|
Математико-статистические методы обработки полученных результатов исследования ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Большинство научных работ и области физкультуры и спорта, направлено на изучение зависимости одного явления от другого, например: зависимости спортивного результата от системы тренировки, успешности овладения навыками от методов обучения и т. д. Наиболее простой способ анализа результатов наблюдения — сопоставление средних арифметических величин. Определение средней арифметической величины показателей дает возможность сравнивать результаты и при неодинаковом численном составе групп. Однако простое сравнение средних арифметических величин не всегда достаточно характеризует исследуемое явление. Среднее арифметическое не дает представления о колебаниях отдельных показателей и более достоверно для небольшого количества случаев. При большом количестве данных анализ вариативности показателей требует специальной обработки, например вычисления среднего квадратического отклонения. Такая обработка данных необходима в большинстве случаев исследования проблем тренировки и техники. Нередко абсолютные показатели (в метрах, секундах, килограммах и т. п.) нужно перевести в относительные, так как сопоставление абсолютных величин во многих случаях не дает правильного представления о степени сдвигов изучаемых показателей. При анализе экспериментальных данных по результатам обследования относительно небольшой группы однородных объектов (выборка) составляется суждение о свойствах, характеризующих всю группу объектов (генеральная совокупность), в которую данная выборка входит как составная часть. Для этого необходимо, чтобы выборка была репрезентативной (представительной) по отношению к генеральной совокупности, т.е. она должна правильно отражать исследуемые свойства объектов всей совокупности. В этом случае должны быть выполнены два основных условия: 1-выборка взята из нормального распределения; 2-выборка должна быть случайной. Разнообразие значений подчиняются определенным законам, называемыми законами распределения значений изучаемой случайной величины. Эти законы описываются с помощью функций, зависящих от небольшого числа величин, называемых параметрами распределения. Нормальное распределение, подчиняющееся закону Гаусса, характеризуется двумя параметрами: математическим ожиданием (центром тяжести распределения значений признака); стандартным отклонением (степень рассеивания отдельных значений признака вокруг истинного значения). Обе эти величины заранее неизвестны, по каждой выборке можно получить только их оценки, тем более точные, чем больше объем выборки . Такими оценками служат: среднее значение : ; 2) среднеквадратическое отклонение от среднего значения (мера рассеяния отдельных наблюдений вокруг математического ожидания), т.е.: 3) стандартная ошибка или арифметическая ошибка среднего (мера рассеяния отдельных средних, подсчитанных по выборкам одинакового объема n), т.е.: Правильная запись должна выглядеть так: . На практике наиболее часто решаются следующие задачи статистического исследования: 1) определения параметров распределения; 2) определение вероятности гипотезы, что две выборки происходят из одной генеральной совокупности; 3) определение связи между свойствами выборок. 1. Для проверки нормальности распределения существует много точных методов, но можно пользоваться и упрощенными правилами: а) все отклонения (100%) от среднего значения должны быть меньше 3 ; б) примерно 2/3 отклонений должны быть меньше 1 ; в) половина отклонений (50%) - меньше 0,675 . 2. Для решения вопроса о существенности различий средних величин выборок используются как параметрические, так и непараметрические критерии. Последние используются как для не связанных между собой пар (критерий знаков, критерий Вилкоксона - Манна - Уитни), так и связанных (критерий Вилкоксона), описанных в руководстве Е.В. Гублер, А.А. Генкин (1973). Из параметрических чаще всего используется критерий Стьюдента (t): Математические методы обработки полученных данных подробно изложены в книгах Г.Ф. Лакина “Биометрия”. М.: Высшая школа, 1990; “Основы математической статистики “. М.: ФИС, 1990.; Д.А. Новикова Статистические методы в педагогическом исследовании (типовые случаи).-М., 2004.; Ю.Д. Железняка, П.К. Петрова Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – 2005.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|