|
ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА)Г. Ульяновск 2008 Высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» Л. И. КОСТЮНИНА
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ: ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ, ЗАЩИТА (МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА)
Ульяновск – 2008 УДК 796.072.2 ББК 75.1 К -72
Рецензенты: Л.Д. Назаренко – доктор педагогических наук, профессор УГПУ им. И.Н. Ульянова И.В. Переверзева – кандидат педагогических наук, доцент УЛГТУ
Автор – составитель Л.И. Костюнина
К-72 Курсовая работа по специализации: подготовка, оформление, защита (методическое пособие для студентов факультета физической культуры) / Учебно-методическое пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений. – Ульяновск, 2008. – с.
Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями к выполнению курсовых работ ГОС ВПО-2 по специальности 033100 «Физическая культура». В пособии рассматриваются вопросы выбора темы, объекта, предмета исследования, особенности организации научно – исследовательской работы в области физической культуры и спорта, даны рекомендации по оформлению курсовой работы и ее защиты. Методическое пособие рекомендовано студентам факультетов физической культуры педагогических вузов очной и заочной формы обучения. УДК 796.072.2 ББК 75.1
© Л.И. Костюнина, 2008 © Ульяновский государственный педагогический университет, 2008 ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа по теории и методике избранного вида спорта является одной из форм приобщения студентов факультета физической культуры и спорта к самостоятельному получению знаний по программе курса. Выполнение курсовой работы нацелено на формирование у студентов творческих способностей к анализу и обобщению фактов, выработке навыков ведения научно-методической работы и простейших научных исследований. Самостоятельная исследовательская работа активизирует мышление и познавательную деятельность, углубляет теоретические и практические знания студентов. Студент за время обучения в университете выполняет две курсовые и выпускную квалификационную работу, в содержание которых могут входить вопросы по теории и методике физического воспитания, физиологическим основам физических упражнений. При этом основным научным исследованием будет квалификационная работа по специализации, другие исследования играют вспомогательную роль. В курсовой работе по специализации целесообразно использовать ранее накопленный теоретический и практический материал, полученный в практической деятельности. Такой подход способствует углублению разносторонних знаний в избранной специализации, а следовательно, улучшению качества профессиональной подготовки. Тематика курсовых работ ежегодно пересматривается и утверждается соответствующей кафедрой. Студент имеет право предложить свою тему, но обязательно с аргументацией целесообразности ее разработки. В этом случае название темы согласовывается с научным руководителем и утверждается на заседании кафедры. После утверждения темы составляется план работы. Выполненные курсовые работы представляются на кафедру в сроки, установленные в соответствии с учебным планом факультета.
КЛАССИФИКАЦИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ
Курсовые работы могут быть выполнены на основе: а) анализа и обобщения литературных данных по выбранной теме; б) изучения и обобщения передового опыта физкультурных организаций, а также многолетнего опыта педагогической работы; в) проведения педагогических наблюдений или эксперимента. В зависимости от этого различают: ü теоретические (реферативного характера); ü эмпирические (методические); ü конструкторские; ü экспериментальные. Реферативные работы показывают, насколько глубоко студент изучил научно-методическую литературу по проблеме исследования, его умение анализировать, обобщать и формулировать выводы. Экспериментальные работы требуют знания нужной литературы, умения проводить эксперименты, обобщать сведения и делать выводы (исследования в области физической подготовки или техники, тактики, методики подготовки спортсменов, планирования и др.). В работах эмпирического характера студент должен продемонстрировать умение анализировать технику, тактику, физическую или психологическую подготовку, обобщать и обосновывать методику обучения и тренировки (например, в боксе - анализ ведения боя, методику обучения и тренировки на ближней дистанции или методику обучения и тренировки ведения боя с разными по стилю противниками и т. п.). Конструкторские работы связаны с изобретательской деятельностью студентов (разработка новых тренажерных устройств, программ и т.д.).
КАК НАПИСАТЬ КУРСОВУЮ РАБОТУ: ЧТО ДЕЛАТЬ, С ЧЕГО НАЧАТЬ? Написание курсовой работы включает в себя: Ø Выбор темы. Ø Составление плана исследований. Ø Объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования. Ø Выбор методов исследования. Ø Математические методы обработки полученных данных исследования Ø Оформление работы.
Выбор темы От выбора темы и определения конкретных задач работы зависит успешность ее написания. Для того чтобы выбор темы был удачным, необходимо: искать ее в сфере своей педагогической деятельности (в общеобразовательной школе, школах-интернатах, ДЮСШ, в коллективах физической культуры и спортивных клубах предприятий, кафедрах физического воспитания вузов и т.д.); учитывать личные интересы, способности и уровень теоретической подготовки. При выборе темы студентам целесообразно руководствоваться следующими рекомендациями: Ø Тема должна быть актуальна (общий интерес к проблеме специалистов в области физической культуры и спорта, теоретическая и практическая значимость, требования современности и т.д.) Ø Необходимо учитывать: наличие базы, аппаратуры, помощников, консультантов, и т.п.; возможность привлечения в качестве испытуемых определенного контингента спортсменов; уровень своей подготовленности (опыт работы по теме; знания; владение методиками получения объективных данных и т. п. При этом нужно учитывать не только то, что уже имеет и знает исследователь, но и то, чему может он научиться в сроки, отведенные на подготовку к исследованию. Ø Тема должна быть по возможности интересной лично для студента. Работа над абсолютно неинтересной темой превращается в подневольный труд и в результате не приносит никакой пользы. Ø По данной теме должно иметься достаточное количество литературы. Поэтому лучше всего, вначале взять несколько привлекательных для вас тем, а затем, ознакомившись с библиотечными каталогами или информацией из Интернета, окончательно выбрать одну из них. Ø Имеющаяся по данной теме литература должна быть достаточно понятной для вас, чтобы вы смогли в научных текстах самостоятельно разобраться Ø Поставленная задача должна быть для вас посильной. Формулируя тему, вы тем самым делаете заявку на определенный результат. Для правильно выбранной темы курсовой работы характерна не обширность поставленных вопросов, а тщательная их разработка. Чрезмерно широкая тема требует большего количества поставленных задач, что не позволит изучить ее глубоко, а большой по объему накопленный материал студент не в состоянии проработать. Тема должна иметь очерченные границы, конкретизируемые задачами исследования.
2.2. Составление плана исследований
Прежде всего, надо наметить общий план, в котором определить сроки выполнения и содержание основных разделов курсовой работы: изучение литературы, обобщение опыта практической работы, проведения экспериментальных исследований и т. п.: Примерный план Тема __________________________________________________ Исполнитель ____________________________________________ Руководитель ____________________________________________ Начало работы ____________________ _______________________ Окончание работы _________________________________________ Объект исследования _________________________________ Предмет исследования______________________________________ Гипотеза исследования______________________________________________ Задачи исследования _______________________________________________ Методы исследования ______________________________________________ Этапы исследования____________________________________________ Результат работы (курсовая работа, статья и т.п.) _________________ Пути внедрения в практику ____________________________________________ Примерный календарный план
В тех случаях, когда работа не имеет экспериментального характера, раздел «Экспериментальные исследования» заменяется разделом «Изучение архивных документов» или «Углубленное изучение опыта практической работы» и т. п. На основе общего плана работы намечаются планы изучения литературы, обобщения опыта работы, проведения экспериментов и т. д. Первые варианты этих планов могут уточняться в процессе работы. Однако нужно стараться, чтобы изменения не отразились на сроках окончания работы в целом. При составлении плана работы нужно обратить внимание на правильное определение ее задач и выбора методов исследования. Например, основными методами получения объективных данных о технике будут методы фиксирования внешних проявлений двигательного акта (динамография, киносъемка, фотографирование), а также запись биотоков мышц, вспомогательными — физиологические наблюдения, врачебный контроль и т. д. Эффективность методик обучения исследуют при помощи визуальных наблюдений выполнения движения, тестирования физической и специальной подготовленности, фото- и киносъемки и т. п. При изучении проблем спортивной тренировки на первое место выдвигаются методики, позволяющие оценить способности и уровень развития двигательных навыков, специальных физических и волевых качеств спортсмена, подбор средств и методов, исследования процессов утомления и восстановления, планирования нагрузок в разные периоды подготовки, влияния тренировки на общее физическое развитие и укрепление здоровья спортсмена. Методики подбираются в соответствии с темой исследования.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|