Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ литературных источников





 

Работа с литературой является одним из главных путей в сборе материала. Независимо от типа курсовой работы (реферативная, экспериментальная или связанная с обобщением опыта) она должна иметь литературный обзор по теме. Количество используемых источников должно быть не менее 20 для курсовой работы. Хорошее знание литературы помогает не только в выборе темы, определения ее актуальности, но и дает возможность конкретно сформулировать задачи курсовой работы.

В любой работе обзор литературы рассматривается как самостоятельное исследование. Содержание избранной темы излагается в определенной логической последовательности соответственно плану. При этом источники литературы должны быть критически проанализированы, сопоставлены различные точки зрения авторов и сделаны на основе этого собственные обобщения, замечания, суждения и т.д.

При анализе литературных данных нужно излагать не только доводы авторов, но и подкреплять или, наоборот, опровергать рассматриваемые положения примерами из собственной практики, высказываниями других авторов, опыта работы ведущих специалистов. Желательно отметить также те вопросы и проблемы, которые еще недостаточно изучены и не нашли широкого освещения в научно-методической литературе.

В исследованиях экспериментального характера литература, собранная и проанализированная по теме и методами исследования, оформляется в отдельный раздел курсовой работы под названием “Обзор литературы”, который предшествует изложению собственного материала.

В начале работы над курсовой работой следует ознакомиться со списком обязательной и дополнительной литературы, указанной в рабочих программах учебных дисциплин кафедры, на которой выполняется работа.



Затем следует обратиться к библиотечному каталогу. Для успешной работы в библиотеке необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

ü вы знаете автора книги или ее название – обратитесь к алфавитному каталогу;

ü вас интересует книга по определенной отрасли науки и техники – поможет систематический каталог;

ü вам необходима книга по какому-либо узкому специальному вопросу, обратитесь к предметному каталогу;

ü статьи из периодических изданий можно найти в систематических или предметных каталогах журнальных и газетных статей (при поиске журнальных статей можно просмотреть перечни статей, помещаемые обычно в последнем номере журнала за каждый год).

На основании библиографических справочников и каталогов библиотек составляется список литературных источников по проблеме исследования. Затем готовятся перечень вопросов и карточки для выписок. Изучая книгу или статью, не следует при первом же чтении делать выписки и конспекты. Первый раз надо прочитать всю книгу (или главу), отмечая на листе бумаги страницы и параграфы, в которых изложен интересующий материал. При втором чтении не обязательно перечитывать весь труд. Можно ограничиться повторным изучением отмеченных ранее разделов и страниц, конспектируя их содержание и заполняя карточки для картотеки. В одну карточку заносится мнение автора книги по одному вопросу. Таким образом, после обработки одной книги исследователь заполнит столько карточек, сколько вопросов он наметил. Столько же карточек будет заполнено после обработки следующей книги и т. д. Карточки складываются не по названиям книг, а по вопросам. После изучения литературы формируется картотека с мнением всех авторов по каждому из интересующих вопросов. В заключении изученная литература обобщается, формулируются выводы о состоянии разработанности вопроса в литературе. Работу над литературой можно закончить составлением сводной таблицы литературных источников.

Анализ документальных материалов

 

Многие стороны физического воспитания и спорта находят свое отражение в различных документах - планах и дневниках тренировок, протоколах соревнований и руководящих материалах, учебных планах, программах, материалах инспектирования, статистических отчетах и пр. Все эти документы преследуют практические цели, объективный анализ их может явиться ценным методом научной работы и сбора материала для курсовой работы.

Изучение документов планирования и учета может дать ценные сведения для работ, связанных с исследованием методики обучения, тренировки. В то же время нужно иметь в виду, что данные, полученные при анализе этих документов (журналов учета, дневников спортсменов, отчетных документов секций и т. п.) не всегда достаточно правильны. Поэтому нужно обработать большое количество таких документов, обобщить опыт практической работы. При использовании данных других исследователей, необходимо учитывать, что оценка результатов исследования давалась разными людьми, различной квалификации, в неодинаковых условиях; данные могут быть получены при помощи непроверенных измерительных приборов.

 

Беседа, интервью, анкетирование

Беседа применяется для получения дополнительной информации и проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов подлежащих выяснению. Беседа ведется в свободной форме, без записи ответов. В отличие от беседы в интервью исследователь задает выстроенные в определенной последовательности вопросы, ответы респондента могут записываться.

Наиболее распространенным методом опроса является анкетирование - получение ответов в письменной форме на систему стандартизированных, заранее подготовленных вопросов, отражающих задачи исследования. Анкетирование может быть направлено на изучение опыта учебно-воспитательной работы тренеров, учителей; содержание и методы проведения учебно-тренировочных занятий и т.д. Анализ результатов анкетирования не может быть конечным доказательством при установлении какой-либо методики занятий, но в совокупности с другими данными исследования они могут иметь значение для установления истины. При анкетировании особое внимание нужно обратить на определение перечня вопросов и их изложение. Не следует перегружать анкету большим количеством вопросов, а также ставить вопросы в слишком общей форме или в формулировке, допускающей различные толкования. Вопросы должны быть сформулированы конкретно и так, чтобы заполняющий мог ответить короткой фразой или одним словом «Да», «Нет», «Согласен» и т. д.

Педагогические наблюдения

В методике проведения педагогических исследований могут использоваться различные виды наблюдений. Педагогическое наблюдение как метод исследования рассматривается как целенаправленное восприятие какого-либо явления, процесса с целью получения фактического материала.

Объектом наблюдения могут быть:

ü задачи обучения и воспитания;

ü средства физического воспитания;

ü методы обучения и воспитания;

ü поведение занимающихся и преподавателя;

ü характер и величина нагрузки;

ü техника физических упражнений;

ü тактические действия;

ü продолжительность выполнения упражнений;

ü величина пространственных перемещений занимающихся или снарядов (длина разбега и т.д.);

ü количественные стороны процесса (число ударов, ускорений, бросков и т.д.).

Прежде чем проводить педагогические наблюдения, необходимо:

ü определить задачи;

ü наметить объекты наблюдений;

ü определить способы проведения наблюдений;

ü подобрать приемы фиксации полученных данных;

ü разработать схему наблюдений;

ü определить методы анализа собранного материала.

Эффективность проведения педагогических наблюдений значительно возрастает при использовании современных регистрирующих устройств, специальных приборов и технических средств.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.