|
Тема: антропометриЯ. Оценка физическогоСтр 1 из 5Следующая ⇒ Лабораторная работа №1 Тема: антропометриЯ. Оценка физического Развития ЧЕЛОВЕКА Цель: овладеть методикой оценки физического развития учащихся по антропометрическим показателям. Оборудование: медицинские весы, ростомер, сантиметровая лента, таблицы: «Показатели физического развития», «Измерение роста», «Измерение окружности грудной клетки». Задания: Ознакомьтесь с инструментарием, необходимым для определения антропометрических показателей. Соматометрия: - Рост, в положении стоя и сидя, измеряют с помощью деревянного ростомера или металлического антропометра. - Для определения массы тела пользуются медицинскими весами. - При измерении окружности грудной клетки пользуются обычной сантиметровой лентой. Соматоскопия: - Визуальный осмотр состояния кожных покровов, слизистых оболочек. - Определение степени развития подкожного жирового слоя. - Выявление степени развития костно-мышечной системы, формы грудной клетки, позвоночника, стопы. - Степень полового развития. Физиометрия: - Определение жизненной емкости легких, мышечной силы, артериального давления, пульса и др. 2. Проведите соматометрию выбранного испытуемого (студента). Определите следующие соматометрические признаки:длину тела, массу тела и окружность грудной клетки. Методика проведения соматометрии: Длина тела (рост). Обследуемый находится в положении «смирно», выпрямив грудь, подобрав живот, тремя точками касаясь вертикальной стойки ростомера - пятками, ягодицами, межлопаточной областью. Планшетка ростомера должна касаться верхушки головы. Измерение длины тела проводятся в первую половину дня, т.к. этот показатель к вечеру уменьшается на 1-2 см в связи с уплощением межпозвоночных хрящей, сводов стопы, снижением тонуса мускулатуры. Рост стоя определяется по первой (левой) шкале. Масса тела (вес). Взвешивание проводится без одежды и обуви. Чтобы взвешивание было правильным, обследуемый должен осторожно становиться на середину платформы весов при опущенном затворе и сохранять спокойное положение тела. Окружность грудной клетки (ОГК). Для измерения окружности грудной клетки при вдохе и выдохе сантиметровая лента накладывается сзади по нижним углам лопаток, а спереди - по нижнему краю околососковых кружков у мужчин, а у женщин - над грудными железами. Измеряющий удерживает оба конца сантиметровой ленты тремя пальцами левой руки, а правой натягивает ленту, предлагает обследуемому сделать глубокий вдох и производит измерение. Затем обследуемый делает глубокий выдох, а лента легко скользит в пальцах измеряющего. В конце выдоха производят измерения. Для оценки уровня физического развития достаточно зарегистрировать показатель в покое. Экскурсию грудной клетки (разницу величин окружностей при максимальном вдохе и полном выдохе) определяют при углубленном обследовании. У взрослых эта величина в среднем равна 6 см, у спортсменов может достигать 12 см и более. Экскурсия грудной клетки младших школьников равна 3-4 см, а у старших школьников - 5-6 см. Экскурсия испытуемого равна ______ см, что свидетельствует о_________
3. Полученные данные внесите в таблицу №1: Оценка физического развития студента(-ки) _____________________ (ф.,и., возраст) Таблица №1
4.Сравните эти данные со средними возрастными нормами (таблицы №2 и №3). Выберите показатели соответствующие Вашему возрасту и занесите их в таблицу № 4, указав также и показатель сигмы, взятый из этих же таблиц. Рассчитайте величину сигмального отклонения (отношение разницы между показателями к соответствующей сигме), занесите полученную величину в таблицу №4 и оцените его. Если разница лежит в пределах + 1 сигмы, то развитие показателя считается средним, если сигмальное отклонение < -1 сигма, то развитие показателя – ниже среднего, если оно > + 1 сигмы, то развитие – выше среднего. В случае превышения сигмального отклонения +2сигмы и более развитие признака считают высоким, а сигмальное отклонение ниже -2 сигм показывает низкий уровень физического развития. Средние возрастные показатели физического развития мальчиков и юношей в возрасте 6-19 лет Таблица №2
Средние возрастные показатели физического развития девочек и девушек в возрасте 6-19 лет Таблица № 3
5.По величине сигмальных отклонений основных показателей построить профиль (график) физического развития обследуемого. Оцените пропорциональность развития: если построенный график расположен в одной графе, то развитие данного обследуемого считают пропорциональным, если график захватывает две и более графы, то развитие - непропорциональное. Профиль физического развития
6. Сделайте заключение о степени физического развития обследованного студента: __________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Оцените уровень развития учащегося. Для этого внесите индивидуальные данные произвольно выбранного ребенка (из таблицы №4) и соответствующие средние возрастные показатели (из таблиц №2 и №3) в таблицу № 1. Постройте профиль физического развития ребенка на той же сетке другим цветом. Дайте заключение по уровню его физического развития: __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Варианты индивидуальных данных Таблица №4
8. Дайте определение следующим понятиям: Акселерация - ………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………… Антропометрия - ……………………………………………………………… …………………………………………………………………………………… Гетерохрония роста и развития - ……………………………………………... …………………………………………………………………………………… Онтогенез - …………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………… Развитие -............................................................................................................. …………………………………………………………………………………… Рост - ……………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………… Ретардация - …………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………… 9. По результатам проведенных исследований сделайте выводы:
Вопросы для самоконтроля: 1. Что понимают под паспортным и биологическим возрастом? 2. Основные составляющие развития? 3. Роль генотипа и среды в формировании организма ребенка? Литература: 1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология.– М.: Высшая школа, 1985, стр.21-48 2. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М.: Просвещение, 1990, стр.9–22. Лабораторная работа №2 Схема коленного рефлекса
Проведите эксперимент по выработке условного мигательного рефлекса на звонок, используя струю воздуха. Лабораторная работа №3 Тема: Исследование функциональных особенностей зрения. Цель работы: Изучить строение глаза. Освоить методику определения остроты зрения. Пронаблюдать рефлекторные реакции зрачка при действии различных раздражителей. Оборудование: муляж глаза, таблица «Зрительный анализатор», влажные препараты, таблицы для определения остроты зрения, указка. Задания: Характеристика отделов зрительного анализатора Таблица №6
3. Проведите следующие эксперименты, а результаты наблюдений занесите в таблицу № 7: Таблица №7
4. Объясните схему аккомодации хрусталика: _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
Литература 1. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Высшая школа, 1975, стр.393 – 426. 2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985, стр.138-150 3. Сапин М.Р.,Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Academa, 2002, стр. 420 – 431.
Лабораторная работа №4 Таблица № 10
- Проанализируйте полученные результаты, сравните их с данными из таблицы № 11 Показатели реакций ССС на нагрузку Таблица №11
5. Дайте оценку реакциям ССС, ответив на вопросы: а) Как можно объяснить изменение пульса и ЧСС после нагрузки? ______ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ б) Как изменилось систолическое давление испытуемого после нагрузки? Сравните полученный показатель с нормой, указанной в таблице №11: _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ в) Как изменилось диастолическое давление после нагрузки и в восстановительный период? ______________________________________________ _______________________________________________________________ г) Почему изменилось пульсовое давление после нагрузки? ____________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ д) Проанализируйте реакции сердечно-сосудистой системы испытуемого, учитывая его тренированность, состояние здоровья, самочувствие на момент эксперимента, наличие вредных привычек и других условий. Сделайте вывод: _________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Лабораторная работа №5 И РЕЖИМ ПИТАНИЯ Цель: научиться составлять суточный пищевой рацион, обосновывать его оптимальный режим и нормы и рассчитывать энергетический баланс организма. Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов, "Строение органов пищеварения", данные о своем весе, росте и возрасте. Ход работы: 1. Определите свой основной обмен. Методика определения основного обмена: - Используя таблицу № 17 (для мужчин) или таблицу № 18 (для женщин), найдите основное число, которое соответствует Вашему весу __________ккал - По таблицам №17 или №18 найдите второе число обмена: на пересечении линий, соответствующих Вашему росту и возрасту _________ккал. Сумма найденных чисел дает Ваш основной обмен за сутки: ………ккал + …… ккал = _______ккал - Отсюда основной обмен за 1 час равен: ……..: 24 = _____ккал
Определение основного обмена по данным веса, возраста и роста (мужчины) Таблица № 17
СЕМИНАР № 1 СЕМИНАР № 2 СЕМИНАР №3 СЕМИНАР № 4 Лабораторная работа №1 Тема: антропометриЯ. Оценка физического Развития ЧЕЛОВЕКА Цель: овладеть методикой оценки физического развития учащихся по антропометрическим показателям. Оборудование: медицинские весы, ростомер, сантиметровая лента, таблицы: «Показатели физического развития», «Измерение роста», «Измерение окружности грудной клетки». Задания: ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|