

(ф.,и., возраст) Таблица №1

По ка за те ли Фактические данные обследуемого Средняя возраст-ная норма Раз-ни-ца Квадратическое отклонение (сигма) Отношение разницы к сигме (величина сигмального отклонения) Степень развития показа-теля
Рост (в см)            
Вес (в кг)            
ОГК в покое (в см)            
  Оценка физического развития ребенка___________________________ (имя, возраст)
Рост (в см)            
Вес (в кг)            
ОГК (в см)            
                       

4.Сравните эти данные со средними возрастными нормами (таблицы №2 и №3). Выберите показатели соответствующие Вашему возрасту и занесите их в таблицу № 4, указав также и показатель сигмы, взятый из этих же таблиц.

Рассчитайте величину сигмального отклонения (отношение разницы между показателями к соответствующей сигме), занесите полученную величину в таблицу №4 и оцените его.

Если разница лежит в пределах + 1 сигмы, то развитие показателя считается средним, если сигмальное отклонение < -1 сигма, то развитие показателя – ниже среднего, если оно > + 1 сигмы, то развитие – выше среднего. В случае превышения сигмального отклонения +2сигмы и более развитие признака считают высоким, а сигмальное отклонение ниже -2 сигм показывает низкий уровень физического развития.

Средние возрастные показатели физического развития мальчиков и юношей в возрасте 6-19 лет Таблица №2

Возраст (лет) Рост (в см) М Сигма (d) Вес (кг) М Сигма (d) ОГК (в см) М Сигма (d)
  116.1 4.9 20.9 2.4 58.6 2.6
  121.1 4.8 23.6 3.4 60.6 3.3
  124.5 4.8 24.9 3.3 62.8 2.5
  131.1 5.2 27.7 4.2 64.2 3,3
  136.2 5.3 30.5 5.1 65.8 3.6
  140.1 5.5 34.4 5.8 67.3 4.2
  144.9 5.0 37.9 6.3 69.9 4.3
  151.3 6.9 44.4 7.2 73.7 4.9
  158.4 7.5 48.9 8.4 77.8 5.1
  164.3 7.4 54.3 8.4 81.9 5.4
  168.8 6.8 59.4 7.3 85.5 5.1
  171.9 6.8 63.2 6.8 87.9 4.7
  174.8 6.1 66.9 8.0 90.2 5.2
  177.2 5.8 68.2 7.5 93.1 6.1

 

 

Средние возрастные показатели физического развития девочек и девушек в возрасте 6-19 лет Таблица № 3

Возраст (лет) Рост (в см) М Сигма (d) Вес (кг) М Сигма (d) ОГК (в см) М Сигма (d)
  115,33 5.16 21.44 3.79 57.73 3.9
  120,88 5.29 23.76 3.63 59.58 3.91
  124.3 4.9 24.7 3.3 60.9 3.4
  130.6 4.9 27.5 4.3 62.5 3,8
  136.4 5.5 31.1 5.2 65.1 4.3
  142.9 6.1 35.6 6.7 67.3 4.7
  148.8 6.4 39.3 6.9 70.3 4.9
  152.4 7.1 45.8 7.1 74.6 5.1
  157.4 7.0 49.2 7.4 76.7 5.3
  159.6 7.2 53.1 7.2 79.3 5.7
  161.1 6.5 55.6 7.6 80.5 4.9
  163.0 6.6 58.1 7.3 82.1 4.6
  162.1 5.6 59.2 7.1 84.1 4.4
  162.8 5.1 59.6 6.8 84.9 4.8

 

5.По величине сигмальных отклонений основных показателей построить профиль (график) физического развития обследуемого. Оцените пропорциональность развития: если построенный график расположен в одной графе, то развитие данного обследуемого считают пропорциональным, если график захватывает две и более графы, то развитие - непропорциональное.

Профиль физического развития

  Рост 3d -2d -1d   +1d +2d +3d
    Вес              
    ОГК              

 

 

6. Сделайте заключение о степени физического развития обследованного студента: __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Оцените уровень развития учащегося. Для этого внесите индивидуальные данные произвольно выбранного ребенка (из таблицы №4) и соответствующие средние возрастные показатели (из таблиц №2 и №3) в таблицу № 1. Постройте профиль физического развития ребенка на той же сетке другим цветом. Дайте заключение по уровню его физического развития: __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Варианты индивидуальных данных Таблица №4

  № п/п   Имя ученика   Возраст   Длина тела (в см)   Масса тела (в кг)   ОГК(в см)
  Таня   110,6 24,6 53.8
  Олег   115,8 36,7 58,9
  Аня   112,5 26,3 52,5
  Дима   117,9 39,7 67,4
  Лена   137,5 42,6 77,9
  Денис   144.8 36.4 69,5
  Тамара   163.0 59.3 88,0
  Евгений   157,5 46,8 76,2
  Сергей   163.6 52.9 79.3
  Лиза   157,5 51,2 77,6

8. Дайте определение следующим понятиям:

Акселерация - …………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………

Антропометрия - ………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………

Гетерохрония роста и развития - ……………………………………………...

……………………………………………………………………………………

Онтогенез - ……………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………

Развитие -.............................................................................................................

……………………………………………………………………………………

Рост - …………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………

Ретардация - ……………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………

9. По результатам проведенных исследований сделайте выводы:

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимают под паспортным и биологическим возрастом?

2. Основные составляющие развития?

3. Роль генотипа и среды в формировании организма ребенка?

Литература:

1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология.– М.: Высшая школа, 1985, стр.21-48

2. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М.: Просвещение, 1990, стр.9–22.

Лабораторная работа №2

Схема коленного рефлекса

  Обозначения 1.- 2.- 3.- 4.- 5.-

Проведите эксперимент по выработке условного мигательного рефлекса на звонок, используя струю воздуха.

Лабораторная работа №3

Тема: Исследование функциональных особенностей зрения.

Цель работы: Изучить строение глаза. Освоить методику определения остроты зрения. Пронаблюдать рефлекторные реакции зрачка при действии различных раздражителей.

Оборудование: муляж глаза, таблица «Зрительный анализатор», влажные препараты, таблицы для определения остроты зрения, указка.

Задания:

Характеристика отделов зрительного анализатора Таблица №6

Отделы зрительного анализатора Функциональное значение Возрастные особенности
1.        
2.      
3.      

3. Проведите следующие эксперименты, а результаты наблюдений занесите в таблицу № 7:

Таблица №7

Условия эксперимента Результат Вывод
Реакция зрачков: - на свет - на темноту    
-содружественная реакция зрачков      
- на близкорасполо- женные предметы - на удаленные предметы      
-определение слепого пятна    

4. Объясните схему аккомодации хрусталика:

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

 

 

 

Литература

1. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Высшая школа, 1975, стр.393 – 426.

2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985, стр.138-150

3. Сапин М.Р.,Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Academa, 2002, стр. 420 – 431.

 

Лабораторная работа №4

Таблица № 10

Параметры Покой Восстановительный период
1мин. 2мин. 3мин. 4мин. 5мин.
Пульс            
ЧСС            
СД            
ДД            
ПД            

 

- Проанализируйте полученные результаты, сравните их с данными из таблицы № 11

Показатели реакций ССС на нагрузку Таблица №11

Показатель Изменение, % Время нормализации Оценка реакции ССС
Систолическое АД - У спортсменов увеличение на 25 -30 - У нетренированных увеличение на 30-40 -С ослабленным здоровьем - уменьшение 1 – 1,5 мин.   2 -3 мин.   более 3 мин благоприятная   благоприятная   не благоприятная
Диастолическое АД - у спортсменов – уменьшение. на 20-25 - У не тренированных уменьшение на 10-15 - С ослабленным здоровьем - увеличение 1 – 1,5 мин.   2 -3 мин.   более 3 мин благоприятная   благоприятная не благоприятная
Пульс - у спортсменов – увеличение на 60-70 -у не тренированных - увеличение на 100 - с ослабленным здоровьем – снижение ударного объема, резкое увеличение частоты, одышка, головокружение 1 – 1,5 мин.   2 -3 мин.   более 3 мин. благоприятная   благоприятная   не благоприятная

5. Дайте оценку реакциям ССС, ответив на вопросы:

а) Как можно объяснить изменение пульса и ЧСС после нагрузки? ______

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Как изменилось систолическое давление испытуемого после нагрузки? Сравните полученный показатель с нормой, указанной в таблице №11: _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

в) Как изменилось диастолическое давление после нагрузки и в восстановительный период? ______________________________________________

_______________________________________________________________

г) Почему изменилось пульсовое давление после нагрузки? ____________

________________________________________________________________________________________________________________________________

д) Проанализируйте реакции сердечно-сосудистой системы испытуемого, учитывая его тренированность, состояние здоровья, самочувствие на момент эксперимента, наличие вредных привычек и других условий.

Сделайте вывод: _________________________________________________ ________________________________________________________________

________________________________________________________________

Лабораторная работа №5

И РЕЖИМ ПИТАНИЯ

Цель: научиться составлять суточный пищевой рацион, обосновывать его оптимальный режим и нормы и рассчитывать энергетический баланс организма.

Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов, "Строение органов пищеварения", данные о своем весе, росте и возрасте.

Ход работы:

1. Определите свой основной обмен.

Методика определения основного обмена:

- Используя таблицу № 17 (для мужчин) или таблицу № 18 (для женщин), найдите основное число, которое соответствует Вашему весу __________ккал

- По таблицам №17 или №18 найдите второе число обмена: на пересечении линий, соответствующих Вашему росту и возрасту _________ккал.

Сумма найденных чисел дает Ваш основной обмен за сутки:

………ккал + …… ккал = _______ккал

- Отсюда основной обмен за 1 час равен: ……..: 24 = _____ккал

 

Определение основного обмена по данным веса, возраста и роста (мужчины) Таблица № 17

Основное число   Второе число
Вес Рост Возраст (годы)
кг кал кг кал см              
                       
                       
                       
                         
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

 

 

СЕМИНАР № 1

СЕМИНАР № 2

СЕМИНАР №3

СЕМИНАР № 4

Лабораторная работа №1

Тема: антропометриЯ. Оценка физического

Развития ЧЕЛОВЕКА

Цель: овладеть методикой оценки физического развития учащихся по антропометрическим показателям.

Оборудование: медицинские весы, ростомер, сантиметровая лента, таблицы: «Показатели физического развития», «Измерение роста», «Измерение окружности грудной клетки».

Задания:







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.